Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Сочинение на тему: Человек и общество
  • Онлайн тесты ГИА по обществознанию (общество)
  • Змея и Крыса: совместимость мужчины и женщины в браке и любви
  • Коза (Овца) и Змея — cовместимость в любви и браке
  • Магия чисел Сонник видеть свое тело со стороны
  • Сонник черный костюм Приснилась подруга в черной одежде
  • В историческом труде тита ливия. Ливий - биография, информация, личная жизнь По мнению римского историка тита ливия

    В историческом труде тита ливия. Ливий - биография, информация, личная жизнь По мнению римского историка тита ливия

    Ливий

    Ливий, Тит; Livius, Titus , 59 г. до н. э.-17 г. н. э., римский историк. Происходил из состоятельной семьи из Патавии (совр. Падуя). В ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование. Посвятил себя изучению философии, истории и риторики. Близкие отношения связывали его с Августом. Он сам не принимал деятельного участия в политической жизни. Л. был автором не сохранившихся диалогов историко-философского содержания и тоже не сохранившегося риторического произведения, которому придал форму письма к сыну. Вероятно, он излагал в нем свое писательское кредо: в качестве образцов совершенного стиля он называл из греческих авторов Демосфена, а из римских - Цицерона. После 27 г. до н. э. начал работать над историей Рима: История Рима от основания города (Ab urbe condita libri) в 142 книгах. Это произведение обхватывает историю Рима с легендарных времен до современной автору эпохи, до смерти Друза, пасынка Августа, то есть до 9 г. н. э. Можно предположить, что Л. не окончил своей работы, поскольку смерть Друза не является рубежом в истории Рима. Сохранилось полностью 35 книг: кн. I-X, или первая декада, которая описывает историю Рима с самого начала до 293 г. до н. э., то есть до III Самнийской войны, кн. XXI-XLV, третья, четвертая и половина пятой декады, охватывающие римскую историю от 218 до 167 гг. до н. э., то есть от начала II Пунической войны до конца III Македонской войны. Сохранились также фрагменты кн. XCI, описывающие войну с Серторием, и фрагменты кн. CXX с описанием смерти Цицерона. Л. трудился над своим произведением на протяжении сорока лет, поэтому трудно установить даты написания отдельных его частей. Однако есть определенные основания предполагать, что первые книги были созданы между 27 и 25 гг. до н. э., что кн. IX была написана до 20 г. до н. э., а последние книги - только после смерти Августа, то есть после 14 г. н. э. На этом автор, возможно, хотел завершить свою историю, но умер, не доведя дело до конца. Существующее разделение Истории на вышеперечисленные декады (как и на пентады) относится, предположительно, к IV в. н. э. Столь объемное произведение подвергало испытанию терпение читателя, поэтому быстро начали создаваться его краткие пересказы. Значительнейшими из сохранившихся пересказов являются так называемые Периохии (Periochae, возможно, IV в. н. э.), в которых последовательно излагались все книги (утрачены периохии к кн. CXXXVI и CXXXVII). В своем произведении Л. опирался на более ранних писателей, особенно младших анналистов: Луция Элия Туберона, Гая Лициния Мацера и Валерия из Анция (в основном в первой декаде), а также на Фабия Пиктора, Кальпурния Пизона, Клавдия Квадригария и Полибия. Достоверность фактов, изложенных Л., варьируется в зависимости от источников, по отношению к которым он не всегда был достаточно критичен. Верный традиции всей античной историографии, Л. воспринимал свой труд прежде всего как литературное произведение с явственно выраженными патриотическими тенденциями. Главной его целью было описание величия древнего Рима, чтобы ярче показать его упадок. Он пытался найти в минувших веках образцы для подражания, а также людей и ситуации, благодаря которым Рим обрел свою мощь; упускал из виду далеко идущие последствия римской империалистической политики, гражданских войн, крупных общественных переворотов. Зато он верил в нравственные ценности и именно в них видел залог возрождения Рима. Со своим произведением он, таким образом, примкнул к общим стремлениям, вдохновлявшим эпоху Августа. Ибо Август желал оздоровить римское общество, деморализованное долгими гражданскими войнами предшествующих эпох, и для достижения этой цели годились самые разнообразные средства, среди прочего и литература. Все это должно было привести Л. к идеализации римского прошлого. Главным героем его произведения стал populus Romanus (римский народ). Общественно-политическую борьбу между патрициями и плебеями Л. описал с точки зрения аристократа. Он воспринимал римскую историю изолированно от истории других народов, особенно италийских племен, что является несомненным недостатком этого сочинения. Исповедуя взгляды стоиков, Л. верил в продигии, то есть чудесные явления, и в фатум. В истории его прежде всего интересовали выдающиеся единицы. Он характеризовал своих героев через их действия, но чаще - через их речи. Эти речи Л. отделывал чрезвычайно тщательно, и их прекрасная форма является исключительно его заслугой. В сохранившихся книгах мы находим около 40 речей. Талант повествователя Л. и его умение драматически представить события позволили ему создать полный жизни образ прошлого, хотя бы и не всегда согласующийся с историческими документами. Стиль Л. является примером великолепной прозы, приближающейся к уровню Цицерона; присутствуют также черты поэтического стиля.. Хронологически он представляет собой промежуточный этап между классическим стилем и так называемой латынью серебряного века Империи. Л. быстро добился славы. С уважением говорят о нем такие писатели, как Сенека Старший, Сенека Философ, Квинтиллиан и Тацит. Произведение Л. использовали Валерий Максим, Анней Флор, Лукан и Силий Италик.

