Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Гааза. Немецкая Школа им. Ф.п. Гааза Школа им ганза ф п
  • Что было сказано на закрытом ужине в Вашингтоне
  • Магия чисел Луна во льве когда
  • Сонник ловить рыбу, к чему снится ловля рыбы во сне
  • К чему снится букет роз: подарить, покупать, найти, украшать
  • Приснилось золото: особенности толкования по сонникам
  • Излишне взысканные суммы зачет излишне. Зачет и возврат излишне уплаченных налогов

    Излишне взысканные суммы зачет излишне. Зачет и возврат излишне уплаченных налогов

    В процессе налогообложения иногда возникают ситуации, когда налог уплачивается либо взыскивается в большем размере, чем надлежит по закону. Переплата налога может произойти вследствие недостаточного знания налогового законодательства, расчетных ошибок, добросовестного заблуждения или других причин. Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть: 1) зачтена в счет предстоящих налоговых платежей налогоплательщика по этому или иным налогам; 2) направлена на погашение недоимки; 3) возвращена налогоплательщику.

    Институты зачета и возврата в налоговом законодательстве направлены на защиту прав и имущественных интересов налогоплательщиков. Кроме того, они в определенных случаях применяются и к налоговым агентам. Согласно п. 11 ст. 78 НК РФ правила зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога распространяются также на переплату сборов и начисленных пеней.

    Факт переплаты налога может быть обнаружен налоговым органом либо самостоятельно налогоплательщиком. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным факте и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В этом случае налоговым органом налогоплательщику может быть направлено предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Как правило, такая выверка проводится в случаях, когда отсутствует твердая уверенность в переплате налога. Зачет (возврат) переплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

    Если налогоплательщику было отказано в удовлетворении заявления о зачете (возврате) либо это заявление не было рассмотрено налоговым органом в установленные сроки, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней. В случае возникновения спора по вопросу осуществления зачета сумм излишне уплаченных либо взысканных налогов, в том числе по причине разногласий о размере переплаты, такой спор может быть передан налогоплательщиком на рассмотрение суда – путем предъявления иска о признании недействительным решения налогового органа либо иска о зачете уплаченных

    Подача налогоплательщиком в налоговый орган заявления о зачете излишне уплаченных сумм налога – обязательный элемент для судебной защиты его прав и законных интересов. Необращение с таким заявлением может быть расценено судом как несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, и он может оставить исковые требования налогоплательщика о зачете без удовлетворения. Что касается возврата излишне взысканного налога, для этой процедуры досудебный порядок урегулирования спора налоговым законодательством не предусмотрен, поэтому исковое заявление о возврате излишне взысканного налога подлежит судебному рассмотрению и без предварительного обращения налогоплательщика в налоговый орган с соответствующим заявлением.

    Зачет переплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется следующим образом. «Предстоящими платежами» в контексте ст. 78 НК РФ признаются налоги и сборы, пени, а также недоимка. Налогоплательщик должен подать письменное заявление в налоговый орган, который рассматривает такое заявление и в течение 5 дней после его получения выносит решение о зачете. При этом обязательным условием выступает направление всей зачтенной суммы в тот же бюджет, в который ранее была направлена переплаченная сумма налога. Налогоплательщик должен быть проинформирован налоговым органом о вынесенном решении не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

    По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма переплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки. Таким образом, налогоплательщик вправе по собственному усмотрению распорядиться переплаченной суммой налога, указав в своем заявлении, куда ее следует направить. В любом случае эта сумма должна быть направлена в тот же бюджет, в который направлялась переплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если у налогоплательщика имеется недоимка по другим налогам.

    Возврат излишне уплаченного налога производится налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. При наличии у него недоимки или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат производится только после зачета соответствующей суммы переплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

    Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Законодатель не устанавливает какого-либо срока для обращения налогоплательщика с заявлением о зачете сумм излишне уплаченного налога, то есть налогоплательщик не ограничен определенным сроком для реализации своего права на зачет переплаченного налога – соответствующим правоотношениям законодатель придает бессрочный характер. Возможность применения здесь по аналогии трехлетнего срока на возврат излишне уплаченного налога налоговым законодательством не предусмотрена.

    Пропуск трехлетнего срока давности не препятствует гражданину обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ) (Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О).

    Возврат излишне уплаченного налога осуществляется в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате. Этот срок имеет важное значение при решении вопроса о начислении процентов. По общему правилу зачет (возврат) переплаченного налога производится без начисления процентов на эту сумму. Однако при несвоевременном возврате на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день просрочки. Процентная ставка равна ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата. Если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты начисляются на сумму переплаченного налога, пересчитанную по курсу ЦБ РФ на день, когда произошла излишняя уплата налога.

    Возврат суммы излишне уплаченного налога производится в валюте Российской Федерации за счет средств бюджета, в который произошла переплата налога. Если налог был уплачен в иностранной валюте, то суммы переплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу ЦБ РФ на день, когда произошла переплата налога.

    Возврат (зачет) излишне взысканного налога имеет свои особенности. При установлении факта излишнего взыскания налога налоговый орган обязан не позднее одного месяца сообщить об этом налогоплательщику. Сумма излишне взысканного налога подлежит безусловному возврату налогоплательщику. Однако при наличии у налогоплательщика недоимки или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету, возврат излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

    Решение о возврате излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика. Такое заявление может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. Этот срок является пресекательным, в случае его пропуска возврат налога возможен только в судебном порядке. Исковое заявление в суд должно быть подано в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. Решение о возврате излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение двух недель со дня регистрации заявления налогоплательщика, а судом – в порядке искового судопроизводства.

    Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет, в который были зачислены ранее суммы излишне взысканного налога. Начисление процентов компенсирует налогоплательщику имущественный ущерб, причиненный неправомерным взысканием с него государством излишних денежных сумм. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

    Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налогоплательщику не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм – в течение одного месяца после вынесения такого решения. Возврат суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов производится в валюте Российской Федерации за счет средств того бюджета (внебюджетного фонда), в доход которого излишне взысканный налог был зачислен ранее.

    В некоторых случаях налогоплательщик исполняет свою налоговую обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим налоговым законодательством. Переплата налогов, сборов или пеней может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставке рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом. Результатом подобных ошибок становится перечисление в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд денежной суммы в большем, чем причитается, размере.

    Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

    По общему правилу зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога (сбора) или пени производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму. Исключение приводится в п.9 ст.78 НК РФ, согласно которому возвращаемая налогоплательщику сумма налога (сбора) включает проценты за пользование чужими денежными средствами при условии, что налоговым органом нарушен месячный срок на возврат переплаченной суммы.

    Факт переплаты может быть установлен как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Обязанностью фискального органа является сообщение налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты налога и о размере этой переплаты. Налоговые органы должны сообщать о переплате не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенные в течение 10 дней.

    Практика финансовой деятельности показывает, что налоговые органы не всегда могут достоверно установить факт переплаты налога. В подобных ситуациях налоговый орган вправе предложить налогоплательщику провести совместную выверку уплаченных налогов. Результаты совместной проверки финансовой деятельности налогоплательщика оформляются актом и подписываются соответственно налоговым органом и налогоплательщиком.



    При установлении факта переплаты зачет излишне уплаченных денежных сумм осуществляется одним из двух способов – по письменному заявлению налогоплательщика либо на основании решения, вынесенного налоговым органом по собственной инициативе.

    Зачет излишне уплаченных налогов в счет будущих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. Такое заявление рассматривается налоговым органом в течение пяти дней с момента получения, и по результатам рассмотрения выносится решение. Принятие налоговым органом положительного решения возможно только при условии, что будущие платежи предназначены для зачисления в тот же бюджет (внебюжетный фонд), что и переплаченная сумма. О результатах рассмотрения обращения налогоплательщика и о вынесенном решении налоговые органы обязаны проинформировать заявителя не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

    Переплата налога не означает лишения налогоплательщика права собственности на излишне перечисленные в доход казны денежные суммы. Вместе с тем налоговым законодательством ограничивается право частного субъекта по распоряжению перечисленной суммой, поскольку п.5 с.78 НК РФ устанавливает направления ее использования: излишне уплаченная или излишне взысканная сумма налога засчитывается в счет предстоящих налоговых платежей, она может направляться на уплату пеней или погашение недоимки. Налогоплательщик вправе сам указать в своем заявлении, куда направить средства, образовавшиеся за счет переплаты.

    Если у налогоплательщика не имеется задолженностей перед бюджетной системой или внебюджетными фондами, то переплаченная денежная сумма подлежит возврату. Налоговым законодательством установлены различные механизмы возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов (сборов).

    Возврат излишне уплаченных налогов возможен исключительно на основании письменного заявления налогоплательщика. налоговое законодательство определяет срок давности для подачи подобного заявления: три года со дня уплаты излишней суммы налога (сбора). В случае, когда сумма переплаты налога превышает имеющуюся у налогоплательщика недоимку или задолженность по пеням, вначале производится зачет переплаченной суммы и налоговых задолженностей. Возврату будет подлежать только оставшаяся разница.

    Излишне уплаченные денежные суммы подлежат возврату в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. Возврат производится за счет средств того бюджета (внебюджетного фонда), в доходную часть которого была произведена переплата.

    Возврат излишне взысканных налоговых платежей осуществляется на основании установленного факта переплаты обязательных платежей, который произошел в результате исполнения налогоплательщиком решения налогового органа. Механизм возврата излишне взысканных налоговых сумм предусматривает административный и судебные способы. Обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате суммы налога налогоплательщик имеет право в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания денежной суммы в счет налоговых платежей. Установленный срок является пресекательным, поскольку по истечении одного месяца налогоплательщик лишается права возврата переплаченных платежей в административном порядке. Дальнейшая защита имущественного права налогоплательщика относительно возврата излишне взысканного налога осуществляется в судебном порядке. Исковое заявление может быть подано в суд в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания.

    Налоговый орган обязан рассмотреть письменное обращение налогоплательщика о возврате излишне взысканных сумм в течение двух недель со дня регистрации этого заявления. По результатам рассмотрения заявления начальником (его заместителем) налогового органа выносится решение. В случае признания налоговым органом факта излишнего взыскания налогов, неправомерно начисленные суммы подлежат возврату налогоплательщику с начислением на них процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ. Неправомерно взысканные суммы возвращаются за счет средств того бюджета, в доход которого они были зачислены.

    В целях защиты нарушенных прав налогоплательщиков законодательством определены сроки возврата излишне взысканных денежных сумм: налоговый орган обязан возвратить сумму переплаты не позднее одного месяца со дня принятия соответствующего решения начальником (его заместителем) налогового органа или вынесения решения судом.

    Гарантией своевременного возврата излишне взысканных сумм налогов служит норма п.4 ст.79 НК РФ, согласно которой проценты за данную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

    Одним из существенных элементов юридической конструкции налога является порядок зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога. Как отмечалось ранее (см. гл. 8 учебника), указанный элемент является факультативным, его отсутствие в законе о налоге не приводит к юридической негодности всей конструкции налога, но может привести к снижению эффективности налогового платежа.

