Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Буддизм в искусстве Фреска из пещеры в Аджанте
  • Кунжут: полезные свойства и применения
  • Академия магии Южного королевства
  • Саногенное мышление: путешествие к негативным эмоциям Какие программы запускаются при этом
  • «Большая и грязная любовь» Анна Сергеевна Гаврилова
  • Гниение белка. Гнилостные процессы. Что это за вещества
  • Сдаем егэ гущин. Подготовка к ЕГЭ по математике (профильный уровень): задания, решения и объяснения

    Сдаем егэ гущин. Подготовка к ЕГЭ по математике (профильный уровень): задания, решения и объяснения

    На ЕГЭ по математике профильного уровня в 2019 г. никаких изменений нет –программа экзамена, как и в прошлые годы, составлена из материалов основных математических дисциплин. Вбилетах будут присутствовать и математические, и геометрические, и алгебраические задачи.

    Изменений в КИМ ЕГЭ 2019 по математике профильного уровня нет.

    Особенности заданий ЕГЭ по математике-2019

    • Осуществляя подготовку к ЕГЭ по математике (профильной), обратите внимание на основные требования экзаменационной программы. Она призвана проверить знания углубленной программы: векторные и математические модели, функции и логарифмы, алгебраические уравнения и неравенства.
    • Отдельно потренируйтесь решать задания по .
    • Важно проявить нестандартность мышления.

    Структура экзамена

    Задания ЕГЭ профильной математики разделены на два блока.

    1. Часть - краткие ответы , включает 8 задач, проверяющих базовую математическую подготовку и умение применять знания по математике в повседневности.
    2. Часть - краткие и развернутые ответы . Состоит из 11 задач, 4 из которых требуют короткого ответа, и 7 – развернутого с аргументацией выполненных действий.
    • Повышенной сложности - задания 9-17 второй части КИМа.
    • Высокого уровня сложности - задачи 18-19 –. Эта часть экзаменационных заданий проверяет не только уровень математических знаний, но и наличие или отсутствие творческого подхода к решению сухих «циферных» заданий, а такжеэффективность умения использовать знания и навыки в качестве профессионального инструмента.

    Важно! Поэтомуприподготовке к ЕГЭ теорию по математике всегда подкрепляйте решением практическихзадач.

    Как будут распределять баллы

    Задания части первой КИМов поматематике близки к тестам ЕГЭ базового уровня, поэтому высокого балла на них набрать невозможно.

    Баллы за каждое задание по математике профильного уровня распределились так:

    • за правильные ответы на задачи №1-12 – по 1 баллу;
    • №13-15 – по 2;
    • №16-17 – по 3;
    • №18-19 – по 4.

    Длительность экзамена и правила поведения на ЕГЭ

    Для выполнения экзаменационной работы-2019 ученику отведено 3 часа 55 минут (235 минут).

    В это время ученик не должен:

    • вести себя шумно;
    • использовать гаджеты и другие технические средства;
    • списывать;
    • пытаться помогать другим, или просить помощи для себя.

    За подобные действия экзаменующегося могут выдворить из аудитории.

    На государственный экзамен по математике разрешено приносить с собой только линейку, остальные материалывам выдадут непосредственно перед ЕГЭ. выдаются на месте.

    Эффективная подготовка - это решение онлайн тестов по математике 2019. Выбирай и получай максимальный балл!

    Среднее общее образование

    Линия УМК Г. К. Муравина. Алгебра и начала математического анализа (10-11) (углуб.)

    Линия УМК Мерзляка. Алгебра и начала анализа (10-11) (У)

    Математика

    Подготовка к ЕГЭ по математике (профильный уровень): задания, решения и объяснения

    Разбираем задания и решаем примеры с учителем

    Экзаменационная работа профильного уровня длится 3 часа 55 минут (235 минут).

    Минимальный порог - 27 баллов.

    Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.

    Определяющим признаком каждой части работы является форма заданий:

    • часть 1 содержит 8 заданий (задания 1-8) с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби;
    • часть 2 содержит 4 задания (задания 9-12) с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби и 7 заданий (задания 13–19) с развернутым ответом (полная запись решения с обоснованием выполненных действий).

    Панова Светлана Анатольевна , учитель математики высшей категории школы, стаж работы 20 лет:

    «Для того чтобы получить школьный аттестат, выпускнику необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ЕГЭ, один из которых математика. В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации ЕГЭ по математике разделен на два уровня: базовый и профильный. Сегодня мы рассмотрим варианты профильного уровня».

    Задание № 1 - проверяет у участников ЕГЭ умение применять навыки, полученные в курсе 5 - 9 классов по элементарной математике, в практической деятельности. Участник должен владеть вычислительными навыками, уметь работать с рациональными числами, уметь округлять десятичные дроби, уметь переводить одни единицы измерения в другие.

