Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Гааза. Немецкая Школа им. Ф.п. Гааза Школа им ганза ф п
  • Что было сказано на закрытом ужине в Вашингтоне
  • Магия чисел Луна во льве когда
  • Сонник ловить рыбу, к чему снится ловля рыбы во сне
  • К чему снится букет роз: подарить, покупать, найти, украшать
  • Приснилось золото: особенности толкования по сонникам
  • Из чего состоит тарифная система. Тарифная система оплаты труда

    Из чего состоит тарифная система. Тарифная система оплаты труда

    Материальное вознаграждение, исходя из результатов профессиональной деятельности любого сотрудника, устанавливается работодателем в соответствии с его квалификацией, а также с учетом сложности, условий, количества и качества исполняемой работы. Для проведения дифференциации заработной платы применяется тарифная система оплаты труда. Она обеспечивает учет всех показателей участия работника в функционировании предприятия.

    В статье сто сорок третьей ТК РФ описывается тарифная система и ее элементы. Основными составляющими компонентами служат:

    Оклады, назначаемые по должностям;

    Коэффициенты, применяемые к тарифам.

    Основным элементом данной системы служат применяемые ставки. Они указывают на фиксированный размер оплаты профессионального участия работника при выполнении им трудовой нормы определенной степени сложности. Это показатель определяется за единицу времени. При его подсчете не учитываются стимулирующего, а также компенсационного характера. Тарифные ставки, относящиеся к первому разряду, указывают на размер минимального вознаграждения за неквалифицированный труд, затраченный в единицу определенного времени.

    Существует величина, отражающая уровень квалификации сотрудника. разряд. Имеется также показатель, величина которого говорит об уровне профессионализма работника. Им является квалификационная степень. Тарифная сетка отражает совокупность всех тарифных разрядов, приведенных в соответствие по определенным должностям и профессиям при участии тарифных коэффициентов. То есть это та шкала, при помощи которой наниматель определяет соотношение заработной платы при исполнении работ различных профессиональных уровней.

    В настоящее время законодательство по труду разрешает договорные и локальные регулировки уровней и системы вознаграждений работникам, а также объемы премий, тарифных ставок, оклада и иных стимулирующих выплат предприятие может определить самостоятельно, с отражением данных показателей в и локальном акте. Различные субъекты хозяйствования устанавливают свои тарифные сетки. Они отличаются количеством включенных в них разрядов и степенями возрастания применяемых к ним коэффициентов.

    В бюджетных организациях тарифная система оплаты труда устанавливается централизовано. Ее основой служит установленная ЕТС. Единая тарифная сетка введена в действие Постановлением Правительства РФ. Она представляет собой шкалу, являющуюся единой для всех. На ее основе определяются тарификации для начисления вознаграждения за деятельность служащих и рабочих. Тарифная оплата труда с применением ЕТС охватывает все существующие группы сотрудников предприятий и организаций, а также учреждений, которые находятся на бюджетном финансировании. Исключение составляют органы исполнительной и представительной власти. ЕТС включает в себя восемнадцать разрядов. Соотношение самого низкого и высокого окладов составляет один к четырем с половиной.

    Тарифная система оплаты труда в бюджетной сфере по ставке первого разряда не может быть ниже величины, утверждаемой для минимального вознаграждения за труд по стране. Этот показатель регулируется Правительством РФ.

    Разряды, отраженные в ЕТС, указывают на сложность производимой сотрудником деятельности. В зависимости от условий производства смогут осуществляться также различные компенсационные выплаты и доплаты.

    Тарифная система оплаты труда тех или иных категорий сотрудников, которые получают зарплату из бюджета, реализуется с применением отдельных нормативных и правовых актов. Например, Федеральным законом регулируется вознаграждение за труд работникам высших учебных заведений. Этим же нормативным актом утверждены величины надбавок к их должностным окладам.

    Тарифная система оплаты труда.

    Тарифная система - совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется распределение заработной платы работников различных категорий в зависимости от:

    Сложности выполняемой работы,

    Условий труда,

    Природно-климатических условий,

    Интенсивности труда,

    Характера труда.

    Основными элементами тарифной системы являются: тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки, тарифные сетки, тарифные коэффициенты и районные коэффициенты.

    Тарифно-квалификационный справочник(ЕТКС) представляет собой систематизированный перечень работ и профессий рабочих, имеющихся на предприятиях и в организациях. Он содержит необходимые квалификационные характеристики и требования, предъявляемые к рабочим.

    Работников относят к служащим, специалистам и руководителям на основе ЕТКС. Это нормативный документ, способствующий обеспечению рационального разделения труда, правильному подбору, расстановке и использованию кадров в соответствии со специальностью и квалификацией, обеспечивающий единство при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также при проведении аттестации руководителей и специалистов.

    Тарифные ставки выражают абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий работников за единицу рабочего времени. Исходной базой для определения тарифных ставок по разрядам является тарифная ставка 1 разряда, определяющая уровень оплаты наиболее простого труда.

    Различают часовые, дневные и месячные тарифные ставки. Устанавливаются они по каждому квалификационному разряду.

    Тарифные сетки представляют собой совокупность тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Они устанавливают соотношение в оплате труда в зависимости от сложности труда и уровня квалификации работников.

    Районные коэффициенты к заработной плате отражают изменение размеров заработной платы в зависимости от местоположения предприятия и являются средством межрайонного ее регулирования.

