Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Эпифиз - квантовый компьютер в головном мозге
  • Как правильно купить квартиру через аукцион: каковы риски и особенности такого приобретения для покупателя?
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Анахата чакра — за что отвечает и как ее раскрыть Кундалини йога от Майи Файнс
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Портретная живопись: история развития. Краткий экскурс в историю портретной живописи Кто нарисовал первый портрет

    Портретная живопись: история развития. Краткий экскурс в историю портретной живописи Кто нарисовал первый портрет

    Вы когда-нибудь задавались вопросом «Откуда берет свое начало живопись?». Конечно, наскальные рисунки - вот первые доказательства потребности человека в искусстве. Однако есть и другие версии. Например, существует легенда, что живопись произошла от девушки, которая на стене изобразила тень любимого мужчины. В этой красивой сказке можно уловить глубокий смысл: началу живописи послужила потребность человека в портрете.

    Таким образом, портрет чуть ли ни самый древний жанр в искусстве. Но вернемся к истории и фактам.

    Древние портреты

    Первая попытка изображения портрета насчитывает уже, по мнению ученых, ни много ни мало 27 тысяч лет. Обнаруженный во Франции, в пещере Вильоннер «Портрет» сделан мелом, но совершенно четко видны очертания лица: глаза, нос, рот.

    «Портрет», возраст которого 27 тысяч лет

    Большой интерес представляют также портреты античной живописи. Так, на острове Крит среди фресок Кносского дворца при раскопках найдена целая коллекция женских портретов. Самый знаменитый из низ -«Парижанка». Молодая женщина, изображенная в профиль (в традициях искусства того времени), скорее всего была одна из жриц, придворных дам или богинь.

    «Парижанка», фреска из Кносского дворца, XVI век до н.э.

    Средневековье

    Можно смело утверждать, что именно в средневековье происходит упадок портретного жанра. В эту эпоху все было подчинено церкви. Ограниченные строгими религиозными канонами, художники редко обращались к портрету, а если и приходилось, то ни о каком реалистичном изображении речи идти не могло.

    Однако уже в X-XII веках портретный жанр начинает развиваться. Уже можно заметить реалистичные черты в лицах святых, ясность и определенность во взгляде и т.д. Ярким примером такого реалистичного портрета служит работа Джотто на стенах капеллы Скровеньи в Падуе.


    Джотто, портрет Энрике Скровеньи, 1304-1306

    Примерно в то же время начинают развиваться автопортреты, портреты в станковой живописи.

    Эпоха Возрождения

    Возрождение – расцвет портретного жанра. Человек – центр Вселенной, способный изменить этот мир. Эта новая идеология и дала толчок древнейшему жанру, освободив ее от церковных оков. Появились портреты в анфас, возникла техника масляной живописи. Изменилась сама структура портрета: теперь художник помещал своего героя не в условный фон, как это было в Средневековье, а в реалистичный интерьер или пейзаж.

    Боттичелли, Рафаэль, Тициан, Леонардо да Винчи – величайшие мастера Высокого Возрождения – создали новые средства художественной выразительности, при помощи которых портреты стали более психологическими. Так, самый знаменитый мужской портрет того времени – работа Рафаэля «Бальдассаре Кастильоне».

    Рафаэль Санти, «Бальдассаре Кастильоне», 1515г

    Появились разновидности портрета. Так, стали различать парадный и интимный портрет. Парадные портреты заказывали у художников царские семьи, знать, церковные служители. Дамы для позирования наряжались в свои лучшие наряды, украшения, фоном для таких портретов служили величественные здания, с арками, колоннами и т.д. Очевидно, что цель парадного портрета была в прославлении, наделении людей лучшими чертами.

    Одним из самых популярных мастеров парадного портрета был П.П. Рубенс. Его современники мечтали заказать у него портрет. Работы Рубенса виртуозны, красочны и неповторимы.