    Пример 1. В квартире, где проживает Петр, установили прибор учета расхода холодной воды (счетчик). Первого мая счетчик показывал расход 172 куб. м воды, а первого июня - 177 куб. м. Какую сумму должен заплатить Петр за холодную воду за май, если цена 1 куб. м холодной воды составляет 34 руб 17 коп? Ответ дайте в рублях.

    Решение:

    1) Найдем количество потраченной воды за месяц:

    177 - 172 = 5 (куб м)

    2) Найдем сколько денег заплатят за потраченную воду:

    34,17 · 5 = 170,85 (руб)

    Ответ: 170,85.


    Задание № 2 -является одним из простейших заданий экзамена. С ней успешно справляется большинство выпускников, что свидетельствует о владении определением понятия функции. Тип задания № 2 по кодификатору требований - это задание на использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Задание № 2 состоит из описания с помощью функций различных реальных зависимостей между величинами и интерпретация их графиков. Задание № 2 проверяет умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках. Выпускникам нужно уметь определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции и описывать поведение и свойства функции по её графику. Также необходимо уметь находить по графику функции наибольшее или наименьшее значение и строить графики изученных функций. Допускаемые ошибки носят случайный характер в чтении условия задачи, чтении диаграммы.

    #ADVERTISING_INSERT#

    Пример 2. На рисунке показано изменение биржевой стоимости одной акции добывающей компании в первой половине апреля 2017 года. 7 апреля бизнесмен приобрёл 1000 акций этой компании. 10 апреля он продал три четверти купленных акций, а 13 апреля продал все оставшиеся. Сколько потерял бизнесмен в результате этих операций?


    Решение:

    2) 1000 · 3/4 = 750 (акций) - составляют 3/4 от всех купленных акций.

    6) 247500 + 77500 = 325000 (руб) - бизнесмен получил после продажи 1000 акций.

    7) 340000 – 325000 = 15000 (руб) - потерял бизнесмен в результате всех операций.

    Ответ: 15000.

    Задание № 3 - является заданием базового уровня первой части, проверяет умения выполнять действия с геометрическими фигурами по содержанию курса «Планиметрия». В задании 3 проверяется умение вычислять площадь фигуры на клетчатой бумаге, умение вычислять градусные меры углов, вычислять периметры и т.п.

    Пример 3. Найдите площадь прямоугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см на 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

    Решение: Для вычисления площади данной фигуры можно воспользоваться формулой Пика:

    Для вычисления площади данного прямоугольника воспользуемся формулой Пика:

    S = В +

    Г
    2
    где В = 10, Г = 6, поэтому

    S = 18 +

    6
    2
    Ответ: 20.

    Читайте также: ЕГЭ по физике: решение задач о колебаниях

    Задание № 4 - задача курса «Теория вероятностей и статистика». Проверяется умение вычислять вероятность события в простейшей ситуации.

    Пример 4. На окружности отмечены 5 красных и 1 синяя точка. Определите, каких многоугольников больше: тех, у которых все вершины красные, или тех, у которых одна из вершин синяя. В ответе укажите, на сколько одних больше, чем других.

    Решение: 1) Воспользуемся формулой числа сочетаний из n элементов по k :

    у которых все вершины красные.

    3) Один пятиугольник, у которого все вершины красные.

    4) 10 + 5 + 1 = 16 многоугольников, у которых все вершины красные.

    у которых вершины красные или с одной синей вершиной.

    у которых вершины красные или с одной синей вершиной.

    8) Один шестиуголник, у которого вершины красные с одной синей вершиной.

    9) 20 + 15 + 6 + 1 = 42 многоуголника, у которых все вершины красные или с одной синей вершиной.

    10) 42 – 16 = 26 многоугольников, в которых используется синяя точка.

    11) 26 – 16 = 10 многоугольников – на сколько многоугольников, у которых одна из вершин - синяя точка, больше, чем многоугольников, у которых все вершины только красные.

    Ответ: 10.

    Задание № 5 - базового уровня первой части проверяет умения решать простейшие уравнения (иррациональные, показательные, тригонометрические, логарифмические).

    Пример 5. Решите уравнение 2 3 + x = 0,4 · 5 3 + x .

    Решение. Разделим обе части данного уравнения на 5 3 + х ≠ 0, получим

    2 3 + x = 0,4 или 2 3 + х = 2 ,
    5 3 + х 5 5

    откуда следует, что 3 + x = 1, x = –2.

    Ответ: –2.

    Задание № 6 по планиметрии на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей), моделирование реальных ситуаций на языке геометрии. Исследование построенных моделей с использованием геометрических понятий и теорем. Источником трудностей является, как правило, незнание или неверное применение необходимых теорем планиметрии.

    Площадь треугольника ABC равна 129. DE – средняя линия, параллельная стороне AB . Найдите площадь трапеции ABED .