    9.Формы оплаты труда и условия их применения: повременная, системы сдельной заработной платы

    Оплата труда каждого работника должна находиться в прямой зависимости от его личного трудового вклада и качества труда. При этом запрещается ограничивать максимальный размер заработной платы и устанавливать заработную плату ниже минимального размера, определенного законодательством РФ. При этом доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты должны начисляться сверх указанного минимума.

    Действующее законодательство предоставляет организациям право самостоятельно выбирать и устанавливать системы оплаты труда, наиболее целесообразные в технических условиях работы. Виды, формы и системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, системы премирования фиксируются в коллективном договоре и других актах, издаваемых в организации.



    Различают два вида заработной платы: основную и дополнительную.

    К основной относится заработная плата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты и надбавки.

    Дополнительная заработная плата представляет собой выплаты за неотработанное время, предусмотренные трудовым законодательством. К таким выплатам относятся: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, выходное пособие при увольнении и т.д.

    Основными формами оплаты труда являются повременная и сдельная.

    Повременная оплата труда - это форма оплаты труда, при которой размер заработка рабочего зависит от его тарифного разряда и количества отработанного времени. Такая форма оплаты может выражаться в виде дневной, недельной или месячной заработной платы. Обычно повременная заработная плата применяется на производствах, где главную роль играет качество продукции; количество произведенной в единицу времени продукции не зависит от индивидуальных усилий рабочего (на автоматизированном производстве, конвейере); невозможно или очень трудно точно нормировать труд, определить нормы времени и выработки.

    Оплата труда бывает простая повременная и повременно-премиальная.

    Простая повременная оплата труда чаще всего применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих, технических специалистов и служащих, когда оплата труда не связывается с конечным результатом и непосредственно не влияет на качество продукции и услуг (в частности, для кладовщиков, табельщиков, кассиров, учетчиков, курьеров, вахтеров, лифтеров и др.).

    Простая повременная оплата труда подразделяется на почасовую, поденную и помесячную.

    При поденной оплате труда определяется размер дневной ставки, а заработок зависит от количества отработанных дней.

    Помесячная фактическая заработная плата рабочего-повременщика (Зф) рассчитывается по формуле:

    где Зн - установленный работнику месячный должностной оклад (заработная плата нормативная), грн.; Тф., Тн - продолжительность работы за месяц соответственно фактическая и нормативная,

    Простая повременная оплата эффективна в стабильных условиях производства с высоким качеством работы и дисциплиной труда.

    Повременно-премиальная оплата труда применяется тогда, когда условия производства и квалификация рабочих-повременщиков различаются существенно и необходимо учитывать не только дифференциацию в квалификации труда, но также психологические и экономические факторы.

    Сделать это можно за счет дополнительной заработной платы (3д), которая зависит от совокупности доплат и выплат за результаты и сложность труда:

    Зд = Зн (Ди + Дс + Дм + Дб + Дк + Дн),

    где Ди - доплата за интенсивность труда, %;

    Дс - доплата за совмещение профессий, %;

    Дм - доплата за многосменный режим, работу в вечернее и ночное время, %;

    Дб - доплата бригадирам и звеньевым, %;

    Дк - доплата за классность (например, водителям, машинисткам), %;

    Дн - доплата за ненормированный рабочий день, %.

    В итоге формула, по которой определяется повременно-премиальная заработная плата (Зп.пр.), приобретает такой вид:

    где Кп - коэффициент премирования, определяемый с учетом всех видов надбавок и доплат, %.

    Повременно-премиальная оплата труда позволяет теснее увязать размер заработной платы с конкретными задачами данного рабочего места, бригады (по лучшему использованию оборудования, экономии сырья, материалов и топлива, бережному обращению с инструментами и т. д.). При такой системе помимо основного тарифного заработка рабочий получает премию за достижение высоких показателей. Например, рабочие, ремонтирующие оборудование, премируются за безаварийную работу машин и механизмов, выполнение графиков ремонта.

    Для рабочих-повременщиков в зависимости от их специальности и характера производства могут быть установлены премии в размере 10, 15, 20 и 25 % тарифной ставки (оклада). Тем, кто занят на конвейерах, поточных линиях, производстве оборонной продукции, а также ремонтом технологического оборудования, размеры премий с разрешения министерств и ведомств могут быть увеличены до 30 % тарифной ставки (оклада).

    Производственные рабочие-повременщики, занятые на работах в экспериментальных и на опытных производствах, а также на испытании и доводке машин и других изделий, могут премироваться в размере до 40 % тарифной ставки (оклада).

    Применение повременно-премиальной оплаты труда требует четкого определения объема работ и обязанностей рабочего, установления норм обслуживания, учета показателей работы повременщика. За производственные упущения и нарушения трудовой дисциплины руководители имеют право полностью лишать работников премии или снижать ее размер.

    Для некоторых рабочих-повременщиков вместо тарифных ставок устанавливают твердые месячные оклады. К этой категории относятся рабочие, выполняющие вспомогательные работы, непосредственно не влияющие на результаты производства (например, рабочие складов, уборщицы производственных помещений, раздатчики инструментов, весовщики, кладовщики и др.).

    Последствия применения повременной заработной платы таковы:

    Рабочие имеют гарантированный доход, не зависящий от возможного снижения уровня производства;

    Рабочие не имеют возможности повысить свой заработок путем увеличения личной доли участия в производственном процессе (их индивидуальные усилия не стимулируются).

    Сдельная.

