Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Буддизм в искусстве Фреска из пещеры в Аджанте
  • Кунжут: полезные свойства и применения
  • Академия магии Южного королевства
  • Саногенное мышление: путешествие к негативным эмоциям Какие программы запускаются при этом
  • «Большая и грязная любовь» Анна Сергеевна Гаврилова
  • Гниение белка. Гнилостные процессы. Что это за вещества
  • Что такое церковный ладан: как пахнет, где купить. Церковный ладан: что это такое и как пахнет

    Что такое церковный ладан: как пахнет, где купить. Церковный ладан: что это такое и как пахнет

    Христианская культовая система разработана таким образом, что в ней осуществляется воздействие на все органы чувств человека. Изучая её, чрезвычайно интересно наблюдать, как природные рецепторы становятся проводниками христианских представлений, как они синергийно сочетаются для достижения единой цели, при этом каждый проявляет свои неповторимые возможности. Наиболее последовательно изучены зрительные образы культа. Достаточно богатые материалы связаны со миром звуков. значительно меньше написано о запахах. Антология «Ароматы и запахи в культуре» не выделяет ни одного самостоятельного материала по проблемам ольфактоники христианского богослужения. Тем не менее, отталкиваясь от размышлений на эту тему святителя Игнатия Брянчанинова, св. праведного Иоанна Кронштадского, свмч. Серафима Звездинского, о. Павла Флоренского, А. Ф. Лосева, других православных богословов можно составить некоторое представление о смысловой нагрузке ольфакторных компонентов культа.

    Запахи церкви – это: 1. Ладан (по-еврейски – lot) – благовонный древесный сок, затвердивающий на воздухе. Собирается с растения cystus croticus (босвелия, семейства бурзеровых) – тернистого дерева, которое растёт на о. Кипр, в Аравии, Сирии, Палестине. В древние времена считался одним из ценнейших даров, которые преподносились царям, вельможам в знак особого благоговения: преподнесение волхвами ладана младенцу Иисусу – свидетельство признания его царского достоинства (Мф., 2,11). Использовался для воскурения в храмах различных языческих религий. Первые христиане употребляли ладан при проведении обрядов погребения мёртвых (согласно свидетельству Тертуллиана). В настоящее время добывается, в основном, в Индии. Ладан с дополнительными ароматическими добавками называется фимиамом. Надо полагать, что каждения в современных церквах осуществляются именно с использованием различных фимиамов.

    2. Миро – особый состав из благовонных веществ для священного помазания. По ветхозаветным установлениям (Исх., 30, 23-25) составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного (аир), кассии и оливкового масла. В современной православной церкви миро включает в себя около 50 компонентов. Мироварение осуществляется высшим священноначалием н Страстной Седмице и освящается в Великий Четверток. После этого распространяется по всем епархиям. Миропомазание – таинство, в котором верующему подаются Дары Святого Духа через нанесение мира на различные части тела. Помазание святым миром применяется при освящении храмов.

    3. Лампадное масло (елей) – растительное (прежде всего, оливковое) масло, которое используется для сжигания в лампах и для помазания верующих. Может содержать ароматические добавки (например, розовое масло).

    4. Восковые свечи – источник слабого запаха мёда.

    5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.

    6. Нельзя забывать также о благоухании Святых даров – в сущности, важнейшего церковного аромата.

    Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.

    Ароматы церкви в содержательном смысле находятся в тесном взаимодействии со всеми средствами воздействия на органы чувств человека. Особенно близко соотносятся запах и звук. Этот момент важен для понимания как музыки, так и ароматов богослужения, поэтому остановимся на нём подробнее.

    Создаётся впечатление, что музыка развёртывается по принципу ольфакторного ресурса, как бы преодолевая временную направленность развития. Главной задачей становится создание некоего звукового мерцания в храмовом пространстве, обеспечивающего постоянное воздействие на слух молящихся во время службы и поддерживающего их в определённом эмоциональном состоянии. В сущности, аналитическая способность слуха, которая является главной силой этого органа чувств, реализуется крайне слабо.

    Конечно, можно подумать, что причина в том, чтобы направить аналитическую активность слуха на восприятие содержания текста. Однако такой вывод представляется не столь уж очевидным. Во-первых, многие церковные речитации осуществляются принципиально так, чтобы сосредоточить внимание на мелодике чтения, а не его содержании; во-вторых, в наиболее торжественных моментах распев становится настолько сложным и самодостаточным, что смысл текста не воспринимается во­все, но "мерцающая статика” пения всё равно оказывается незыблемой. Да и вообще служба построена так, что важнейшие моменты, когда смысл слов действительно должен дойти до сознания (проповедь, чтение Евангелия, некоторые возгласы диакона, речитирование ключевых молитв), интонируются либо вовсе без музыкальной составляющей, либо подчиняя её смыслу текста.

    Приходится думать о том, что аналитические возможности не задействованы сознательно, что именно это – задача музыкальных средств культового канона. Мировоззренчески данная ситуация объяснима , однако, существует ещё и психологический параметр. Почему для молящегося в церкви традиционно оказывается оптимальным такое воздействие на органы чувств, которое в минимальной степени предполагает интеллектуальную активность?

    Ответ, похоже, лежит не в плоскости анализа звучащего материала, а в характеристике самого органа восприятия – слуха. Как известно, нервные анализаторы слуховых органов являются сильнейшим средством адаптации человека в мире. Звуки воздействуют прежде всего на физиологическом уровне, вызывая определённую эмоциональную реакцию, а лишь после этого поддаются рациональной обработке. Именно это сближает слух с другими системами восприятия неаналитического характера – обонянием и вкусом. Древние формы культового пения в христианской практике несомненно организованы подобно способам воздействия на эти органы, что хорошо понимали средневековые мыслители. "Мелос получил название от сладости мёда (melle)”, – говорит Исидор Севильский . "Столь многочисленны виды гармонии, что ни мысль не способна их обозреть, ни речь изъяснить с лёгкостью, однако все они служат слуху и созданы ему на радость. Так же обстоит и с обонянием. Свой запах у фимиамов, свой запах у мазей, свой запах у цветников роз, свой запах у кустарников, лугов, степей, рощ, цветков, и всё, что источает приятное благовоние и дышит сладкими ароматами, – всё это служит обонянию и создано ему на радость”, – поучает Гуго Сен-Викторский .

