Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • §2 Правила, приемы и средства композиции Описание состояние среды
  • Способы задания дискретной случайной величины не являются общими – они неприменимы, например, для непрерывных случайных величин
  • Центр масс теорема о центре масс
  • Исследовательская работа по истории на тему: «Роль исторической личности в судьбе России»
  • Краткие сведения из истории русской орфографии История русской орфографии
  • Гааза. Немецкая Школа им. Ф.п. Гааза Школа им ганза ф п
  • Занятие для дошкольников гласные и согласные звуки. Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные звуки

    Занятие для дошкольников гласные и согласные звуки. Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные звуки

    Евгения Акопова
    Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные звуки»

    Цели занятия :

    Закрепить понятие о гласных звуках и буквах ; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой , развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.

    Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение) . Развивать мышление школьников через анализ, обобщение

    Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других;

    Ход занятия:

    1. Организационный момент

    Учащиеся готовятся к уроку.

    Логопед задает вопросы : Какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Какой месяц будет после ноября? И т. д.

    Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

    Физминутка :

    Встали, вышли из-за парт, поднимая руки, вверх делаем глубокий вдох носом, опуская руки в низ,выдыхаем, воздух через рот. Руки не напряжены (4-5 раз) . Хорошо. А теперь немного потанцуем.

    Руку правую в перед,

    А потом ее назад,

    И опять ее в перед,

    И немного потрясем.

    Мы танцуем буги-вуги.

    Поворачиваем круги

    и в ладоши хлопаем вот так.

    Публикации по теме:

    Домашние задания по обучению детей грамоте «Гласные звуки и буквы» Карточка 1. Звук и буква А, а 1. Звук «А» - гласный (он образуется с помощью голоса, его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает.

    Конспект занятия «Гласные и согласные звуки» Гласные и согласные звуки Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки[а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Образовательная область: «Коммуникация».

    Игра: «Гласные – прекрасные» Игра для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи. Цель: закрепить знаний о шести гласных звуках.

    Конспект занятия в подготовительной группе «Гласные звуки» План-конспект к занятию «Гласные звуки» в подготовительной группе по формированию речи (Развитие звуковой культуры речи) Задачи:.

    Тема: "Гласные и согласные звуки". Игра в слова. Сказка "Куроч ка-Ряба". цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.

    Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» ; "Гласные и согласные звуки". Цель; упражнения в различении гласных и согласных звуков» обозначение их фишкой. Ход занятия:I Повторение.

    Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные звуки. Звуковое письмо» Тема: "Гласные звуки. Звуковое письмо. Сказка "Курочка - Ряба". цель; научить различать на слух гласные звуки, правильно их произносить,.

    Тема: Гласные и согласные звуки

    Цели: закрепить умение различать гласные и согласные звуки; научить выделять гласный звук в середине однослож­ных слов; учить образовывать приставочные глаголы; разви­вать графические умения и навыки.

    1. Организационный момент

    Игра с мячом «О чем я говорю?».

    Дети перебрасывают друг другу мяч со словами:

    - У меня синяя... рубашка, черные... брюки, красное... пальто.

    2. Артикуляционная гимнастика

    «Маляр»

    Язычок наш- кисточка, нёбо- потолок.

    Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.

    Сделано немало, кисточка устала.

    «Лошадка»

    Вот лошадка скачет ловко,

    У лошадки есть сноровка!

    Много, много в цирке лет,

    А ребятам всем- привет!

    «Пароход»

    Отплывает пароход

    Ы-Ы-Ы-Ы-Ы

    Набирает он свой ход.

    Ы-Ы-Ы-Ы-Ы

    Он в гудок гудит, гудит

    Ы-Ы-Ы-Ы-Ы

    «Пупь счастливый говорит»

    Ы-Ы-Ы-Ы-Ы

    3. Знакомство с гласными звуками

    Логопед объясняет, что гласные звуки произносятся голо­сом, без преграды, их можно долго петь. Предлагает обозна­чить их красным кружком.

    «Узнай звук».

    Логопед по беззвучной артикуляции просит определить звуки: ау-и-э-о-а-о-у...

    Логопед просит показать, как дует ветер (у-у), какой звук произносит лошадка (и-и), как плачет малыш (а-а), как сто­нет тот, у кого заболели зубы (о-о).

    «Продолжи слово».

    Логопед называет первую букву и просит сказать слово: а...рбуз, у...тка, о...сень, и...грушки, э...таж, о...блако, у...тюг, э...кскаватор и т.д.