    При ней размер заработка рабочему начисляется за каждую единицу произведенной продукции или выполненного объема работ по сдельным расценкам, которые рассчитываются исходя из тарифной ставки, соответствующей разряду данного вида работ, и установленной нормы выработки (времени).

    Применение сдельной оплаты труда возможно только при соблюдении следующих условий:

    Имеются количественные показатели выработки, правильно отражающие затраты труда и возможность применить их с достаточной точностью;

    Рабочим созданы реальные возможности увеличить выпуск продукции (объем выполненных работ) по сравнению с установленными нормами;

    Существует необходимость увеличивать объем производства или выполняемых работ на данном рабочем месте;

    Выяснена эффективность затрат на организацию нормирования труда и точный учет изготовленной продукции или выполненного объема работ;

    Обеспечен рост выработки вследствие сдельной оплаты труда, исключающий ухудшение качества продукции, нарушение технологии производства и правил техники безопасности.

    Сдельная форма оплаты труда в зависимости от способа учета выработки и применяемых видов дополнительного поощрения (премии, повышенные расценки) подразделяется на системы: прямую сдельную, косвенную сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, аккордную. В зависимости от того, как определяется заработок рабочего - по индивидуальным или групповым показателям работы, - каждая из этих систем может быть индивидуальной или коллективной (бригадной).

    При прямой сдельной системе заработной платы труд рабочего оплачивается по расценкам за единицу произведенной продукции, которые определяются делением тарифной ставки разряда работы на соответствующую норму выработки или умножением тарифной ставки разряда работы на соответствующую норму времени. Общий заработок рассчитывается путем умножения сдельной расценки на количество произведенной продукции за расчетный период.

    Создавая значительную личную материальную заинтересованность рабочего в повышении индивидуальной выработки, прямая сдельная система оплаты труда в то же время слабо материально заинтересовывает его в достижении высоких общих показателей работы бригады, участка, цеха, а также в повышении качественных показателей работы, экономном расходовании материальных ценностей. Поэтому она чаще применяется в сочетании с премированием рабочих за выполнение и перевыполнение как общих, так и конкретных количественных и качественных показателей.

    При косвенной сдельной системе размер заработка рабочего ставится в прямую зависимость от результатов труда обслуживаемых им рабочих-сдельщиков. Эта система оплаты труда, как правило, применяется для оплаты вспомогательных рабочих, наладчиков и настройщиков в машиностроении, помощников мастеров в текстильной промышленности и др., занятых обслуживанием основных технологических процессов.

    Общий заработок рассчитывается либо путем умножения ставки вспомогательного рабочего на средний процент выполнения норм обслуживаемых рабочих-сдельщиков, либо умножением косвенной сдельной расценки на фактический выпуск продукции обслуживаемых рабочих. Расценка определяется как частное от деления тарифной ставки рабочего, оплачиваемого по данной системе, на суммарную норму выработки обслуживаемых ими производственных рабочих.

    При сдельно-премиальной системе рабочий сверх заработка по прямым сдельным расценкам дополнительно получает премию за определенные количественные и качественные показатели, предусмотренные действующими на предприятии условиями премирования.

    Премирование рабочих может осуществляться как из фонда заработной платы, так и из фонда материального поощрения на основе следующих показателей:

    Повышение производительности труда и увеличение объема производства, в частности выполнение и перевыполнение производственных заданий и личных планов, технически обоснованных норм выработки, снижение нормируемой трудоемкости;

    Повышение качества продукции и улучшение качественных показателей работы, например увеличение производства продукции высшего качества, повышение сортности продукции, бездефектное изготовление продукции и т.д.;

    Экономия сырья, материалов, инструмента и других материальных ценностей.

    Система премирования и размер премии определяются задачами улучшения деятельности предприятия, значением и ролью данного производственного участка, характером норм, объемом и сложностью плановых заданий.

    Премирование рабочих производится, как правило, по результатам работы за месяц.

    Эффективное применение сдельно-премиальной системы оплаты труда зависит, прежде всего, от правильного выбора показателей и условий премирования, которые должны зависеть непосредственно от результатов труда данного работника. Важное значение имеет также точный учет выполнения установленных показателей.

    При сдельно-прогрессивной системе заработной платы труд рабочего в пределах выполнения норм оплачивается по прямым сдельным расценкам, а при выработке сверх этих исходных норм - по повышенным расценкам. Предел выполнения норм выработки, сверх которого работа оплачивается по повышенным расценкам, устанавливается, как правило, на уровне фактического выполнения норм за последние три месяца, но не ниже действующих норм. Размер увеличения сдельных расценок в зависимости от степени перевыполнения исходной базы определяется в каждом конкретном случае специальной шкалой.

    К основным требованиям при использовании сдельно-прогрессивной системы следует отнести правильное установление исходной базы, разработку эффективных шкал повышения расценок, точный учет выработки продукции и фактически отработанного каждым рабочим времени.

    10.Понятие и сущность условий труда: факторы, формирующие условия труда, классификация условий труда по степени вредности и опасности, обязанности работника в области охраны труда

    Условия труда - это совокупность элементов (факторов) производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на функциональное состояние организма человека - здоровье, работоспособность, удовлетворенность трудом и его эффективность.

    Тарифная система – это совокупность нормативных актов, при помощи которых осуществляется дифференциация и регулирование размеров заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от тяжести, сложности, интенсивности труда и уровня квалификации, а также особенностей видов работ, производств, в которых заняты работники.

    Основными элементами, составляющими тарифную систему, являются: тарифные cетки, тарифные ставки и тарифно-квалификационные справочники.

