Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Притча о мухе и пчеле Споры об истории муха и пчела
  • Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
  • Механизм сложных периодических расчетов
  • История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
  • Что такое средний заработок и когда он применяется
  • Двойственность человеческой натуры: человек как духовно-телесное существо. Двойственная природа человека Что будем делать с полученным материалом

    Двойственность человеческой натуры: человек как духовно-телесное существо. Двойственная природа человека Что будем делать с полученным материалом
    znay_vce в Как преодолеть раскол личности и объединить СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ. ?

    Состояние глубокого внутреннего беспокойства можно назвать расколом личности.
    Это не шутка, это полный провал. Иначе мы давно пребывали бы в райском саду, не ведая болезней, страдания, не зная нужду и страха.
    Немногие их нас являются психопатами, еще меньше душевнобольных, но кто может сказать о себе, что он абсолютно здоров? Кто из нас полностью свободен от
    - боли и проблем,
    - опасения и ссор,
    - провокаций и лени,
    - провалов в памяти,
    - совершения ошибок,
    - плохого настроения
    и многих других недостатков, лишающих наши сердца покоя?
    Причин для этого много, начиная от банальной зависти до наследственности, то есть записи раскола в генотипе. Большинство форм раскола провоцируется сознанием, на которое воздействуют газеты, журналы, фильмы излучающие насилие и убийства. или приобретены в раннем детстве. Некоторые приобретаются случайно, например вы потеряли деньги и воспринимаете это как тяжелый удар.
    В вас существует два Я. Подсознательно вы делаете вещи, которые являются причинами ваших страдании и считаете подсознание виновником ваших проблем. При мысли, что вы не виноваты в плохих и хороших мыслях, чувствуете себя уравновешенным и рациональным. А ведь это возможно только тогда, когда ваше подсознание уравновешено и рационально! Сознание намного более иррационально и по детски глупо. Рассмотрим основные причины раскола двух Я.
    Мания величия
    Что касается величия, значения, работы, опыта, компетентности и сил, оценки подсознания и сознания совершенно разные. Ваше Я полностью игнорирует подсознание и приписывает себе роль вождя.
    Доверие
    Сознание ловко приписывает себе все заслуги по завоеванию доверия других. А это доверие нужно чувствовать, чего сознание не умеет. Это приоритет подсознания. Но оно отвергнуто и недовольно. Оно не право?
    Критика
    Все критические сигналы принимаются подсознанием, однако сознание находит отговорки легко, утверждая, что это не его вина.
    Общение с внешним миром.
    Это то чего не может сделать самостоятельно подсознание, оно закрыто для внешнего мира и не может быть никем услышано, кроме вас. У него нет языка, что ведет к следующей трещине в личности.
    Речь
    Сознание пользуется словами. Из которых слагаются решения. Если подсознание не принимало в этом участие, то постарается отменить или изменить эти решения.

    Таким образом, двойственность нашей натуры является источником всех наших бед. Война в человеческой душе не имеет конца.
    Е сли бы вы признали, что подсознание важнее, ибо владеет большими возможностями и способностями, оказали ему больше доверия и чести, не обвиняли бы в своих поражениях, старались выполнить его желания, то оно сделало бы для вас все, что вы хотите.
    Волшебное единство в котором нет двух Я, а есть одно сверхсознание, освободит вас навсегда от разочарований, обид, и других неприятностей.

    «Опасное дело - убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно его величия, не менее опасно убедить в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее - не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно - рассказать ему и о той его стороне, и о другой».

    Когда начались преследования и избиения евреев. Кстати. Если мы городские жители и люди умственного труда, половина наших знакомых из их числа. И в такие погромные полосы, когда начинаются эти ужасы и мерзости, помимо возмущения, стыда и жалости, нас преследует ощущение тягостной двойственности, что наше сочувствие наполовину головное, с неискренним неприятным осадком.

    На пути к истине, естественно, исчезают гнев, эгоизм, ненависть и т. п. Иначе истина была бы недостижима. Человек, который руководствуется страстью, может иметь вполне благие намерения, может быть правдив на словах, но он никогда не познает истины. Истина означает полное освобождение от двойственности, как например, любовь и ненависть, счастье и несчастье.

    Его растрепанные волосы зашуршали на подушке, когда он зашевелился, чтобы взглянуть на часы. Два часа утра. Уже два дня как он похоронил ее. Двумя глазами он смотрел на часы, двумя ушами слышал их тиканье, сжав губы - тоже две. Две руки его безвольно лежали на кровати.
    Он пытался избавиться от этой навязчивой идеи - но все вокруг упорно распадалось на пары, утверждая всемирный, космический принцип двойственности, все вело на алтарь двоичности.