    Рубенс Петер Пауль, «Портрет герцога Лерма», 1603

    Интимные портреты не были так «холодны», как парадные. Они были особенно популярны XVII веке. Их главная особенность – отражение эмоций, чувств, духовного состояния людей. Крупным мастером таких портретов был Рембрандт. Его модели – обыкновенные люди, не имеющие ни богатства, ни знатных покровителей. Художник стремился передать истинные качества человека – его внутреннюю сущность.

    Рембрандт Харменс ван Рейн, «Портрет старика в красном», 1654г

    Портреты XIX века

    Эпоха романтизма диктует свои правила искусству. Портреты перестают быть пышными, какими являлись в XVIII веке, становятся более строгими и холодными. Стоит отметить появление реалистичных ноток в живописи в целом. Жак Луи Давид, Франсуа Жерар, Франсиско Гойя и многие другие вносят в искусство критические линии.

    Тенденции романтизма можно найти в творчестве ярчайшего выразителя французской живописи Эжана Делакруа. Так, в портрете Паганини художник передал главное – страсть человека к музыке. Нет точностей в изображении лица, фигуры, однако от этого только сильнее ощущается сила музыки, захватившая все тело и душу музыканта.


    Эжен Делакруа, «Портрет Паганини», 1832г

    Импрессионисты по-своему подошли к портретной живописи. Они отказались от правдоподобия, тем самым сконцентрировавшись на непостоянстве человека и окружающей среды.

    Эдуард Мане, «Женщина перед зеркалом», 1877г

    Современная портретная живопись

    Кризис человеческой личности в XX веке не мог не отразиться на искусстве. В этот период портретная живопись переживает очередной упадок. Поиски новых идей, появление новых течений, тенденций – все это приводит к возникновению новых портретов, лишенных былой специфики. В работах Пикассо, Модильяни, Грос и многих других мастеров этого времени ощущается противоречие идейно-художественных тенденций.


    Хуан Грис, «Портрет Пикассо», 1912г

    Несмотря на то, что продолжаются поиски новых реалистичных средств, в целом интерес к портрету падает. Оживление в портретной живописи происходит в 1970-х годах прошлого столетия, когда такие художники, как Энди Уорхол, Алекс Катц, Чак Клоуз делают человеческое лицо главным в своих произведениях.

    Энди Уорхол, «Мэрилин Монро»

    Как же художник пишет портрет? В первую очередь, современный живописец пытается уловить в человеке то, что увидеть обычным взглядом сложнее всего – его человечность. Здесь мастер использует все: жесты, полуповороты тела, акценты поз, штрихи одежды, а главное – художник сохраняет незавершенность портрета, давая зрителю возможность самому осмыслить его творчество.

    Так, в портрете «Девочка с кроликом», Сергей Минасян передал атмосферу спокойствия и умиротворения, наполненную душевной теплотой и искренностью.


    Сергей Минасян, «Девочка с кроликом», 2009г

    Быть объектами восхищения достойны многие портреты. Древнейший жанр по сей день продолжается развиваться, открывая перед нами все новые и новые этапы в искусстве портрета.

    «В изобразительном искусстве нарастание интереса к личности и повышение её социальной и психологической значимости ярче всего, как уже отмечалось, отражаются в портретной живописи. В период раннего средневековья портрет как жанр изобразительного искусства отсутствует. Человек, не отделявший себя от своих социальных функций и не ощущавший себя изменяющимся во времени, не нуждался в том, чтобы зафиксировать свой облик и состояние в определённый момент времени. «Неумение» средневекового художника создать портрет человека с индивидуальными, присущими только ему чертами было на самом деле выражением иного, нежели современное, понимания сущности человека, подчёркивавшего в нем вечные (то есть родовые) признаки, которые только и имели для средневекового художника ценностное значение. Икона отвечала этой цели больше, чем портрет.

    И светские изображения IX-X веков (книжные миниатюры, надгробия) фиксировали скорее сан лица, чем его индивидуальные черты. Известны даже случаи, когда переписчик, узнав о смерти изображенного государя, просто ставил под портретом имя его преемника.

