Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Буддизм в искусстве Фреска из пещеры в Аджанте
  • Кунжут: полезные свойства и применения
  • Академия магии Южного королевства
  • Саногенное мышление: путешествие к негативным эмоциям Какие программы запускаются при этом
  • «Большая и грязная любовь» Анна Сергеевна Гаврилова
  • Гниение белка. Гнилостные процессы. Что это за вещества
  • Единый порядок организации ведения бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях. Общие положения об организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях Учет в государственных учреждениях

    Единый порядок организации ведения бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях. Общие положения об организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях Учет в государственных учреждениях

    Бухгалтерский учет исполнения плана финансирования осуществляется по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в государственных учреждениях.

    Бухгалтерский учет в государственном учреждении осуществляется бухгалтерской службой государственного учреждения, являющейся его самостоятельным структурным подразделением или централизованной бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.

    В государственных учреждениях, не имеющих бухгалтерскую службу, бухгалтерский учет и отчетность может осуществляться соответствующим специалистом, назначенным письменным распоряжением руководителя государственного учреждения.

    Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками государственного учреждения, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

    Основанием для отражения записей в регистрах бухгалтерского учета служат надлежаще оформленные первичные документы, которые фиксируют факт совершения операции или события.

    Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события, если это не представляется возможным непосредственно по окончании операции или события.

    Первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), дату составления; наименование организации или фамилию и инициалы, от имени которого составлен документ; содержание операции или события; единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении); наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления; регистрационный номер налогоплательщика.

    Электронный образ первичного документа имеет силу первичного документа, оформленного на бумажном носителе. Использующий электронные подписи должен установить надлежащие меры предосторожности и контроля, касающиеся права использования и доступа к электронным подписям.

    При составлении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях государственные учреждения должны изготовить копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию государственных органов, которым такое право требования предоставлено в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

    В необходимых случаях в первичном документе могут быть приведены дополнительные реквизиты: номер документа, название и адрес государственного учреждения, основание для совершения операции, зафиксированной документом, другие дополнительные реквизиты, определяемые характером документируемых операций.

    В первичных документах как в текстовой части, так и цифровых данных подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.

    Ошибки в первичных документах исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Зачеркивание производится тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать ранее написанное. Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью «Исправлено» и подтверждено подписями лиц, подписавших документ, с указанием даты внесения исправления.

    Внесение исправлений в кассовые и банковские первичные документы не допускается.

    Проверенные и принятые к учету документы сисТематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются мемориальными ордерами - накопительными ведомостями, которым присваиваются следующие постоянные номера:

    • - мемориальный ордер 1 - накопительная ведомость по кассовым операциям ф. 381;
    • - мемориальный ордер 2 - накопительная ведомость по движению средств на кодах государственных учреждений ф. 381;
    • - мемориальный ордер 3 - накопительная ведомость по учету денег на КСН платных услуг, КСН спонсорской, благотворительной помощи, КСН временного размещения денег, на счете в иностранной валюте и специальных счетах бюджетного инвестиционного проекта по внешним займам и грантам ф. 381;
    • - мемориальный ордер 5 - свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям ф.405;
    • - мемориальный ордер 6 - накопительная ведомость по расчетам с организациями ф.408;
    • - мемориальный ордер 7 - накопительная ведомость по расчетам в порядке авансовых платежей ф.408;
    • - мемориальный ордер 8 - накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами ф.386;
    • - мемориальный ордер 9 - накопительная ведомость по выбытию и перемещению активов ф.438;
    • - мемориальный ордер 10 - накопительная ведомость по выбытию и перемещению малоценных и быстроизнашивающихся предметов ф.438;
    • - мемориальный ордер 11 - свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания ф.398;
    • - мемориальный ордер 12 - свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания ф.411;
    • - мемориальный ордер 13 - накопительная ведомость по расходу материалов ф.396;
    • - мемориальный ордер 14 - накопительная ведомость начисления доходов от реализации товаров (работ, услуг) ф.409;
    • - мемориальный ордер 15 - свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей ф.406.

    По остальным операциям и по операциям «Сторно» составляются отдельные мемориальные ордера ф.274, которые нумеруются начиная с 16 за каждый месяц в отдельности.

    Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его заместителем и исполнителем.

    Все мемориальные ордера регистрируются в книге «Журнал-главная» ф.308. Учет в книге «Журнал-главная», как правило, ведется по субсчетам.

    Аналитический учет ведется в учетных регистрах (в книгах, карточках, накопительных ведомостях и др.).

    Обеспечение государственного учреждения инструктивными документами для ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности осуществляется администраторами бюджетных программ.

    1. План счетов бухгалтерского учета.