    Идейной основой подхода о соотношении зачета и возврата, предусмотренных гл. 12 НК РФ, который получил наибольшее признание среди специалистов, явилась соответствующая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ . Суть ее сведена к тому, что по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) их возврата, восстановлением имущественного положения налогоплательщика, поскольку зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее. Возврат же излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней .

    С правовой точки зрения, излишняя уплата (переплата) налога представляет собой внесение налогообязанным субъектом налога в большем размере, чем от него требуется в соответствии с актом законодательства о налогах и сборах. Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик самостоятельно, без участия налогового органа, допускает ошибку в расчетах, в том числе в силу добросовестного заблуждения, незнания налогового законодательства. По своей сути, излишняя уплата налогов является нарушением налогового законодательства, в результате которого бюджетная система получает от налогоплательщика сумму бо́льшую, нежели действительный размер его налоговой обязанности. В результате излишней уплаты налога налогоплательщиком бюджетная система обогащается без правовых оснований.

    Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику, или может быть зачтена в счет предстоящих налоговых платежей или в счет погашения недоимки по этому или другим налогам.

    При зачете излишне уплаченных налогов движения денежных средств от публичного образования налогоплательщику не происходит. Зачет заключается в погашении взаимных денежных требований : публичного образования – об уплате налога, и налогоплательщика – о возврате излишне уплаченного налога.

    Возврат переплаченных налогов заключается в перечислении налогоплательщику денежных средств, ранее излишне им уплаченных.

    Порядок зачета и возврата излишне уплаченных налогов и сборов определен в ст. 78 ПК РФ и является одинаковым для всех налогов (сборов). Он также распространяется на зачет и возврат излишне уплаченных сумм пеней и штрафов. Определенные особенности зачета и возврата переплаченных налогов могут устанавливаться применительно к отдельным налогам и сборам, например, к государственной пошлине.

    От излишней уплаты налогов следует отличать их излишнее взыскание. В последнем случае зачисление в бюджет налога происходит в результате неправомерного применения налоговым органом мер принудительного исполнения налоговой обязанности. Излишнее взыскание будет иметь место и при обращении взыскания на имущество налогоплательщика (ст. 46–48 НК РФ), и даже при добровольном исполнении налогоплательщиком требования, выставленного налоговым органом в соответствии со ст. 69 и 70 НК РФ.

    Порядок возврата и зачета излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов определен в ст. 79 НК РФ.

    Как справедливо отмечает И. И. Кучеров, от зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов следует отличать возмещение косвенных налогов . Возмещение (зачет и возврат) косвенных налогов является элементом механизма взимания таких налогов, как НДС и акцизы, и не связано с излишней уплатой налогоплательщиком указанных налогов в бюджет. Возмещение косвенных налогов осуществляется по специальным правилам, установленным нормами глав НК РФ о соответствующих налогах.

    Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов осуществляется в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. Особенности проведения зачета (возврата) в отдельных случаях регламентируются также другими статьями НК РФ. Так, ст. 49 НК РФ определен порядок зачета излишне уплаченных налогов при ликвидации организации. Также имеются особенности при зачете и возврате излишне уплаченной государственной пошлины.

    Налоговым законодательством установлен одинаковый порядок возврата, как излишне уплаченных налогов и сборов, так и авансовых платежей по налогам, а также излишне уплаченных сумм пеней и штрафов.

    При наличии у налогоплательщика сумм излишне уплаченных налогов переплата может быть:

    • – зачтена в счет погашения недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам;
    • – зачтена в счет предстоящих платежей по данному налогу или другим видам налогов;
    • – возращена налогоплательщику.

    Для осуществления зачета (возврата) требуется волеизъявление налогоплательщика, выраженное в соответствующем письменном заявлении. Вместе с тем налоговые органы наделены правом самостоятельно, без заявлений налогоплательщиков погашать недоимку по налогам и сборам, задолженность по пеням и штрафам за счет имеющейся переплаты.

    Зачет излишне уплаченных налогов осуществляется по видам налогов. Так, излишне уплаченные федеральные налоги могут быть зачтены только в счет погашения недоимки по федеральным налогам и сборам. Переплата по региональным и местным налогам и сборам может быть зачтена только в счет погашения недоимки соответственно по региональным и местным налогам и сборам.

    Зачет и возврат излишне уплаченных налогов (сборов) осуществляется на основании решения налогового органа по месту учета налогоплательщика. Как известно, налогоплательщики могут состоять на учете в налоговых органах по различным основаниям: по месту своего нахождения или месту жительства, по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого имущества или транспортных средств (ст. 83 НК РФ). Один и тот же налогоплательщик при наличии соответствующих оснований может одновременно состоять на учете в нескольких налоговых органах. В этом случае, как показывает правоприменительная практика, зачет и возврат излишне уплаченных налогов осуществляет налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.

    Вместе с тем в отношении некоторых категорий налогоплательщиков возможны исключения. Так, решение о зачете (возврате) налогов в отношении крупнейших налогоплательщиков принимают налоговые органы, в которых указанные налогоплательщики состоят на учете в качестве крупнейших налогоплательщиков.

    На сумму излишне уплаченного налога, по общему правилу, проценты не начисляются. В данной норме воплощена идея о том, что в случае переплаты налогов, государство нс должно компенсировать налогоплательщику связанные с этим имущественные потери. Проценты подлежат начислению и уплате налогоплательщику, только если налоговым органом нарушен срок возврата излишне уплаченного налога.

    На налоговые органы возложена обязанность информировать налогоплательщиков о каждом ставшем известным факте переплаты налогов. Статьей 78 НК РФ установлено, что соответствующие сведения сообщаются налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения излишней уплаты налога.