    В XIII веке требования к сходству портретного изображения с оригиналом возросли. Сначала склонность к портретному самовоплощению, прежде всего в скульптуре, проявляют знатные и могущественные лица. На рубеже XIII-XIV веков французский король Филипп IV Красивый резко упрекал папу Бонифация VIII за то, что тот велел воплотить в своей статуе не идею папства как таковую, а свои собственные индивидуальные черты. В последующие столетия такое стремление узаконивается. Об этом свидетельствуют портретные статуи кондотьеров, воздвигнутые на центральных площадях многих итальянских городов.

    Неуклонно увеличивается удельный вес портрета и в живописи. Хотя уже мастера эпохи Возрождения переходят от персонификации отвлеченных идеальных качеств к светскому портрету, они, за исключением отдельных художников, ещё остаются, как отмечает советский искусствовед В.Н. Лазарев, бесстрастными, объективными наблюдателями природы: их мало интересует индивидуальность изображаемого лица, а его внутренний мир и вовсе не раскрывается.

    Прообраз интимного портрета XIX века, проникнутого определённым настроением, появляется у маньеристов XV века. Однако психологизм в принципе не соответствовал общему духу аристократической культуры, которая требовала индивидуальных, но обязательно благородных, идеализированных образов. «Героизированный индивидуализм» барочного портрета, как называет его В.Н. Лазарев требовал прежде всего строгого соблюдения социальной дистанции. «В светском портрете, - развивает эту мысль искусствовед М.И. Андроникова, - человек должен быть изображён не таким, каков он есть, а таким, каким он кажется или должен казаться, таким, каким он хочет или должен представиться».

    «Социальная роль» осмысливалась в искусстве той эпохи как существующая в известной мере независимо от природных качеств индивида, который должен ещё подняться до её уровня. Отрицание природного социальным было необходимой предпосылкой становления - как в жизни, так и в искусстве - индивидуально-личностного подхода к человеку. Только после того, как эта задача выполнена, интерес художника обращается «внутрь» личности.

    Это соответствовало внутренним тенденциям развития самого искусства. Любое повествование или изображение предполагает определённую точку зрения, которая может быть либо «внешней», либо «внутренней». В первом случае автор описывает изображаемое им как бы со стороны, во втором помещает себя в некоторую внутреннюю позицию, принимая точку зрения одного из участников описываемых событий или занимая позицию человека, находящегося на поле действия, но не принимающего в нем участия. Отличительная особенность древнего и средневекового искусства состояла именно в том, что «художник помещает себя как бы внутри описываемой картины, изображая мир вокруг себя, а не с какой-то отчуждённой позиции, - его позиция, таким образом, не внешняя, а внутренняя по отношению к изображению».

    Это проявляется в характерной перспективе, в наличии внутреннего источника света, переходящего в затемнение на первом (в данном случае - периферийном) плане, и т.д.

    В эпоху Возрождения позиция художника меняется: он смотрит на изображаемое «извне», с точки зрения предполагаемого зрителя. Отсюда и «объективность» ренессансного портрета, и принципиальная возможность автопортрета, для написания которого художник должен видеть себя со стороны, сделать себя объектом наблюдения.

    Появление автопортрета требовало не только материальных предпосылок (хороших зеркал, которые в средневековой Европе появляются только в XIII веке; стеклянные зеркала были уже в Риме, но потом исчезли), но и предпосылок социально-психологических. Чтобы написать собственное изображение, художник должен был обладать не просто развитым самосознанием, но сознанием ценности своей личности, достойной увековечения. Многие мастера Возрождения (Филиппо Липпи, Гирландайо, Боттичелли, Филиппино Липпи, Перуджино, Пинтуриккио, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Мемлинг, Дюрер и др.) изображали себя в виде персонажей своих картин.

    Но ни композиционно, ни психологически образ художника не занимает в этих картинах центрального положения, а его трактовка не отличается от трактовки других персонажей.