    Для бухгалтерского учета операций исполнения плана финансирования государственными учреждениями применяется следующий план счетов:

    В разделе «Активы» учитываются наличие и движение всех принадлежащих государственному учреждению активов, в том числе и сданных в аренду.

    На счетах раздела «Материальные запасы» учитываются принадлежащие государственному учреждению, строительные материалы, оборудование к установке, материалы, продукты питания, топливо и горючее, корма, фураж, тара, запасные части к машинам и оборудованию, продукция и изделия подсобных хозяйств, молодняк животных и животные на откорме, материалы для учебных, научных и других целей, а также материалы длительного использования и на лабораторном испытании, спецоборудование для хоздоговорных научно-исследовательских работ.

    В разделе «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» учитываются наличие и движение всех принадлежащих государственному учреждению малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

    В разделе «Затраты на производство и другие цели» учитываются затраты, планируемые по планам поступлений и расходов денег от реализации товаров (работ, услуг), на изготовление изделий и продукции производственных (учебных) мастерских, подсобных сельских и учебно-опытных хозяйств, по изданию печатной продукции и оказанию услуг, по выполнению научно-исследовательских и конструкторских работ по договорам с государственными учреждениями по изготовлению экспериментальных устройств, а также затраты по заготовке и переработке материалов.

    На счетах раздела «Денежные средства» государственные учреждения учитывают операции по коду государственного учреждения, по КСН платных услуг, по КСН спонсорской, благотворительной помощи, по КСН временного размещения денег, по счету в иностранной валюте и по специальным счетам бюджетного инвестиционного проекта по внешним займам и связанным грантам, а также по учету денег в кассе и прочих денежных документов.

    На счете раздела «Внутриведомственные расчеты по финансированию» учитываются расчеты по финансированию из бюджета, возникающие в процессе исполнения плана финансирования между администраторами бюджетных программ и подведомственными им государственными учреждениями.

    В разделе «Расчеты» учитываются расчеты с поставщиками и подрядчиками за товары, выполненные работы и оказанные услуги, расчеты с бюджетом по взносам социального налога и другим платежам, с подотчетными лицами, рабочими и служащими, стипендиатами, депонентами, с родителями за содержание детей в школах-интернатах и других детских учреждениях, прочими дебиторами и кредиторами, расчеты по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды, и другие виды расчетов.

    В разделе «Расходы» учитываются фактические расходы по средствам, производимым государственными учреждениями на мероприятия, предусмотренные по плану финансирования, а также расходы, полученные из других бюджетов.

    В разделе «Финансирование» учитывается счет 23, который применяется администраторами бюджетных программ

    В разделе «Фонды и средства целевого назначения» учитывается счет 24, который подразделяется на субсчета: 240 «Фонд материального поощрения»; 245 «Гранты»; 246 «Фонд производственного и социального развития»; 247 «Внутреннее кредитование»; 248 «Кредиты банка»; 249 «Внешние займы».

    В разделе «Реализация продукции» (счет 28) учитывается реализация готовых изделий и продукции производственных (учебных) мастерских, подсобных сельских и учебно-опытных хозяйств, готовой печатной продукции, оказания услуг.

    На «Забалансовых счетах» учитываются ценности, временно находящиеся в государственном учреждении и не принадлежащие ему (арендованные активы, материальные ценности, принятые на ответственное хранение или переработку), а также бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха и санатории и др. Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе.

    2. Учет операций по исполнению плана финансирования по бюджету и внебюджетным средствам.

    На счете 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию» учитываются расчеты по финансированию из бюджета, возникающие в процессе исполнения плана финансирования между администраторами бюджетных программ и подведомственными им государственными учреждениями. Этот счет подразделяется на субсчета:

    • 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы государственного учреждения и другие мероприятия»;
    • 142 «Расчеты по финансированию за счет других бюджетов»;
    • 143 «Расчеты по финансированию из бюджета капитальных вложений».
    • 141. На субсчете 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы государственного учреждения и другие мероприятия» государственные учреждения учитывают суммы финансирования, полученные от администраторов бюджетных программ. Администраторы бюджетных программ на этом субсчете учитывают суммы произведенного финансирования подведомственных государственных учреждений.

    Администраторы бюджетных программ в дебет соответствующего субсчета счета 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию» записывают суммы финансирования подведомственных государственных учреждений и расходы, произведенные для подведомственных государственных учреждений за счет ассигнований по плану финансирования на централизованные мероприятия, а в кредит - уменьшение финансирования подведомственных государственных учреждений и суммы расходов, произведенных государственными учреждениями за год.

    141-1. В государственных учреждениях результаты по операциям, связанным с поступлениями в соответствующий бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) и расходованием их, отражаются как финансирование за счет соответствующего бюджета.