    Однако, ни в те века, ни в Новое время подобные параллели в осмыслении культовой системы не учитывались. Фома Аквинский подчёркивал, что "чувства, наиболее действенные в познании и будучи на службе разума, именно зрение и слух имеют связь с прекрасным... Когда вместо этого речь идёт о других чувствах, то не пользуемся словом "прекрасное”, не говорим поэтому о прекрасных вкусах и запахах”.

    Такая установка сказалась на том, что в богословии и гуманитарных науках относительно мало отрефлексированы неаналитические средства воздействия на человека, однако, говорить о природе культового канона и не учитывать их существования сложно: слишком велика роль этих средств в формировании целого.

    Человек принимает небесное присутствие всеми своими чувствами. Бог соучаствует жертвующему от избытка своей любви человеку во вкусе и запахе. Обоняние - это то, «что показывает направленную к Нему мысль нашу и расположение, вследствие того, что у нас чрез посредство этого чувства происходит восприятие благоухания», - говорит св. Иоанн Дамаскин Ароматы символизируют различные дары Святого Духа. Сам рай наполнен благоуханиями, о чём ясно говорит великий провидец прп. Ефрем Сирин в книге «О рае»: «Как ни высоко поставлен рай, не утомляются восходящие туда, не обременяются трудом наследующие его. Красотою своею исполняет он радости и влечёт к себе шествующих, осиявает их блистанием лучей, услаждает своим благоуханием <…> Блистательны краски его, дивны благоухания, вожделенны красоты, многоценны яства. <…>Там видел я праведников, которые источают из себя благовонные масти, разливают благоухание, убраны цветами, увенчаны вкусными плодами”

    Во все времена воздух церкви обладал специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.

    Благоухание ладана пропитывает всё, что его окружает: стены, святыни, одеяния священников. Благоухание как бы впитывается в псалмодию и молитву. В этом проявляются слова: "Я всё и во всём”. Благоухание – это состояние небесного. Особенно это видно в ритуале каждения и хорошо осмыслено богословами. «Диакон кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая всё и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да принято будет кадило горе" и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа», - говорит бл. Симеон Солунский . Собственно об этом говорит канонический текст Литургии. В завершении проскомидии есть слова: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого твоего Духа». Есть другие смысловые оттенки каждения. Например, каждение во время чтения Апостола «установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной» . Или в молитве освящения благовонного зелия сказано: « домы их всякого благовония исполни, во еже бытии сим и всем вою хранящим я, и кадящим ими в соблюдение и избаву от всех вражеских прилогов» , – т.е. акцентируется значение кадильного дыма как средства борьбы с нечистью.

    Исключительно важно каждение в символике Литургии. По мысли Н.Гоголя: "...как и в жизни домашней всех древних восточных народов предлагались всякому гостю при входе омовения и благовония. Обычай этот перешёл целиком на пиршество небесное – на Тайную вечерю, носящую имя литургии, в которой так чудно соединились служение Богу вместе с дружеским угощением всех...” . Можно процитировать также слова из проповеди папы Иоанна Павла II за коптской литургией «кадильной молитвы»: «поднимающиеся волны кадильного дыма, точно дух человеческий, возносится к небу, дух, вырывающийся из повседневности, в чаянии познать смысл своего существования и слиться с Богом.<…> Волны фимиама, безостановочно уносящиеся в небу, увлекают за собой нашу молитву Богу, исходящую из самой глубины сердца. Фимиам сопровождает воздеяние рук к небу, выражающее наше жажданье Бога и одновременно призывающее Его призреть на людей и вещи, желания и устремления» .

    Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом – Мария Магдалина, Саломия и другие – после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы – Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии» .

    Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых – алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.

    Важное место имеет запах в обрядах миропомазания и елеопомазания. Совершая каждое миропомазание, священник говорит: "Печать Дара Духа Святого”. Святая Печать помогает нам почувствовать присутствие Духа и через запах. Миропомазание – прекрасная тайна бесконечной любви Господа, желающего одеть человека не только в блестящую одежду спасения, но и в благоухание Духа. Благовония замещают Славу Духа: тайну невидимую, но чувственную.

    Нельзя не отметить в церкви запахи икон. Прикладываясь к иконе, ощущаешь её специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее всё пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Икона не только источает благоухание. Икона вдыхает воздух церкви вместе с верующими. Икона живёт. Кажется, вместе с нами – преходящими и плотскими – стоят и наши дары, принесённые Богу. Эти дары принимают благоухания, тем самым создавая всеобщее единение. Благоухания икон приглашают человека освятить свою жизнь, начать жить с начала.

    Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: "Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих "обыкновенных” запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, – прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых...” .

    Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. "Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу” [Исх. 29,41]. "На нём Аарон будет курить благовонным курением " [Исх. 30,7]. "Возьми себе самых лучших благовонных веществ... Это будет миро для священного помазания” [Исх. 30,23-25], – читаем мы в книге "Исход”. Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жерт­воприношении.

    Естественно, возникает вопрос: почему при столь большом значении запахов как в Писании, так и в практике богослужения одорологический аспект так слабо представлен в научных работах, посвящённых осмыслению культа. При характеристике богослужебного канона этот аспект в большинстве случаев обходится, будто его не существует. Фактически кроме достаточно пространных рассуждений о. Павла Флоренского, крайне мало специальных работ на эту тему. Известные работы по одорологии касаются химических, биологических, медицинских, криминалистических, но не богослужебных вопросов.

    Думается, многое может объяснить тенденция обращения с благовониями в западном христианстве. Как известно, у католиков запахи в церкви применяются значительно умереннее, чем в православии, а протестанты почти исключили их из своего обихода.

    Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике. Православное же богословие последних столетий, когда рефлексии стал подвергаться культовый процесс, развивается прежде всего в диалоге с западными исповеданиями, в рамках той проблематики, которая актуальна там.