    Тарифная сетка представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, с помощью которых определяются размеры тарифных ставок и окладов, то есть устанавливается зависимость оплаты труда от квалификации работников, сложности выполняемых работ и уровня управления.

    Тарифные коэффициенты характеризуют соотношения квалификационного уровня работников по разрядам и показывают, во сколько раз тарифные ставки последующих разрядов выше ставки первого.

    Тарифные ставки определяют величину оплаты труда работника соответствующего квалификационного разряда за единицу времени – час, день, месяц. На основе тарифных коэффициентов и тарифной ставки первого разряда осуществляется дифференциация тарифных ставок (окладов) по разрядам по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников. Учет в заработной плате других факторов ее дифференциации - условий, тяжести, напряженности труда, значимости сферы его приложения, отраслевых особенностей, количественных и качественных результатов индивидуального и коллективного труда осуществляется посредством других элементов организации заработной платы. По отношению к ним тарифная ставка (оклад), как оплата за норму труда является основой формирования всей заработной платы.

    Согласно ст.60 Трудового кодекса Республики Беларусь республиканскими тарифами оплаты труда являются часовые и (или) месячные тарифные ставки и должностные оклады, определяющие уровни оплаты труда для конкретных профессионально - квалификационных групп работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.

    Республиканские тарифы оплаты труда определяются в соответствии с Единой тарифной сеткой работников Республики Беларусь, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденными в установленном порядке, и тарифной ставкой первого разряда, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь.

    С 1 января 2003 г. Единая тарифная сетка (ЕТС) имеет следующие тарифные разряды (ТР) и тарифные коэффициенты (ТК) (Табл.5.2.):

    Таблица 5.2

    Значение тарифных коэффициентов

    Нарастание тарифных коэффициентов ЕТС по диапазонам разрядов установлено в следующих размерах: с 1 по 4 разряд – 16%, с 4 по 6 разряд – 10%, с 6 по 23 разряд – 7%.

    На основе Единой тарифной сетки обеспечивается дифференциация минимальной оплаты руда в зависимости от следующих факторов:

    сложности труда (квалификации) – в пределах одной профессии, должности; содержания и характера труда у рабочих, технических исполнителей, руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания, специалистов, руководителей объединений, предприятий, учреждений и организаций, функциональных и производственных подразделений; общих условий труда, сложности выпускаемой продукции (оказание услуг), социально-бытовых условий, режимов труда и отдыха и других специфических факторов, характерных для отрасли, видов деятельности.

    Рассчитываемые в соответствии с Единой тарифной сеткой работников Республики Беларусь и тарифной ставкой первого разряда, устанавливаемой Правительством, республиканские тарифы оплаты труда (месячные или часовые) представляют собой гарантию оплаты труда работников соответствующей квалификации отраслей, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.

    Для работников производственных отраслей Единая тарифная сетка состоит из 23 тарифных разрядов и имеет те же соотношения тарифных коэффициентов, что и для работников бюджетной сферы. Руководители предприятий обязаны применять республиканские тарифы для дифференциации оплаты труда работников как минимальные гарантии размеров оплаты труда.

    Тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих представляют собой систематизированные перечни работ и профессий рабочих, имеющихся на предприятиях и в организациях. В них сформулированы необходимые квалификационные характеристики и требования, предъявляемые к рабочим, выполняющим различные по содержанию, степени сложности и профилю работы, в отношении производственных навыков, профессиональных знаний, приемов труда, умения организовать рабочее место, а также с учетом характера ответственности, лежащей на работнике за правильное выполнение работы.

    Тарифно-квалификационные справочники предназначены для тарификации работ и присвоения разрядов рабочим. При помощи тарифно-квалификационных справочников производится тарификация рабочих с 1-го по 8-й разряд, что позволяет оценивать сложность той или иной профессии одним и тем же измерителем - номинальной величиной разряда.

    Тарифно-квалификационные требования к служащим определяются исходя из Квалификационного справочника должностей служащих (КДС).

    Механизм регулирования заработной платы в условиях рыночных отношений должен основываться на сочетании государственного и договорного регулирования. Система регулирования оплаты труда представлена на рисунке 5.1.

    Одной из основных задач государственного регулирования является установление минимальной заработной платы, тарифной ставки первого разряда и тарифных коэффициентов. Договорное регулирование заработной платы включает применение общего, отраслевых (тарифных) соглашений, коллективных и трудовых договоров.

    Понятие минимальной заработной платы дано в статье 59 Трудового кодекса Республики Беларусь, как государственный минимальный обязательный размер денежных или в натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда. В состав минимальной заработной платы не входят доплаты, надбавки, премии и другие компенсационные и поощрительные выплаты. Размер минимальной заработной платы определяется, исходя из минимального потребительского бюджета, который представляет собой минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а бюджет прожиточного минимума – стоимостную величину прожиточного минимума.

    Натурально–вещественная структура минимального потребительского бюджета формируется нормативным методом на основе системы потребительских корзин. Потребительская корзина - набор товаров и услуг, жизненно необходимых для человека: питание, одежда и обувь, белье, предметы культурно–бытового назначения, предметы санитарии, гигиены, лекарства, оплата жилья, коммунальные услуги, бытовые услуги, транспорт.

    Оплата труда работников предприятий осуществляется в порядке, определяемом коллективными договорами и соглашениями в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации.