    Решение. Треугольник CDE подобен треугольнику CAB по двум углам, так как угол при вершине C общий, угол СDE равен углу CAB как соответственные углы при DE || AB секущей AC . Так как DE – средняя линия треугольника по условию, то по свойству средней линии | DE = (1/2)AB . Значит, коэффициент подобия равен 0,5. Площади подобных фигур относятся как квадрат коэффициента подобия, поэтому

    Следовательно, S ABED = S ΔABC S ΔCDE = 129 – 32,25 = 96,75.

    Задание № 7 - проверяет применение производной к исследованию функции. Для успешного выполнения необходимо содержательное, не формальное владение понятием производной.

    Пример 7. К графику функции y = f (x ) в точке с абсциссой x 0 проведена касательная, которая перпендикулярна прямой, проходящей через точки (4; 3) и (3; –1) этого графика. Найдите f ′(x 0).

    Решение. 1) Воспользуемся уравнением прямой, проходящей через две заданные точки и найдём уравнение прямой, проходящей через точки (4; 3) и (3; –1).

    (y y 1)(x 2 – x 1) = (x x 1)(y 2 – y 1)

    (y – 3)(3 – 4) = (x – 4)(–1 – 3)

    (y – 3)(–1) = (x – 4)(–4)

    y + 3 = –4x + 16| · (–1)

    y – 3 = 4x – 16

    y = 4x – 13, где k 1 = 4.

    2) Найдём угловой коэффициент касательной k 2 , которая перпендикулярна прямой y = 4x – 13, где k 1 = 4, по формуле:

    3) Угловой коэффициент касательной – производная функции в точке касания. Значит, f ′(x 0) = k 2 = –0,25.

    Ответ: –0,25.

    Задание № 8 - проверяет у участников экзамена знания по элементарной стереометрии, умение применять формулы нахождения площадей поверхностей и объемов фигур, двугранных углов, сравнивать объемы подобных фигур, уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами и т.п.

    Объём куба, описанного около сферы, равен 216. Найдите радиус сферы.


    Решение. 1) V куба = a 3 (где а – длина ребра куба), поэтому

    а 3 = 216

    а = 3 √216

    2) Так как сфера вписана в куб, значит, длина диаметра сферы равна длине ребра куба, поэтому d = a , d = 6, d = 2R , R = 6: 2 = 3.

    Задание № 9 - требует от выпускника навыков преобразования и упрощения алгебраических выражений. Задание № 9 повышенного уровня сложности с кратким ответом. Задания из раздела «Вычисления и преобразования» в ЕГЭ подразделяются на несколько видов:

      преобразования числовых рациональных выражений;

      преобразования алгебраических выражений и дробей;

      преобразования числовых/буквенных иррациональных выражений;

      действия со степенями;

      преобразование логарифмических выражений;

    1. преобразования числовых/буквенных тригонометрических выражений.

    Пример 9. Вычислите tgα, если известно, что cos2α = 0,6 и

    < α < π.
    4

    Решение. 1) Воспользуемся формулой двойного аргумента: cos2α = 2 cos 2 α – 1 и найдём

    tg 2 α = 1 – 1 = 1 – 1 = 10 – 1 = 5 – 1 = 1 1 – 1 = 1 = 0,25.
    cos 2 α 0,8 8 4 4 4

    Значит, tg 2 α = ± 0,5.

    3) По условию

    < α < π,
    4

    значит, α – угол II четверти и tgα < 0, поэтому tgα = –0,5.

    Ответ: –0,5.

    #ADVERTISING_INSERT# Задание № 10 - проверяет у учащихся умение использовать приобретенные раннее знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Можно сказать, что это задачи по физике, а не по математике, но все необходимые формулы и величины даны в условии. Задачи сводятся к решению линейного или квадратного уравнения, либо линейного или квадратного неравенства. Поэтому необходимо уметь решать такие уравнения и неравенства, и определять ответ. Ответ должен получиться в виде целого числа или конечной десятичной дроби.

    Два тела массой m = 2 кг каждое, движутся с одинаковой скоростью v = 10 м/с под углом 2α друг к другу. Энергия (в джоулях), выделяющаяся при их абсолютно неупругом соударении определяется выражением Q = mv 2 sin 2 α. Под каким наименьшим углом 2α (в градусах) должны двигаться тела, чтобы в результате соударения выделилось не менее 50 джоулей?
    Решение. Для решения задачи нам необходимо решить неравенство Q ≥ 50, на интервале 2α ∈ (0°; 180°).

    mv 2 sin 2 α ≥ 50

    2· 10 2 sin 2 α ≥ 50

    200 · sin 2 α ≥ 50

    Так как α ∈ (0°; 90°), то будем решать только

    Изобразим решение неравенства графически:


    Так как по условию α ∈ (0°; 90°), значит 30° ≤ α < 90°. Получили, что наименьший угол α равен 30°, тогда наименьший угол 2α = 60°.

    Задание № 11 - является типовым, но оказывается непростым для учащихся. Главным источником затруднений является построение математической модели (составление уравнения). Задание № 11 проверяет умение решать текстовые задачи.