    «Отгадай звук».

    По картинкам дети должны сказать, какой гласный звук они слышат в середине слова: доле, мак, лук, сок, кит...

    4. Знакомство с согласными звуками

    Логопед объясняет, что согласные звуки произносятся с преградой, коротко, их нельзя петь. Согласные бывают твер­дыми и мягкими.

    «Наоборот» - по рядам дети называют твердые и мяг­кие звуки и слоги:

    [м], [м"], [п], [п"], [н], [н"], [б], [б"], [в], [в"], [д], [д"], ма-мя, пу-пю, ны-ни, бо-бе, ва-ви, ды-ди...

    «Где звук живет?».

    Дети из «чудесного мешочка» достают игрушки, произно­сят название, определяют первый звук в слове, дают ему ха­рактеристику и ставят игрушку к синему домику, если звук мягкий или к зеленому домику (твердый):

    пирамидка, мяч, Незнайка...

    волк, баран, матрешка, паровоз...

    «Звуковые бусы».

    У каждого ребенка карточка с нарисованными в черно-белом варианте бусами и кружочки красного, синего и зеленого цвета. Логопед называет слово, дети определяют звук и расцвечивают бусы цветными кружками: красным, если звук гласный, синим, если согласный твердый, зеленым, если согласный мягкий.

    5. Физкультминутка

    Спал цветок и вдруг проснулся,

    (встать, руки на поясе)

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся,

    (руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)

    Взвился вверх и полетел. (бег)

    Солнце утром лишь проснется,

    Бабочка кружит и вьется.

    6. Работа в тетради

    В тетради у каждого ребенка - контурное изображение платья. Логопед начинает предложение, дети заканчивают его глаголом, образованным при помощи приставки, и одно­временно рисует в тетради:

    К празднику платье нужно сшить. К нему нужно пуго­вицы пришить. (Рисуют пуговицы.) Воротник кружевом об­шить. (Обводят воротник.) Карман нужно пришить. (Рису­ют карман.) На кармане цветок вышить. (Рисуют цветок.) Внизу платье подшить. (Обводят платье внизу.)

    Ход урока

    I Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности .

    Громко прозвенел звонок,
    Начинается урок.
    Наши ушки на макушке,
    Глазки широко открыты,
    Слушаем, запоминаем,
    Ни минуты не теряем

    Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока.

    II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

    Повторение изученного

    На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Слайд 2.

    Давайте с вами вспомним и расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете? А чем устная речь отличается от письменной? (Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной . Устная речь - это любая звучащая речь . Устная речь передается звуками, письменная речь - графическими знаками .) Слайд 3

    Приведите примеры устной и письменной речи.

    Из чего состоит наша речь? (из предложений)

    Послушайте мою речь и определите, что я скажу:

    Листья тополя пожелтели .

    Что я сказала? (предложение)

    А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово. Приготовили ладошки, считаем.

    Сколько слов в этом предложении? (3)

    Чем отделяются друг от друга слова в устной речи? А в письменной речи?

    Кто может составить схему этого предложения?

    \______ _____ _____ .

    Проверяем Слайд 4

    Что вы услышали, когда произносили слова?

    Из чего же они состоят?

    Какие бывают звуки? (не знаем)

    III. Постановка учебной задачи

    Звуковой анализ слова

    Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему..

    Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей.

    Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.

    Это старый наш знакомый:

    Он живет на крыше дома –

    Длинноногий, длинноносый

    Он летает на охоту.

    За лягушками к болоту.

    Слайд 5.

    Произнесите еще раз это слово - АИСТ. Запишем звуковой состав. На прошлом занятии я вам говорила, что звук обозначаем квадратиком. Но прежде, чем записать схему, посчитаем кол-во звуков. Приготовили пальчики и произносим четко каждый звук.: (схема)

    Сколько звуков в слове АИСТ? (4), обведем четыре клеточки.


    Какие звуки мы слышим?

    Физкульминутка Слайд 6

    Прежде чем мы про это узнаем, нам надо немножко отдохнуть и набраться сил. Повторяем движения.

    IV. «Открытие» нового знания

    1. Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук.

    Звуковой анализ. (групповая работа). Слайд 7

    1.Итак, отдохнули, продолжаем. Вернемся к нашему слову АИСТ. Хором назовите первый звук в этом слове,

    а теперь – последний.

    Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? (по-разному)

    Давайте понаблюдаем - еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…

    Теперь громче, еще громче.

    Что происходит со ртом? (открывается)

    Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

    Получилось?