    При этом указанные в них суммы по операциям, связанным с поступлениями в соответствующий бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) и расходованием их, отражаются по дебету соответственно субсчета 098 «Плановые назначения на принятие обязательств по операциям, связанным с поступлениями в республиканский бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) и расходованием их», 108 «Плановые назначения на принятие обязательств по операциям, связанным с поступлениями в местный бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) и расходованием их» и по кредиту субсчета 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы государственного учреждения и другие мероприятия». Одновременно производится вторая запись с отражением по дебету субсчета 158 «Расчеты по операциям, связанным с поступлениями в бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) и расходованием их» и по кредиту субсчета 098 «Плановые назначения на принятие обязательств по операциям, связанным с поступлениями в республиканский бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) и расходованием их», 108 «Плановые назначения на принятие обязательств по операциям, связанным с поступлениями в местный бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) и расходованием их». По окончании финансового года списание произведенных расходов осуществляется заключительными оборотами записью по дебету субсчета 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы государственного учреждения и другие мероприятия» и кредиту субсчета 200 «Расходы по бюджету на содержание государственного учреждения и другие мероприятия в пределах утвержденного плана финансирования».

    • 143. На субсчете 142 «Расчеты по финансированию за счет других бюджетов» учитываются суммы финансирования, полученные на проведение отдельных мероприятий за счет других бюджетов.
    • 144. На субсчете 143 «Расчеты по финансированию из бюджета капитальных вложений» учитываются суммы финансирования капитальных вложений и других мероприятий за счет бюджета.
    • 145. Государственные учреждения учет расчетов по субсчетам 140, 142, 143 ведут на карточках ф.283 в разрезе показателей, предусмотренных в справке «О движении сумм финансирования из бюджета» к балансу исполнения плана финансирования.

    При составлении сводного баланса остатки по субсчетам 140, 142, 143, 145 в активе баланса администратора бюджетных программ по этим субсчетам в пассиве балансов подведомственных государственных учреждений взаимно исключаются.

    Единый порядок организации ведения бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях

    В результате изучения главы 3 студент должен:

    знать

    • сущность и основные задачи бухгалтерского учета;
    • общие правила для государственных (муниципальных) учреждений в рамках единого порядка ведения учета;
    • элементы метода бухгалтерского учета;
    • порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете в государственных учреждениях;
    • планы счетов бюджетного учета на основании Единого плана счетов;
    • структуру номера счета бюджетного учета;
    • особенности учетной политики и ее раскрытие организациями сектора государственного управления;

    уметь

    Правильно применять методы и приемы ведения бюджетного учета в секторе государственного управления в соответствии с особенностями типа государственного учреждения;

    владеть

    • навыками и компетенциями, необходимыми для ведения бухгалтерского учета и формирования учетной политики по бюджетному учету в секторе государственного управления;
    • навыками применения бюджетной классификации Российской Федерации.

    Сущность и основные задачи бухгалтерского учета

    В системе бухгалтерского учета в организациях сектора государственного управления формируется информация для внешних и внутренних пользователей.

    В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

    Информация, сформированная исходя из этой цели, отвечает общим потребностям большинства заинтересованных пользователей. Это, однако, не означает, что в бухгалтерском учете формируется вся информация, которая может оказаться необходимой и достаточной для заинтересованных пользователей при принятии решений.

    Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете, считаются юридические и физические лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию.

    Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.

    Бухгалтерская (финансовая) отчетность субъектов сектора государственного управления, публично раскрываемые показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности предназначены для внешних пользователей (рис. 3.1) отчетности, которые не обладают правом требовать от субъектов сектора государственного управления раскрытия специальной информации для удовлетворения своих информационных потребностей.

    Круг пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываемых показателей отличается от круга пользователей информации, сформированной в соответствии с Системой национальных счетов (рис. 3.2) и статистикой государственных финансов (рис. 3.3).

    Органы власти и другие субъекты сектора государственного управления получают ресурсы от налогоплательщиков, финансирующих организаций, поставщиков и кредиторов для использования при оказании услуг гражданам и обществу в целом. Субъекты сектора государственного управления несут ответственность за управление выделенными им ресурсами и их использование. Все перечисленные стороны для принятия решений нуждаются в информации о том, насколько

    Рис. 3.1.

    Рис. 3.2.

    Рис. 3.3.

    использование ресурсов в прошлом было правильным, эффективным и результативным, а также о том, какие ресурсы необходимы в будущем для функционирования субъектов сектора государственного управления.

    Кроме того, в бухгалтерской (финансовой) отчетности, при публичном представлении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается информация, необходимая для органов власти – учредителей государственных и муниципальных учреждений, регулирующих и контролирующих организаций, аудиторов отчетности, вышестоящих организаций и учреждений и др.