    Пример 11. На весенних каникулах 11-классник Вася должен был решить 560 тренировочных задач для подготовки к ЕГЭ. 18 марта в последний учебный день Вася решил 5 задач. Далее ежедневно он решал на одно и то же количество задач больше по сравнению с предыдущим днём. Определите, сколько задач Вася решил 2 апреля в последний день каникул.

    Решение: Обозначим a 1 = 5 – количество задач, которые Вася решил 18 марта, d – ежедневное количество задач, решаемых Васей, n = 16 – количество дней с 18 марта по 2 апреля включительно, S 16 = 560 – общее количество задач, a 16 – количество задач, которые Вася решил 2 апреля. Зная, что ежедневно Вася решал на одно и то же количество задач больше по сравнению с предыдущим днём, то можно использовать формулы нахождения суммы арифметической прогрессии:

    560 = (5 + a 16) · 8,

    5 + a 16 = 560: 8,

    5 + a 16 = 70,

    a 16 = 70 – 5

    a 16 = 65.

    Ответ: 65.

    Задание № 12 - проверяют у учащихся умение выполнять действия с функциями, уметь применять производную к исследованию функции.

    Найти точку максимума функции y = 10ln(x + 9) – 10x + 1.

    Решение: 1) Найдем область определения функции: x + 9 > 0, x > –9, то есть x ∈ (–9; ∞).

    2) Найдем производную функции:

    4) Найденная точка принадлежит промежутку (–9; ∞). Определим знаки производной функции и изобразим на рисунке поведение функции:


    Искомая точка максимума x = –8.

    Скачать бесплатно рабочую программу по математике к линии УМК Г.К. Муравина, К.С. Муравина, О.В. Муравиной 10-11 Скачать бесплатно методические пособия по алгебре

    Задание № 13 -повышенного уровня сложности с развернутым ответом, проверяющее умение решать уравнения, наиболее успешно решаемое среди заданий с развернутым ответом повышенного уровня сложности.

    а) Решите уравнение 2log 3 2 (2cosx ) – 5log 3 (2cosx ) + 2 = 0

    б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку .

    Решение: а) Пусть log 3 (2cosx ) = t , тогда 2t 2 – 5t + 2 = 0,


    log 3 (2cosx ) = 2
    2cosx = 9
    cosx = 4,5 ⇔ т.к. |cosx | ≤ 1,
    log 3 (2cosx ) = 1 2cosx = √3 cosx = √3
    2 2
    то cosx = √3
    2

    x = π + 2πk
    6
    x = – π + 2πk , k Z
    6

    б) Найдём корни, лежащие на отрезке .


    Из рисунка видно, что заданному отрезку принадлежат корни

    11π и 13π .
    6 6
    Ответ: а) π + 2πk ; – π + 2πk , k Z ; б) 11π ; 13π .
    6 6 6 6
    Задание № 14 -повышенного уровня относится к заданиям второй части с развернутым ответом. Задание проверяет умения выполнять действия с геометрическими фигурами. Задание содержит два пункта. В первом пункте задание нужно доказать, а во втором пункте вычислить.

    Диаметр окружности основания цилиндра равен 20, образующая цилиндра равна 28. Плоскость пересекает его основания по хордам длины 12 и 16. Расстояние между хордами равно 2√197.

    а) Докажите, что центры оснований цилиндра лежат по одну сторону от этой плоскости.

    б) Найдите угол между этой плоскостью и плоскостью основания цилиндра.

    Решение: а) Хорда длиной 12 находится на расстоянии = 8 от центра окружности основания, а хорда длиной 16, аналогично, – на расстоянии 6. Поэтому расстояние между их проекциями на плоскость, параллельную основаниям цилиндров, составляет либо 8 + 6 = 14, либо 8 − 6 = 2.

    Тогда расстояние между хордами составляет либо

    = = √980 = = 2√245

    = = √788 = = 2√197.

    По условию реализовался второй случай, в нем проекции хорд лежат по одну сторону от оси цилиндра. Значит, ось не пересекает данную плоскость в пределах цилиндра, то есть основания лежат по одну сторону от нее. Что требовалось доказать.

    б) Обозначим центры оснований за О 1 и О 2 . Проведем из центра основания с хордой длины 12 серединный перпендикуляр к этой хорде (он имеет длину 8, как уже отмечалось) и из центра другого основания - к другой хорде. Они лежат в одной плоскости β, перпендикулярной этим хордам. Назовем середину меньшей хорды B, большей A и проекцию A на второе основание - H (H ∈ β). Тогда AB,AH ∈ β и значит, AB,AH перпендикулярны хорде, то есть прямой пересечения основания с данной плоскостью.

    Значит, искомый угол равен

    ∠ABH = arctg AH = arctg 28 = arctg14.
    BH 8 – 6

    Задание № 15 - повышенного уровня сложности с развернутым ответом, проверяет умение решать неравенства, наиболее успешно решаемое среди заданий с развернутым ответом повышенного уровня сложности.