    Такая ситуация вовсе не означает, что одорологический аспект канона не достоин самостоятельного изучения. Напротив, на наш взгляд, он должен рассматриваться первым в ряду временных параметров христианского культа. "Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром..., – пишет американский одоролог Р.Райт, – более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить” <...>

    Декартовское "cogito ergo sum” (мыслю, следовательно, существую) первоначально должно было выглядеть как "Olfacio ergo cogito” ("Чувствую запах, следовательно, мыслю”) . Очевидно, что это свойство обоняния имеет исключительное значение для культа, поскольку "восходя до той или иной ступени горнего подъёма, эмпирическое нисходит оттуда уже не эмпирическим, но ноуменальным, благодатью Всесвятого Духа Божия” (П.Флоренский) . Здесь мы имеем возможность ставить теологические, онтологические вопросы в плоскости чувственного.

    Однако, срабатывает и чисто ассоциативный подход. Как заметил В. Джемс: «Орган, старинная бронза, фрески, мрамор и цветные стёкла служат украшению храма. Они образуют благоприятную атмосферу для нашего молитвенного преклонения. Они подобны фимиамам и славословиям…» . Конечно, при этом не возникает никаких сверхсмыслов.

    В силу того что христианская одорология развита слабо, на сегодняшний день приходится констатировать отсутствие даже самых общих методик рассмотрения одорологических аспектов канона. По существу нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы. Совершенно не разработана библейская и патрологическая одорология, что исключительно важно для понимания природы христианского культа.

    Иными словами, существует проблема, без разработки которой дальнейшее постижение природы культового канона, во всяком случае в его временных позициях, на наш взгляд, затруднено.

    ПРИМЕЧАНИЯ:

    1. Ароматы и запахи в культуре. – М., 2003. Определённая информация собрана в справочных изданиях, например, Иллюстрированной полной библейской энциклопедии (М., 1991). Непосредственно рассматриваемой проблеме посвящена брошюра: Лесовиченко А., Ликан С. Вопросы христианской одорологии. – Новосибирск, 2003. Существует книга: Albert J. Odeurs de saintete. La mythologie cheretienne des aromates. - P.,1996.

    2. Об этом: Лесовиченко А. Европейские музыкально-культовые каноны. – Новосибирск, 2004.

    3. Западноевропейская музыкальная эстетика Средних веков и Возрождения. – М., 1965. – С. 174.

    4. Там же, с. 300.

    5. Там же, с. 304.

    6. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М., 1998. – С. 103

    7. Прп Ефрем Сирин. О рае. -

    8. Цит по: Всенощное бдение. Литургия. – М., 1982. – С. 77

    9. Там же, с. 80

    10. Требник. – М., 2000. – С. 508-509

    11. Гоголь Н.В. Размышления о Божественной Литургии. – М., 1990. – С. 25-26

    12. Иоанн Павел II. Единство в многообразии. – Милан-М.,1991. – С.196-197.

    13. Свмч. Серафим Звездинский. Литургия. Проповеди, произнесённые в храме Дивеевского монастыря. – М., 2002. – С. 70].

    14. Флоренский П. Философия культа // Богословские труды. – М., 1977. – С. 209-210.

    15. Райт Р.Х. Наука о запахах. – М., 1966. – С. 122.

    16. Флоренский П. Цит. раб., с. 213.

    17. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – М., 1910. – С. 448.

    Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
    Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
    Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
    Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
    Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
    Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
    Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

    Вопрос №715

    О важности запахов в духовной и церковной жизни людей

    Андрей Масленников , Russia
    06/07/2003

    Уважаемый отец Олег!
    Спасибо за ваше внимание к работе отца Себастьяна. Каждое мнение мы очень ценим, нам это поможет в дальнейшей работе над изучением данной одорологической темы.
    С уважением, Андрей Масленников.

    Ответ отца Олега Моленко:

    Хочу добавить, что вам следовало бы больше внимания посвятить проблеме запаха, освещенной в опыте святых отцов Церкви. Например, упомянуть, что великие преподобные отцы (например, Иоанникий Великий) имели дар от Господа различать греховные страсти (в т.ч. и такую как сребролюбие) по запаху! Ведь каждая страсть имеет свой особый злосмрадный запах. Хорошо бы сделать подборку выписок из житий святых, в которых речь идет о явлениях им бесов, которые свидетельствовались отвратительным смрадом.

    Должно было привести учение Церкви о том, что одним из девяти основных адских мучений является ни с чем не сравнимый и неизреченный смрад или зловоние! И наоборот, что явления Господа, Богородицы, святых Ангелов и душ святых людей всегда сопровождались неизреченными благоуханиями. Можно поместить выписки из житий святых (например, Андрея Христа ради юродивого), где речь идет об их посещениях Рая и других небесных обителях, связанных с передачей переживаний неизреченных благоуханий. После этого можно сделать очевидный вывод, что грех, зло, страсть, бесы и ад непременно сопровождаются отвратительным зловонием или смрадом, а благодать, добродетель, Рай, ангелы и святые – неизреченными и дивным благоуханиями.

    Что запах через злосмрадие служит наказанием грешнику, а через благоухание (в таком случае его именуют ароматом) – наградой святому и праведнику. Именно от этой реальной и Богом созданной закономерности благоухание посредством естественных природных веществ, собранных и выделанных трудом людей, используется в богослужениях Церкви, как символ того неизреченного духовного и естественного святого благоухания, которое свойственно всему божественному и небесному. Должно при этом подчеркнуть, что Господь Бог, устанавливая состав для миро и прочих церковных благоуханий, настрого запретил использовать этот состав где-либо и как-либо иначе. Это должно подтвердить ссылкой на соответствующие места Писания. Более того, каждый святой угодник Божий имеет свой неповторимый аромат, так что можно было бы по запаху определять – кто это из святых – и составить своего рода аромотеку святых!

    Непременно должно и очень важно ради духовной безопасности сообщить опытное учение святых отцов о подделке запахов благоухания бесами.

    Бесы прекрасно знают важность запахов в духовной и церковной жизни людей. Поэтому они злонамеренно используют составление благоуханий из украденных у Бога веществ (ибо бесы не являются творцами и сами ничего кроме греха, воровства, разрушения и погибели делать не могут) для попыток обольщения святых угодников, новоначальных подвижников и простых верующих.

    Это они делают при своих посещениях под видом Господа, Богородицы (кстати сказать, в МП существует расхожий миф, что, дескать, бесы не могут принять вид Богородицы, что есть ложь и прелесть пагубная), святых ангелов и угодников Божиих, чтобы прикрыть свой реальный смрад и выдать составленное ими "благоухание" за истинное и благодатное.