    Лишь во второй половине XV века появляются первые самостоятельные автопортреты. Развитие этого жанра отражает и социальную эмансипацию художников, утверждающих в автопортретах своё достоинство, и изменение их социально-нравственных идеалов (один художник изображает себя в аристократической манере, другой подчеркивает семейно-бюргерские добродетели), и эволюцию эстетических принципов. Однако стиль автопортретов ни психологически, ни эстетически, как правило, не отличается от стиля портретов того же мастера. Иначе и не могло быть: художник видит и оценивает себя в том же самом ключе, что и своих современников. Различия заметны не столько между портретной живописью и автопортретами, принадлежащими кисти одного мастера, сколько между творчеством разных мастеров. Величайший мастер психологического портрета XVII века Рембрандт оставил также самую большую в истории живописи серию автопортретов (около 100 ), как будто он хотел зафиксировать и рассказать каждый момент психологической автобиографии.

    Самым выразительным и объективным свидетельством роста индивидуально-личностных аспектов культуры и её интимизации является, пожалуй, история языка. Староанглийский язык насчитывал всего 13 слов с приставкой self (сам), причём половина из них обозначала объективные отношения. Количество таких слов (самолюбие, самоуважение, самопознание и т.д.) резко возрастает начиная со второй половины XVI века, после Реформации. Новые слова входят в обиход одновременно с понятиями, обозначающими внутренние чувства и переживания. В староанглийском языке слова person (лицо) и soul (душа) употреблялись главным образом в контексте отношений к обществу, церкви или космосу.

    В XVII веке появляется слово «характер», относящееся к человеческой индивидуальности. Слова disposition (расположение), humour (настроение), temperament (темперамент), которые раньше имели объективный, физико-астрономический смысл (например, «расположение звёзд»), теперь приобретают субъективно-психологическое значение. Слово duty (долг) во времена обозначало объективное, внешнее «обязательство» и было этимологически связано с понятиями «налог», «повинность»; у Шекспира оно становится внутренней моральной обязанностью.

    В средние века человеческие чувства большей частью описывались как бы «извне», объективно, путем указания их общественного или морального значения. В описаниях людей преобладали такие качества, как зависть, жадность, счастье (в смысле удачливости), милосердие, хитрость, мир, раскаяние, жалость, грех. В конце XVI - начале XVII века в английском языке появляются «интроспективные» термины, описывающие внутренние психологические установки личности: aversion (отвращение), dissatisfaction (неудовлетворенность), discomposure (расстройство). В XVIII веке широкое распространение получают термины, обозначающие внутренние психические состояния, настроения (апатия, печаль, скука, тоска и т. д.), которые объединяются общим термином «чувства» (feelings)».

    Кон И.С. , Открытие «Я», М., «Политиздат», 1978 г., с. 201-206.

    Портрет в живописи — форма изображения человеческого облика, в котором лицо является центральной частью изображения. Традиционно, изображают лицо и плечи либо человека в полный рост. Есть несколько разновидностей: традиционный, групповой или автопортрет. Картина в жанре портрета специально написана для того, чтобы показать характер и уникальные особенности человека.

    История развития

    Среди великих живописцев портретной живописи – старые мастера эпохи Возрождения Италии: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бронзино, Рафаэль, Тициан. К северу от Альп, на территории Германии, Фландрии работали Ян ван Эйк, представитель нидерландской живописи, немецкие портретисты Лукас Кранах Старший и Ганс Гольбейн Младший.

    Более поздние работы принадлежат кисти Рембрандта, Антониса Ван Дейка, Веласкеса Томаса Гейнсборо. Картины в романтическом, классическом, абстрактном стилях 19 – начала 20 веков, представлены работами Жерико, Мане, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Пикассо, Ауэрбаха, Модильяни. Самая большая коллекция портретной живописи представлена в Национальной портретной галерее в Лондоне – около 200000 картин.