    – То есть у всего, что ни случается на свете, всегда есть своя причина и свое следствие. Нет ничего изолированного, отдельного. Отсюда и двойственность мира: есть правда педагога, заставляющего днем и ночью зубрить заклятия, потому что они потом не раз и не два спасут тебе жизнь. И есть правда дисцития, у которого таких педагогов десяток, и каждый считает свой предмет единственно важным и нужным. И кто прав?
    – Мм Оба.
    – Вот именно. – Ристания устало прикрыла глаза и потерла виски, словно человек, у которого сильно болит голова. – Здесь и корень всех разногласий на земле. У каждого есть причина считать себя правым. И при столкновении двух правд побеждает
    – Тот, чья правда вернее?
    – Нет. Тот, кто готов ради этой правды идти на край света. И дальше.

    Счастливая, принимала я твои ласки и видела, что твоя страсть не знает разницы между любимой и купленной женщиной, что ты предаешься своим желаниям со всей беспечной расточительностью твоей натуры. Ты был так нежен и чуток со мной, женщиной, приведенной из ночного ресторана, так дружески сердечен и рыцарски почтителен и в то же время так страстен в наслаждении, что я, пьянея от счастья, как десять лет назад, опять со всей силой почувствовала твою неповторимую двойственность высокую одухотворенность в любовной страсти, когда то покорившую меня, полуребенка.

    Молчание
    (Сонет)
    Есть много близких меж собой явлений,
    Двуликих свойств (о, где их только нет!).
    Жизнь - двойственность таких соединены
    Как вещь и тень, материя и свет.
    Есть двойственное, цельное молчанье
    Души и тела, суши и воды.
    В местах, где поросли травой следы,
    Оно гнездится, но воспоминанья
    И опыт говорят: не жди беды -
    Оно - молчанье жизни, нет в нем зла,
    Невозвратимым мысль его назвала.
    Но если тень молчанья вдруг предстала
    И душу в те пределы увела,
    Куда нога людская не ступала -
    Доверься господу! Пора пришла.
    Перевод В. Бетаки

    Библейская антропология выделяет в человеке две (тело и душа) или три (тело, дух, душа) стороны . Сначала целесообразно будет рассмотреть духовную часть человеческой природы. В Ветхом Завете она состоит из трех компонентов: духа и души, однако к этим двум понятиям мы добавим ещё и сердце, поскольку в религии оно воспринимается не как орган, а скорее как некая духовная субстанция. Итак, нам необходимо понять, какое значение эти три компонента в библейском контексте и в чем их существенное отличие.

    «В начале сотворения неба и земли, когда земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а дух Всесильного парил над водою» (Быт 1:1-2) - такими строчками начинается Ветхий Завет, и с этих строк мы начнем свой анализ. Обратим внимание на слово «дух», нам необходимо определить, что оно означает в данном контексте. В еврейском оригинале это слово звучит как «руах» (шез) и имеет два значения «дух» и «ветер». Здесь, скорее всего, имеется в виду «дух», неощутимое и невидимое присутствие Бога, поддерживающее существование всего сотворенного и определяющее все происходящее.

    Венцом творения божьего стал человек. Процесс сотворения человека отличался от всех предыдущих. Если до этого в Библии говорилось «да будет свет», «да будут светила», то сотворение человека звучит как некое сомнение: «И сказал Всесильный: «Создадим человека по образу нашему, по подобию нашему». <…> И сотворил Всесильный человека по образу своему» (Быт 1:26-27). «Множественное число слова «создадим» напоминает созыв совета и в тоже время указывает на сомнения и раздумья говорящего» .

    Также и акцентируем внимание на словах «по образу» (бцмое) и «по подобию» (бгоеъе). Говорится, что человек сотворен по образу Бога. Другими словами, внешне человек является повторением Бога, обладает разумом, творческими способностями и в потенциале может обладать свойствами Творца. Таким образом, если человек сотворен по образу Бога, то можно сделать вывод, что в нем есть и дух Бога. «Всевышний сотворил человека бессмертным, чтобы тот, являясь подобием Творца, стал бы отражением его вечности и независимости от времени» (Книга Премудрости Соломона, 2:23). Эти строки ещё раз подтверждают, что в человеке есть нечто божественное, бессмертное, то, что возвышает его над остальным живым миром . Прежде всего, он, в отличие от животных, обладает разумом, то есть способен жить не только в материальном мире, но и в духовном. Духовные и нравственные качества Божественной сущности (любовь, прощение, милосердие, сострадание) как раз являются подобием Бога. Поэтому человек может обуздать свои природные инстинкты и поставить свои желания на службу религиозных и нравственных идеалов . То есть если человек был создан по образу Бога, то подобия с ним он должен достичь сам, ведя праведный образ жизни. Еще и этим объясняется множественное число во фразе «создадим человека» (агн ртщд), то есть не только Бог создает человека, но и он сам должен приложить усилия в сотворении себя по подобию Божию .