    В связи с этим уместно привести и случаи массового обольщения многих людей из МП многочисленными "мироточениями" из икон, фотографий, пачек икон, стоящих на полке магазина, сложенных в один ряд бумажных икон и т.п. Подобные "мироточение" очень легко осуществляются пронырливыми бесами. Для этого они приготавливают маслообразное пахучее вещество из естественных веществ (а они это могут делать лучше людей) и невидимо спускают это "миро" в различных местах выбранной ими иконы или фотографии с целью обольщения верующих, зараженных ложной духовностью с ее страстью к различным чудесам и знамениям.

    Конечно, существуют и реальные благодатные мироточения из черепов, костей и мощей святых угодников. Но очень редко они были в истории Церкви от икон. Икона – живая духовная реальность, а миро присуще хоть и святыне, но умершей, спящей или погребенной. Даже акт миропомазания в этом великом и необходимом Таинстве Церкви имеет смысл погребальный. Мы умираем для греховной жизни со Христом и погребаемся с Ним в водах купели крещения:

    Рим.6:
    3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
    4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
    5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
    6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
    7 ибо умерший освободился от греха.
    8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
    9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
    10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
    11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

    А миропомазанием мы запечатываем это погребение или гроб для греха, чтобы он уже никогда не ожил в нас. Для этого и даруется нам дар святого Духа, чтобы жить с Богом и в благоухании благодати, а не в злосмрадии греха.

    Само мироточение из иконы, даже благодатное по происхождению, не является основным признаком благодати или ее проявления через эту икону, но только сопутствующим, при этом нужно наличие других более важных признаков и проявлений – истинных исцелений, изгнаний демонов, утешений в скорбях, разрешения проблем, укреплений в подвигах, призыва к покаянию, сокрушения, плача, слез духовных и т.д.

    Поэтому верить по одному факту источения "миро" нельзя. При этом обязательно представители истинного духовенства должны прочитать перед начавшей мироточить иконой специальную молитву на изгнания беса, и лишь после этого, если мироточение не прекратится, объявить его Божьим чудом или знамением. В случаях мироточения икон по Божьему действию это является благодатным, но грозными предупреждающим знамением о духовном умирании или смерти данной церковной структуры, монастыря или храма.

    Вот почему никак нельзя радоваться мироточениям икон и прелестно принимать их за признак наличия благодати в самой структуре или данном храме, тем самым обольщая себя и других.

    Интересно указать на связь благоухающего запаха и Креста Господня, как самого подлинного крестного древа, так и множеств его копий или символов, которые должны носиться с благоговением каждым верным христианином на груди, содержаться в домах и храмах. Само крестное древо было составлено из трех не гниющих смолистых деревьев благородных пород: кипариса, кедра Ливанского и певга. Каждое из этих деревьев имеет по природе приятно пахнущую древесину. Тем более приятнее этот запах в трехсоставном крестном древе. К этому естественному благоуханию добавился и запах Христового освящения и благоухание великой святыни.

    В связи с этим должно заметить, в особенности к изготовлению и ношению нательных, внутрихрамовых и накупольных крестов, что их преимущественно должно изготовлять из благородных пород дерева. Повеление об этом мы получили от Самой Божией Матери. Это повеление можно найти в описании Тихвинской иконы Матери Божией и Тихвинского монастыря. Явившись наяву вместе со святителем Николаем Мирликийским избранному из всей монастырской братии пономарю Георгию, Пресвятая Богородица повелела передать, чтобы не водружали металлический крест на купол построенного храма, но деревянный, ибо Мой Сын – пояснила Владычица – не распинался на железном кресте, но на деревянном! Георгий исполнил поручение Царицы Небесной и крест был заменен. Интересно отметить, что впоследствии, когда Бог попустил этому монастырю сгореть дотла, то на пепелище остались лежать невредимыми только две святыни: Тихвинская икона и этот накупольный крест, который был сделан из дерева того самого дуба, на котором изволила восседать Пресвятая Богородица во время беседы с Георгием.

    Это явление пресвятой Богородицы было отраженно в иконе "Беседная". На ней мы видим сидящую на стволе дуба Пресвятую Богородицу (причем дерево изогнулось так, что часть ствола, где восседала Царица Небесная, расположилась параллельно земле, а остальная, с кроной, оставалась вертикальной. Возле Матери Божией изображен стоящий святитель Николай Чудотворец, а перед Ней – лежащий лицом вниз в поклоне юноша Георгий.

    Многие сведения о Кресте Господнем я по памяти привожу из нее.

    Без этого дополнения ваша работа о запахах в христианстве много теряет и проигрывает и выглядит не полной.


    Храм - это особое место. Туда можно прийти просто так, ради того, чтобы помолиться в тишине и одиночестве. Вырваться из нашего шумного мира с его бесконечной спешкой и суетой. Помолиться перед иконами, поставить свечи. В общем, хотя бы на несколько минут отрешиться от суетности. И уловить знакомый и какой-то щемящий запах. Чем пахнет в старой церкви?

    Ладан сопровождает службу

    Что это такое? Благовоние для совершения каждения на богослужении. И один из маленьких ответов на вопрос, чем пахнет в церкви. Ладан - это ароматическая древесная смола.

    Виды ладана

    Существует несколько видов данного благовония:

      Аравийский ладан. Его еще называют настоящим. Произрастает, соответственно, в Аравии.

      Сомалийский ладан. У него есть еще два названия - абиссинский и африканский. Корни лежат в Эфиопии и Сомали.

      Индийский ладан. Растет, как видно из названия, в Индии. И еще в Персии.

    Как он выглядит

    Эта ароматная смола представляет собой твердые капли. Все они разнятся по размерам, желтого цвета и полупрозрачные.

    Запах

    В церкви и это не удивительно. Ибо он принимает участие во всех церковных службах. Каждение без ладана невозможно. А какой же у него запах? Аромат ладана сладок, с небольшими лимонными "вставками".