    М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань» , 1998

    Смотреть что такое "Ливий" в других словарях:

      Я, муж.Отч.: Ливиевич, Ливиевна.Производные: Лива.Происхождение: (Римск. родовое имя Livius. От греч. Libye Ливия.) Словарь личных имён. Ливий я, м. Отч.: Ливиевич, Ливиевна. Производные: Лива. [Римск. родовое имя Livius. От греч. Libyē Ливия.]… … Словарь личных имен

      Тит (Titus Livius) (59 до нашей эры 17 нашей эры), римский историк, автор Римской истории от основания города (142 книги; сохранились 35 события до 293 до нашей эры и 218 168 до нашей эры) … Современная энциклопедия

      Тит (Livius, Т.). Римский историк, род. в 59 г. до Р.Х. Он написал знаменитую римскую историю с древнейших времен до 9 г. до Р.Х. в 142 книгах, из которых до нас дошло только 35. Сочинение это более замечательно своим художественным языком, чем … Энциклопедия мифологии

      ЛИВИЙ Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

      ЛИВИЙ - Тит (59 до н. Э. 17 н. э.) Римский историк эпохи принципата Августа. Родился в Патавии (совр. Падуя), жил в Риме. Всю жизнь посвятил работе над своей «Историей» – изложением мировой истории «от основания Рима». Из 142 книг «Истории» до нас… … Список древнегреческих имен

      Тит (Titus Livius) (59 до н. э., Патавиум, 17 н. э., там же), древнеримский историк. Жил и работал в Риме, пользовался покровительством императора Августа. Автор «Римской истории от основания города», в которой погодно изложена вся… … Большая советская энциклопедия

      Тит (Titus Livius) (59 до н. э. 17 н. э.) др. римский историк. Уроженец Патавиума (совр. Падуя). Изучал риторику и философию. В нач. 30 х гг. 1 в. до н. э. приступил к работе над Римской историей от основания города (Ab urbe condita libri), к… … Советская историческая энциклопедия

      - (livius) Тит (59 до н. э., Патавий, ныне Падуя – 17 н. э., там же), римский писатель, историк, автор «Римской истории от основания города». Из 142 книг этого сочинения (доведено до описания современных Ливию событий, работу над «Историей»… … Литературная энциклопедия

      - (Titus Livius) первоклассный римский историк; род. в 59 г. до Р. Х. (695 г. от основания Рима) в Падуе (Patavium), где и получил обычное тогда риторическое образование; затем поселился в Риме. Любимым его занятием была история; но он оставил… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      - … Википедия

    Книги

    • Вторая Пуническая война Избр. места из кн. XXII-XXX , Ливий. Вторая Пуническая война: Избр. места из кн. XXII-XXX: С введ., словарем собств. имен, объяснит. примеч., планами сражений и карт. Ч. 2. Комментарий (Введение и объяснительныепримечания)B…