    Поскольку интересы заинтересованных пользователей существенно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. В частности, решения, принимаемые всеми заинтересованными пользователями, требуют оценки способности организации воспроизводить денежные средства и аналогичные им активы, времени и определенности их поступления. В результате проведения такой оценки возможно установить способность организации обеспечить причитающиеся и предстоящие выплаты инвесторам, работникам, заимодавцам, поставщикам и подрядчикам, государству.

    В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству организации для принятия управленческих решений. Руководство организации заинтересовано в информации, представляемой внешним пользователям, и в разнообразной дополнительной информации, необходимой для планирования, анализа и контроля. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе, на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении.

    Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения заинтересованы в информации о деятельности субъектов сектора государственного управления, например для получения информации в части использования имеющихся ресурсов, достаточности их для покрытия необходимых расходов при оказании услуг.

    Бухгалтерский учет – это формирование документальной систематизированной информации об объектах субъектов сектора государственного управления в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе бюджетной отчетности.

    Таким образом, бухгалтерская (бюджетная) отчетность имеет цель публичного представления показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности пользователям данной информации. Она должна представить пользователям информацию о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств субъектов сектора государственного управления за отчетный период, а также об использовании субъектами сектора государственного управления ресурсов и степени достижения ими поставленных целей деятельности по оказанию услуг (выполнению государственных (муниципальных) функций, других функций, для осуществления которых они созданы).

    Финансовое положение субъектов сектора государственного управления характеризуется находящимися в их распоряжении активами и принятыми ими обязательствами. Финансовые результаты деятельности субъектов сектора государственного управления характеризуются доходами и расходами указанных субъектов.

    Бухгалтерскую (финансовую) отчетность, публично раскрываемые показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо рассматривать в контексте другой информации, предоставляемой органами государственного управления (органами управления муниципальных образований) и другими субъектами сектора государственного управления в отношении текущей и планируемой деятельности соответствующих органов управления и субъектов сектора государственного управления и факторов, которые влияют на такую деятельность.

    Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности – повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.

    Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности.

    В связи с этим главная задача в области бухгалтерского учета заключается в обеспечении относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО. Некоторые категории хозяйствующих субъектов могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета.

    Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: информационную и контрольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. С другой стороны, она обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.

    Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена для: выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта – чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками; представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении. Она также может использоваться для иных целей.

    Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах. Для решения этой задачи индивидуальную бухгалтерскую отчетность необходимо составлять по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перспективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

    В отдельных случаях в российских стандартах может предусматриваться несколько альтернативных подходов к формированию и представлению информации в бухгалтерской отчетности. Однако для повышения сопоставимости бухгалтерской отчетности разных хозяйствующих субъектов количество таких случаев должно быть ограничено и в дальнейшем его следует неуклонно сокращать.

    Консолидированная финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям. Данная отчетность должна стать одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических решений этими пользователями.

    Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикацию ее.

    Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе с тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.

    Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта использования ее в управлении хозяйствующим субъектом.

    Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства.

    Главная задача в области налоговой отчетности заключается в снижении затрат на ее формирование путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.

    Основными задачами бухгалтерского учета являются:

    • – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;
    • – обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением активов и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
    • – предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

    Методы бухгалтерского учета в коммерческих организациях и государственных (муниципальных) учреждениях практически одинаковы, однако, существует ряд принципиальных отличий.

    Учет в своей сущности представляет собой процесс сбора и формирования определенного рода информации. Бухгалтерский учет формирует информацию об имущественном и финансовом положении организации, а также о результатах его деятельности. В российской действительности информация, сформированная бухгалтерским учетом на коммерческих организациях, предназначена, в первую очередь, для фискальных органов государственной власти (Федеральная Налоговая Служба). В государственных и муниципальных учреждениях ситуация не много иная.

    Учреждение – это организация, созданная собственником для выполнения различных функций некоммерческого характера (прежде всего, социальных) и финансируемая им полностью или частично.

    Основополагающим признаком отличия государственных и муниципальных учреждений от иных организаций является отношения собственности. Учреждение не является собственником большинства своего имущества, а зачастую и всего имущества полностью. Имущество учреждения принадлежит ему на правах оперативного управления. Собственником же данного имущества является учредитель рассматриваемой государственной или муниципальной некоммерческой организации (субъекты РФ, муниципальные образования, министерства, ведомства).

    Таким образом, первоочередный пользователь информации, сформированной бухгалтерским учетом на государственных и муниципальных учреждениях (далее - бюджетный учет) это учредитель данного учреждения и органы финансово-бюджетного контроля. Налоговый и финансовый надзор за деятельностью государственных и муниципальных учреждений осуществляют не только традиционными для коммерческих структур организациями (Федеральная налоговая служба, Министерства Финансов и тд.), но и специализированные ориентированные на деятельность учреждений организации (Федеральное Казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Счетная Палата РФ).