    Свеча

    Одним из постоянных "спутников" богослужения являются свечи. И не только на службе они - помощники. Люди, приходя в храм, в первую очередь приобретают свечку, чтобы поставить ее перед иконой. Поэтому к запаху ладана можно смело добавить запах свечей, когда приходят на ум размышления о том, чем пахнет в церкви.

    Виды свечек

    Церковные свечи бывают двух видов - восковые и с примесью церезина. Церезин - это не чистый воск, а воскообразное вещество с различными примесями. И чем же отличаются эти свечи? А об этом подробно рассказано в следующем подразделе.

    Восковая свеча

    Чем пахнет в церкви, какие свечи издают нежный и приятный аромат, который хочется вдыхать снова и снова? Конечно же, восковые. Воск считается самым чистым веществом. Свеча - это маленькая жертва Богу от человека. А разве можно приносить Богу в жертву что-то плохое? Нет, Ему полагается отдавать лучшее. А не как в хорошо известной всем нам пословице: "На тебе, Боже, что мне негоже". И такое отношение к Создателю в корне неверно. Он же не забывает заботиться о нас: будит по утрам, позволяя увидеть новый день, отзывается на наши просьбы, помогает и не оставляет в скорби. Почему же мы не пытаемся дать Ему лучшее?

    Ладно, оставим лирику. Богу всегда все самое чистое - это истина, установленная с древности. Чистый ладан для богослужения, чистые свечи, чистый елей. В общем, все лучшее. Иные свечи содержат примеси, их невозможно назвать чистыми. Кроме религиозной мотивации здесь есть еще и чисто бытовая. Воск не загрязняет воздух, от него исходит приятный аромат, а самое главное - он не коптит до такой степени, чтобы портить храмовые фрески и иконы.

    Свеча - это символ горения душ человеческих верой. Символ огня души. Видимая жертва Богу от грешных Его рабов. Кто-то скажет, что восковая свечка стоит недешево. А разве жертва может быть дешевой? Она делается от души. Когда человек что-то делает от души, хочет подарить прекрасный подарок близкому, например, он не считается с затратами. Свечка на порядок дешевле, чем какое-нибудь украшение для любимого человека.

    Церезиновые свечи

    В отличие от восковых, они состоят из воскообразного вещества. И не являются чистыми. А благодаря тому, что церезиновые свечи - это кладезь примесей, еще и не очень полезны для использования.

    Чем плохи такие свечи? Во-первых, они плохо пахнут. И если сейчас, отвечая на вопрос "чем пахнет в церкви?", вспоминаются только приятные запахи, то после общения с "подделками"-свечами они улетучатся. И это только минимум неприятностей. Самое ужасное, что эти свечи сильно коптят. И тем самым портят красивую храмовую роспись, загрязняют иконы.

    Да, они дешевые. Но качество оставляет желать лучшего. Почему же их продают, задастся вопросом иной человек. Увы, но понятие выгоды существует везде. И иные приходы это слово стороной не обходит. Не станем развивать эту мысль во избежание осуждения. Просто будем иметь в виду, что лучше восковых свечек ничего еще не придумали.

    Миропомазание

    Кто хотя бы раз участвовал в этом таинстве, знает, чем пахнет в церкви, кроме ладана и воска. Миром там пахнет. И тем самым, спокойным, безмятежным, не терпящим суеты, которого так не хватает за воротами храма. И миром - маслом с добавлением различных благовоний.

    Как правило, запах у такого масла очень приятный и нежный. Когда можно столкнуться с ним? В момент помазания. Это происходит на вечерней службе, когда священник рисует на лбу прихожанина крест маслом. Это очень грубое объяснение, но оно сделано для того, чтобы хоть немного было понятно, что такое миропомазание.

    А обряд таков: верующий прикладывается к праздничной иконе, стоящей в центре храма, ближе к амвону. Священник, в свою очередь, стоит лицом к этой иконе, также в центре храма. После того, как человек поцеловал икону, он подходит к батюшке. И тот совершает чин Миропомазания. Затем это ароматное масло растирается по всему лицу.

    Совершать грехи так просто

    Вспомним, как поет Круг: "В старой церкви пахнет воском, я не в силах промолчать. Совершать грехи так просто...".

    Что там дальше, кто вспомнит? "Но не просто искупать". Очень точно подметил давно почивший певец. Грех входит в нас тоннами, а покидает с огромным трудом, едва-едва. И как мы искупаем свои грехи? В первую очередь покаянием. Причем не только на словах. Пришли мы на исповедь, перечислили свои грехи, прочитал над нами батюшка разрешительную молитву и...? И пошли грешить дальше. Совершать те же самые вещи, в которых покаялись. Какой смысл от такой исповеди, назревает вопрос.

    Смысл исповеди - в истинном покаянии. А оно подразумевает под собой отказ от греха. Переосмысление собственной жизни, когда человек приходит к осознанию того, что все! Не хочу больше жить так и совершать то-то и то-то. В этом и есть смысл раскаяния, в избежании греха и добровольном отказе от него.

    Когда мы искренне каемся, просим прощения, тогда хотим хотя бы маленькую лепту принести Богу. И задумываемся, что мы можем дать Тому, Кто дает нам все? Поставить свечку, помолиться от души, поблагодарить от сердца. Это вполне под силу каждому.

    Суеверия

    Иногда человек недоумевает: хотя я не в церкви, пахнет ладаном. Действительно, такое изредка случается. Не надо этого пугаться. На самом деле организму свойственно иногда выдавать Так называемый "сбой в программе". Допустим, кто-то давно не ел колбасу, и очень хочет ее съесть. И ему кажется, что в квартире пахнет колбасой, хотя в холодильнике ее и в помине нет, и никто не может ее резать в данный момент. Это игра организма, не стоит обращать внимания.

    Так же и здесь. Люди начинают паниковать, приписывать этому сверхъестественные объяснения. Вплоть до предупреждения о собственной кончине. Все это бред, самый настоящий. Не стоит искать мистический смысл в том, где его нет.

    Вообще, связывать церковь и мистику не нужно. Бог никогда не даст человеку того, что тот не понесет. Как говорила одна инокиня, когда перед ней начинали вещать о том, что боятся увидеть или услышать что-то потустороннее: "Как же, держите карман шире".

    Бессмысленно и беспощадно

    Муж приходит домой, жена встречает. Улавливает странный запах и думает: "Почему от мужа пахнет церковью? Ой, быть беде. Что-то случится. Умрет он, наверное".

