Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Коктейли с Мартини, или с какими соками сочетается знаменитый напиток?
  • Приворот мужа Как приворожить мужа по
  • Где живут домовые в доме
  • Большой нос у девушки: недостаток или достоинство?
  • Можно ли вешать зеркало напротив зеркала Почему нельзя вешать зеркало напротив зеркала
  • Белок и пищевые волокна как важная составляющая рациона Что такое волоконный белок
  • Святые отцы о унынии. Смертный грех – уныние

    Святые отцы о унынии. Смертный грех – уныние

    Это захватывает нас незаметно. Дурацкое чувство тоски по ушедшему. Это не банальная ностальгия, которая проходит, как насморк. Нет, это губящее, разрушающее влияние прошлых воспоминаний, событий и людей. Как избавиться от тоски, грусти, прошлого?

    Такие негативные эмоции, как постоянная депрессия, грусть и глубокая печаль, тоска на душе вызывают у человека ощущение безысходности и невероятной жалости к себе. Хочется постоянно лить слезы, жаловаться на свою несчастливую судьбу и вызывать сочувствие.

    Сегодня многие люди знают на себе, что значит впасть в депрессию и ощущать щемящую грусть и тоску на душе. Постоянная депрессия является серьезным расстройством психики, хотя многими воспринимается как данность современной жизни и лечится с помощью специальных антидепрессантов. Но эти негативные эмоции не вылечить с помощью таблеток, их наличие указывает на серьезные проблемы и внутренний надлом человека.

    В состоянии депрессии человек, как правило, ощущает сильную подавленность, его одолевают грусть и тоска и печальные мысли, человек склонен жалеть себя, он ощущает полное одиночество и свою непонятость окружающими, ему не хочется даже шевелиться. Свою тоску подавленный тоской и грустью человек может заедать сладким (или запивать спиртным), чтобы хоть как-то скрасить безрадостное состояние. Его могут мучить безрадостные мысли о том, как все плохо, приводящие порой к мыслям о самоубийстве.

    Впасть в глубокую печаль и депрессивное состояние человек может по разным причинам: если с ним или с кем-то из близких произошло несчастье, проблемы на работе, из-за хмурой и пасмурной погоды, посмотрев грустный фильм или просто так — возьмет и накатит на душу тоска.

    Депрессия и вечная тоска на душе — опасны для человека, они не просто снижают его жизненную активность и портят настроение, также постоянная депрессия и печаль угрожают появлению серьезных проблем со здоровьем. Помимо желудочно-кишечных расстройств от постоянного недовольства собой и жизнью, проблем с сердцем от терзающих переживаний и тоски, бессонницы от тяжелых мыслей, проблем с опорно-двигательным аппаратом от нежелания и страха развиваться и двигаться вперед по жизни, постоянная депрессия также способствует возникновению зависимости от любых средств ухода от проблем (алкоголь, наркомания, еда). Также в самом крайнем случае — приводит к полному нежеланию жить, ощущению, что человек умирает от тоски.

    Почему на душе тоска?

    Безусловно, винить внешние обстоятельства в возникновении своей депрессии и глубокой печали не стоит. Причины у данных негативных эмоций много и все они кроются не во внешних раздражителях (являющихся только поводом), а внутри самого человека. Конечно, повод погрустить — не в дождливой погоде за окном, не в ссоре с любимым человеком, облившей с ног до головы мимо проезжающей машине, неурядицах на работе или неожиданном вылезшем на лице прыщике. Ведь кто-то легко воспринимает такие "мелочи жизни", а для подверженного состоянию депрессии и тоски — это величайшая трагедия в жизни.

    Как и множество других негативных эмоций, депрессия, грусть, тоска и печаль появляются в нас в результате определенных событий прошлого, как ответ на былые обиды, психологические травмы, недостаток внимания и любви. С самого рождения мы накапливаем в себе информацию от взрослых, что "хорошо" и "плохо", запоминаем их реакцию на те или иные события, копируем эмоции. Если в семье взрослые воспринимают любые жизненные изменения как проблему, их ребенок с огромной вероятностью научится также реагировать и впадать в тоску при любом возникающем препятствии.

    "Все плохо…" Откуда в нас такие установки?

    Также большое значение имеет отношение окружающих к нам: если ребенка не любят, часто ругают, особенно используя при этом грубые слова (типа "дурак!", "бестолочь!"), всячески демонстрируют, что мы недостойны любви или должны выполнять для этого какие-то поручения и задания взрослых — депрессия и грусть станут защитной реакцией недолюбленного ребенка на подобное равнодушие.