    «И образовал Бог всесильный человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым» (Быт 2:7). Вчитываясь в эти строки, можно понять, что Господь наделил человека душой. «В иврите слово «душа» (рфщ) имеет более широкое, чем в русском языке, значение; часто этим словом обозначается какое-либо живое существо». . Благодаря душе человек становится «существом живым» или в буквальном переводе «живой душой». Эта душа возвысила его над всем живым и наделила способностью мыслить и говорить, Бог отличил человека от зверей и птиц разумом (Книга Иова 35:11). Так же следует отметить, что процесс создания человека в Библии описывается дважды. Первоначально человек представлял собой только духовную сущность, сочетающую в себе как мужское, так и женское начала - «мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). Только после второго сотворения человек обрел физическое тело (бщш) - «образовал Бог Всесильный человека из праха земного» (Быт 2:7).

    «Устремился я сердцем к тому, чтобы изучить и разведать мудростью все дела под небом. Они -- тягостная работа, что дал людям Бог на мученье сердцем. <…> Я сказал своему сердцу: «Вот, я превзошел величием и мудростью всех, кто владел Иерусалимом раньше». Много мудрости и знаний обрело мое сердце. И устремился я сердцем к тому, чтобы познать, где мудрость, а где -- безумство и глупость» (Еккл. 1:13,16-17). Какого значение слова «сердце» в данном контексте? В текстах Ветхого Завета «сердце» (на иврите «лев» (мб)) очень часто переводится просто как местоимение «я», однако это очень упрощенный перевод. Так же можно перевести и понятие «душа», что в еврейском оригинале звучит как «руах». Однако все же «душа» (рщод) и «сердце» (мб) - разные понятия, поэтому такой перевод нас не устроит - он не дает возможности определить различие. Конечно, в библейском контексте сердце не имеется в виду как орган. Здесь оно представлено скорее как часть психики человека, наподобие мозга. Оно хранит в себе разум и мудрость, мотивы, определяющие человеческое поведение. Можно даже сказать, что сердцем человек придерживается того или иного образа жизни. Кроме того, сердце является источником чувств, которые по своей природе тоже определяют поведение человека . Это подтверждает следующие цитаты: «И увидел Бог что велико зло человека на земле и что весь образ мыслей сердца его зол во всякое время» (Быт 6:5); «Люби Бога, Всесильного твоего, всем сердцем твоим <…>» (Втор 6:5); «Не питай в сердце твоем ненависти к брату твоему» (Лев 17:19). То есть в Ветхом Завете понятие «сердце» (мб) используется как своеобразное вместилище не только разума и интеллекта, но и эмоций. И то и другое является определяющим в устремлениях человека. Все его действия идут от сердца. Оно принимает решение, как человек будет жить в праведности или в грехе. Оно является источниками добра или зла, как своеобразная внутренняя личность, которая принимает решения и делает нравственный выбор.

    Таким образом, структурные компоненты человека существенно отличаются друг от друга функциями и предназначением. «Дух» (шез) - это то, что досталось человеку непосредственно от Бога, то, что делает человека подобием Творца. «Душа» (рфщ) - это то, что наделяет человека жизнью и роднит его с другими живыми существами на земле. Что касается «сердца», оно, как уже говорилось выше, является разумной частью человека, хранилищем его мудрости. Все эти элементы в совокупности составляют внутренний духовный мир человека.

    Во все времена людей озадачивала проблема двойственности «я». А именно причины, раздвоенности. Пожалуй, пришло время для того что бы ответить на этот вопрос.

    Для начала давайте разберемся в понятии «двойственная личность»- что мы подразумеваем под этой фразой. В моем понятии это то состояние, когда человек не показывает свое истинное«Я» и носит маску. В чем причина такой раздвоенности? Безусловно, это сложный вопрос, но зато очень интересный.