    А может, супруг после работы зашел в ближайший храм, свечку поставить. Не был давно, потянуло его туда. Муж - человек неверующий? В магазин зашел, столкнулся с каким-то парнем. А этот парень оказался алтарником. И запахом церковным уже пропитался. Вот и мужа слегка пропитал. Так что, милые дамы, не надо хоронить супруга раньше времени и начинать себя накручивать. Всему всегда есть объяснения. И лучше подойти ко второй половине с вопросом о его последних местах посещения, чем ломать над этим голову.

    И еще коротко о том, чего не нужно делать. Это верить бабушкиным сказкам. Иногда заходишь в храм, а там, у подсвечников остроглазые бабульки. Все они видят, все замечают. И начинают шипеть вслед: "Свечку левой рукой взяла, вот окаянная. Нельзя левой рукой свечи ставить, грех это. И к иконе в брюках подходить нельзя, Бог накажет. И каблуками-то как гремит, как нечистый копытами". Знакомо, да? Так вот, политика этих бабушек не имеет никакого отношения к православию. Что же они делают при храме тогда, будучи абсолютно неграмотными в этом деле? Подмечают недостатки других и учат жизни. Относиться к этому стоит с юмором, но ни в коем случае не пугаться и не брать глупостей в голову.

    Еще один запах

    Он нематериальный, его невозможно почувствовать носом. Только душой. Чем пахнет в церкви еще? Спокойствием и безмятежностью. Как в родительском доме, где нас ждут и любят. Где можно полностью расслабиться, ощутить себя в безопасности и довериться близким. Так же и в храме, только там мы доверяемся самому Господу Богу.

    Резюмируем

    Итак, мы выяснили, что в старой церкви пахнет воском, ладаном и миром. Вспомним еще раз, что это такое.

    Воск - это экологически чистый материал, получаемый в результате труда пчел. Из воска делают настоящие, пахучие свечи для богослужений.

    Ладан - ароматическая древесная смола. Используется в качестве основного атрибута при каждении, а значит, и на службе. Ибо каждение осуществляется при богослужении. Ладан бывает трех видов: аравийский, сомалийский и индийский. Запах у него сладкий, с нежными примесями лимона.

    Миро - масло с благовониями. Употребляется на службе для совершения чина Миропомазания.

    Заключение

    Из статьи мы узнали, чем пахнет в церкви. Получили краткую информацию о том, какой бывает ладан и свечи, что такое миро, для чего все это используется. Учли и то, что суеверия и вера - вещи абсолютно разные. Почерпнули для себя знания о злых церковных бабушках.

    Поэтому, подводя итог, хочется сказать, что не стоит обращать внимания на всякие кривотолки, иногда встречающиеся в церковной среде. Бог все видит: и наши восковые, чистые свечи, и наши открытые Ему души.

    Храм - это особое место. Туда можно прийти просто так, ради того, чтобы помолиться в тишине и одиночестве. Вырваться из нашего шумного мира с его бесконечной спешкой и суетой. Помолиться перед иконами, поставить свечи. В общем, хотя бы на несколько минут отрешиться от суетности. И уловить знакомый и какой-то щемящий запах. Чем пахнет в старой церкви?

    Ладан сопровождает службу

    Что это такое? Благовоние для совершения каждения на богослужении. И один из маленьких ответов на вопрос, чем пахнет в церкви. Ладан - это ароматическая древесная смола.

    Виды ладана

    Существует несколько видов данного благовония:

    1. Аравийский ладан. Его еще называют настоящим. Произрастает, соответственно, в Аравии.
    2. Сомалийский ладан. У него есть еще два названия - абиссинский и африканский. Корни лежат в Эфиопии и Сомали.
    3. Индийский ладан. Растет, как видно из названия, в Индии. И еще в Персии.

    Как он выглядит

    Эта ароматная смола представляет собой твердые капли. Все они разнятся по размерам, желтого цвета и полупрозрачные.

    Запах

    В церкви пахнет ладаном, и это не удивительно. Ибо он принимает участие во всех церковных службах. Каждение без ладана невозможно. А какой же у него запах? Аромат ладана сладок, с небольшими лимонными "вставками".

    Свеча

    Одним из постоянных "спутников" богослужения являются свечи. И не только на службе они - помощники. Люди, приходя в храм, в первую очередь приобретают свечку, чтобы поставить ее перед иконой. Поэтому к запаху ладана можно смело добавить запах свечей, когда приходят на ум размышления о том, чем пахнет в церкви.

    Виды свечек

    Церковные свечи бывают двух видов - восковые и с примесью церезина. Церезин - это не чистый воск, а воскообразное вещество с различными примесями. И чем же отличаются эти свечи? А об этом подробно рассказано в следующем подразделе.

    Восковая свеча

    Чем пахнет в церкви, какие свечи издают нежный и приятный аромат, который хочется вдыхать снова и снова? Конечно же, восковые. Воск считается самым чистым веществом. Свеча - это маленькая жертва Богу от человека. А разве можно приносить Богу в жертву что-то плохое? Нет, Ему полагается отдавать лучшее. А не как в хорошо известной всем нам пословице: "На тебе, Боже, что мне негоже". И такое отношение к Создателю в корне неверно. Он же не забывает заботиться о нас: будит по утрам, позволяя увидеть новый день, отзывается на наши просьбы, помогает и не оставляет в скорби. Почему же мы не пытаемся дать Ему лучшее?

    Ладно, оставим лирику. Богу всегда все самое чистое - это истина, установленная с древности. Чистый ладан для богослужения, чистые свечи, чистый елей. В общем, все лучшее. Иные свечи содержат примеси, их невозможно назвать чистыми. Кроме религиозной мотивации здесь есть еще и чисто бытовая. Воск не загрязняет воздух, от него исходит приятный аромат, а самое главное - он не коптит до такой степени, чтобы портить храмовые фрески и иконы.

    Свеча - это символ горения душ человеческих верой. Символ огня души. Видимая жертва Богу от грешных Его рабов. Кто-то скажет, что восковая свечка стоит недешево. А разве жертва может быть дешевой? Она делается от души. Когда человек что-то делает от души, хочет подарить прекрасный подарок близкому, например, он не считается с затратами. Свечка на порядок дешевле, чем какое-нибудь украшение для любимого человека.