    Учитывая некоммерческий характер и отношения собственности в государственных и муниципальных учреждениях, их финансовая отчетность и прочее документальное сопровождение их деятельности значительно отличается от той, что ведется и предоставляется коммерческими организациями.

    Кроме того, государственные и муниципальные учреждения имеют свою типологию. Учреждения подразделяются на три вида:

    1. Автономные

    2. Бюджетные

    3. Казенные

    Основными отличиями типов учреждения друг от друга является степень их финансовой самостоятельности.

    Бюджетные и автономные учреждения более схожи по способу организации деятельности. Все три типа учреждения имеют право на осуществление деятельности, приносящей доход, если таковое указано в учредительных документах. Но только бюджетные и автономные государственные (муниципальные) учреждения самостоятельно распоряжаются доходами, полученными от данной деятельности. Казенные же учреждения доходы, полученные от указанной деятельности, передают в соответствующий бюджет.

    Министерством финансов Российской Федерации также разработаны и утверждены планы счетов для каждого типа учреждений.

    Структура плана счетов и самих счетов бухгалтерского учета, используемых в государственных и муниципальных учреждениях, совершенно иная, чем в коммерческих организациях. Счета, используемые в бюджетном учете, увязаны с бюджетной классификацией Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования бюджетной системы Российской Федерации.

    Также как и коммерческие организации государственные и муниципальные учреждения составляют и предоставляют бухгалтерский баланс.

    Баланс государственных (муниципальных) учреждений также значительно отличается от бухгалтерского баланса, предоставляемого другими типами организаций.

    Баланс государственных (муниципальных) учреждений (ОКУД 0503730) состоит из четырех разделов (в противовес 5 разделам коммерческого баланса):

    1. Нефинансовые активы

    2. Финансовые активы

    3. Обязательства

    4. Финансовый результат

    Помимо баланса государственные и муниципальные учреждения предоставляют ряд специфических сведений и отчетов:

    1. ОКУД 0503761. Сведения о количестве обособленных подразделений

    2. ОКУД 0503767. Сведения о целевых иностранных кредитах

    3. ОКУД 0503768. Сведения о движении нефинансовых активов учреждения

    4. ОКУД 0503771. Сведения о финансовых вложениях учреждения

    5. ОКУД 0503772. Сведения о суммах заимствований

    6. ОКУД 0503776. Сведения о задолженности по ущербу; причиненному имуществу

    7. ОКУД 0503769. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения

    8. ОКУД 0503725. Справка по консолидируемым расчетам учреждения

    9. ОКУД 0503760. Пояснительная записка к балансу учреждения

    10. ОКУД 0503737. Отчет об исполнении учреждением плана его финансово- хозяйственной деятельности

    11. ОКУД 0503738. Отчет об обязательствах; принятых учреждением

    12. ОКУД 0503830. Разделительный баланс государственного учреждения

    13. ОКУД 0503721. Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения Деятельность государственных и муниципальных учреждений всех трех типов

    постоянно контролируется соответствующими органами. А ряд казенных учреждений, таких как воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, психиатрические больницы (стационары) специализированного типа, имеют централизованную систему бухгалтерии на Федеральном уровне, которая и осуществляет бюджетный учет на данных учреждениях.

    1. Первоочередными пользователями информации, сформированной бюджетным учетом, являются не только органы Федеральной налоговой службы, но и органы финансово-бюджетного контроля (Федеральное Казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Счетная Палата РФ);

    2. Правовые отличия в отношениях собственности государственных и муниципальных учреждений, которые накладывают отпечаток на организацию бюджетного учета;

    3. Специфические особенности структуры счетов бюджетного учета, привязка которых осуществляется с бюджетной классификацией Российской Федерации;

    4. Специфические особенности состава финансовой отчетности государственных и муниципальных учреждений.

    Список литературы

    1. Алексеева И.В., Богатая И.Н., Евстафьева Е.М., Киселева Н.Н. Бухгалтерский учет: Основы теории, тесты, задачи: учеб.пособие / И.В. Алексеева, И.Н. Богатая, Е.М. Евстафьева, Н.Н. Киселева. – Москва: Дашков и К, 2012. 472 с.

    2. Анциферова И. В. Бухгалтерский финансовый учет: учеб.пособие / И. В. Анциферова. - Москва: Дашков и К, 2012. 800 с.

    3. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет: учебник / Ю.А. Бабаев. – Москва: Вузовский учебник, 2008. 509 с.

    4. Бочкарева И.И., Левина Г.Г. Бухгалтерский финансовый учет: учебник / И.И. Бочкарева, Г.Г. Левина. – Москва: Магистр, 2011. 413 с.