    Можно рассмотреть несколькопричин раздвоенности личности. Лично я считаю, что такое раздвоение происходит, когда сердце говорит одно, а разум другое, и человек находится между выбором: что выбрать и что слушать: разум, который иногда обманывает, или сердце, которое обманывает очень редко? Сердце диктует одно поведение, а разум –другое. Конечно, огромную роль играет сердце. Мы ведем себя так, как диктует нам сердце, но когда вмешивается разум…. То тут начинается самая ужасная и самая противная борьба внутри человека. Однако во время этой борьбы нужно помнить о том, что «ТРИ УСТА НЕ ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ ДА, КОГДА СЕРДЦЕ ГОВОРИТ НЕТ».

    Когда я слышу словосочетание «двойственная личность» я вспоминаю одну фразу: «человек в обществе держится иначе чем в одиночестве.» Для меня это как мимикрия, человек становится похожим на общество, в котором он находится, и постепенно теряет свой «вид»:когда нет возможности оставаться самим собой человек начинает притворяться. Хотя на самом деле ему может и не хочется этого делать. Так же может быть, что общество требует человека быть двойственным. Речь идет о приспособлении к обществу. И вот что сказала одна моя знакомая по этому поводу:

    « Общество и человек связаны неразрывно. Каждый из нас индивидуален, а общество – совокупность всех индивидов. И когда количество людей хоть немного схожих по нескольким пунктам своей индивидуальности становится больше, чем все остальные, то другие выбирают, подстраиваться под эти обстоятельстваили выбирают свой путь. А потом меньшинство становится либо отшельниками, никем не понятым, либо обращает этим внимание всех остальных и ведет за собой толпу. Теперь он не настолько индивидуален, т.к. «обратил в свою веру» тех, кому сделал вызов. Находясь в обществе человек стремится к одиночеству, а в одиночестве мечтает о суете».

    Мне стало очень интересно узнать мнение других людей и, недолго думая, я решила провести опрос. Задавала каждому единственный вопрос: «Как ВЫ считаете, в чем причина двойственности людей?» Должна сказать, что люди не называли причины так таковой, а просто высказывали своё мнение по поводу того, что плохо это или хорошо, быть двойственным. И, конечно же, мнения разделились: одни считают, что это - плохо, другие - хорошо, а третьи считают, что двойственность этоне плохо, и не хорошо. Вот как разделились мнения:

    -Двойственная личность самая несчастная, жить двойной жизнью тяжело, рано или поздно истина даст о себе знать, и тогда расплата будет тяжела ни только физическая, но и моральная.

    -Человек по своей сути имеет много образов, и все они проявляются при общении с разными людьми, хочется удержать людей, которые нужны тебе, вот и выкручиваешься, как можешь.

    -Прежде всего, двойственность-это лицемерие иигра. Игра, перед каждым человеком по-разному и в зависимости от его статуса в обществе. Или же отсутствие своего мнения или например мнение есть, но ты все равно делаешь то, что делаютдругие, интересы противоположенного направления когда хочется всего сразу.

    -Может просто всё зависит от ситуации, от случая или даже просто от настроения, многое зависит от ситуации и от отношения человека к другому человеку. Может ему, просто не нравится человек, поэтому, когда у него хорошее настроение онотносится к нему с терпением, а когда плохое то не может сдержаться и ведёт себя так, как он реально к нему относится.

    - Жадность, эгоизм. Не уверенность в себе. А ещё отсутствие определенности у личности. Лицемерие.

    - Из-за неопределенности самой личности наступает двойственность... Это как две собаки в одном человеке, одна добрая, другая злая кто из них победит, известно только тебе.

    - Двойственность заложена природой,и, наверное, для гармонии. Причины искать не стоит. Это как день и ночь, утро - вечер, добро – зло, вода-огонь, тепло-холод, здоровье – болезнь. У всех людей двойственная натура, просто у каждого проявляется по-своему.

    -Причина в слабости человека, т.к. сильные люди всегда действуют открыто, а двуличность и двойственность- это серость, ни чёрное, ни белое, а серое. Причина заключается в желании понравиться окружению,(казаться лучше чем ты есть на самом деле), а показывать свой настоящий характер может только сильная личность. Так же это зависит от окружении, ты же не ведешь себя с друзьями так же как и дома с семьей. Так что твою личность так же можно назвать двойственной.

    -Смотря как оценивать эту двойственность, с какой стороны посмотреть на нее. Например, люди творческие, те же самые актеры, артисты и т.д. зачастую страдают этим качеством, но публика со стороны, как правило, восхваляется их.