    Церезиновые свечи

    В отличие от восковых, они состоят из воскообразного вещества. И не являются чистыми. А благодаря тому, что церезиновые свечи - это кладезь примесей, еще и не очень полезны для использования.

    Чем плохи такие свечи? Во-первых, они плохо пахнут. И если сейчас, отвечая на вопрос "чем пахнет в церкви?", вспоминаются только приятные запахи, то после общения с "подделками"-свечами они улетучатся. И это только минимум неприятностей. Самое ужасное, что эти свечи сильно коптят. И тем самым портят красивую храмовую роспись, загрязняют иконы.

    Да, они дешевые. Но качество оставляет желать лучшего. Почему же их продают, задастся вопросом иной человек. Увы, но понятие выгоды существует везде. И иные приходы это слово стороной не обходит. Не станем развивать эту мысль во избежание осуждения. Просто будем иметь в виду, что лучше восковых свечек ничего еще не придумали.

    Миропомазание

    Кто хотя бы раз участвовал в этом таинстве, знает, чем пахнет в церкви, кроме ладана и воска. Миром там пахнет. И тем самым, спокойным, безмятежным, не терпящим суеты, которого так не хватает за воротами храма. И миром - маслом с добавлением различных благовоний.

    Как правило, запах у такого масла очень приятный и нежный. Когда можно столкнуться с ним? В момент помазания. Это происходит на вечерней службе, когда священник рисует на лбу прихожанина крест маслом. Это очень грубое объяснение, но оно сделано для того, чтобы хоть немного было понятно, что такое миропомазание.

    А обряд таков: верующий прикладывается к праздничной иконе, стоящей в центре храма, ближе к амвону. Священник, в свою очередь, стоит лицом к этой иконе, также в центре храма. После того, как человек поцеловал икону, он подходит к батюшке. И тот совершает чин Миропомазания. Затем это ароматное масло растирается по всему лицу.

    Совершать грехи так просто

    Вспомним, как поет Круг: "В старой церкви пахнет воском, я не в силах промолчать. Совершать грехи так просто...".

    Что там дальше, кто вспомнит? "Но не просто искупать". Очень точно подметил давно почивший певец. Грех входит в нас тоннами, а покидает с огромным трудом, едва-едва. И как мы искупаем свои грехи? В первую очередь покаянием. Причем не только на словах. Пришли мы на исповедь, перечислили свои грехи, прочитал над нами батюшка разрешительную молитву и...? И пошли грешить дальше. Совершать те же самые вещи, в которых покаялись. Какой смысл от такой исповеди, назревает вопрос.

    Смысл исповеди - в истинном покаянии. А оно подразумевает под собой отказ от греха. Переосмысление собственной жизни, когда человек приходит к осознанию того, что все! Не хочу больше жить так и совершать то-то и то-то. В этом и есть смысл раскаяния, в избежании греха и добровольном отказе от него.

    Когда мы искренне каемся, просим прощения, тогда хотим хотя бы маленькую лепту принести Богу. И задумываемся, что мы можем дать Тому, Кто дает нам все? Поставить свечку, помолиться от души, поблагодарить от сердца. Это вполне под силу каждому.

    Суеверия

    Иногда человек недоумевает: хотя я не в церкви, пахнет ладаном. Действительно, такое изредка случается. Не надо этого пугаться. На самом деле организму свойственно иногда выдавать желаемое за действительное. Так называемый "сбой в программе". Допустим, кто-то давно не ел колбасу, и очень хочет ее съесть. И ему кажется, что в квартире пахнет колбасой, хотя в холодильнике ее и в помине нет, и никто не может ее резать в данный момент. Это игра организма, не стоит обращать внимания.

    Так же и здесь. Люди начинают паниковать, приписывать этому сверхъестественные объяснения. Вплоть до предупреждения о собственной кончине. Все это бред, самый настоящий. Не стоит искать мистический смысл в том, где его нет.

    Вообще, связывать церковь и мистику не нужно. Бог никогда не даст человеку того, что тот не понесет. Как говорила одна инокиня, когда перед ней начинали вещать о том, что боятся увидеть или услышать что-то потустороннее: "Как же, держите карман шире".

    Бессмысленно и беспощадно

    Муж приходит домой, жена встречает. Улавливает странный запах и думает: "Почему от мужа пахнет церковью? Ой, быть беде. Что-то случится. Умрет он, наверное".

    А может, супруг после работы зашел в ближайший храм, свечку поставить. Не был давно, потянуло его туда. Муж - человек неверующий? В магазин зашел, столкнулся с каким-то парнем. А этот парень оказался алтарником. И запахом церковным уже пропитался. Вот и мужа слегка пропитал. Так что, милые дамы, не надо хоронить супруга раньше времени и начинать себя накручивать. Всему всегда есть объяснения. И лучше подойти ко второй половине с вопросом о его последних местах посещения, чем ломать над этим голову.

    И еще коротко о том, чего не нужно делать. Это верить бабушкиным сказкам. Иногда заходишь в храм, а там, у подсвечников остроглазые бабульки. Все они видят, все замечают. И начинают шипеть вслед: "Свечку левой рукой взяла, вот окаянная. Нельзя левой рукой свечи ставить, грех это. И к иконе в брюках подходить нельзя, Бог накажет. И каблуками-то как гремит, как нечистый копытами". Знакомо, да? Так вот, политика этих бабушек не имеет никакого отношения к православию. Что же они делают при храме тогда, будучи абсолютно неграмотными в этом деле? Подмечают недостатки других и учат жизни. Относиться к этому стоит с юмором, но ни в коем случае не пугаться и не брать глупостей в голову.

    Еще один запах

    Он нематериальный, его невозможно почувствовать носом. Только душой. Чем пахнет в церкви еще? Спокойствием и безмятежностью. Как в родительском доме, где нас ждут и любят. Где можно полностью расслабиться, ощутить себя в безопасности и довериться близким. Так же и в храме, только там мы доверяемся самому Господу Богу.

    Резюмируем

    Итак, мы выяснили, что в старой церкви пахнет воском, ладаном и миром. Вспомним еще раз, что это такое.