    Пример 15. Решите неравенство |x 2 – 3x | · log 2 (x + 1) ≤ 3x x 2 .

    Решение: Областью определения данного неравенства является интервал (–1; +∞). Рассмотри отдельно три случая:

    1) Пусть x 2 – 3x = 0, т.е. х = 0 или х = 3. В этом случае данное неравенство превращается в верное, следовательно, эти значения входят в решение.

    2) Пусть теперь x 2 – 3x > 0, т.е. x ∈ (–1; 0) ∪ (3; +∞). При этом данное неравенство можно переписать в виде (x 2 – 3x ) · log 2 (x + 1) ≤ 3x x 2 и разделить на положительное выражение x 2 – 3x . Получим log 2 (x + 1) ≤ –1, x + 1 ≤ 2 –1 , x ≤ 0,5 –1 или x ≤ –0,5. Учитывая область определения, имеем x ∈ (–1; –0,5].

    3) Наконец, рассмотрим x 2 – 3x < 0, при этом x ∈ (0; 3). При этом исходное неравенство перепишется в виде (3x x 2) · log 2 (x + 1) ≤ 3x x 2 . После деления на положительное выражение 3x x 2 , получим log 2 (x + 1) ≤ 1, x + 1 ≤ 2, x ≤ 1. Учитывая область, имеем x ∈ (0; 1].

    Объединяя полученные решения, получаем x ∈ (–1; –0.5] ∪ ∪ {3}.

    Ответ: (–1; –0.5] ∪ ∪ {3}.

    Задание № 16 - повышенного уровня относится к заданиям второй части с развернутым ответом. Задание проверяет умения выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Задание содержит два пункта. В первом пункте задание нужно доказать, а во втором пункте вычислить.

    В равнобедренном треугольнике ABC с углом 120° при вершине A проведена биссектриса BD. В треугольник ABC вписан прямоугольник DEFH так, что сторона FH лежит на отрезке BC, а вершина E – на отрезке AB. а) Докажите, что FH = 2DH. б) Найдите площадь прямоугольника DEFH, если AB = 4.

    Решение: а)


    1) ΔBEF – прямоугольный, EF⊥BC, ∠B = (180° – 120°) : 2 = 30°, тогда EF = BE по свойству катета, лежащего против угла 30°.

    2) Пусть EF = DH = x , тогда BE = 2x , BF = x √3 по теореме Пифагора.

    3) Так как ΔABC равнобедренный, значит, ∠B = ∠C = 30˚.

    BD – биссектриса ∠B, значит ∠ABD = ∠DBC = 15˚.

    4) Рассмотрим ΔDBH – прямоугольный, т.к. DH⊥BC.

    2x = 4 – 2x
    2x (√3 + 1) 4
    1 = 2 – x
    √3 + 1 2

    √3 – 1 = 2 – x

    x = 3 – √3

    EF = 3 – √3

    2) S DEFH = ED · EF = (3 – √3 ) · 2(3 – √3 )

    S DEFH = 24 – 12√3.

    Ответ: 24 – 12√3.


    Задание № 17 - задание с развернутым ответом, это задание проверяет применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, умение строить и исследовать математические модели. Это задание - текстовая задача с экономическим содержанием.

    Пример 17. Вклад в размере 20 млн рублей планируется открыть на четыре года. В конце каждого года банк увеличивает вклад на 10% по сравнению с его размером в начале года. Кроме того, в начале третьего и четвёртого годов вкладчик ежегодно пополняет вклад на х млн. рублей, где х - целое число. Найдите наибольшее значение х , при котором банк за четыре года начислит на вклад меньше 17 млн рублей.

    Решение: В конце первого года вклад составит 20 + 20 · 0,1 = 22 млн рублей, а в конце второго – 22 + 22 · 0,1 = 24,2 млн рублей. В начале третьего года вклад (в млн рублей) составит (24,2 + х ), а в конце - (24,2 + х) + (24,2 + х) · 0,1 = (26,62 + 1,1х ). В начале четвёртого года вклад составит (26,62 + 2,1х) , а в конце - (26,62 + 2,1х ) + (26,62 + 2,1х ) · 0,1 = (29,282 + 2,31х ). По условию, нужно найти наибольшее целое х, для которого выполнено неравенство

    (29,282 + 2,31x ) – 20 – 2x < 17

    29,282 + 2,31x – 20 – 2x < 17

    0,31x < 17 + 20 – 29,282

    0,31x < 7,718

    x < 7718
    310
    x < 3859
    155
    x < 24 139
    155

    Наибольшее целое решение этого неравенства - число 24.

    Ответ: 24.


    Задание № 18 - задание повышенного уровня сложности с развернутым ответом. Это задание предназначено для конкурсного отбора в вузы с повышенными требованиями к математической подготовке абитуриентов. Задание высокого уровня сложности - это задание не на применение одного метода решения, а на комбинацию различных методов. Для успешного выполнения задания 18 необходим, кроме прочных математических знаний, также высокий уровень математической культуры.