    Ведь что такое двойственность, или раздвоение личности? Это прежде всего не болезнь, а всего лишь игра внутреннего мира каждого из нас. Ведь каждый человек можетзаметить это за собой, как часто нам приходиться входить в ту или иную роль, а причин так таково нет. Потому что на самом деле это качество. Плохо ли оценивается окружающими или нет, не важно, присуще всему человеческому роду.

    -Может быть, это просто желание прожить одну жизнь с разными характерами, в хитрости человека,Может быть даже причина в человеческой натуре, мы постоянно играем роли. Или же может эта личность самореализуется?

    - Двойственность зависит от состояния человека. Если он перенес тяжелый стресс и после этого для успокоения придумывает себе второе «Я» которое утешает.

    Человек «включен» сразу в два мира – в мир общества и в мир органической природы. Еще древние народы отмечали, что человек – это природное существо, сходное с другими животными, но в то же время основательно отличающееся от них. Аристотель определял человека, как «политическое животное» (правильнее сказать – «полисное», т.е. общественное «животное»). Аристотель определяет социоприродную характеристику человека. Отличия человека обнаруживаются уже в морфологической сфере (морфология биологическое учение о формах и строении животных) - это такие очевидные признаки, как: прямохождение, наличие руки (пальцев рук), умение изготавливать орудия труда. Но поскольку у некоторых животных тоже есть аналогичные или похожие признаки и свойства, возникает вопрос о том, в какой же, если не морфологической, области следует искать существенные отличия между человеком и животными?

    Один из вариантов ответа на этот вопрос пыталась дать эволюционная теория Ч.Дарвина, основанная на принципе развития и причинности. Она выводила человека из животного и тем самым отбросила гипотезу о божественном творении. Теория эволюции описывала переход к человеку как плавный и постепенный: от обезьяны к человеку. Однако, появление человека – это не просто возникновение нового вида, это возникновение принципиально нового способа существования.

    Определенное значение для объяснения появления человека имела марксистская теория, согласно которой, социальное, так же как и человеческое, является результатом возникновения трудовой деятельности. Человек есть совокупность общественных отношений – это социальная сущность человека, утверждал К.Маркс.

    Человек принадлежит природе, и в то же время отторгнут от нее. Он наделен инстинктами, но они не выполняют свою роль механически. Это противоречие своего бытия и своей природы человек разрешает не только в процессе познавательной деятельности, но и в процессе предметно-практической жизнедеятельности.

    Гуманитарный подход в философских концепциях, ориентированных на идею человека, определяет человека, прежде всего, как носителя разума. Для гуманитарного подхода характерно понимание человека как незавершенного и развивающегося существа. Человеком не рождаются, а становятся.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Поэтому, изучая материал по философии, вам нужно продумывать его и сопоставлять с собственными представлениями по тому или иному вопросу

    Изучение новой дисциплины философия является основанием гуманитарной.. в предлагаемом издании по курсу философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Философия и мировоззрение
    Философия возникла примерно 3-2,5 тысячи лет назад в цивилизациях Древнего Востока и Античности. В переводе с греческого термин «философия» означает «любовь к мудрости». Предполагае

    Исторические типы мировоззрения
    «Миф» в переводе с греческого означает «рассказ», «предание», «слово». Мифологией называют собрание мифов, а также науку о мифах. Мифическое мировоззрение – это специфическое миросозерцание и спосо

    Проблема определения предмета философии
    Философия и наука в подлинном смысле возникли в Древней Греции. С момента своего возникновения философия существует в виде множества школ и течений, для которых характерно свое специфическое понима

    Место и роль философии в культуре
    Со становлением предмета философии развивалась и структура философского знаний. В нее входят следующие разделы: - онтология (учение о бытии); - гносеология (учение

    Упражнения и задачи
    1. «Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения». «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины». «Философия составляет своеобр

    Самостоятельная работа
    Составьте таблицу «Исторические типы мировоззрения» и проведите сравнительный анализ по 4 критериям различий между мифом, религией, философией: Критерии

    Философия в древних цивилизациях Востока
    2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. э.) Европоцентристски настроенные ученые иногда отрицают факт существования философии на Востоке. Они говорят, что в

    Древняя индийская философия (VIII в.до н.э.- II в. н. э.)
    Индийская культура – одна из древнейших в мире. Раскопки показали, что цивилизация там начала складываться в IV- III тыс. до н.э., приблизительно в то же время, что и в Шумерах. Характерной чертой

    Упражнения и задачи
    «Ничто не существовало: ни ясное Небо, Ни величья свод, над Землею простертый. - Что же покрывало все? Что ограждало? Что скрывало? Было-ли то бездонные глубины вод?