    Воск - это экологически чистый материал, получаемый в результате труда пчел. Из воска делают настоящие, пахучие свечи для богослужений.

    Ладан - ароматическая древесная смола. Используется в качестве основного атрибута при каждении, а значит, и на службе. Ибо каждение осуществляется при богослужении. Ладан бывает трех видов: аравийский, сомалийский и индийский. Запах у него сладкий, с нежными примесями лимона.

    Миро - масло с благовониями. Употребляется на службе для совершения чина Миропомазания.

    Заключение

    Из статьи мы узнали, чем пахнет в церкви. Получили краткую информацию о том, какой бывает ладан и свечи, что такое миро, для чего все это используется. Учли и то, что суеверия и вера - вещи абсолютно разные. Почерпнули для себя знания о злых церковных бабушках.

    Поэтому, подводя итог, хочется сказать, что не стоит обращать внимания на всякие кривотолки, иногда встречающиеся в церковной среде. Бог все видит: и наши восковые, чистые свечи, и наши открытые Ему души.

    Многие, придя в храм впервые, ощущают очень приятные аромат — это фимиам, ароматный дым, который восходит при воскурении ладана. Давайте разберемся, церковный ладан — что это такое, и для чего он нужен, а также узнаем, как его с пользой дома применять.

    Кто читал Евангелие, тот помнит: когда родился Иисус, волхвы принесли в подарок ему большие по тем временам ценности: ладан, золото и смирну. Ладан, собственно, в основной своей составляющей — смола ливанского кедра Босвеллия (Boswellia), имеющая ряд полезнейших для нас свойств, о которых поговорим ниже. Это настоящий аравийский ладан, именно он наиболее полезный. Собственно, основная задача ладана — принесение жертвы Богу, и вместе с ней — наших молитв, которые вместе с дымом ладана возносятся к небесам.

    Сейчас продается множество разновидностей ладана более низкого качества, в виде осколков стекла или цветных камушков, которые практические не имеют полезных свойств аравийского ладана, производятся маленькими заводиками, и совершенно не подходят для окурения в лечебных целях. Это оманский ладан, или же эфиопский, сомалийский, которые имеют выраженный аромат хвои.

    Применение ладана с древности имеет такой смысл — ароматный дым возносится к небесам, вознося ко Господу наши молитвы и чаяния. Но — в древности его применяли часто для приема почетных гостей, для лечения больных, усмирения бесноватых. А также ладан тогдашние модницы применяли для продления красоты тела. Ведь ладан может тонизировать, регенерировать кожу, воспаления снимать, рубцы рассасывать и так далее.

    Древняя Аюрведа до сей поры использует ладан при хронических болезнях, (артрит, бронхит), с успехом. Ученые подтвердили, что да, ладан содержит определенные вещества, которые приостанавливают воспалительные процессы, помогая при артритах, ревматизме.

    Церковный ладан: полезные свойства

    Как приятно пахнет ладан в церкви, вы замечали? И на душе спокойнее как-то становится, и мысли уже в другое русло направляются, и добро хочется делать, и близких простить. Под воздействием ароматов ладана в грехах раскаиваешься, и стать лучше хочется, достойнее нести в себе образ Божий. А ведь ладан действительно имеет множество полезных свойств, давайте чуть подробнее разберемся, какие целебные и лечебные свойства имеет церковный ладан, и чем полезно вдыхание его ароматов для человека.

    Натуральный ладан (а сейчас всяческих подделок полно, учитываем это) — мощное средство для здоровья, в древности ценившееся выше золота. Ладан — мощный иммуностимулятор, утверждают ученые, недавно проводившие исследования этого ценного продукта. Он лечит душевную боль, подавляет микробы, дарит спокойствие. В древности ладаном окуривали больных, и они шли на поправку. Потому как, оказывается, ладан убивает бактерии и вирусы и очищает пространство.

    Воздух, насыщенный частицами ладана, проникая в наш организм, побеждает стресс, избавляет от бессонницы, и помогает со всякими страхами справиться. Древний врач Амирдовлат Амасиации утверждал: ладан укрепляет разум, и память возвращает. Даосы утверждали, что способен ладан жизнь продлевать.

    Итак, давайте подобьем итоги, и выделим наиболее полезные свойства ладана:

    • омолаживает кожу
    • успокаивает нервы
    • предотвращает воспалительные процессы
    • дезинфицирует
    • регенерирует
    • освежает память
    • помогает очистить легкие курильщиков
    • убивает вирусы и бактерии, очищает воздух
    • помогает с тягой к курению бороться
    • очищает жилище от отрицательной энергии

    Как использовать дома натуральный ладан

    Ладан можно и дома применять по необходимости и душевному влечению, хоть ежедневно. Для каждения существуют специальный домашние кадила и уголь в таблетках. Но если не знаете, как без кадила разжечь ладан, подскажем: просто в металлической ложке разжечь уголек, положить на него или рядом с ним кусочек ладан и окуривать помещение. Сначала уделить внимание иконам, затем пройтись по всему дому от входа по часовой стрелке, читая молитвы, которые будут возноситься к Богу: «Иисусова молитва», «Отче наш».

    Изначально лучше выйти из помещения (или стать под вытяжкой, возле окна), разжечь таблетку — она начнет дымиться и искрить, из нее за это время выделятся химические соединения, затем можно уже зайти в дом, положить кусочек ладана и начать воскурение.

    Когда уголь покраснеет, и начнет немного сереть, вот тогда на него можно класть ладан. Греческий ладан рекомендуют класть рядом, чуть коснувшись угля. Ведь запах ладана тогда будет тоньше и мягче.

    Виды ладана

    Рецептов приготовления ладана много — в древности в каждом монастыре свой рецепт был, особенно славятся своим чистым ладаном греческие монастыри на АФОНЕ.


    Для домашнего лечения самым эффективным будет ладан Архиерейский, так как в нем большое количество целебных масел, что при сгорании ладана попадают в наш организм. Если нет Архиерейского, его может заменить Алтарный, тоже богатый по составу, или же можно смешивать разные сорта ладана.

    Ладан для применения в домашних условиях лучше купить в церкви, потому как можете попасть на подделку и вместо пользы получите лишь неприятные ощущения.