    Древние времена

    Жанр портрета рассматривался, как государственное или частное искусство для избранных. В древних средиземноморских цивилизациях Египта, Греции, Рима и Византии, искусство было связано с погребальными обрядами, поклонением богами или формой демонстрации величия правителя. Жанр существовал в виде скульптурного изображения, фресок. Частные заказы выполнялись для королевских семей Месопотамии, Египта, Греции. Портретное искусство было публичным, предназначены для украшения в общественных местах, отражало нравы и религиозные ценности.

    Примеры портретов из древнего Египта: скульптура Микерина, Эхнатона и его дочери, бюст Нефертити. Греческие скульптурные изображения: мраморный бюст Сократа, многочисленные бюсты, рельефы и статуи греческих богов от Афродиты до Зевса. Картины были написаны на стенах, хотя ни один не дошел полностью в сохранности. Исключением является серия фаюмские портреты недалеко от Каира в Египте.
    Римское искусство был основан на практической политической необходимости. Бюсты всех императоров, от Юлия Цезаря до Константина были выставлены в общественных местах по всей империи для почитания власти.

    Средние века и искусство Возрождения

    С наступлением Темных веков Средневековья жанр портрета теряет влияние. Живопись служила потребностям церкви: фрески изображали на стенах храмов, рисовали в книгах, в качестве миниатюр, иллюстрировали манускрипты Евангелия.

    Единственным крупным меценатом на протяжении большей ча сти средневековой эпохи была церковь. Примеры работ этого периода: иконы из монастыря Святой Екатерины, портреты евангелистов и апостолов в кельтских христианских манускриптах. В романский и готический периоды до 14 века жанр расширил влияние на витражи (Шартрский собор и собор Нотр-Дам в Париже).

    Византийский стиль живописи, который доминировал на протяжении периода с 450 до 1400 годов, не совместим с нормами искусства живописи. Художники считали, что духовные и качества человека фигуры важнее, а изображение человека стоит передавать символически. Первые реалистичные работы принадлежат Джотто.

    Представители нидерландского и немецкого Возрождения, включая Яна ван Эйка, Роже Ван Дер Вейдена, Лукаса Кранаха и Ганса Гольбейна, работали маслом, создавали реалистичные изображения человека.
    К 1500 году женский и мужской портрет стал одним из основных жанров живописи.

    Искусство эпохи Возрождения проявилось в новых идеях живописи:

    • линейная перспектива,
    • свет и тени,
    • гуманизм,
    • объемная передача изображения.

    Последствие появления идей – повышение качества живописи. Но церковь сохранила свою власть над изобразительным искусством.

    В 16 веке

    В течение 16 века была разработана иерархия жанров живописи, исходя из тематики:

    1. Историческая, религиозная;
    2. Портреты;
    3. Бытовая;
    4. Ландшафтная;
    5. Натюрморты.

    Художники стремились повысить авторитетность жанра. Начало эпохи Реформации, а затем – Контрреформации, превратило живопись в инструмент политического и идеологического влияния. Для 16-17 веков наиболее репрезентативными портретами являются изображения королей европейских государств.

    В 18 – 19 веках

    Жанр изобразительного искусства значительно расширил влияние в течение 18 и 19 веков. Это было связано с несколькими факторами: универсальным использованием масла и холста; увеличение объемов торговли, что сформировало большую группу состоятельных торговцев и помещиков; использование работ как способа фиксации визуального облика человека, семей. Популярны детские портреты. Портрет в 19 веке – это фото для современного человека. Развитие жанра приостановило изобретение фотокамеры.

    Лучшими портретистками 18-19 века были Ангелика Кауфман и Элизабет Виже-Лебрен – первые яркие художницы в истории живописи.

    Жанр женского и мужского романтического портрета, который стал очень популярным в 19 веке в Англии, иллюстрируется картинами сэра Эдвина Ландсира – его работы одни из наиболее ярких шедевров изобразительного искусства викторианской эпохи.

    В 20 веке

    20 век стал временем крушения классической иерархии жанров, поскольку появились новые способы отображения реальности, новые темы и проблематика.