    Гераклита, пифагореизм, элейская школа
    К античной философии относят древнегреческую и древнеримскую философию, получившую распространение на всей территории Средиземноморья. Античная философия существовала с VI века до н. э. до VI века

    Учение о бытии Аристотеля, античный атомизм
    Против софистов и их учения выступил Сократ, утверждавший, что истина объективна и одинакова для всех. Отправной момент поиска истины Сократом содержится в его словах: «Я знаю, что

    Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
    (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм, неоплатонизм) Философия развивалась вместе с развитием античного общества, кризис которого в IV – I вв. до н./э. породил глубоки

    Упражнения и задачи
    1. Что принимали за первоначало (архэ) древнегреческие философы: Фалес Анаксимен

    Самостоятельная работа
    1. Заполните таблицу: Основные идеи Сократ Протагор Платон Аристотель Эпикур

    Основные черты средневековой философии
    Философия Средних веков – существенный этап в истории философской мысли, который непосредственно связан с христианской религией. Понятие «Средние века» носит локальный характер, поскольку для разны

    Философская проблематика
    Процесс формирования средневековой философии имеет несколько различных этапов. Первоначальный этап называют патристикой. Термином «патристика» обозначают совокупность философских доктрин хри

    Арабская средневековая философия
    Важное значение для развития средневековой философии имела арабская (арабоязычная философия), которая оказала влияние на становление и развитие схоластики. В арабской философии, которая ра

    Возрождения в XIV- XVI вв
    Эпоха Возрождения– переходная эпоха от феодализма к капитализму. Ее характеризует переход к городскому образу жизни; к светской культуре отличие от религиозной; развитие промышленн

    В эпоху Возрождения
    Одним из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения наряду с гуманизмом является возникновение натурфилософии, то есть философии природы. Несмотря на значительное разнообразие натурфило

    Социально-философские учения Ренессанса
    Все научные открытия и достижения эпохи Ренессанса реализовывались в социально-экономической практике. В свою очередь социально- экономические изменения находили отражение в философ

    Упражнения и задачи
    1.Как называется течение философской мысли, утверждающее 2. Как называется течение философской мысли, утверждающее отождествление мира и бога? Относится ли к нему тезис Н.

    Метода (Ф.Бэкон, Р.Декарт)
    Подъем в развитии философии Нового времени был связан с общим подъемом экономической и социально-политической жизни и, прежде всего, с буржуазными революциями. Разрушая феодальные отношения, капита

    Упражнения и задачи
    1. Обдумайте и сравните высказывания двух философов – Цицерон: «Vivera est cogitare» (Жить, значит мыслить) и Декарт: «Cogito ergo sum» (Я мыслю, следовательно, существую).

    Философии. Теория познания и этика И.Канта
    И.Кант считал главной философской проблемой проблему человека, которую он исследовал с позиций гносеологии (человека познающего), этики (человека нравственного) и эстетики (специфики проявлений воз

    Г.Фихте
    После Канта немецкая классическая философия разрабатывалась таким выдающимся мыслителем, как Шеллинг, который является представителем классического объективного идеализма. Центральной проб

    Философская система и диалектический метод Гегеля
    Величайшим представителем немецкой классической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель. По Гегелю, первоосновой всего существующего является мышление, которое «отчуждает» свое бытие в виде ма

    Антропологический материализм Л.Фейербаха
    Людвиг Андреас Фейербах, отвергнув гегелевское учение о субстанциальном мышлении, противопоставил ему свой антропологический материализм. Мышление Фейербах рассматривал как способность человека, не

    Упражнения и задачи
    1. Определите, кому принадлежат следующие суждения: - «Материя не существует. Она есть совокупность наших ощущений»; -«Мы не можем познать матери

    Постмодернизм в современной философии
    В последние десятилетия ХХ века складываются новые философские парадигмы, отражающие особенности постмодернистской культуры. «Постмодернистскую культуру нередко сравнивают с культурой поздней антич

    Упражнения и задачи
    1. К какой философской концепции можно отнести следующее высказывание С.Кьеркегора: «Какие люди странные! Никогда не довольствуются присвоенной им свободой в одной области, они во что бы