    При каких a система неравенств

    x 2 + y 2 ≤ 2ay a 2 + 1
    y + a ≤ |x | – a

    имеет ровно два решения?

    Решение: Данную систему можно переписать в виде

    x 2 + (y a ) 2 ≤ 1
    y ≤ |x | – a

    Если нарисовать на плоскости множество решений первого неравенства, получится внутренность круга (с границей) радиуса 1 с центром в точке (0, а ). Множество решений второго неравенства – часть плоскости, лежащая под графиком функции y = | x | – a , причём последний есть график функции
    y = | x | , сдвинутый вниз на а . Решение данной системы есть пересечение множеств решений каждого из неравенств.

    Следовательно, два решения данная система будет иметь лишь в случае, изображённом на рис. 1.


    Точки касания круга с прямыми и будут двумя решениями системы. Каждая из прямых наклонена к осям под углом 45°. Значит, треугольник PQR – прямоугольный равнобедренный. Точка Q имеет координаты (0, а ), а точка R – координаты (0, –а ). Кроме того, отрезки PR и PQ равны радиусу окружности, равному 1. Значит,

    Qr = 2a = √2, a = √2 .
    2
    Ответ: a = √2 .
    2


    Задание № 19 - задание повышенного уровня сложности с развернутым ответом. Это задание предназначено для конкурсного отбора в вузы с повышенными требованиями к математической подготовке абитуриентов. Задание высокого уровня сложности - это задание не на применение одного метода решения, а на комбинацию различных методов. Для успешного выполнения задания 19 необходимо уметь осуществлять поиск решения, выбирая различные подходы из числа известных, модифицируя изученные методы.

    Пусть Sn сумма п членов арифметической прогрессии (а п ). Известно, что S n + 1 = 2n 2 – 21n – 23.

    а) Укажите формулу п -го члена этой прогрессии.

    б) Найдите наименьшую по модулю сумму S n .

    в) Найдите наименьшее п , при котором S n будет квадратом целого числа.

    Решение : а) Очевидно, что a n = S n S n – 1 . Используя данную формулу, получаем:

    S n = S (n – 1) + 1 = 2(n – 1) 2 – 21(n – 1) – 23 = 2n 2 – 25n ,

    S n – 1 = S (n – 2) + 1 = 2(n – 1) 2 – 21(n – 2) – 23 = 2n 2 – 25n + 27

    значит, a n = 2n 2 – 25n – (2n 2 – 29n + 27) = 4n – 27.

    Б) Так как S n = 2n 2 – 25n , то рассмотрим функцию S (x ) = | 2x 2 – 25x| . Ее график можно увидеть на рисунке.


    Очевидно, что наименьшее значение достигается в целочисленных точках, расположенных наиболее близко к нулям функции. Очевидно, что это точки х = 1, х = 12 и х = 13. Поскольку, S (1) = |S 1 | = |2 – 25| = 23, S (12) = |S 12 | = |2 · 144 – 25 · 12| = 12, S (13) = |S 13 | = |2 · 169 – 25 · 13| = 13, то наименьшее значение равно 12.

    в) Из предыдущего пункта вытекает, что Sn положительно, начиная с n = 13. Так как S n = 2n 2 – 25n = n (2n – 25), то очевидный случай, когда данное выражение является полным квадратом, реализуется при n = 2n – 25, то есть при п = 25.

    Осталось проверить значения с 13 до 25:

    S 13 = 13 · 1, S 14 = 14 · 3, S 15 = 15 · 5, S 16 = 16 · 7, S 17 = 17 · 9, S 18 = 18 · 11, S 19 = 19 · 13, S 20 = 20 · 13, S 21 = 21 · 17, S 22 = 22 · 19, S 23 = 23 · 21, S 24 = 24 · 23.

    Получается, что при меньших значениях п полный квадрат не достигается.

    Ответ: а) a n = 4n – 27; б) 12; в) 25.

    ________________

    *С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA). До прихода в издательство «ДРОФА» занимал позицию вице-президента по стратегическому развитию и инвестициям издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ». Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень - 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии - областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.

    В данном разделе мы занимаемся подготовкой к ЕГЭ по математике как базового, профильного уровня - у нас представлены разборы задач, тесты, описание экзамена и полезные рекомендации. Пользуясь нашим ресурсом, вы как минимум разберетесь в решении задач и сможете успешно сдать ЕГЭ по математике в 2019 году. Начинаем!

    ЕГЭ по математике является обязательным экзаменом любого школьника в 11 классе, поэтому информация, представленная в данном разделе актуальна для всех. Экзамен по математике делится на два вида - базовый и профильный. В данном разделе я приведен разбор каждого вида заданий с подробным объяснением для двух вариантов. Задания ЕГЭ строго тематические, поэтому для каждого номера можно дать точные рекомендации и привести теорию, необходимую именно для решения данного вида задания. Ниже вы найдете ссылки на задания, перейдя по которым можно изучить теорию и разобрать примеры. Примеры постоянно пополняются и актуализируются.