    Если налоговым органом будет установлен факт возможной переплаты налогов, то он вправе выступить с инициативой проведения совместной сверки расчетов по налогам. Аналогично, налогоплательщик при обнаружении возможной излишней уплаты налогов вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении совместной сверки налогов. Если в ходе проведения совместной сверки расчетов по налогам возникают разногласия, то в целях их урегулирования налогоплательщик вправе представить в налоговый орган документы (расчеты налогов, налоговые декларации, платежные поручения и другие документы), подтверждающие факт излишней уплаты налогов и ее размер.

    По результатам совместной сверки оформляется соответствующий акт, подписываемый налогоплательщиком и налоговым органом. В указанном акте подлежат отражению сведения как о переплате по налогам, так и (при наличии) имеющаяся недоимка.

    Таким образом, совместная сверка расчетов по налогам – это важная процедура, в ходе которой устанавливается наличие переплаты и ее размер.

    По общему правилу, в случае наличия недоимки налоговый орган самостоятельно осуществляет ее зачет за счет излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налогов того же вида (федеральных, региональных или местных). Как разъяснил Конституционный Суд РФ, осуществление налоговым органом такого зачета направлено на обеспечение баланса публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства, и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога. Указанное полномочие налоговых органов направлено на защиту прав не только государства или иного публично-правового образования, но и самого налогоплательщика, поскольку исключает дальнейшее начисление пеней, применение налоговых санкций и мер принудительного характера .

    Зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки – это прямая обязанность налоговых органов. С момента такого зачета обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной (п. 3 ст. 45 НК РФ).

    В дополнение к нормам, определяющим порядок проведения зачета в счет погашения недоимки, правоприменительной практикой сформировано очень важное правило. Налоговый орган осуществляет зачет излишне уплаченных сумм налогов только в счет погашения недоимки, срок взыскания которой не истек. Не допускается зачет излишне уплаченных сумм налогов в счет погашения безнадежной недоимки. В данном случае приоритет имеет ст. 59 НК РФ, в соответствии с которой безнадежные долги по налогам, сборам, пеням и штрафам списываются с налогоплательщика.

    Зачет излишне уплаченных налогов в счет погашения недоимки осуществляется на основании решения налогового органа, принимаемого в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения факта излишней уплаты налога, подписания акта совместной сверки расчетов по налогам или вступления в силу решения суда.

    О принятии решения о зачете налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика в течение пяти рабочих дней с даты его принятия.

    Следует отметить, что возложение на налоговый орган обязанности по самостоятельному проведению зачета налогов в счет погашения недоимки нс препятствует налогоплательщику обратиться с письменным заявлением о проведении зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки. В данном случае налоговый орган обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налогоплательщика (подписания акта совместной сверки) принять решение о зачете. О принятом решении не позднее 5 рабочих дней налоговый орган информирует налогоплательщика.

    Если сумма переплаты превышает сумму задолженности, а равно, если задолженность по соответствующему виду налогов отсутствует, налогоплательщик вправе распорядиться образовавшейся разницей, в том числе подать заявление о ее зачете в счет будущих платежей по этому или другим налогам, или же о возврате переплаченного налога. С соответствующим заявлением налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган в течение трех лет со дня излишней уплаты налога. Вместе с тем пропуск установленного трехлетнего срока не является препятствием для обращения налогоплательщика в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченного налога. При этом подлежит применению общий срок исковой давности – три года с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога . Суд, рассматривая конкретное дело, вправе восстановить пропущенный по уважительной причине срок возврата излишне уплаченного налога.

    Заявление налогоплательщика о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей подлежит рассмотрению налоговым органом, и решение о зачете должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налогоплательщика. О принятом решении налоговый орган должен сообщить в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.

    Как отмечалось выше, возврат налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога осуществляется только по его письменному заявлению и только при отсутствии у него недоимки по тому же или другим налогам того же вида. Если такая недоимка имеется, то возврат осуществляется после проведения налоговым органом зачета в счет погашения недоимки.

    Возврат излишне уплаченного налога осуществляется на основании решения налогового органа, принимаемого в течение 10 рабочих дней после получения письменного заявления налогоплательщика на возврат налога или подписания акта совместной сверки расчетов по налогам. В этот же срок налоговый орган обязан направить в территориальный орган федерального казначейства поручение на возврат денежных средств налогоплательщику. Указанная сумма подлежит возврату налогоплательщику в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством.

    Общий срок возврата, включающий в себя принятие решения налоговым органом, и также перечисление денежных средств налогоплательщику, составляет один месяц со дня получения заявления налогоплательщика. О дате возврата и сумме возвращенных денежных средств территориальный орган Федерального казначейства обязан сообщить налоговому органу.

    В случае пропуска установленного срока на сумму невозвращенного налога начисляются проценты. Они рассчитываются исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России, за каждый календарный день просрочки.

    В ст. 49 НК РФ определены особенности зачета и возврата излишне уплаченных налогов в отношении ликвидируемых организаций-налогоплатсльщиков. Они заключаются в том, что зачет излишне уплаченных сумм налогов в счет предстоящих налоговых платежей не производится. Кроме того, имеющаяся переплата направляется на погашение недоимки по всем видам налогов, а не только недоимки по налогам того же вида.

    Зачет и возврат излишне уплаченной государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, которые определены в ст. 333.40 НК РФ. В частности, решение о возврате излишне уплаченной государственной пошлины принимается лицом или органом, уполномоченным на совершение юридически значимого действия, за которое была уплачена государственная пошлина. Возврат осуществляется по заявлению плательщика государственной пошлины, подаваемому в указанный орган (должностному лицу). Для возврата государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами, а также мировыми судьями, плательщик государственной пошлины должен обратиться с заявлением в налоговый орган по месту нахождения суда или мирового судьи, в котором рассматривалось дело. Государственная пошлина возвращается территориальным органом Федерального казначейства в течение общего срока, составляющего один месяц со дня подачи заявления плательщика государственной пошлины о ее возврате.