    Но депрессия, грусть на душе и глубокая печаль, накатывающие на нас время от времени — это не есть мы настоящие. Данные негативные эмоции — своеобразный автомат, срабатывающий в нас каждый раз. Мы привыкаем так реагировать, воспринимать все происходящее как проблему. Вся предыдущая жизнь служила поводом для накопления таких автоматов внутри нас:

    закрепленные в нас негативные установки ("все плохо", "жизнь — сложная штука", "это трудная проблема", "ты не справишься"), которые мы получаем чаще от родных;

    событий прошлого, когда мы уже были не готовы спокойно воспринимать их (например, расставание, несчастливая первая любовь, двойка в школе, за которую сильно отругали) и все выводы, сделанные в их результате;

    нелюбовь близких, которую мы обратили против себя ("я не красивый/ая", "толстый/ая");

    модели реагирования и поведения, которые мы переняли от других (охи и вздохи, слезы, поучительные истории с несчастливым концом, грустные фильмы, печальные песни).

    Чтобы избавиться от депрессии, глубокой тоски, грусти на душе и своей бесконечной печали самостоятельно, необходимо проделать серьезный путь и отправиться к подобным личным залежам ментального материала, который хранится в нашем подсознании. Иначе справиться с депрессией не удастся. Все вышеперечисленное, а также множество другого материала (для каждого человека он — свой, здесь даны примерные наброски) — все это ежедневно питает состояние депрессии.

    Человек не будет просто так умирать от тоски и ощущать грусть на душе. Причины в нем. Нужно убрать заряд с этого материала (иначе произвести депрограммирование подсознания). Ведь если начать добывать из памяти особенно травмировавшие когда-то эпизоды, можно ощутить такую же боль, как когда-то, также захочется плакать, жалеть себя. Это подтверждает, что заряд у материала есть и он пробуждает вновь и вновь к жизни депрессию в человеке и тоску. Единственное — нужно быть готовым к продолжительной работе, потому что копил человек свой негатив долгие годы и просто избавиться от него не получится. Но это вполне реально, если работать на тотальный результат и не халтурить. Желаю всем познать радость жизни, без слез, депрессий, грусти и печали!

    Как избавиться от уныния:

    1. Найдите причины.

    Подумайте о том, что является причиной или причинами вашего уныния. Как правило, это рутина, которой мы вынуждены заниматься в быту или на работе. И, соответственно, усталость от тотальной погруженности во все это множество мелких и опять же скучных, рутинных, но, как кажется, необходимых, не отменяемых и неотложных дел. Когда мы из-за этой рутины не видим цели и вообще не понимаем, что и как. Когда в течении какого-то обозримого промежутка времени - 2-х - 3-х дней мы не видим результатов своих усилий, то есть не получаем обратной связи от проделываемой работы и погружены лишь в процесс работы, то это снижает мотивацию и ввергает нас в уныние.

    Иногда же, как это не парадоксально, причиной уныния, напротив, может быть полное расслабление. И отсюда ощущение собственной ненужности, неприкаянности и часто одиночества.

    2. Найдите решение.

    В любом случае, подумайте, что качественно можно изменить в режиме вашей жизни и в образе жизни в целом? Подумайте также о том, как сделать так, чтобы радикально поменять ситуацию на противоположную. Т.е. если вы до этого с головой были погружены во множество дел и трудились без продыху, то вам необходимо расслабление.

    Нужна резкая смена обстановки - отпуск, поездка в горы, в санатории Кисловодска и т.п. Если же, напротив, вы маялись от безделья и ненужности, необходимо срочное вовлечение в какую-то активную деятельность - устройство на соответствующую работу или сразу на две, новые знакомства, возможно новые личные отношения, брак или какая-то общественная деятельность, приобщение к какой-то группе активных людей, клубу по интересам, например. Другими словами Вам необходимо привнесение чего-то существенно, качественно нового в жизнь.

    Таким образом, если вы внимательно и осознанно подойдете к рассмотрению этой проблемы, то решение найдется и без помощи специалистов. Здесь важно не затягивать и не позволять себе надолго погружаться в состояние уныния. Как и при решении любых других проблем недуг легко преодолевается на ранних стадиях. Хроническое же уныние может перейти в депрессию, которая считается одним из самых трудно излечимых состояний. И в этом случае уже без помощи специалиста - психолога или психотерапевта навряд ли удастся обойтись. Так что будьте внимательны и заботливы к себе и своему состоянию.