    5. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб.пособие / под ред. проф. В. Д. Новодворского. – Москва: Инфра-М, 2010. 464 с.

    6. Устюгова Ю.В. Особенности бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов государственных (муниципальных) учреждениях. сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции/ Издательство: ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, 2016

    Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: как правильно вести, чем отличается от коммерческого учета, как правильно формировать отчетность. Из данного материала вы узнаете все нюансы работы с бюджетными поступлениями, правила отражения операций в проводках и особенности сдачи отчетов.

    Бухгалтерский учет в коммерческих и государственных организациях имеет общую основу, общие принципы и законодательную базу. Но есть и различия: бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях отличается методами, которые используются при формировании счетов и проводок. Работа с государственными деньгами – ключевой фактор, порождающий различия в методике.

    Бухгалтерский учет в государственных учреждениях основан на работе с бюджетной сферой b имеет дополнительные нормативно-правовые акты (не применимые к коммерческим организациям) и требования к отчетности. В бюджетной сфере ведется тотальный контроль за всеми операциями. Это необходимо учитывать при организации отчетности.

    Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

    Не каждое некоммерческое учреждение можно назвать бюджетным, в законе выделено порядка 30 разных форм некоммерческих учреждений. Точно также не каждое государственное или муниципальное учреждение является бюджетным – существуют автономные, казенные и, собственно, бюджетные организации (Закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Разница проявляется в нюансах - методы работы, задачи, способы финансирования и т.д. В данном материале речь пойдет строго о бюджетных компаниях.

    Госпредприятия имеют различия, которые выражаются в методах работы с поступающими от государства и собственными средствами. В частности, казенные предприятия не могут распоряжаться полученной от коммерческой деятельности (в разрешенных по закону объемах и формах) прибылью в своих целях, они обязаны отдавать их в счет дохода государства. Это не касается других форм. Бухгалтерский учет в казённых учреждениях должен учитывать этот фактор.

    При работе с документами и бухгалтерией следует понимать, чем бюджетники отличаются от прочих форм организации государственного предприятия.

    Бюджетное учреждение (бюджетная государственная организация) – это некоммерческая организация, созданная РФ или ее субъектом для оказания услуг (обслуживания) населения. Основная сфера работы - образование, медицина, культура и досуг и т.д. Такое предприятие на государственные деньги оказывает услуги или производит работы по заказу государственных органов. Источником средств могут быть различные субъекты РФ. Основная задача бухгалтерского учета в бюджете – точное отражение передвижений и расходования полученных от государства денег.

    Бюджетное учреждение по закону может вести коммерческую деятельность, доход от которой используется на собственные нужды. Однако основной источник финансирования – государственные и муниципальные субсидии. Коммерческая составляющая строго контролируется и не может превышать определенный процент от общего дохода.

    Учреждение причисляется к бюджетной форме на основании решения уполномоченного органа, а также на основании учредительной документации, где указана форма организации.

    Бюджетный учет – единая государственная упорядоченная система сбора, обработки (регистрации) и обобщения информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов РФ и ее субъектов. Термин «бюджетный учет» часто применяется в отношении бюджетных учреждений, но это не совсем верно. Согласно закону бюджетный учет ведут казенные госучреждения, а вот остальные занимаются бухгалтерским учетом. Эти понятия не следует смешивать, так как существует различие в методах работы.

    План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

    Сервис по составлению учетной политики и плана счетов

    Особенности формирования плана счетов бюджетного учреждения

    Номер каждого счета в рамках ПС состоит из двадцати шести разрядов и формируется по следующей схеме: 1-17 – классификатор поступления (и выбытия) денежных средств, 18 – вид деятельности организации, 19-21 – код синтетического счета ПС, 22-23 – код аналитического счета ПС, 24-26 - код классификации операций сектора государственного управления (вид поступления).

    В номер счета ПС включен код классификации, который позволяет проводить мониторинг передвижения государственных денег. План счетов бухгалтерского учета содержит порядка двух тысяч доступных счетов, однако на практике бухгалтеры пользуются далеко не всеми. Для текущей деятельности предприятие разрабатывает собственный ПС, в который входят только те счета, которые необходимы в процессе работы.

    В работе учреждения активно используются счета, входящие в следующие группы:

    • Нефинансовые активы. Основные средства учреждения, его нефинансовые активы. План счетов бухгалтерского учета бюджета, в отличие от ПС коммерческих организаций, содержит отдельный счет для вложений в материальные запасы.
    • Финансовые активы. Операции с депозитами, акциями, ценными бумагами и т.д. Здесь же – работа с дебиторскими задолженностями.
    • Обязательства. Расчет со сторонними поставщиками и подрядчиками, операции по работе с кредиторами.
    • Финансовый результат. Информация о финансовых итогах деятельности учреждения: доходы-расходы, годовые итоги и т.д.
    • Санкционирование расходов. Учет государственных вливаний и обязательств.