    Имеются особенности и при зачете государственной пошлины. Излишне уплаченные суммы указанного сбора могут быть зачтены только в счет уплаты государственной пошлины за совершение аналогичного юридически значимого действия.

    Зачет и возврат излишне взысканных налогов , сборов, пеней и штрафов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным уже упоминавшейся ст. 79 НК РФ. Этот порядок во многом схож с зачетом и возвратом излишне уплаченных сумм налогов, но имеет ряд существенных отличий.

    Во-первых, ст. 79 НК РФ не предусматривает возможности зачета излишне взысканного налога в счет предстоящих платежей по тому же или другим налогам. Согласно п. 1 ст. 79 ПК РФ излишне взысканный налог подлежит возврату налогоплательщику, за исключением случаев, когда у него имеется недоимка по налогам того же вида. В последнем случае возврат осуществляется только после проведения налоговым органом зачета излишне взысканного налога в счет погашения недоимки. При этом зачет осуществляется в отношении недоимки по соответствующим видам налогов (федеральным, региональным и местным).

    Хотя напрямую ст. 79 НК РФ не предусматривает возможности самостоятельного проведения налоговым органом зачета излишне взысканных налогов в счет погашения недоимки, правоприменительная практика исходит из допустимости такого зачета. При этом зачет осуществляется в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

    Во-вторых, на сумму излишне взысканного налога всегда подлежат начислению проценты. Они начисляются со дня, следующего за днем взыскания, до дня фактического возврата. Размер процентов определяется, исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Излишнее взыскание, т.е. неправомерное получение публичным образованием сумм налога в результате применения мер принудительного исполнения налоговой обязанности, причиняет ущерб налогоплательщику. Поэтому вполне закономерно применение мер, направленных на восстановление имущественного положения налогоплательщика (процентов), начиная со дня излишнего взыскания налога.

    В-третьих, установлен сокращенный срок для обращения в налоговый орган с заявлением (заявлением, представленным в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) о возврате излишне взысканного налога. С таким заявлением налогоплательщик вправе обратиться в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания или со дня вступления в силу решения суда. Между тем пропуск указанного срока не является препятствием для возврата излишне взысканного налога. В соответствии с п. 3 ст. 79 НК РФ налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате излишне взысканного налога в течение трех лет, со дня, когда он узнал или должен был узнать об излишнем взыскании налога. Таким образом, в некоторых случаях решение о возврате излишне взысканного налога может быть принято непосредственно судом, минуя процедуру принятия такого решения налоговым органом.

    Если налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне взысканного налога, то решение о возврате должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня получения такого заявления. До истечения указанного срока налоговый орган обязан направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат излишне взысканных сумм. Денежные средства, в том числе начисленные проценты, должны быть возвращены налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обращения с заявлением в налоговый орган.

    • См. постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.06.2004 № 2046/04, от 23.08.2005 № 5735/05.
    • Килинкарова Е. В. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных налогов: соотношение со смежными явлениями налогового законодательства // Арбитражные споры. 2009. № 3. С. 129–138.

    Константин Игонин
    Заместитель директора по правовым вопросам, "ЛИСТИКи ПАРТНЕРЫтм"

    Право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (далее - налогов) закреплено подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской федерации (далее НК РФ). Обязанность налоговых органов осуществлять возврат налогоплательщикам сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов установлена подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ.

    Порядок зачета и возврата указанных сумм регламентирован главой 12 НК РФ, состоящей из статей 78 и 79. При этом ст.78 регламентирует зачет или возврат излишне уплаченной, а ст.79 - излишне взысканной суммы налога.

  • До обращения в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налога налогоплательщик обязан обратиться с заявлением о возврате или зачете в налоговый орган.

    Зачет или возврат излишне уплаченного налога осуществляется в соответствии с п.п.4, 7 ст.78 НК РФ по письменному заявлению налогоплательщика. Решение о зачете должно быть принято налоговым органом в течение 5 дней после получения заявления (п.4 ст.78). Возврат должен быть осуществлен в течение одного месяца со дня подачи заявления (п.9 ст.78). Следовательно, нарушение права налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога не может иметь место до подачи им соответствующего заявления в налоговый орган.

    По общему правилу судебной защите подлежит нарушенное право - ст.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

    В этой связи в п.22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) от 28.02.2001 г. № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано:

    "Принимая во внимание положения статьи 78 Кодекса, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок."

    В принятии искового заявления, поданного налогоплательщиком, чьи права не нарушены, арбитражный суд отказывает на основании п.1 ч.1 ст.107 АПК РФ. А возбужденное по такому иску производство подлежит прекращению по п.1 ст.85 АПК РФ.

  • Определение момента исполнения налоговым органом обязанности по возврату налогоплательщику сумм налога путем их безналичного перечисления.

    Вопрос об определении момента исполнения денежного обязательства при осуществлении расчетов в безналичной форме долгое время вызывал споры. Проблема заключается в том, что при такой форме расчетов не совпадают момент выбытия перечисляемых плательщиком средств из его распоряжения и момент поступления этих же средств в распоряжение получателя.

    Представление плательщиком в банк документа, содержащего поручение о перечислении денежных средств получателю - лишь первый шаг к исполнению обязанности плательщика (должника в денежном обязательстве) "доставить" безналичные деньги их получателю (кредитору). На основании названного документа банк, связанный с плательщиком договором банковского счета, должен выполнить по его поручению перевод денежных средств - обеспечить их "доставку" до банка получателя. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по переводу денежных средств банк отвечает перед плательщиком, но не перед получателем платежа.