    1. Помните, как в детстве после укола вас угощали чем-то сладеньким - и настроение сразу поднималось? Это подействует и сейчас! Ведь от сладкого в организме вырабатывается эндорфин - гормон счастья. Купите торт, пирожное или просто шоколад, налейте горячего крепкого чая и расслабьтесь в удобном кресле. Такое времяпрепровождение поднимет настроение и придаст сил.
    2. Еще один способ получить дозу эндорфина - физическая нагрузка. Пойдите на пробежку, фитнес, тренажерный зал… Это не только поднимет настроение, но и поможет привести в тонус мышцы.
    3. Этот способ особенно актуален и популярен для слабого пола - это шоппинг. Если средства не позволяют купить себе обновку, можно просто позвать подруг и повеселиться, примеряя разнообразные наряды. Очень здорово зайти в магазин маскарадных костюмов и увидеть себя в разных образах.
    4. Если грустно из-за отсутствия собеседника, отличный вариант - завести домашнего питомца. Кого бы вы не выбрали, животное требует заботы, участия и общения. Если ты нужен и любим, то и настроение поднимается!
    5. Ну и, пожалуй, самый действенный и веселый способ избавиться от депрессии - секс. Он поднимет настроение и вам, и вашему партнеру, даст заряд энергии на предстоящий день или позволит сладко заснуть на предстоящую ночь - это уж у кого как сложится.

    Нет похожих записей

    Что такое уныние? Что делать, если унываешь? Опустить руки или можно это жуткое состояние побороть? Опытом делится игумен Нектарий (Морозов).

    Один из самых распространенных грехов нашего времени - . То самое, которое погружает человека в какую-то беспросветную тоску, стесняет его сердце, представляет жизнь серой и скучной. То, которое расслабляет волю, лишает сил, приводит к состоянию, напоминающему паралич. Убеждает, что ни в чем нет смысла, ничего не выйдет, что ни делай, а потому и делать не надо. И словно прикладывает к тебе какую-то страшную печать отчаяния, безнадежности: «Не спастись…».

    И я не удивляюсь, когда раз за разом слышу на признание: «Батюшка, я не знаю, как мне быть. Я опять унываю!». И не только потому, что уже привык к этому. Но и потому еще, что нередко могу совершенно честно ответить: «И я тоже». Правда с одним небольшим, но существенным отличием: как быть, как справиться с этим состоянием, я знаю. И значит, если хочу, то снова справлюсь - с Божией, конечно, помощью. А я хочу…

    Отчего оно вообще наступает - уныние? Иногда в него погружает самое стечение обстоятельств - тяжелых, удручающих душу, «фатальных». Нередко к нему же приводит цепь постоянных неудач (впрочем, кого-то в уныние может вогнать и одна-единственная, причем не особенно серьезная неудача). Порой оно является следствием сильной усталости, как физической, так и душевной.

    Но если говорить о нас, людях верующих, то мы, помимо всех вышеперечисленных причин, зачастую унываем уже не столько от чего-то внешнего, сколько… от самих себя. Унываем оттого, что мы такие немощные и маловерные, оттого, что так удобопреклонны ко греху, так часто падаем, так часто приходим на исповедь с одним и тем же - словно под копирку ее пишем. Унываем оттого, что год за годом очень мало изменяемся к лучшему. Хотя потому-то и не изменяемся почти, что унываем…

    Очень не хватает нам бодрости душевной, мужества настоящего христианского, ощущения себя не несчастной преследуемой врагом и невзгодами жертвой, а воином Христовым - пусть и терпящим подчас поражение, страдающим от ран и даже обращающимся зачастую вспять, но воином все же. Причем видеть можно, как удобно рядится эта наша слабость в одежды «покаяния», «плача о себе», «богоугодной печали».

    Правда, «покаяние» это приводит не к исправлению, а к какой-то страшной зацикленности на грехах, обращенности к ним, которая не помогает с ними расстаться, а, наоборот, как бы примиряет с ними, убеждает: от них не избавиться. А плач не очищает душу, не делает ее светлее и мягче, но, напротив, истощает, обессиливает, лишает способности радоваться. И печаль совсем не похожа на богоугодную, поскольку к Богу не приближает и ревности ко спасению не прибавляет. Да и чудно было бы добрых плодов ожидать от того, что само плодом уныния является.

    Я часто вспоминаю (стараюсь вспоминать), когда набегает на сердце облачко уныния, способное в одно мгновение превратиться в мрачную, черную тучу, преподобного авву Аполлоса. Патерик повествует о нем, что когда примечал он кого-либо из братии своей смущенным, унывающим то никогда не оставлял этого просто так, но немедленно вопрошал его о причине смущения и каждому обличал его сердечные тайны.