    Обращаем ваше внимание, что закон разрешает органам государственной власти и другим уполномоченным органам введение дополнительных разрядов в код аналитического счета ПС в случаях, когда это необходимо внутренним пользователям для работы.

    Счета в плане счетов бухгалтерского учета бывают двух видов: активные (учет движения активов предприятия) и пассивные (учет источников формирования и движения средств предприятия).

    Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения

    Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения составляются на основании правил, представленных в инструкции к единому плану счетов. При составлении проводок необходимо руководствоваться общими правилами бухучета, применяемыми для всех типов организаций.

    Нормативные документы и стандарты бухгалтерского учета в 2019

    Бухгалтерский учет в бюджете строго контролируется законодательством.

    Основные положения и требования к бухучету содержатся в Федеральном законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Этот документ формирует правовую основу, на которую должен опираться бухгалтер при работе со счетами.

    При ведении учета нужно ориентироваться на Федеральные стандарты бухучета.

    Справочник по Федеральным стандартам

    Единый план счетов для госучреждений описан в Инструкции 157н, а именно для бюджетных учреждений в Инструкции 174н.

    Также бухгалтерский учет в бюджете должен принимать во внимание прочие нормативно-правовые акты, уточнения, письма и инструкции, выпускаемые государственными и муниципальными органами, уполномоченными работать с бюджетными средствами.

    Требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

    В своей работе бухгалтер должен опираться на общие принципы и задачи бухгалтерского учета и учитывать особенности бюджетной сферы. К ним относятся необходимость вести контроль за точным исполнением утвержденного бюджета, проведение мероприятий по поиску дополнительных доходов, а также необходимость учитывать отраслевые особенности. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет более сложную систему методов и более высокий уровень контроля точности.

    Общие правила ведения бухучета должны учитывать следующие принципы: законность, правильность, осмотрительность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, сопоставимость, превосходство формы над содержанием, своевременность, денежные измерители (ФЗ № 402). Помимо этого, бухучет в бюджете должен учитывать принципы и правила работы с бюджетными деньгами.

    Задачи бухгалтерского учета в бюджете:

    • Формирование и предоставление контролирующим органам полных и достоверных данных о состоянии активов и движении средств на предприятии (как государственных средств, так и полученных от коммерческой деятельности);
    • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе выполнения плана по доходам и расходам бюджетных средств;
    • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе исполнения сметы расходов, участвующих в исполнении государственного бюджета.

    Основные требования к бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях:

    • Учет должен вестись только в национальной валюте (рублях);
    • Учет ведется постоянно с момента регистрации предприятия;
    • Содержание аналитического отчета должно соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
    • Каждая хозяйственная и инвентаризационная операция должна подлежать обязательной регистрации.

    Под учет попадают все хозяйственные операции, имущественные объекты и обязательства компании.

    В бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях важна своевременность: все операции должны вовремя быть зарегистрированы и отражены.

    Ответственность и штрафы . С 9 июня для учреждений госсектора ввели специальные штрафы за искажение бухгалтерской и бюджетной отчетности. Президент подписал Закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ, который внес поправки в статью 15.15.6 КоАП. Размер штрафа зависит от процента искажения отчетных показателей.

    Отчетность за бухгалтерский учет

    Правила заполнения и сдачи отчетности описаны в Инструкции 33н .

    Бухгалтерская отчетность в бюджете ведется строго на основании Плана счетов, о котором говорилось выше – все требования к отчетности прописаны в соответствующей инструкции. Действует общепринятый принцип двойной записи для всех совершенных операций предприятия: каждое изменение состояния средств, находящихся на балансе учреждения, должно быть отражено, минимум, в двух разных счетах. Все операции отражаются только по факту их совершения (метод начисления), ценности и находящиеся на балансе активы учитываются отдельно.

    Что касается сроков, то тут нет существенных отличий от обычного порядка бухучета.

    Периодичность отчетности в бухгалтерском учете в учреждениях:

    • 1 раз в квартал (1 апреля, 1 июля и 1 октября отчетного года);
    • Годовая отчетность (1 января года, следующего за отчетным).

    Отчетным считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Отчетной датой (дата, на которую составляется бухгалтерская отчетность) считается последний календарный день отчетного периода. Исключение составляют случаи, когда проводится реорганизация или ликвидация учреждения, а также случаи, когда бюджетное учреждение проходит процесс преобразования в казенное.

    В бухгалтерском учете в бюджете отчетность заполняется исключительно в рублях с учетом копеек до двух знаков после запятой (использование других валют недопустимо согласно принципам работы с государственными деньгами). Документы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером, а в некоторых случаях, руководителем финансово-экономической службы бюджетного учреждения (если таковая имеется на предприятии). Эти же лица несут ответственность перед государством.