    В то же время, обязанность по зачислению на счет получателя поступивших для него денег лежит на банке получателя, связанном с получателем также договором банковского счета. Ответственность за незачисление или несвоевременное зачисление на счет получателя поступивших для него (то есть зачисленных на корреспондентский счет банка) средств несет банк получателя.

    В арбитражной практике по разрешению гражданско-правовых споров выработан основанный на изложенных посылках подход, в соответствии с которым моментом исполнения денежного обязательства признается поступление денежных средств на корреспондентский счет банка получателя.

    Пленум ВАС РФ не нашел оснований для применения иного подхода в отношении определения момента исполнения налоговым органом обязанности по возврату налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, указав в п.23 Постановления от 28.02.2001 г. № 5 следующее:

    "При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк."

  • Особенности зачета или возврата сумм налога налоговым агентом, осуществляющим удержание сумм налога с налогоплательщика.

    В соответствии с пунктом 11 статьи 78 НК РФ, установленные названной статьей правила зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога распространяются также и на налоговых агентов.

    Особенность применения рассматриваемого института в отношении налоговых агентов обусловлена спецификой их правового статуса в сфере налоговых правоотношений - согласно п.1 ст.24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию налога у налогоплательщика и по перечислению удержанных сумм в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Обращаем внимание на то, что в силу закона агент обязан удерживать и перечисляет в бюджет чужие денежные средства.

    Такая особенность послужила основанием для следующей рекомендации Пленума ВАС РФ (п.24 Постановления от 28.02.2001 г. № 5):

    "…Если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в том случае, когда возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего."

    Из приведенной позиции следует, что:

    • если налоговый агент перечислил в бюджет большую сумму, чем удержана им с налогоплательщика - агент имеет право на зачет или возмещение излишне перечисленной суммы на общих основаниях (поскольку речь идет об излишне уплаченных собственных средствах налогового агента);
    • если на налогового агента законом не возложено осуществление возврата излишне удержанных с налогоплательщика и перечисленных в бюджет сумм - право на зачет или возврат суммы налога возникает непосредственно у налогоплательщика и осуществляется по его инициативе в общем порядке.

    Обязанность по возврату сумм налога, излишне удержанных налоговым агентом с налогоплательщика, предусмотрена в частности в отношении налога на доходы физических лиц. В соответствии с пунктом 1 статьи 231 НК РФ "излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления". С учетом данных Пленумом ВАС РФ разъяснений налоговый агент (например - работодатель), удержавший с налогоплательщика (например - работника) излишнюю сумму налога и перечисливший ее в бюджет, имеет право требовать возврата этой излишней суммы из бюджета, поскольку обязанность по ее возврату непосредственно налогоплательщику возложена на него.

  • Способы защиты права налогоплательщика на зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов.

    Практически все действующие законы Российской Федерации предусматривают возможность судебной защиты прав и интересов субъектов, чьи отношения регулируются законом. Не является исключением в этом отношении и НК РФ. Возможность разрешения спора о зачете или возврате излишне уплаченного или взысканного налога также предусмотрена гл.12 НК РФ.

    Однако, реализацию права на судебную защиту нередко затрудняет отсутствие в законе формулировки предмета иска, которым может быть защищено нарушенное право. НК РФ в данном случае также исключением не является.

    В отношении зачета или возврата суммы налога права налогоплательщика могут быть нарушены в результате вынесения налоговым органом решения о полном или частичном отказе в удовлетворении заявления налогоплательщика. В таком случае налогоплательщик имеет возможность требовать в судебном порядке признания недействительным (полностью или частично) этого решения - то есть ненормативного акта государственного органа, не соответствующего законам или иным нормативным правовым актам и нарушающего права и законные интересы налогоплательщика. В данном случае используется прямо предусмотренная п.2 ст.22 АПК РФ (определяющей подведомственность дел арбитражному суду) формулировка предмета иска.

    В то же время, возможно нарушение прав налогоплательщика в иной форме - например, когда налоговый орган не принимает никакого решения по заявлению налогоплательщика, или не признает факта уплаты суммы налога в размере, в котором налог считает уплаченным налогоплательщик. Безусловно, права налогоплательщика в такой ситуации нарушаются и подлежат защите в суде. Но задача по определению (формулированию) предмета иска в данном случае затруднительна. Ошибка же в ее решении может стоить дорого - суд может сослаться на неподведомственность ему такого иска и отказать в принятии искового заявления (п.1 ч.1 ст.107 АПК РФ), либо прекратить производство по делу (п.1 ст.85 АПК РФ).

    В этой связи существенное значение имеет рекомендация Президиума ВАС РФ (п.25 Постановления от 28.02.2001 г. № 5): "Если же налоговый орган не принимает никакого решения по заявлению налогоплательщика, поданному в соответствии со статьями 78 или 79 НК РФ, либо в случае, когда между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор о том, можно ли считать конкретную сумму налога уплаченной в соответствии с пунктом 2 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик вправе обжаловать действия (бездействие) налогового органа (должностного лица) путем предъявления иска о зачете уплаченных сумм."

  • Возврат налогоплательщику-организации, применяющему упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, разницы между уплаченной стоимостью патента и суммой единого налога, исчисленной по установленной ставке исходя из фактически полученной в отчетном году выручки.

    Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество) как субъект малого предпринимательства в соответствии с ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и соответствующим законом субъекта РФ по месту своего нахождения получило патент на право применения в 1998 г. упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Расчетная стоимость патента, исходя из налоговой ставки 10% от валовой выручки, была уплачена Обществом в полном объеме. Между тем, налог по указанной ставке с фактически полученной Обществом в 1998 г. выручки составил значительно меньшую, чем стоимость патента, сумму. В возврате разницы между уплаченным и подлежащим по мнению Общества уплате налогом ГНИ Обществу отказано. Отказ обжалован в арбитражный суд.

    Решением, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции и федеральным арбитражным судом округа, в иске отказано.

    Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что при переходе субъекта малого предпринимательства на упрошенную систему налогообложения в любом случае годовая стоимость патента подлежит уплате в полном объеме, а разница между уплаченной суммой годовой стоимости патента и начисленной суммой единого налога из бюджета не возвращается.

    Пленум ВАС РФ занял иную позицию (Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2001 г. № 6365/99), указав следующее.

    Согласно п.2 ст.1 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ налогов и сборов (за исключением ряда налогов, закрытый перечень которых предусмотренных тем же ФЗ) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

    В соответствии со ст.5 того же ФЗ выплата годовой стоимости патента производится организациями ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемым органом государственной власти субъекта РФ. По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом уплаченной стоимости патента.

    Таким образом, для организаций предусмотрен порядок расчета с бюджетом путем предварительной уплаты стоимости патента, которая засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога исходя из фактически полученной валовой выручки (совокупного дохода). Основанием же для начисления и уплаты единого налога является валовая выручка, фактически полученная в отчетном периоде (квартале).

    Из ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" не следует, что излишне уплаченная организацией стоимость патента, являющаяся по своей правовой природе авансовым платежом, не подлежит возврату налогоплательщику (организации) или зачету в счет предстоящих налоговых обязательств.

  • Нормы ст.78 НК РФ не подлежат применению к возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику превышения суммы налоговых вычетов по НДС над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения указанным налогом.

    Президиум ВАС РФ в Постановлении от 10.04.2001 г. № 6654/00 указал, что статья 78 НК РФ устанавливает порядок возврата налогоплательщику суммы налога, которая излишне перечислена им непосредственно в бюджет. Право же на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость вследствие превышения в налоговом периоде уплаченных поставщикам сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров, имеет иное основание и осуществляется в ином порядке. Такая же позиция выражена и в ряде других постановлений.

    В приведенном постановлении спорная ситуация имела место до введения в действие Части второй НК РФ. Однако сформулированная позиция правомерна и с учетом содержания ст.176 НК РФ, которая предусматривает специальный порядок возмещения (зачета, возврата) налогоплательщику сумм налога на добавленную стоимость в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения.

  • Порядок уплаты пеней

    Начисление пеней

    Не начисляются:

    · Если не мог погасить недоимку из-за того, что наложен арест налог органом – препятствия созданы самим государством в лице соответствующих органов. Когда налогоплательщики заявляют это заявление, они должны доказать наличие причинно-следственной связи. Бремя доказывания на налогоплательщике. В суд практике сложные ситуации – вопрос возможности переложения бремени доказывания, если налогоплательщик предоставляет дефектные доказательства.

    · П.8 ст.75 и ст.111 НК в точности воспроизводят друг друга – основания для неначисления пеней. Вопрос вступления этого пункта в действие был спорен.

    · Смотри статью

    Иные нормы НК в ряде случаев регулируют вопросы отсутствия оснований для начисления пеней.

    Должно соблюдаться правило – одновременно или после уплаты налога в полном объеме.

    ВАС 6.11.2007 №8241/07 – пеня следует судьбе недоимки, если истекает пресекательные сроки взыскания, то пени не могут служить и не подлежат начислению.

    В первую очередь смотрим на ст.78 и 79 НК – это внешний зачет, кот производят налог органы, принимая соответствующие решение. есть внутренний зачет – осуществляется налогоплательщиком путем исправления налог базы, налог периода.

    Внешний зачет – ст.78 НК – посвящена зачету излишне уплаченных, 79 – излишне взысканных. Зачет или возврат предусматривается. В настоящий момент времени, если речь идет о зачете (хотя ВАС указывал, что зачет и возврат равноценные формы судьбы излишне уплаченных денежных средств). Если налогоплательщик выбирает зачет, то это одна из форм исполнения налог обязанности по ст.45 НК. Зачет производится по соответствующим видам.

    Теперь по ст.45 происходит уплата в бюджет систему в целом, а не в конкретный бюджет. Суммы излишне уплаченного налога мб зачтена в счет предстоящих платежей, либо по иным налогам соответствующего вида, по задолженности по пеням и штрафам. Можем осуществлять зачет в рамках допустимых платежей в рамках НК.

    Если излишне внесли сумму налога в бюджет, то никакого процента не начисляется в пользу налогоплательщика. Или осуществим возврат по заявлению.

    Процедура зачета. Вопрос выявления излишне уплаченной суммы. Не только выявление, но и о моменте образования излишне уплаченной суммы – зависит от механизма конкретного налогового платежа. Вопрос возникает о том, что 78 по процедуре направлена на то, что налоговый орган выявляет. Никто не запрещает выявить налогоплательщику, но тогда 71 говорит о том, что налогоплательщик заявляет об этом в налог орган. Если излишне уплаченную сумму выявляет сам налогоплательщик, то предъявляет уточненную налог декларацию.



    Излишне уплаченную может возникнуть в результате неучета своей налог льготы. Подает уточненную декларацию и снижают размер налога.

    Камеральная или выездная проверка может это выявить.