    Самостоятельная работа
    Проанализируйте и сравните понимание истины в прагматизме и марксизме: «истина – это то, во что мы верим», истина – это то, что приносит пользу (Ч.Пирс, Дж.Дьюи). «Вопрос о том, обладает л

    Основные особенности русской философской мысли
    Философская мысль на Руси начинает зарождаться в X-XI вв. под влиянием процесса христианизации. С самого начала своего становления она оказалась исторически вписанной в мировой культурно-философски

    X- XVII вв
    Принятие христианства на Руси повлекло за собой целый ряд преобразований и нововведений, среди которых наибольшую значимость имело формирование идеологии сильной княжеской власти (позднее концепции

    Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
    Оригинальные поиски русской философской мысли на протяжении XVII – XVIII вв. привели к возникновению двух противоположных тенденций, которые уже в XIX в. окончательно оформились в д

    Кон. XIX-нач. ХХ вв., его значение в мировой культуре
    Философию Всеединства Вл.Соловьева продолжили и развили русские философы XX века (П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Трубецкой, Н.Бердяев, др.). Русского религиозного философа П.А.Флоренского называют рус

    Упражнения и задачи
    1. Что означает в русской философской традиции категория «Всеединство»? В чем отличие данной категории от категории «Единое»? 2. Кому из русских философов принадлежит следующее высказывани

    Основные виды и формы бытия
    Проблема бытия имеет огромное значение для философии. Впервые понятие «бытие» в философии было использовано Парменидом. У Парменида бытие однородно и неподвижно. Однако у других фил

    Проблема материи как субстанции в философии
    Человек живет в окружении бесчисленного множества предметов, явлений и процессов. Издавна мыслители пытались найти единое основание этого бесконечно разнообразного мира. Все эти попытки привели к в

    Теория развития. Законы и категории диалектики
    Представления о развитии сложились в процессе длительного развития философской мысли. Наивысшего расцвета диалектика - учение о развитии - достигло в философии Гегеля. В учении о развитии выделяют

    Связей объективного мира
    В окружающем нас мире действует множество законов, отражающих реальные связи объективной реальности, существующие независимо от сознательной деятельности людей. При этом каждая область природы, общ

    Синергетика
    Сложные диалектические процессы организации материального мира сегодня изучает такая междисциплинарная область научных исследований, как синергетика. В переводе с греч. synergeia означает сотруднич

    Упражнения и задачи
    1. Что общего между движением мысли и движением материального тела? 2. Выпишите из философского словаря определение понятия «бытие», «субстанция», «материя». Что их объ

    Самостоятельная работа
    Заполните таблицу «Самоорганизация материи», используйте ее для объяснения различий уровней организации материального мира на семинарском занятии по теме «Онтология».

    Его биологические и социальные предпосылки
    Проблема взаимосвязи сознания и познания всегда привлекала внимание специалистов многих отраслей научного знания, в том числе и философов. Сознание возникло на определенном этапе развития материи,

    Мира, продукт сознательной деятельности человека
    Сознание отражает внешний мир, создавая идеальные субъективные образы. Идеальные образы не обладают ни свойствами отражаемой действительности, ни свойствами физиологических процессов, на основе кот

    Их взаимосвязь
    С точки зрения своего источника нет различий между индивидуальным и общественным сознанием. Они различаются по своему носителю. Индивидуальное сознание – это сознание отдельной лич

    Познание как процесс отражения. Уровни познания
    Познание есть сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание - это многоуровневый, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространст

    Отражение и творчество
    При первоначальном взгляде на процесс познания в нем можно обнаружить три элемента: 1) субъект познания; 2) объект познания; 3)

    Специфика научного познания и методы научного познания
    Познание является формой отражения природной и социальной действительности. В соответствии с этим выделяют два вида познания объективного мира: 1) естественнонаучное познание; 2) социальное познани

    Специфика социального познания и методы социального познания
    Науки, изучающие социальные явления подразделяют на две группы: социальные науки и гуманитарные науки. К социальным наукам относятся: история, политология, экономика, социология и др. науки. К гума

    Упражнения и задачи
    1. Прокомментируйте определение феномена идеального Марксом: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». 2. Ваше о

    Методологические основы философии науки
    Философия науки, как и всякая отрасль научного знания, располагает своими понятиями и терминами. Раскроем содержание некоторых из этих понятий, в первую очередь, таких понятий как «наука», «техника

    Специфика научного познания. Научная рациональность
    В целом мы можем говорить о множественности форм познания:научное, художественное, религиозное, обыденное, мистическое и пр. Наука отличается от других сфер духовной деятельности человека тем, что