    Он говорил: «Не должно быть печальным тому, кто предназначен к получению Небесного Царства. Да будут смущенными еллины! да плачут иудеи! да рыдают грешники! а праведники да веселятся!». И всегда меня это воспоминание утешает, радует, помогает от «облачка» освободиться.

    Да, слов нет, к праведникам себя причислить трудно, что там - невозможно! Но разве можем мы и от предназначенности к отречься, увериться в том, что для нас оно недостижимо? Если так, то что в нас христианского останется? Где тогда надежда на милость Божию, где вера в Его любовь?

    Мне и другой эпизод из Патерика часто на ум приходит - тогда более всего, когда совсем на душе непросто бывает. Об ином преподобном отце, к которому пришел как-то старый солдат, чего только не натворивший за долгую и страшную, наверное, жизнь свою. И что сказал, чем укрепил его сердце святой старец? Простым, но таким красноречивым сравнением…

    Ведь и ты не выбрасываешь свой старый плащ, как бы ни был он изрублен и изодран, но чинишь, штопаешь его, снова надеваешь, потому что он тебе дорог. Так почему же ты думаешь, что Господь отвергнет тебя, хотя бы и был ты весь в прорехах и ранах греха?

    …Так это отрадно - чувствовать себя этим ветхим, рваным, но снова починенным плащом. И быть уверенным, что и тебя не выбросят, не отринут, не отвергнут. Почему уверенным - да потому только, что наша неверность верности Божией не упраздняет. Он всегда верен. Всегда любит, никогда не оставляет, никогда не отнимает надежды.

    А еще помогает справиться с унынием другое - не патериковое совсем. Понимание помогает простого такого факта - можно всю жизнь в этом тлеюще-унывающем состоянии провести и оттого ни жизни, ни света белого, Божьего не видеть. И так досадно от этой мысли становится, такая злость на уныние появляется, что убегает оно куда-то.

    Бывает, конечно, и так, что наваливается оно как-то настолько сильно, настолько люто, что чувствуешь: еще немного - и раздавит тебя, и сил сопротивляться нет. И тут тоже помогает не патериковое вроде: у тех, кто напал на тебя, нет жалости, они не устают, они последовательны и усердны. И твои стенания о том, что нет сил, что ты «ничего не можешь», лишь раззадорят и воодушевят их. И выбор-то прост по сути: или найти силы, или пропасть. Вот и выбирай!

    …Это, разумеется, все свои, человеческие средства. А разгоняет облака и тучи лишь Солнце Правды, Господь. Но когда? Только тогда, когда тянешься к Нему - из тех самых сил, которые кажутся последними.

    Уныние – смертный грех, являющийся седьмым по счету смертным грехом в христианском учении. Прежде чем говорить о том, как бороться с этим пороком, стоит разобраться, что являет собой грех уныния.

    В римско-католической существует только грех печали. В православном каноне принято деление на смертный грех уныния и печали.

    Уныние характеризуется как депрессивное, подавленное состояние души. Человек, впавший в уныние, утрачивает желание ко всякому виду труда и деятельности: физическому, умственному, духовно-нравственному. Христианская церковь описывает уныние как состояние духовного кризиса человека.

    Ниже приведены основные свойства греха уныния:

    1. Леность, праздность, нежелание заниматься трудом. Человек, подвергшийся унынию, теряет всякий интерес к своей деятельности. Уныние делает человека апатичным к обязанностям и работе, заставляет его сконцентрировать все внимание на своем горе. Стоит отметить, что очень часто человек, который претерпевает страдания от уныния, не может никак и ничем объяснить причины этого явления.
    2. «Охлаждение» к духовной жизни. Унывающий человек тратит меньше времени на решение морально-нравственных вопросов. Он реже посещает церковь и причащается, меньше читает духовную литературу.
    3. Ухудшения здоровья. Душевное и телесное тесно связаны в человеке, и «болезнь» души может привести к болезням физическим. У того, кто впал в уныние, нарушается сон, пропадает аппетит, повышается утомляемость и уменьшается энергия.

    Казалось бы, человек, впавший в уныние, не совершает ничего негативного по отношению к ближним людям. Он никого не обижает, не лжет, не ворует, не убивает, но тем не менее уныние причислено к смертным грехам. Оно признано смертным грехом по следующим причинам:

    • может заставить впасть человека в отчаяние, а отчаяние может привести к самоубийству, которое является наиболее тяжким грехом в христианстве;
    • отводит человека от Бога и нравственного самосовершенствования, заставляя его сосредоточиться лишь на собственном горе;
    • лишает человека воли к выполнению своей работы, что приводит его к лени, бездействию, оставлению своего долга.