    В связи с инфляцией, вызванной ростом цен на потребительские товары и услуги, производится индексация заработной платы. Индексация осуществляется на величину индекса потребительских цен с корректировкой для различных частей дохода по шкале нормативов, устанавливаемой Правительством Республики Беларусь. Это производится в том случае, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превышает пятипроцентный порог.

    Индексация заработной платы может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов).

    Тарифная система оплаты труда включает определенную совокупность нормативно-правовой базы, в рамках которой происходит регулирование и дифференциация величин заработной платы среди различных категорий и групп сотрудников в зависимости от степени трудности и интенсивности рабочего процесса, уровня квалификаций, а также особенностей типа производств и работ, на которых состоят граждане.

    Элементы тарифной структуры как инструмент оплаты труда

    Что же в себя включает тарифная система оплаты труда? Наиболее важными элементами, которые составляют тарифную структуру, выступают такие инструменты, как ставки, сетки и соответствующие коэффициентные показатели.

    Тарифная система оплаты труда рабочих включает общую совокупность различных квалификационных разрядов и имеющих к ним отношение коэффициентов, которыми рассчитывается величина тарифных окладов и ставок, то есть таким образом происходит установление зависимости оплаты труда от квалификации сотрудников, а также уровня сложности выполняемых работ и управления.

    Тарифные коэффициенты определяют соотношения квалификационных уровней граждан по их разрядам и наглядно демонстрируют, насколько тарифные ставки последующих показателей разрядов преобладают над ставками первого. Тарифная система оплаты труда включает следующие элементы, их рассмотрим ниже.

    Ставки и тарифные коэффициенты

    За счет тарифных ставок определяется уровень оплаты труда штатного сотрудника соответствующего квалификационного типа за одну единицу временного отрезка, например, часа, дня, либо месяца. На основе ставок и тарифных коэффициентов, имеющих отношение к первому разряду, происходит непосредственная дифференциация тарифных окладов по разрядам согласно признакам уровня сложности осуществляемых видов работ и степени квалификаций сотрудников.

    Согласно статье № 60 Трудового кодекса, тарифная система оплаты труда работников включает месячные либо годовые ставки.

    Включение в зарплаты иных факторов по ее дифференциации, таких как тяжесть, напряженность труда, условия, значимость области его применения, отраслевые нюансы, качественные и количественные результаты коллективного и индивидуального видов занятости, происходят за счет прочих инструментов составления денежной оплаты. В их отношении тарифная ставка или оклад в качестве оплаты труда за норму считается базой формирования общей заработной платы.

    Также тарифная система оплаты труда включает должностные оклады, которые определяют уровень оплаты рабочей деятельности для сотрудников учреждений. Они финансируются из бюджета, при этом активно используются государственные дотации.

    Государственные тарифы

    Выше мы рассмотрели, что тарифная система оплаты труда включает тарифные ставки. Данные нормы, направленные на оплату труда, рассчитываются исходя из единой сетки сотрудников, соответствующего справочника профессий, а также специалистов и служащих. Эта база была утверждена в рамках установленного порядка и тарифных ставок 1-го разряда.

    Увеличение тарифных коэффициентов единой тарифной сетки или сокращенно ЕТС по диапазонам разрядов действует в следующих объемах:

    • С первого по четвертый разряды на шестнадцать процентов.
    • С четвертого по шестой - на десять.
    • С шестого по двадцать третий разряды - на семь процентов. Как мы уже сказали, тарифная система оплаты труда включает элементы, и от этого зависит размер заработка.

    От чего зависит дифференциация минимального уровня оплаты труда?

    В рамках функционирования единой тарификационной сетки происходит обеспечение дифференциации минимального уровня оплаты труда в зависимости от таких факторов, как:

    • уровень сложности трудового процесса или квалификации в сфере той или иной профессии либо должности;
    • содержание и характер труда у работников, специалистов, руководителей подразделений и объединений в сфере административно-хозяйственного обслуживания, глав предприятий, организаций, учреждений, технических исполнителей, а также производственных и функциональных отделов;
    • общие условия трудовой деятельности, сложности, связанные с выпуском новой продукции и оказанием услуг, социально-бытовые факторы;
    • режимы работы и отдыха, а также прочие специфические нюансы, характерные для видов той или иной деятельности.

    Нюансы тарифной системы

    Мы рассмотрели, что в себя включает тарифная система оплаты труда рабочих.

    Рассчитываемые согласно единой тарифной сетке сотрудников показатели, которые устанавливаются и напрямую регулируются законодательством, представляют собой абсолютную гарантию предоставления оплаты труда работникам соответствующей квалификационной сферы, которые финансируются за счет бюджета, а также пользуются государственными дотациями.

    Для сотрудников производственной сферы структура единой тарифной сетки состоит из двадцати трех соответствующих разрядов и обладает абсолютно теми же соотношениями коэффициентов, которые также относятся и к работникам бюджетной сферы. Руководители учреждений обязаны использовать государственные тарифы для грамотной дифференциации оплаты труда граждан в качестве минимальных гарантий по размерам трудовых выплат.

    Тарифно-квалификационные справочники

    Квалификационные и тарифные перечни работ и профессий штатных сотрудников выступают в качестве систематизированных списков деятельности и различных профессий, которые имеются на предприятиях и в учреждениях. В них полностью сформулированы все необходимые характеристики и требования квалификационного характера, которые предъявляются к сотрудникам, выполняющим разные по своему содержанию, степени сложности и профилю работы. В них также перечислены требования, имеющие отношение к производственным навыкам, приемам труда, профессиональным знаниям и умениям по организации рабочего места, а кроме того, учитывается степень ответственности, которая возлагается на работников за правильное и надлежащее осуществление своих обязанностей.