    После серии работ в стиле экспрессионизма, достижения в области фотографии, кино и видео, превратили портрет в бесполезный анахронизм.

    Исключение составляют известные работы Пикассо, например, женский портрет Гертруды Стайн.
    Послевоенные события, влияние компьютерной техники, средств массовой информации, научного прогресса, появляются новые материалы для работы живописцев – изобразительное искусство акрилом, шелкография, творчество алюминиевой краской, коллаж, смешанные виды живописи. Тенденция к восстановлению женского и мужского портрета на должном месте в иерархии жанров иллюстрируется в поп-арт картинах Энди Уорхола, чьи печатные изображения Элвиса Пресли, Мэрилин Монро, Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор и Мао Цзэ-дуна стали образцом развития жанра второй половины 20 века.

    Последняя новация в развитии жанра – гиперреализм, в котором работают американские и европейские художники. Цель стиля – создание новой реальности, которая будет полностью напоминать мир вокруг, будет копией фотографии несуществующего места на планете.

    Разновидности портретов

    Религиозные

    Распространены в Средние века в западном искусстве. Включают изображения богов древних политеистических религий, библейских героев. Примеры картин: Гентский Алтарь Яна ван Эйка, «Оплакивание Мертвого Христа» Мантеньи, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Венера Урбино» Тициана.

    Исторические

    Изображения великих правителей, королей, полководцев, деятелей искусства. «Папа Лев X с кардиналами» Рафаэля, древнеримские и древнеегипетские изображения правителей, «Томас Кромвель» Ганса Гольбейна, «Портрет папы Иннокентия X» Веласкеса. В рамках исторического вида развивается политический, детский, мужской портрет.

    Изображения знаменитостей

    Работы художников в этом виде портрета охватывают широкий временной отрезок. В центре полотна оказывались певцы, актеры, писатели. В рамках этого вида существует карикатура, как форма портретного искусства.

    Ню

    Развивался от античности до современности. Знаменитые работы: женские портреты «Спящая Венера» Джорджоне, «Венера Урбино» Тициана.

    Заказные портреты

    Работы, которые выполнялись по заказу известных людей – дворян, правителей, для увековечивания себя в истории, популярен детский портрет. Этот тип станкового искусства процветал во время высокого итальянского Возрождения.

    Значение жанра

    Жанр изобразительного искусства продолжает развитие, возрождается в различных формах, благодаря современным технологиям. Не смотря на популярность и доступность фотокамер, рассматриваемый жанр не утратил актуальность.


    История портрета эволюция развития портретного жанра от древности до наших дней. Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века. Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем. «Портрет» сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос. Картины Древнего Египта


    Зарождение портретного искусства относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портрета встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни). Статуя супружеской четы Рахотепа и Нофрет


    У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах. Только в V веке до н. э. впервые появились у греков настоящие портретные гермы (- четырёхгранный столб, завершенный скульптурной головой) и статуи, а именно в числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла. Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной скульптуре в эллинистическом искусстве при Александре Македонском. Эллинистические портреты, несравненно более индивидуализированно передают не только черты внешнего облика, но и различные оттенки душевного переживания модели.


    Из Греции искусство портретов перешло к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений, (статуе и герме), прибавили новый род бюст. Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку. В основе художественной структуры многих древнеримского портрета чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического. Наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях и т. п., отчасти живописные портреты. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах современные исследователи опознают безымянные мраморные головы.


    Византийская и Западная Римская империя не наследуют реалистический римский портрет. Средневековая культура была сосредоточена на борьбе стихийно- материалистических тенденций, что наложило на развитие портрета особый отпечаток. Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету. В период Средневековья реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко.


    Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил в эпоху Ренессанса. Он был связан с изменением идеологии эпохи. Первые портреты отталкивались от античных монет и медалей, и поэтому часто изображают модель в профиль. Важный компонент развития портрета возникновение техники масляной живописи, которая позволила письму стать более тонким и психологичным. «Портрет герцога Федериго Монтефельтро» «Мужчина в голубом, портрет Людовико Ариосто» Альбрехт Дюрер,«Автопортрет»


    Преобладающим становится тип придворно-аристократического портрета, расцветшего при дворе Людовиков. Для Европы создаётся образец официального искусства парадные, мифологизированные портреты, где первая роль отводится декоративной нарядности модели. Появляются «кукольные лица». Искусство придворного портрета х годов XVIII века, отвечая вкусам аристократии, ставило перед собой задачу создания внешне элегантного, декоративно-чувственного изображения модели в стиле рококо. Во второй половине XVIII века получает широкое распространение портрет, выполненный более дешёвыми средствами (гравюра, акварель, карандаш). Кроме того, это период ознаменован расцветом портретной миниатюры самостоятельной ветвью портретного жанра. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» «Портрет герцогини Орлеанской в образе Гебы»


    Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве создаётся новый стиль классицизм, и портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более строгим и холодным. Наступление эпохи романтизма способствовало проникновению в портрет острого реализма. В нём появляется критическая линия. Начиная с сер. XIX века появляется портрет реализма. Ему свойственен интерес к социальной характеристике модели, попытки раскрыть его этику, достоинство, проникнуть в психологию. В конце XIXXX века на первый план выходит стиль модерн, который придает портрету лаконичную заостренность. «Портрет доктора Рея» «Наполеон на перевале Сен-Бернар»


    В XX веке портрет, как и всё фигуративное искусство, переживает упадок. В жанре проявляются сложные тенденции развития искусства, а также общий кризис понимания человеческой личности. На почве модернизма возникают произведения, номинально считающиеся портретом, но лишенные его специфики. Появляется поп-арт, являющийся одним из немногих направлений искусства XX века, использующим человеческое лицо без относительных искажений. «Портрет Че Гевары» Фрэнсис Бэкон.«Автопортрет»

    "Любите живопись, поэты!
    Лишь ей, единственной, дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно."

    Николай Заболоцкий. "Портрет"

    Портретная живопись - очень обширная тема, портретный жанр в исторической ретроспективе является самым ранним, самым значимым проявлением в искусстве. Уже ранние наскальные рисунки первобытного человека, представляющие собой обведенные теневые силуэты профиля, можно считать портретами эпохи. А уж "фаюмские портреты", погребальные портреты, созданные в I-III веках в Египте и продолжающие видоизмененную под греко-римским влиянием местную традицию посмертных масок на мумии, поражают воображение своей выразительностью и реалистичностью.

    Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (восковая живопись расплавленными красками) с обильным использованием сусального золота на древесной основе. Позже стали использовать загрунтованное полотно и темперную технику, с применение яичного желтка или животного клея.

    По этим погребальным маскам (а их обнаружено в разных местах более 900) мы можем судить о том, как выглядели люди той эпохи, какой была мода, что они носили, какие у них были прически и украшения...
    Следующим этапом в развитии портретной живописи было раннее средневековье, когда художник был скован строгими религиозными правилами и надуманными церковными канонами. Живопись как таковая была ограничена религиозными сюжетами и изображениями всевозможных святых. Средневековое искусство не знало портрета в современном значении этого понятия, художники не преследовали цели создать живое сходство с образом оригинала. Материальный мир с его индивидуальными формами не обладал важностью и оставался всего лишь отражением, тенью мира духовного, поэтому художественную форму можно определить как "символический портрет" в иконографии и скульптуре.

    Зарождение настоящего портретного жанра в живописи происходит в период поздней готики благодаря духовному пробуждению Европы, достигая своего расцвета в эпоху, именуемую Северным Ренессансом (об этом периоде поговорим отдельно позже).
    Постепенно художники начали придавать святым черты лица реально существовавших людей, иногда используя даже автопортреты.