    Человеку сложно сопротивляться унынию. Оно лишает его жизненных сил и воли к действию. Бороться с унынием бывает подчас трудно, но это необходимо для духовного очищения человека.

    Христианская церковь выделяет различные причины возникновения уныния: испытание, посылаемое Господом для духовного очищения, уязвленное самолюбие, тщеславие, утрата человеком веры, безбожие, недостаточное участие в духовной жизни. Неправильный образ жизни и нежелание следовать нравственному закону приводят людей к духовному кризису, выход из которого бывает сложно найти.

    Уныние может привести к замкнутому кругу: человек находится в состоянии уныния и не имеет желания ничего делать, от своей праздности он все больше впадает в уныние, от этого все меньше трудится, что приводит к еще большему унынию.

    Священнослужители говорят, что тоска бывает естественной для человека. Страдания души помогают воспитать в нем нравственные благодетели. Преодолевая уныние, человек духовно самосовершенствуется и приближается к Богу. Уныние может являться испытанием, посылаемым человеку от Бога, которое необходимо преодолеть.

    Как бороться со смертным грехом уныния?

    Православная церковь выделяет следующие способы по борьбе с унынием:

    1. Лучший метод противостояния унынию – посильная деятельность. Работа, выполнение своих обязанностей помогают человеку выйти из угнетенного состояния.
    2. Не терять силы духа и не поддаваться греху.
    3. Усердно молиться, .
    4. Читать духовную литературу, размышлять о вечных морально-нравственных вопросах.
    5. Посещать храм и церковные службы. Участвовать в церковных таинствах.

    Уныние – болезненный смертный грех, с которым человеку необходимо бороться для нравственного совершенствования, приближения к Богу, выполнения своих работы и обязанностей, ведения образа жизни, надлежащего истинному христианину.

    Из чего произрастают уныние и его порождения

    Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия.

    Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно является следствием того, что человек слишком сильно доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения. И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, - яснейший признак гордыни.

    Первый корень уныния - гордыня

    Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние - обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник).

    Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается.

    А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются бо льшими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский.

    Человек смиренный, верующий в Бога, знает, что этими неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется его вера, как укрепляются мускулы спортсмена на тренировках; он знает, что Бог рядом и что Он не положит испытаний сильнее, чем можно вынести. Такой человек, надеющийся на Бога, никогда не унывает даже в тяжких обстоятельствах.

    Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.

    Именно потому, что уныние и отчаяние есть следствие и, в определенном смысле, демонстрация неверия в Бога, один из святых сказал: «В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа!»

    Итак, гордость и маловерие есть одни из главных причин уныния и отчаяния, но все же далеко не единственные.

    Преподобный Иоанн Лествичник говорит о двух основных видах отчаяния, происходящих из разных причин: «Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа, по причине множества сих язв, погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения… От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего - смирение и то, чтобы никого не судить».

    Второй корень уныния - неудовлетворенность страстей

    Итак, что касается второго вида отчаяния, происходящего от гордости, мы уже выше показали, каков его механизм. А что подразумевается под первым видом, «происходящим от множества грехов»?

    Этот вид уныния, по утверждению святых отцов, приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан, уныние «рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти,когда кто видит,что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи».

    Например, чревоугодник, страдающий язвенной болезнью или диабетом, будет унывать, потому что не может услаждаться желаемым количеством пищи или разнообразием ее вкуса; скупой человек - из-за того, что не может избежать траты денег, и так далее. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам.

    Поэтому преподобный Нил Синайский говорит: «Кто связан печалью, тот побежден страстями, потому что печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил страсти, тем не владеет печаль. Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире, тот всегда будет веселиться».

    По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания утрачивают свое значение, и остается душевное состояние, которое отыскивает именно те желания, выполнения которых достичь невозможно, - уже именно для подпитки самого уныния.

    Тогда, по свидетельству преподобного Иоанна Кассиана, «мы подвергаемся такой скорби,что не можем с обычной приветливостью принимать даже любезных лиц и родственников наших, и что бы ни было сказано ими в приличном разговоре,нам все кажется несвоевременным и лишним, и мы не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего сердца наполнены желчной горечью».

    Потому уныние как болото: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться.

    Другие корни уныния

    Выше были описаны причины, которые возбуждают уныние в неверующих и в маловерных людях. Однако уныние нападает, хотя и менее успешно, на верующих людей. Но уже по другим причинам. Об этих причинах подробно пишет святитель Иннокентий Херсонский:

    «Источников уныния много - и внешних и внутренних.

    Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние может происходить от оставления их на время благодатью Божиею. Состояние благодати есть самое блаженное. Но чтобы находящийся в сем состоянии не возомнил, что оно происходит от его собственных совершенств, благодать иногда удаляется, предоставляя любимца своего самому себе. Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня наступила полночь: в душе является темнота, хлад, мертвость и вместе с тем уныние.

    Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Не могши прельстить душу на пути к небу благами и удовольствиями мира, враг спасения обращается к противному средству и наводит на нее уныние. В таком состоянии душа бывает как путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что делать; теряет бодрость, впадает в нерешимость.

    Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая, обессиленная, помертвевшая от греха природа. Доколе мы действуем по самолюбию, наполнены духом мира и страстями, дотоле сия природа в нас весела и жива. Но перемените направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий путь самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и самоисправление - тотчас откроется внутри вас пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная мертвость. Доколе душа не успеет наполниться новым духом любви к Богу и ближнему, дотоле дух уныния, в большей или меньшей мере, для нее неизбежен. Сему роду уныния больше всего подвергаются грешники после их обращения.

    Четвертый, обыкновенный источник уныния духовного, есть недостаток, тем паче прекращение деятельности. Престав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою; сами прежние занятия ей противеют: является недовольство и скука.

    Может происходить уныние и от различных печальных случаев в жизни, как-то: смерти сродников и любимых лиц, потери чести, достояния и других несчастных приключений. Все это, по закону нашей природы, сопряжено с неприятностью и печалью для нас; но, по закону же самой природы, печаль сия должна уменьшаться со временем и исчезать, когда человек не предается печали. В противном случае образуется дух уныния.

    Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобной мысли и смотрит на предметы не во свете веры и Евангелия. Так, например, человек легко может впасть в уныние от частого размышления о неправде, господствующей в мире, о том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые высятся и блаженствуют.

    Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные болезненные состояния тела, особенно некоторых его членов».

    Как бороться с унынием и его порождениями

    Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, “печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 31: 25)”».

    Но как именно можно удалить от себя уныние?

    Вспомним упомянутого в начале статьи несчастного молодого бизнесмена, который на протяжении многих лет ничего не может поделать с охватившим его унынием. Он на своем опыте убедился в справедливости слов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Земные развлечения только заглушают скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою».

    Теперь пришло время рассказать подробнее о том особенном обстоятельстве в жизни этого бизнесмена, о котором мы обмолвились ранее.

    Его жена - глубоко верующий человек, и она свободна от той мрачной, непроглядной тоски, которой окутана жизнь ее мужа. Он знает, что она верующая, что она ходит в храм и читает православные книги, равно как и то, что у нее нет «депрессии». Но за все те годы, что они вместе, ему ни разу не пришло в голову связать эти факты воедино и попробовать самому сходить в храм, почитать Евангелие… Он по-прежнему регулярно ездит к психологу, получая кратковременное облегчение, но не исцеление.

    Сколь многие люди изнемогают от этой душевной болезни, не желая поверить, что исцеление - совсем рядом. И этот бизнесмен, к сожалению, один из них. Нам хотелось бы написать, что в один прекрасный день он заинтересовался верой, которая дает его жене силы не поддаваться унынию и сохранять чистую радость жизни. Но, увы, пока что этого не произошло. И до тех пор он будет оставаться в числе тех несчастных, о ком сказал святитель Димитрий Ростовский: «Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль».

    Но если бы вдруг этот бизнесмен обратился к сокровищнице православной веры, то что он узнал бы о своем состоянии и какие способы исцеления получил бы?

    Он узнал бы, помимо прочего, что в мире есть духовная реальность и действуют духовные существа: добрые - ангелы и злые - бесы. Последние по своей злобе стремятся причинить как можно больший вред душе человека, отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это - враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и телесно. Для своих целей они пользуются разными способами, среди них наиболее распространенный - внушение людям определенных мыслей и чувств. В том числе помыслов уныния и отчаяния.

    Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека, будто это его собственные мысли. Человек неверующий или маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и не знает, как относиться к таким мыслям, он их действительно принимает за свои. И, следуя за ними, все ближе подходит к погибели - точно так же и путник в пустыне, приняв мираж за истинное видение, начинает гоняться за ним и все дальше уходит вглубь безжизненной пустыни.

    Человек же верующий и духовно опытный знает про существование врага и про его хитрости, умеет распознавать его помыслы и отсекать их, тем самым успешно противоборствуя бесам и побеждая их.

    Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, - таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их.

    Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние».

    Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним.

    Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека.

    Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру.

    И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов.

    Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией - покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», - пишет преподобный Ефрем Сирин.

    Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:

    «От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.

    Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.

    Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови Господа, чувствует оживление и радость.

    Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.

    Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.

    Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».

    Молитва

    Почему молитва является самым эффективным средством против уныния? По многим причинам.

    Во-первых, когда во время уныния мы молимся, мы тем самым боремся против беса, который пытается нас в это уныние повергнуть. Он делает это ради того, чтобы мы отчаялись и отошли от Бога, в этом его замысел; когда же мы обращаемся с молитвой к Богу, то разрушаем ухищрения врага, показывая, что мы не попали в его капкан, не сдались ему, а напротив, его козни используем как повод для того, чтобы усилить ту связь с Богом, которую бес пытался оборвать.

    Во-вторых, поскольку уныние в большинстве случаев есть следствие нашей гордыни, то молитва помогает исцеляться и от этой страсти, то есть вырывает из земли сам корень уныния. Ведь каждая смиренная молитва с просьбой к Богу о помощи - даже такая короткая, как «Господи, помилуй!», - означает, что мы признаем свою слабость и ограниченность и начинаем доверять Богу больше, чем себе. Поэтому каждая такая молитва, даже произнесенная через силу, - это удар по гордыне, подобный удару огромной гири, которой крушат стены ветхих домов.

    И, наконец, в-третьих, самое главное: молитва помогает потому, что это является обращением к Богу, Который единственный действительно может помочь в любом, даже самом безвыходном положении; единственный, Кто силен подать настоящее утешение и радость и свободу от уныния. «
    В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.
    Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться» (преподобный Никон Оптинский).

    Некоторые советуют молиться ангелу-хранителю, который всегда невидимо рядом с нами, готовый поддержать нас. Другие советуют читать акафист Иисусу Сладчайшему. Также есть совет много раз подряд читать молитву «Богородице Дево, радуйся», с надеждой, что Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир нашей душе.

    Но особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова), который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы.

    «Слава Богу за все».

    «Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя».

    «Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».

    «Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

    Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это не сложно.

    Что же касается нежелания молиться в унынии и отчаянии, то нужно понимать, что это не наше чувство, а вселенное в нас бесом специально с той целью, чтобы лишить нас того оружия, которым мы можем его победить.

    Святитель Тихон Задонский так говорит об этом нежелании молиться при унынии: «Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие».

    Из четырех фраз, предложенных святителем Игнатием, две являются фразами благодарственными. О том, почему они даны, он сам объясняет: «В особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные; при нашествии таких помыслов благодарение произносится в простых словах, со вниманием и часто - доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит - они от бесов и надобно их отгонять от себя… Благодарение сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование - залог, предвкушение радости вечной».

    Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что для него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Это величайшая бесовская ложь!

    «Пусть никто не говорит: “Много я нагрешил, нет мне прощения”. Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: “…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” (Лк. 15: 10) и еще: “Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Лк. 5: 32)», - учит преподобный Ефрем Сирин. Пока человек жив, для него действительно возможно покаяться и получить прощение грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив прощение, преобразить свою жизнь, наполнить ее радостью и светом. И как раз этой возможности пытаются бесы лишить человека, внушая ему помыслы отчаяния и самоубийства, потому что после смерти уже покаяться невозможно.

    Так что «никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла» (святитель Иоанн Златоуст).

    Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным в духовной жизни. И «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет».

    Православный христианин знает, что насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния получат переносящие с терпением печаль. И в борьбе с унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», - советует преподобный Ефрем Сирин.

    Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не дозволяет бесам поразить человека унынием настолько, насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара. Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за помощью и принести покаяние.

    Если человек этого не делает - это его выбор, бесы сами не в состоянии его к тому принудить.

    В заключение хотелось бы привести молитву, составленную святителем Димитрием Ростовским как раз для людей, страдающих от уныния:

    Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! - Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

    Иногда жизнь кажется пресной, скучной и беспросветной. Беспросветность в нашем представлении - это монотонность, когда мы не видим в перспективе никаких изменений. Пресной жизнь кажется потому, что мы не испытываем ярких эмоций, а скучной - так как досуг не заполнен делами, которые способны увлечь нас до самозабвения. В таком состоянии мы видим весь мир серым, а себя в этом мире - лишними.

    От такой безрадостной картины многие впадают в уныние, которое в христианской традиции, например, считается грехом, поскольку таким образом человек добровольно лишает себя радости бытия. А между тем секрет радости кроется в точке зрения на окружающее, а точнее - в том,чтобы внимательно посмотреть на собственную жизнь и перенести внимание с того, чего у нас нет - на то, что у нас есть. И тут большинство из нас обнаружит,что поводов для маленьких житейских радостей хоть пруд пруди.