    В балансе бюджетного учреждения реализуется принцип двусторонности: хозяйственные средства отражаются по вещественному составу и размещению (актив) и источникам формирования, целевому назначению (пассив).

    В бухгалтерском учете в бюджете баланс имеет особую структуру. К активу относятся внеоборотные активы (средства для долгосрочного использования) + оборотные (средства, предназначенные для использования в ходе уставной хозяйственной деятельности) + затраты. К пассиву – собственный капитал + обязательства + доходы.

    Поскольку бюджетные организации собственных средств не имеют, они покрывают все расходы за счет государственных ассигнаций и поступления специальных средств. Движение этих средств отражается в отчетности.

    Когда бухгалтер впервые сталкивается с бюджетным планом счетов, особенно, если ранее имел дело с коммерческим, его несколько шокируют отличия. И, действительно, они очень существенны. В этой статье хотелось бы поговорить об общих принципах и отличиях в ведении бухгалтерского учета в государственных учреждениях и коммерческих организациях.

    В целом, регламент ведения учета базируются на общих принципах бухгалтерского учета (принцип двойной записи, принцип объективности, принцип периодичности и т.д.). Да и конечным итогом ведения бухгалтерского учета в любой организации является отражение реальных данных о деятельности, учет имущества и расчеты с поставщиками, подотчетными лицами и заказчиками. Но всё же, существенные отличия имеются. В первую очередь, хотелось бы сказать, что государственные и муниципальные учреждения являются некоммерческими организациями, а это значит, что получение прибыли не является основой учета и финансирование ведется централизовано. Централизованное финансирование и отчетность по израсходованным средствам – краеугольный камень бюджетного учета.

    Первое, что бросится в глаза бухгалтеру из коммерческой сферы – это абсолютно иной план счетов. Последней редакцией в линейке программ для учета в государственных учреждениях компании 1С является «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, редакция 2.0». В этой программе план счетов можно найти:



    В свою очередь, последней редакцией в линейке программ для коммерческого учета является «1С: Бухгалтерия предприятия 8, редакция 3.0». В этой программе план счетов находится:



    Первое отличие - все счета бюджетного учета имеют другие номера и названия. К примеру, номер счета «Основные средства» в плане счетов организации коммерческого характера – 01, в плане счетов государственных учреждения – 101.
    Второе отличие – номер счета у коммерческого плана счетов имеет 2 разряда, в свою очередь план счетов бюджетного учета – 26 разрядов (в разряды встроены коды бюджетной классификации), структура счета представлена ниже:


    Также хотелось бы отметить, что в бюджетном плане счетов забалансовые счета кодируются двумя разрядами, в коммерческом же – тремя разрядами.

    Третье отличие – количество и состав разделов. В плане счетов государственных учреждений 5 разделов:
    1. Нефинансовые активы;
    2. Финансовые активы;
    3. Обязательства;
    4. Финансовый результат;
    5. Санкционирование расходов.

    В плане счетов коммерческих организаций 8 разделов:
    1. Внеоборотные активы;
    2. Производственные запасы;
    3. Затраты на производство;
    4. Готовая продукция и товары;
    5. Денежные средства;
    6. Расчеты;
    7. Капитал;
    8. Финансовые результаты.

    И, как было указано выше, государственные учреждения, согласно определению из Гражданского кодекса Российской Федерации, являются некоммерческими организациями, поэтому в их плане счетов отсутствуют разделы, связанные с коммерческой деятельностью и получением прибыли.
    Для лучшего понимания соответствия разделов приведу сравнительную таблицу. В данной таблице указано соответствие разделов в общем виде, но нужно помнить, что отдельные счета раздела могут соответствовать другим разделам, в разрез приведенной ниже схеме:


    Отсутствие раздела «Капитал» в плане счетов у бюджетников объясняется отсутствием капитала в государственных учреждениях, а отсутствие раздела «Санкционирование» в коммерции объяснимо отсутствием финансирования от органов вышестоящей власти.

    Отмечу, что если государственное учреждение всё же имеет признаки коммерческого и получает в одном из видов своей деятельности прибыль, а также для учета специфических операций, по согласованию с Минфином возможен ввод новых синтетических счетов с необходимой аналитикой.

    В заключении хотелось бы сказать, что государственное учреждение в своем учете регистрирует меньше операций, чем коммерческие организации. Но, наверное, основной сложностью является то, что денежные средства в учреждении выделяются под определенную конкретную цель и во временной отрезок, все расходы контролируются не только законодательно, но и вышестоящими органами. Также бюджетный учет регулируется отдельными законодательными актами, которые являются основой ведения учета.