    Тарифно-квалификационные справочники непосредственно предназначаются для проведения соответствующих работ и присвоения разрядов сотрудникам. Посредством данных тарифно-квалификационных инструментов осуществляется тарификация штатных сотрудников с первого по восьмой разряды, что, безусловно, дает возможность оценить степень трудности той или иной профессии с помощью одних и тех же измерителей, а именно номинальной величины показателя.

    Государственное регулирование тарифных механизмов

    Тарифные и квалификационные требования для сотрудников определяются посредством Квалификационного справочника служащих (КДС).

    Механизмы в регулированиях заработной платы в современных условиях рыночных отношений должны основываться исключительно на взаимном сочетании договорного и государственного взаимодействия. Система в области контролирования оплаты труда является определяющей в вопросе формирования соответствующих тарифов.

    Одна из главных задач государственного регулирования - это, прежде всего, четкое установление наименьшего показателя заработной платы, тарифных ставок лидирующего разряда, а также необходимых коэффициентов. Договорной характер предполагает использование тарифных, общих и отраслевых соглашений, а также коллективных и трудовых документов.

    Минимальный размер заработной платы

    Понятие о минимальном размере заработной платы приведено в статье № 59 Трудового кодекса. Данная категория представляет собой наименьший государственный размер в отношении денежных либо реальных выплат штатному работнику его нанимателем в период одного месяца за проведение деятельности в нормальных условиях. Здесь также важно соблюдение установленной продолжительности рабочего периода и надлежащее выполнение установленных в одноименном документе трудовых норм. В состав минимальной зарплаты не включаются такие категории, как:

    • различные доплаты;
    • надбавки;
    • премии;
    • поощрительные и компенсационные выплаты.

    Сумма минимального объема по оплате труда рассчитывается, исходя из наименьшего значения потребительского бюджета, который выражается определенным набором материальных услуг и благ, которые считаются необходимыми для полного обеспечения жизнедеятельности гражданина и сохранения его здоровья. Что касается бюджета прожиточного минимума, то здесь речь идет о стоимостной величине его лимита.

    Категория потребительских корзин

    Вещественно-натуральный элемент минимальной точки потребительского бюджета создается посредством нормативного метода, в рамках основания структуры так называемых потребительских корзин. Потребительская корзина представляет собой некий набор услуг и товаров, которые жизненно необходимы человеку:

    • питание;
    • обувь;
    • одежда;
    • предметы культурно-бытового характера;
    • элементы в области санитарии и гигиены;
    • оплата коммунальных услуг;
    • лекарственные препараты;
    • траты на бытовые услуги;
    • использование и оплата транспорта.

    Многим интересно, что она в себя включает. Тарифная система оплаты труда сотрудников происходит в порядке, который определяется наличием коллективных документов - договоров и соглашений в зависимости от степени сложности и особых трудовых условий данных граждан, а также их квалификации.

    Инфляция и индексация

    На базе инфляции, которая вызвана ростом стоимости потребительских услуг и товаров, происходит прямая индексация оплаты труда. Данная мера производится на объем индекса потребительских цен с изменениями в отношении различных долей дохода по шкале нормативов, которые устанавливаются законодательными органами страны. Такое происходит в том случае, когда индекс цен потребительского характера, исчисленный возрастающим итогом с момента предыдущих индексаций, переходит пятипроцентный показатель. Таким образом, процесс индексации заработной платы осуществляется под видом единовременного пересмотра таких величин трудовых выплат, как оклад и ставки.

    Мы рассмотрели, что в себя включает тарифная система оплаты труда.

    Как мы уже говорили выше, вознаграждение за труд работнику устанавливается в зависимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Дифференциация заработной платы по этим показателям обеспечивается, как правило, на основе тарифной системы оплаты труда.

    Согласно ст. 143 Трудового кодекса РФ тарифная система оплаты труда включает в себя:

    Тарифные ставки;

    Оклады (должностные оклады);

    Тарифную сетку;

    Тарифные коэффициенты.

    Основным элементом тарифной системы оплаты труда являются тарифные ставки.

    Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

    Тарифная ставка 1-го разряда определяет минимальную оплату неквалифицированного труда в единицу времени. Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

    При этом тарифный разряд является величиной, отражающей сложность труда и уровень квалификации работника, а квалификационный разряд - величиной, отражающей уровень профессиональной подготовки работника.

    Тарифный коэффициент устанавливает отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. Иначе говоря, тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда.

    Таким образом, тарифная сетка представляет собой шкалу, определяющую соотношение в оплате труда при выполнении работ различной квалификации. Современное трудовое законодательство ориентирует на договорное и локальное регулирование оплаты труда. Вид, систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат организации определяют самостоятельно в коллективных договорах и локальных актах. В различных организациях могут устанавливаться различные тарифные сетки, отличающиеся количеством разрядов и степенью нарастания тарифных коэффициентов. Вместе с тем оплата труда в бюджетной сфере устанавливается в централизованном порядке - на основе так называемой Единой тарифной сетки (ЕТС).

    Система оплаты труда работников бюджетной сферы утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583.

    Трудовой кодекс РФ отдельно регулирует оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений.

    Конкретные сроки и размеры повышения ставок и окладов работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления, определяются субъектами РФ и органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из имеющихся финансовых возможностей.

    Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность установления Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов) или базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Эти базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы являются тем минимумом, который в любом случае должен выплачиваться соответствующей категории работников.

    Основная идея введения базовых окладов состоит в следующем. В настоящее время при разработке системы оплаты труда необходимо, чтобы тарифная часть заработной платы была не меньше минимального размера оплаты труда, который с 1 сентября 2007 г. - 4330 руб. (Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ). При этом речь идет о минимальной месячной зарплате за труд неквалифицированного работника при выполнении простых работ в нормальных условиях. Базовые оклады по своей сути будут МРОТами для работников более высокой квалификации. Размер заработной платы учителя, так же как и врача, зависит от множества факторов, но даже если речь идет об обычной городской школе, где по каким-то причинам учится один ученик, все равно учитель не может получать меньше базовой ставки как в федеральных, так и в региональных и муниципальных учреждениях.

    При этом под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам должны утверждаться Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

    Как предполагается, все профессии и должности будут разделены на пять укрупненных квалификационных групп в зависимости от квалификации. Первая группа: профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования. Вторая группа: профессии рабочих и должности служащих, требующие наличия начального или среднего профессионального образования, а также руководители структурных подразделений, требующие наличия начального профобразования. Третья: должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования по квалификации "бакалавр", и должности руководителей структурных подразделений, требующие наличия среднего профобразования. Четвертая группа: должности служащих, требующие наличия высшего профобразования по квалификации "дипломированный специалист" или квалификации "магистр", а также руководители структурных подразделений с высшим профессиональным образованием. Пятая группа: уникальные работники, а также работники, для которых требуется наличие научной степени или научного звания.

    Укрупненные квалификационные группы подразделяются на профессиональные квалификационные группы. Это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований квалификации к уровню профессионального образования и профессиональной подготовки. К примеру, будут созданы профессионально-квалификационные группы работников здравоохранения, педагогических работников, работников культуры, гражданского персонала практически по каждой отрасли. Затем профессии и должности, отнесенные к профессионально-квалификационной группе, в зависимости от сложности будут подразделяться по квалификационным уровням. Чем выше сложность, тем более высокий квалификационный уровень. Это определяется подготовкой, необходимой для работы по профессии или должности, с учетом наличия сертификатов, квалификационной категории, стажа и так далее.

    Для каждого квалификационного уровня будет установлен диапазон окладов, и в пределах этих диапазонов по квалификационным уровням будут устанавливаться оклады тарифной ставки в учреждениях. Установление окладов отнесено к компетенции руководителя учреждения.

    Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются:

    Федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;

    Государственными учреждениями субъектов РФ - за счет средств бюджетов субъектов РФ;

    Муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

    Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

    Оплата труда некоторых категорий работников бюджетной сферы осуществляется на основе специальных нормативно-правовых актов. Так, например, оплата труда работников высших учебных заведений регулируется Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

    1) сорок процентов за должность доцента;

    2) шестьдесят процентов за должность профессора;

    3) 3000 руб. за ученую степень кандидата наук;

    4) 7000 руб. за ученую степень доктора наук.

    В качестве примера можно рассчитать заработную плату преподавателя вуза. Допустим, на работу в государственный вуз принят кандидат юридических наук на должность доцента. При поступлении на работу ему установлена оплата по 15-му разряду ЕТС. В таком случае его заработная плата может быть рассчитана по формуле:

    ЗП = МРОТ x МТрудового кодекса + НДД + НКН,

    Где ЗП - заработная плата;

    МТрудового кодекса - межразрядный тарифный коэффициент;

    МРОТ - минимальный размер оплаты труда;

    НДД - надбавка за должность доцента;

    НКН - надбавка за ученую степень кандидата наук.

    Таким образом, зарплата доцента вуза составит:

    4330 x 3,036 + 4330 x 3,036 x 0,4 + 3000 = 13 145,88 + 5258,4 + 3000 = 21 404,28 руб.

    Оплата труда государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Данный Закон закрепляет две возможные схемы оплаты труда гражданских служащих. Первая - традиционная - основывается на занимаемой гражданским служащим должности, присвоенном ему классном чине, а также праве служащего на дополнительные выплаты в зависимости от стажа, сложности работы и т. п. Вторая - предусматривает оплату труда гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные ч. 1 - 13 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (то есть не выплачиваются должностной оклад и оклад за классный чин, различные надбавки, районные коэффициенты и пр.). В то же время для данной категории гражданских служащих сохраняются все гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные иными статьями Закона.

    По традиционной схеме денежное содержание гражданского служащего состоит из трех основных частей:

    Должностного оклада;

    Оклада за классный чин;

    Дополнительных выплат.

    1. Должностной оклад является главным элементом денежного содержания любого служащего. Он представляет собой вознаграждение за профессиональную квалификацию служащего. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин для всех федеральных гражданских служащих должны быть установлены указом Президента РФ о денежном содержании федеральных государственных служащих, принятым по представлению Правительства РФ.

    На уровне субъектов РФ размеры должностных окладов гражданских служащих субъектов РФ устанавливаются нормативными актами субъектов различного уровня. При этом используются различные подходы. Так, должностные оклады могут быть установлены в твердой денежной сумме (Пензенская область); в сумме, кратной какому-либо базовому показателю (Смоленская область, г. Санкт-Петербург); в сумме, кратной минимальному (Омская область) или максимальному (Читинская область) должностному окладу государственного служащего.