    Этот период и стиль в живописи принято называть "Проторенессансом" (дученто и треченто - 1200-1300 годы), возникшим в Италии, представителями которого были такие художники, как Томазо да Модена, Симоне Мартини, Тадео ди Бартотло, но самым известным его представителем считается Джотто ди Бондоне (1266- 1337).

    Джотто можно назвать основателем итальянской школы живописи, сумевшим преодолеть иконописный стиль, использовать трехмерное пространство, светотень и иллюзию глубины. Основоположник современного искусствознания и художник Джо́рджо Ваза́ри (1511 - 1574) писал о Джотто: "И поистине чудом величайшим было то, что век тот, и грубый, и неумелый, возымел силу проявить себя через Джотто столь мудро, что рисунок, о котором люди того времени имели немного или вовсе никакого понятия, благодаря ему полностью вернулся к жизни."

    "Интерес Джотто к сложным пространственным и оптическим эффектам изменил историю живописи больше, чем какие-либо живописные приобретения его современников."
    Можно сказать, что он был провозвестником взлета итальянской живописи вообще и портретной в частности, выразившегося уже в эпоху Раннего Возрождения (Кватроченто: 1420-1500). В этот период создавали свои шедевры Гирландайо, Гоццоли, Козимо Роселли, Мантенья, Бальдовинетти, Филиппино Липпи, Перуджино, Пьеро делла Франческа и Мазаччо. Реалистический портрет, родившийся в эпоху Ренессанса, обязан своим появлением зарождению гуманистической философии, признанию ценности внутреннего мира отдельного человека и распространению станковой живописи. Портрет очень быстро завоевывает популярность в придворной среде, где становится средством прославления государей и приближенных ко двору, великих людей страны или города.

    В этот период часто можно видеть проникновение портрета в монументальную живопись на религиозную тему в качестве "скрытого" портрета, где в образе святых и библейских персонажей, изображались разные известные люди, так например, в "донаторских" портретах можно видеть лица донаторов (донатор -заказчик произведений изобразительного искусства или архитектурного сооружения), которые хотели быть запечатленными на память о своих благодеяниях, изображались они обычно коленопреклоненными и молящимися, чаще - строго в профиль.

    Обычно портретные изображения располагались по краям картины или фрески, и их прототипами были выдающиеся современники, родственники правителей или сами художники, как на этом портрете Мазаччо.

    Постепенно в "ренессансный"метод внедряется портретирование с натуры, и благодаря схожести с оригиналом все сильнее проявляется индивидуальность образа в произведении на религиозную тему. Савонарола (итальянский монах и реформатор 1494-1498 годов) в одной проповеди упрекал художников, за то, что они в храмах изображают святых с лицами реальных людей, а молодые люди, видя тех на улицах, говорят: «эта - Магдалина, тот - Сан Джованни, вон та - Дева Мария».

    Иногда, как например, в росписи Беноццо Гоццоли в капелле волхвов в Палаццо Медичи, можно увидеть мастерство в натуралистичной передаче лица, так как каждая голова на этой фреске соответствует кому-либо из членов семьи Медичи.

    Еще одним важным новшеством в станковой портретной живописи стало появление пейзажного или интерьерного фона, в отличие от более ранних портретов на одноцветном, обычно черном, фоне. Этот прием особенно ярко проявился в период Высокого Возрождения, но впервые использовался именно в Раннем.

    Наряду с появлением живописного фона меняется и положение фигуры или лица - привычное профильное изображение все чаще уступает место полуобороту и полному фронтальному положению, со взглядом, устремленным вдаль или на смотрящего.

    Период Раннего Возрождения имеет решающее значения для развития портретной живописи, хотя и считается, что портреты эпохи Высокого Возрождения являются более важным этапом в развитии европейского портретного искусства. "Позже портретный образ будет богаче, сложнее и тоньше, иметь больше остроты и драматизма, но в нём будет не доставать радостного и сильного чувства первого открытия ценности человеческой личности, выражение в ней безмятежной гармонии индивидуального начала и типических черт". (Гращенков В. Н.). Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения.)