    Научные революции и смена типов рациональности
    Рассматривая закономерности развития науки как целостной системы, основоположник критического рационализма К. Поппер пришел к выводу, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и не с

    Философия техники
    Теперь выясним содержание другого основного понятия – понятия «техника». В «Кратком толковом словаре русского языка» понятие техника содержит следующие определения: 1) совокупность средств

    Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
    В технократических концепциях фигура инженера является центральной в современной технической деятельности. Инженеры занимаются проектированием техники, руководят ее применением и реализацией. Поэто

    Упражнения и задачи
    1. Какой смысл вложен в слова Гете: «Глаз обязан бытием своим солнцу» и русского ученого С.И.Вавилова: «Глаз нельзя понять, не зная Солнце». Есть ли здесь противоречие? 2. Подумай

    Философская антропология о природе человека
    Возникнув в начале XX века в Германии, философская антропология (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плеснер) пытается определить сущность человека. Философская антропология сегодня представляет собой сложный конг

    Философия о смысле жизни человека
    Противоречия во взаимодействии природного и социального в человеке ставят перед человеком и обществом проблему осознания и понимания смысла человеческого существования. Размышляя о своей с

    Упражнения и задачи
    1. Сравните и выделите общее в определении человека Аристотелем К.Марксом: «Человек – полисное животное» (Аристотель) и «Человек есть совокупность общественных отношений» (Маркс).

    XX-XXI вв
    В начале XX века в философии появляется новая область, специально исследующая проблему ценностей. Многие философы полагали, что «царство ценностей» противостоит эмпиричности данной нам действи

    Потребности как стимул активности субъекта
    В механизме регуляции жизнедеятельности участвуют множество факторов, и учесть их влияние в полном объеме не представляется возможным. В силу того, что в каждой конкретной ситуации в зависимости от

    Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
    Всякая деятельность является осуществлением интересов в силу того, что в ней избирательно реализуется одна из множества возможностей, сформировавшихся на основе общественного развития. Инте

    Соотношение ценности и оценки
    В философско-мировоззренческом плане интерес к проблеме ценностей явственно пробудился только во второй половине XIX в. В сущности это была реакция на господствовавший в то время позитивистский сти

    Упражнения и задачи
    1. Определите понятие « свобода ». Почему свобода может истолковываться и как своевольный бунт, и как возможность творчества? В каком значении свобода будет пониматься как ценность? 2. В ч

    Самостоятельная работа
    Поставьте в соответствие каждому из понятий, указанных в таблице, его определение. Для этого найдите данные понятия в Философском энциклопедическом словаре.

    Социальные проблемы философии
    8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы Раздел философии, рассматривающий историю возникновения и развития общества, теорию социальных связей и от

    Определение культуры
    Одной из важнейших социальных проблем является проблема взаимосвязи цивилизации и культуры. Она стала особенно актуальной в условиях духовного кризиса в обществе, связанного с нарастанием противоре

    Типология культур и цивилизаций
    Попытки изучить все основные исторические типы и формы культуры человеческого общества привели к появлению различных концепций культурно-исторического развития. Первая группа таких концепций основа

    Современности
    К числу глобальных проблем современности наряду с проблемой войны и мира относят экологическую и демографическую проблемы, содержащие непосредственную угрозу для человеческой цивилизации, причем в

    Упражнения и задачи
    1. На протяжении истории ученые и философы понимали общество и законы его развития по-разному. Ознакомьтесь с таблицей и проставьте стрелки соответствия между правым и левым столбцами:

    Самостоятельная работа
    1. В данной таблице определите значения устойчивых словосочетаний в понимании культуры: Определение культуры Значения устойч

    Темы эссе и докладов
    1. Этические взгляды Конфуция и Сократа. 2. Философские взгляды Аристотеля. 3. Социально-этические воззрения Платона. 4. Сократ и Платон: учение о человек

    Словарь понятий и терминов
    Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля. Это абсолютное духовное начало (субстанция), лежащее в основе всех предметов и явлений, обладающее самосознанием и спо

    Заключение
    Уважаемые студенты, вы изучили новый для вас предмет, который берет свои истоки в древности, в древних цивилизациях Востока и Античности, и который получил греческое название (определение) «Философ

    Философия
    Учебное пособие для бакалавров и специалистов очной формы обучения специальностей 120401, 120700, 270100, 270300, 270800, 271101 Монастырск