    2. Что касается окладов за классный чин, то анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что на практике обычно используется один из следующих подходов к определению этого оклада:

    Установление размера оклада за классный чин в твердой денежной сумме (Ханты-Мансийский АО, Пензенская и Тамбовская области);

    Установление размера оклада за классный чин пропорционально к должностному окладу (Омская, Смоленская, Сахалинская области);

    Установление размера оклада за классный чин пропорционально к окладу по иной должности (Московская область);

    Установление размера оклада за классный чин пропорционально к иной сумме (Орловская область, г. Санкт-Петербург).

    При наличии у государственного служащего квалификационного разряда и классного чина (дипломатического ранга) ему производится выплата только одной ежемесячной надбавки к должностному окладу, установленной для федеральных государственных служащих государственного органа, в котором он проходит службу.

    Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Оклад месячного денежного содержания составляет минимальную сумму, которую будет получать за свою службу любой гражданский служащий, которому присвоен классный чин.

    3. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет, сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т. д.

    Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе. Она установлена федеральным законодательством для всех без исключения гражданских служащих в размерах:

    При стаже гражданской службы в процентах

    От 1 года до 5 лет - 10;

    От 5 до 10 лет - 15;

    От 10 до 15 лет - 20;

    Свыше 15 лет - 30.

    В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, помимо собственно периода работы на государственной службе включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов для федеральных государственных служащих установлен Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет", для служащих субъектов РФ - нормативными актами субъектов РФ.

    Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Максимальный размер этой надбавки не может превышать 200% должностного оклада. Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

    В настоящее время Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" дифференцирует размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, определяя, что она может устанавливаться:

    По высшим государственным должностям - в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;

    По главным государственным должностям - в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;

    По ведущим государственным должностям - в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;

    По старшим государственным должностям - в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;

    По младшим государственным должностям - в размере до 60 процентов должностного оклада.

    В субъектах РФ используются различные подходы к установлению надбавки за особые условия государственной службы. Так, в некоторых субъектах также устанавливаются различные размеры надбавок в зависимости от группы должностей гражданской службы (Ульяновская область, Еврейская АО, Ханты-Мансийский АО); в других - единые для всех групп должностей (Смоленская и Воронежская области).

    Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Размеры и порядок выплаты государственным служащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны". В соответствии с этим Постановлением должностным лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах:

    За работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", - 50 - 75%;

    За работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно", - 30 - 50%;

    За работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно", - 10 - 15%.

    Указанная надбавка выплачивается должностным лицам и гражданам, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей.

    Кроме того, для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, указанной выше, предусмотрена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах:

    При стаже работы от 1 до 5 лет - 10%;

    При стаже работы от 5 до 10 лет - 15%;

    При стаже работы от 10 лет и выше - 20%.

    Ежемесячное денежное поощрение. Ежемесячные денежные поощрения, как следует из их названия, должны выплачиваться служащему регулярно в размерах, установленных по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации, а по органам государственной власти субъектов Российской Федерации - нормативными правовыми актами соответствующего субъекта. Таким образом, ежемесячное денежное поощрение выступает формой материального стимулирования успешного выполнения служебных обязанностей по замещаемой должности.

    Премии. Премии являются иной формой поощрения гражданских служащих. В отличие от ежемесячного денежного поощрения, они выплачиваются не за сам факт добросовестного выполнения служащим своих обязанностей, а лишь за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

    Максимальный размер премий законом не ограничен, однако в фонде оплаты труда федеральных гражданских служащих в расчете на год предусматриваются средства для выплаты премий в размере двух окладов денежного содержания.

    Единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. На их выплату в фонде оплаты труда для федерального государственного органа предусматриваются средства в расчете на год в размере 3 должностных окладов. При этом данные выплаты входят в денежное содержание государственного гражданского служащего. В качестве примеров случаев оказания материальной помощи гражданскому служащему обычно указываются: бракосочетание, рождение ребенка, смерть близкого родственника, несчастный случай, стихийные бедствия, другие чрезвычайные обстоятельства и пр.

    Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает возможность установления и иных выплат государственным гражданским служащим. В законодательстве субъектов Российской Федерации можно встретить надбавки служащим, проживающим в некоторых субъектах РФ, за ученую степень (Омская и Пермская области, Ямало-Ненецкий АО); за почетное звание (Псковская область, Ямало-Ненецкий АО); за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (Саратовская область); за работу с шифрами, применяемыми в сетях шифровальной связи, и за почетное звание Российской Федерации (Воронежская область); за особо сложные условия прохождения службы (Псковская область, Ханты-Мансийский АО) и т. д.

    Для отдельных должностей гражданской службы может быть установлено денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются все ежемесячные выплаты, кроме выплат, зависящих от эффективности работы служащего (премии и ежемесячное денежное поощрение). В настоящее время такое денежное содержание установлено для руководителя Администрации Президента РФ, управляющего делами Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и т. д.

    Специальные нормы, регулирующие оплату труда отдельных категорий работников, содержатся в Законе РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации", в Федеральном законе от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" и других.

    Судьям установлены доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, пятидесятипроцентная доплата к должностному окладу за особые условия труда, надбавка за ученую степень или ученое звание, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год.

    Прокурорским работникам устанавливаются доплаты за классный чин, выслугу лет, особые условия труда, процентные надбавки за ученую степень, денежное поощрение (премии) по итогам работы за квартал и год.

    В. Д.Горбулин, В. М.Кирсанова
    Все виды пособий и компенсаций
    Источник СПС Консультант+