    Если налогоплательщик выявляет, то как правило подает декларацию – в этой ситуации налог орган не может сразу же вынести решение. 78 устанавливает сроки для принятия решения. Если декларируетесь, то у налог органа должна начаться камеральная налог проверка – должен проверить ваше заявление. В этом случае сроки для принятия решения должны начать отсчитываться в частности в качестве совокупности сроков.

    Зачет осуществляется по заявлению налогоплательщика, за исключением одного случая. вопрос исчисления 3-х летнего срока и срока защиты

    Не всегда можно точно определить момент образования излишне уплаченной суммы. Например НДФЛ. Лицо получает доход, в течение периода календарного года работодатель производит удержания, по итогам налог периода удержали определенную сумму. А налогоплательщик желая использовать право налог вычета, пересчитал и получается сумма меньшая, чем удержанная. В какой момент времени начинает течь срок? С какого момента нужно начать исчисление трехлетнего срока, когда признаем, что образовалась ситуация излишне уплаченного налога. Когда нужно подать декларацию? Кто-то говорит, что срок начинает течь, когда у налогоплательщика возникает право пересчитать соответствующую сумму. Одна из правовых позиций у ВАС – по итогам налог периода, когда подаем декларацию. Вопрос по авансовым платежам.

    Определение КС РФ от 21.06.2001 №173-О – требование о возврате суммы –эти требования дБ рассмотрены в порядке искового производства и должен действовать общий срок исковой давности. Применительно к проблематике исчисления сроков возникает вопрос, касающийся внутреннего зачета.

    В силу различного механизма уплаты того или иного платежа момент с которого должны отсчитываться сроки.

    Суды начинают искать всячески срок, с которого необходимо квалифицировать, что излишняя уплата – это ситуация была связана с НДС, когда суд начинает искать момент, когда налогоплательщик может обратиться суд за защитой, в примере этот момент очень сильно зависит от механизма уплаты налога. Механизм расчета налога (НДС) таков, когда вычет из соответствующей суммы налога будет больше, чем исчисленная стоимость налога – у налогоплательщика возникает право истребовать эти средства. Механизм возмещения из бюджета, при этом понимая, что налогоплательщик излишне уплаченных средств в бюджет не вносил. В данной конкретной ситуации, когда суд начинает искать, в какой момент времени возникло право на возмещение: когда налогоплательщик заявил или другой момент. Нет однозначности определения момента возникновения излишне уплаченной суммы. Суды связывают с моментом, кода налогоплательщик дБ узнать.

    По другому налогу – бывший налог уже отменен ЕСН. Суд искал момент, когда лицо узнало или дБ узнать о праве обращения в суд и поскольку не мог определить этот момент в пределах налог периода, то счел возможность определить это по итогам налог периода. Такие подходы тогда, когда невозможно определить с достоверностью размер суммы.

    Зачет по ст.78 НК – внешний зачет – производится на основании решения налог органа. Налогоплательщик подает заявление. Если налог орган принял решение о зачете в счет предстоящих платежей, то налогоплательщик принявший решение об исчислении отображает в налог декларации, предъявляет в налог орган. На практике бывают непростые ситуации, особенно, когда сумма зачета высока. Налогоплательщик должен понимать, что действует в пределах определенного срока.

    Право на излишне уплаченное – право налогоплательщика – может потребовать сумму излишне уплаченного обратно, но вопрос, в какой процедуре он должен сделать это.

    Налог органам налог зак-во дает возможность произвести зачет самостоятельно без заявления налог плательщика, если у него есть задолженность по пеням. Штрафам и иным видам налог платежей. Проведение самостоятельного зачета не лишает возможности налогоплательщика подать заявление. Как сказал КС полномочие налог органа в счет недоимки направлена на защиту прав самого налогоплательщика. Такое полномочие налог орган не может использовать эту ситуацию с возможностью зачета в счет недоимки и таким образом погасить требования в счет недоимки. Если налог орган утратил возможность принудительного взыскания в счет недоимки, то удовлетворить эти требования по недоимке в другом порядке, если у налогоплательщика появляется излишне уплаченное, не может.

    Возврат и зачет – равноценные формы исполнения налог обязанности.

    Внутренний зачет – зачет кот осуществляет налогоплательщик. Ст.54 НК БУДУТ ЗАДАЧИ. Исправление ошибок при исчислении налог базы и соответствующей суммы налога. Если налогоплательщик в 2012 году обнаружил, что он не правильно исчислил в 2008 году, то он может уточнить размер налог базы – подать уточненную декларацию. Если уточняем налог базу прошедшего года, то может возникнуть ситуация:

    · Либо недоимка

    · Либо излишне уплаченные

    · Либо не ошиблись

    Если ошиблись и недоимка и хотите исправить ситуацию и налог орган не обнаружил, то подаем уточненную декларацию и исправляем. Сложнее ситуация если ч.3 п.1 ст.54 – если налогоплательщик обнаружил ошибки в налог базе прошедшего года, то может осуществить изменение налог базы текущего периода с учетом ошибок в налог базе прошедшего периода. Тогда ничего делать не надо, происходит автоматически-математическое снижение суммы налога на ту сумму, кот переплатили в прошедшем году. Но вопрос возникает: если подаю уточненную декларацию за 2008 год и не ставлю объем в 2012 году и возникает сумма излишне уплаченных, то бегу в налог орган, а налог орган отказывает, так как прошли сроки. Поэтому ставим в декларацию 2012.

    Происходит зачет, но не налог органом а налогоплательщиком. А если это своеобразный зачет через перерасчет налог базы, то на него должны распространяться и нормы о зачете, в том числе и срок.

    Есть суд решения. Кот идут в пользу налогоплательщика. Если только речь идет о зачете, то процедуры ст.78 НК в полной мере должны в данной ситуации соблюдаться.