    Где же найти радость в обычной жизни? Многие люди живут в ожидании многих вещей: например, исполнения желания, долгожданного события, каких-либо изменений в политике или в житейской ситуации, в ожидании денег, встреч, писем. Иногда ожидание заменяет реальную жизнь, которая проходит мимо, как бы не касаясь сознания человека. Чтобы вернуть себе способность чувствовать радость, нужно вернуться в настоящий момент. Что может принести радость в настоящем?

    Как ни странно - это вполне обычные и порой незаметные вещи. Они настолько просты,что могут показаться банальными. Постарайтесь включить свое внимание и прислушаться к собственным ощущениям. Иными словами - вспомните о том, что у вас есть органы чувств, благодаря которым вы обладаете зрением, слухом, вкусом, осязанием, обонянием.

    Если вы будете внимательны к звукам вокруг, вы услышите пение утренних птиц, шум листвы, смех детей за окном. А давно ли вы слышали звуки любимой песни или инструментальной музыки? А ведь так можно активизировать эмоциональную память, особенно - если с этой музыкой или песней связаны приятные воспоминания. Если быть внимательным к звукам, то можно получить удовольствие даже от барабанящих по стеклам и крыше капель дождя, уютно свернувшись под одеялом. Может, вы любите читать, но вам лень напрягать глаза и хочется отдохнуть? Можно послушать какую-нибудь аудиокнигу. Не бойтесь грусти - хорошая, искренняя грусть подчеркнет очарование радости,сделает более яркой гамму испытываемых эмоций.

    Побалуйте себя чем-нибудь приятным на вкус. Это может быть, например, бокал вкусного вина, который не стоит выпивать залпом, а от души посмаковать, наслаждаясь вкусовыми оттенками и нюансами. Или чашечка ароматного кофе, запах и вкус которого даст ощущение комфорта. Ощутить маленькую радость бытия может помочь любое вкусное блюдо - от свежесваренного борща до салата из свежих овощей, приправленных приятно пахнущим подсолнечным маслом или сметаной. Главное - чтобы приготовленное блюдо было свежим и в процессе готовки вы думали о чем-то хорошем, не "прожевывая" в уме надоевшие проблемы, обиды и претензии.

    Массу позитивных ощущений могут доставить запахи - от свежесрезанных цветов до ванильного аромата от выпечки, от помола кофе до любимых духов. Не экономьте на душистых средствах гигиены, и тогда утренние процедуры принесут вам положительный заряд на весь день.

    Пересмотрите свой гардероб. Может, стоит пополнить его удобным, приятным для кожи, новым нарядом из мягких натуральных тканей? Обновка может быть обычной домашней одеждой - главное, чтобы она была удобной и комфортной для кожи. Ложитесь спать, постелив свежую постель, запах чистого, выстиранного и выглаженного белья принесет вам удовольствие и хороший сон. Наслаждайтесь отдыхом, не думая о том, что вы не доделали, каковы ваши планы на завтра и какие вас подстерегают проблемы.

    Приобретите несколько вещей, на которые вам нравится смотреть. Это может быть сувенир, ваза для цветов, стильная картина, симпатичный брелок для ключей, элегантная ручка, красивый блокнот. Не экономьте на том, что может поднять вам настроение. Полистайте красивые художественные альбомы, отправьте себя на прогулку в живописное место. А в выходные устройте себе вылазку на природу, посидите у воды отдохните у живописного пруда, а вот будет эта прогулка в одиночестве, вдвоем - или вечеринка в шумном кругу друзей, решайте сами. Вообще, старайтесь радовать глаза чем-то приятным, хорошим. Избегайте просмотра мрачных фильмов, лучше посмотреть милое семейное кино.

    Старайтесь делиться хорошим настроением, и ни в коем случае не "заражать" окружающих мрачным расположением духа. Избегайте тех, кто пичкает вас неприятными разговорами, злыми сплетнями, зловещими или чрезмерно печальными историями. Постарайтесь не думать более, чем о двух проблемах одновременно. Ощущайте жизнь всеми пятью органами чувств, и тогда мир перестанет быть скучным и плоским, он обретет наполненность смыслом и глубину.

    И главное: ни на минуту не забывайте о том, что настоящая радость не приходит извне, не зависит от количества денег и стечения обстоятельств. Она живет внутри каждого человека, в том числе - и внутри вас. Нужно только разбудить ее.