    Структура базового уровня ЕГЭ по математике

    Экзаменационная работа по математике базового уровня состоит из одной части , включающей 20 заданий с кратким ответом. Все задания направлены на проверку освоения базовых умений и практических навыков применения математических знаний в повседневных ситуациях.

    Ответом к каждому из заданий 1–20 является целое число , конечная десятичная дробь , или последовательность цифр .

    Задание с кратким ответом считается выполненным, если верный ответ записан в бланке ответов №1 в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.

    Сдал математику и беззаботно побежал в шашлыковый закат. Не про тебя? Правильно, потому что у тебя в конце тоннеля мерцает счастливое будущее, а в самом тоннеле - физика, история, английский и прочие атрибуты для поступления в вуз. Сегодня в России сдавали обществознание и химию. И создалось впечатление, что, по крайней мере, химию сдавали дзэн-буддисты. А вот большинство отзывов, полученных об обществознании, – «очень сложный тест, сижу реву», «кто со мной с девятого этажа прыгать?», «боюсь, что порог не прошла». Вот что нам пишут.

    Общество

    «ЕГЭ был более легкий, чем русский, и намного легче математики. В целом, думаю неплохо составлены кимы, но была и минутка юмора. Так, например, у меня один вопрос был про антиинфляцию, и каково было мое удивление, что метод борьбы с инфляцией – увеличение безработицы. Одно лечим, другое калечим? Или нет денег – нет инфляции?

    (Эльмира, г. Рязань)

    «Экзамен прошел без происшествий. В целом, задания были нетрудные, наравне с пробниками и тестами из «Решу ЕГЭ» (на удивление). Думал, будет сложнее. Пока из всех сданных мною экзаменов (на данный момент я сдал только русский и математику), общество показалось самым простым. Часть С была тоже выполнима. Текст попался по праву, а остальные “цэшки” были по достаточно популярным в курсе общества темам (факторы производства, типы общества, право, мораль и т.д.). Сдаю экзамен, так как планирую поступать на международные отношения».

    (Иван, г. Тюмень)

    «Выбрала обществознание, потому что оно нужно для поступления на экономический. Экзамен был чрезвычайно лёгкий, даже для меня, человека, у которого в последний раз уроки по обществу были шесть лет назад, и который абсолютно не готовился. Высшее неоконченное у меня уже есть, но заканчивать его я не собираюсь. Готовилась ровно один день, почитала правоведение, а сдавала на общих знаниях, благо, что обществознание позволяет это сделать. Помогает ли жизненный опыт? Думаю, что преимуществом можно считать университетское образование, пусть даже неоконченное. В университете научили по-настоящему работать головой».

    (Кристина, р. Башкортостан)

    «Когда готовишься к одному, а попадается другое, очень обидно. У меня, как и у всех, наверное, всё трясется, боюсь, что порог не перешёл, очень переживаю! Я готовился по “Решу ЕГЭ”, очень мало что совпало, очень мало. В школе решали тесты за 2012-14 год, проку мало. Да и в русском совпало многое, а вот математика вообще нет, у нас девчонки ревели после экзамена».

    (Павел, г. Сатка)

    «К обществу реально подготовиться. Я готовилась год продуктивно (4 часа в неделю), на экзамене чувствовала себя комфортно. Могу сказать, что времени достаточно, если знаешь, что писать. Опять-таки, задания как на интернет-порталах. Ничего нового.

    Организация отличная. Тестотехники очень внимательные, не мешают, не отвлекают. В целом экзамен прошел хорошо, надеюсь, не у одной меня так».

    (Ангелина, г. Ростов-на-Дону)

    «Тест не столько сложный, сколько дурацкий, много сомнительных и неоднозначных заданий. Но мне и с частью С как-то не очень повезло (где это видано, чтобы уже в 28 было 3 подвопроса?!) В общем, я недовольна результатом, буду ждать цифр без особых надежд».

    (Дарья, г. Санкт-Петербург)

    Химия

    «ЕГЭ по химии прошел нормально, без всяких происшествий. В целом, все было довольно спокойно и тихо: в моем городке химию и общество сдавали в одной школе, т.к. выпускников немного, химиков всего 10 человек. Особой сложности задания не вызвали, я бы даже сказал, что они были легкие. Завала, как на математике, не было. Правда, сам я по невнимательности допустил ошибку в С5, поскольку в обоих предполагаемых веществах была одинаковая массовая доля химических элементов (там была уксусная кислота, но я написал формальдегид). В целом, всё неплохо, такого мандража, как на русском и математике, не было».