    Почему?

    - Нам помогает произносить звуки воздух и голос.

    2. - Когда мы говорим звук , воздух проходит свободно, не встречая преград.

    А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.

    Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.

    Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.

      Знакомство с согласными звуками.

    1 – А теперь произнесите последний звук в слове АИСТ.

    Посмотрите ротик в зеркало.

    Воздух тоже проходит свободно или есть преграда?

    Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!

    Звуки при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.

    Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.

    Физкульминутка

    Встаньте. Покажите. Слайд 8

    Как ходит курица? А как она кричит? (ко-ко)

    Как ходит петух? А как он кричит? (ку-ка-ре-ку)

    Как ходит утка? А как она кричит? (Кря! Кря)

    Как прыгает лягушка? А как она кричит (ква-ква)

    Какая картинка лишняя? Почему? (лягушка не птица)

    Какой звук одинаковый вы услышали?

    Произнесите его! (К)

    Воздух проходит свободно? Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!А как называется этот звук?

    V. Первичное закрепление

    А, представляете, пока мы с вами разбирали новую тему,Маша провертелась, проиграла, а сейчас не может выполнить задание. Поможете Маше выполнить задание?

    1. Игра «Доскажи словечко»

    Слайд 9

    Воздух свободно идет через рот,

    Нет препятствий разных,

    Звук получается…

    Отгадай

    Слайд 10

    А какие звуки согласны

    Шелестеть, шептать, скрипеть,

    Даже фыркать и шипеть,

    Но не хочется им петь.

    Ссс… - змеиный слышен свист.

    Шшш… - шуршит опавший лист.

    Жжж… - шмели в саду жужжат.

    Ррр… - моторы тарахтят.

    Так, как отличить гласный звук от согласного? Слайд 11

    - Сайд 12 Когда я готовилась к нашему занятию, нашла такую интересную иллюстрацию. Посмотрите. Звуки бегут на перегонки. Какие звуки приходят к финишу первыми?

    VI. Включение в систему знаний и повторение.

    1.-Устали, отдохнем??? Тогда, встаем.

    Игра «Поймай звук» (стоя) Слайд 13

    Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, прыгаете и хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете.

    (утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка ). Миша вас проверяет.

    2. -Рассмотрите рисунки и схемы к ним. Какие звуки произносятся на месте красных квадратов? Слайд 14

    На какие группы можно разделить схемы слов?

    Какая схема лишняя?

    Маша не поняла. Почему?

    Проверяем.

    III. Рефлкесия

    1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

    Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

    2. Беседа:

    О чем вы узнали сегодня на занятии?

    Возникали у вас затруднения?

    Вы смогли их преодолеть?

    3.Самооценка

    Если вам было интересно, все понятно, все получалось, поднимите зеленый кружок.

    Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки, поднимите жёлтый кружок.

    Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите красный кружок.

    Так, кому было интересно на занятии, все понятно, Кто выбирает зеленый кружок – поднимите руку. И т.д.

    Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.

    Обучающие сказки для детей

    В стране Звуков


    Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.
    А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю,Е.
    Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ.
    Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.
    Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.

    «Как звуки научились превращаться в буквы»

    Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
    Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

    Всегда вместе

    Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить - , и никак…
    Кашлянули:
    -Кх!
    Чихнули:
    Пчх!
    Зачем то позвали кошку:
    -Кс, кс, кс!
    И заскучали….
    Вдруг:
    -Тсс!
    Показалось им, что кто –то где-то рыдает… Прислушались.
    -А-а-а-а! О-о-о!- кричали гласные.
    Они плакали, как малые дети:
    -Уа! Уа!
    Аукали:
    -Ау! Ау!
    И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):
    -БДМ ВСГД ВМСТ!
    И услышали радостное, но тоже невнятное:
    -У-Е-Е-А-Е-Е!
    Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
    -БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
    И с тех пор больше никогда не разлучались.

    Парад букв

    Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.
    Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.
    Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я.
    Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА.
    Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.

    Ударение

    Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет УДАРЕНИЕ. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило и закричало:
    -Что вы без меня знаете? Если захочу, возьму и изменю значения у вас!
    Слова, конечно, не поверили. Вышел замОк и сказал:
    -Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким – то УДАРЕНИЕМ. Ведь Ударение – это же просто черточка!
    Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез замОк, и возник зАмок.
    Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Вот уж вместо Атлас получился атлАс, вместо кАпель-капЕль, вместо дорОга-дорогА.
    Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на свое собрании и с тех пор к Ударению с большим уважением относятся.