    (Рим, г. Агидель, Башкирия)

    «Экзамен был относительно простым (чисто субъективно), сложностей не возникло. Выбрал химию из-за того что хочу поступить на химфак (таки увлечен химией). Сдавали из моего физмат класса 4 человека и весь химико-биологический в составе 24 человека. Каждый к химии относится по-разному. Мне и химия нравится, и литература. Тут про «технарей» и «гуманитариев» можно порассуждать, но зачем? А критичное суждение о том, что почти все считают химию ненавистным предметом, как-то не очень вяжется с моим жизненным опытом».

    (Денис, г. Архангельск)

    «ЕГЭ по химии прошел быстро и совсем незаметно, но этого момента я давно ждала, ведь после экзаменов чувствуешь себя свободнее. Волнения совсем не было, ибо я полностью погрузилась в работу. А вот ожидание результатов – вещь более серьезная, чем сам экзамен. Времени оказалось более чем достаточно, наблюдатели приветливые, аудитории уютные. В целом, по сравнению с математикой и русским, сложнее, чем ожидалось. Сложности вызвала задача С4: пришлось подумать и порассуждать. Органика, любовь моя, порадовала. А вот ошибка уже есть с ацетиленом. Обидно, глупая ошибка! Если сравнить подготовку к русскому и математике, то по химии задания на уровень выше. По русскому задания были на уровне подготовки. Но, возможно, это все оттого, что химия дается мне не так легко. Для меня гораздо интереснее, когда предмет приходится «постигать». Наверно, это странно, но даже когда что-то не получается, я все равно испытываю интерес к химии».

    (Марина, г.Магнитогорск)

    «С удовольствием расскажу про мой экзамен. Я выбрал химию, так как хочу связать свою жизнь с медициной. Экзамен был не так уж сложен, конечно, для тех, кто готовился к нему весь этот учебный год. Да. Были трудности в 39 и в 40 задании, но, думаю, я достаточно хорошо справился с экзаменом. В 39, например, я задумался над самой реакцией и поэтому я не мог решать дальше задачу. Подобные тесты по 40 заданию я очень тщательно разбирал, но почему-то экзаменационное задание у меня вызвало трудности, потому что, на мой взгляд, подходило несколько ответов».

    (Артур, г. Омск)

    ЕГЭ по математике – одно из основных испытаний для выпускников школ, прежде чем, получить аттестат и поступить в высшее учебное заведение. Такой вариант контроля знаний применяется с целью оценки знаний по дисциплинам, полученным в процессе школьного обучения. Единый государственный экзамен проходит в форме тестирования, подготовка заданий для финального испытания осуществляется Рособрнадзором и другими уполномоченными органами в сфере образования. Проходной балл по математике зависит от индивидуальных требований ВУЗа, в который поступает выпускник. Успешная сдача экзамена на высокую оценку – важный фактор успеха при поступлении.

    Математика профильного уровня необходима для поступления в ВУЗы технической, экономической направленности. Основой экзаменационных заданий является базовый уровень, к нему добавлены более сложные задачи и примеры. Предполагаются краткие и развернутые ответы:

    • Первые задания не требуют углубленных знаний – это проверка знаний базового уровня;
    • Следующие 5 – сложнее, требуется средний и высокий уровень овладения предметом. Эти задания проверяются при помощи компьютера, поскольку ответ на них краткий.
    Развернутые ответы требуются для последних семи заданий. Для проверки собирают группу экспертов. Главное, что, не смотря на сложность заданий, которые входят в профильный уровень, они полностью соответствуют школьной программе. Почему они могут вызвать сложность? Для успешного решения данных примеров и задач, требуются не только сухие знания, но и умение креативно подойти к решению, применить знания в нестандартной ситуации. Именно формулировка вызывает трудность.

    Если ученик выбирает данный уровень, это подразумевает его желание в дальнейшем продолжить изучение точных наук в высшем учебном заведении. Выбор в пользу профильного экзамена говорит еще и о том, что уровень знаний ученика довольно высокий, другими словами – фундаментальная подготовка не нужна.
    Процесс подготовки включает повторение основных разделов, решение задач повышенной сложности, которые требуют нестандартного, творческого подхода.

    Способы подготовки

    • Базовая подготовка осуществляется в школе, где ученик осваивает основы, иногда учитель проводит дополнительные факультативы для выпускников. Главная рекомендация – внимательно и тщательно осваивать все темы, особенно в выпускном классе.
    • Самостоятельная работа: для этого требуется особая самодисциплина, воля и самоконтроль. Необходимо тщательно ознакомиться с . Проблема в направлении – только специалист может грамотно направить будущего абитуриента в те темы, которым необходимо уделить внимание.
    • Репетиторство: профессиональный специалист поможет эффективно и быстро решать сложные задания.
    • Курсы и онлайн-обучение: современный и проверенный способ, который позволяет экономить время и деньги. Важное преимущество: можно проходить тестовые испытания в режиме онлайн, быстро получать ответы, тренироваться на разных заданиях.
    «Решу ЕГЭ по математике профильного уровня» - это возможность подготовиться к экзамену и успешно сдать его.