    ЛИВИЙ, ТИТ (Titus Livius) (59 до н.э. – 17 н.э.), римский историк, автор Истории Рима от основания города . Родился на севере Италии в городе Патавий (совр. Падуя), в пору наивысшего процветания города – как экономического, так и культурного. Детство и юность Ливия совпали с временем стремительного продвижения Юлия Цезаря к власти и прошли под знаком его галльских походов и последовавших за ними гражданских войн, завершившихся установлением империи под властью Августа. Ливий стоял в стороне от бурных событий эпохи, предпочитая замкнутую жизнь ученого человека. В какой-то достаточно ранний период своей жизни Ливий перебрался в Рим, поскольку здесь находились источники, без которых невозможно было заниматься историей. О частной жизни Ливия мы знаем крайне мало. Известно, что он руководил занятиями будущего императора Клавдия . Большое значение в жизни Ливия занимала его дружба с Августом , который любил Ливия как человека и восхищался его книгой, несмотря на ее республиканский дух.

    В молодости Ливий писал философские диалоги, которые до нас не дошли, а ок. 26 до н.э. взялся за главный труд своей жизни, Историю Рима. Ливий работал над ним до конца жизни и успел довести изложение до смерти Друза (9 до н.э.). Этот огромный труд состоял из 142 книг, по современным меркам – 15–20 томов среднего размера. Уцелело около четверти, а именно: книги I–X, охватывающие период от легендарного прибытия Энея в Италию до 293 до н.э.; книги XXI–XXX, описывающие войну Рима с Ганнибалом; и книги XXXI–XLV, продолжающие повествование о завоеваниях Рима вплоть до 167 до н.э. Содержание прочих книг мы знаем по краткому их пересказу, составленному позднее.

    По умонастроению Ливий был склонен к романтизму, и потому в предисловии к Истории он говорит, что целью историка является содействие нравственности. Когда Ливий писал свою книгу, римское общество во многих отношениях переживало упадок, и историк с восхищением и тоской оглядывался на времена, когда жизнь была проще, а добродетель выше. Ценность любого исторического исследования заключается, по Ливию, в его применимости к жизни. Прочтите историю великого народа, призывает он, и вы найдете в ней и примеры, и предостережения. Величие Рима покоилось на строгом следовании долгу как в личной, так и в государственной сфере, а все беды начались с утратой верности установленным правилам. Покорение чужих земель принесло богатство, с богатством возрастала роскошь и терялось уважение к нравственным заветам.

    К старинным народным легендам Рима, «принадлежащим, – как справедливо отмечает сам Ливий, – скорее к области поэзии, нежели истории», он относился с любовным скептицизмом. Он пересказывает эти сюжеты, зачастую очень добротные, и предлагает читателю самому решать, следует ли им верить. Что касается фактической стороны дела, положиться на него можно далеко не всегда. Ливий не принимает во внимание некоторые важные источники; очень слабы его представления о функционировании государственного механизма, о военном деле.

    Язык Ливия богат, изящен, в высшей степени красочен, Ливий – художник до мозга костей. Он прекрасно обрисовывает своих персонажей, так что его книга – это галерея ярких, запоминающихся портретов. Ливий великолепный рассказчик, на страницах его книги читатель найдет множество знакомых с детства историй. Здесь и пересказанная Т.Маколеем в стихах легенда о том, как Гораций Коклит в одиночку удержал мост при нападении этрусского царя Порсенны, и повесть о захвате Рима галлами во главе с Бренном, и трагедия Тарквиния и Лукреции, послужившая сюжетом для одной из ранних поэм Шекспира, и рассказ о Бруте-освободителе и о том, как перешла через Альпы армия Ганнибала. Свои сюжеты Ливий излагает немногословно, добиваясь мощного драматического звучания. Ливию свойственна широта, он воздает должное даже врагам Рима. Как и прочие римские авторы, он замалчивает длительный период этрусского господства, но вполне признает величие

    Тит Ливий - древнеримский историк, один из наиболее известных, автор знаменитой «Римской истории от основания города», основоположник т.н. альтернативной истории.

    Биографические сведения о жизни Тита Ливия, особенно частной, немногочисленны. Известно, что родился он в североитальянском городе Патавий (ныне Падуя) у состоятельных родителей в 59 г. до н. э. Вероятнее всего, получил хорошее образование, традиционное для людей своего круга.

    Известно, что Ливий изучал историю, риторику и философию. Все это он делал в Риме, куда уехал в молодости: только в столице он мог получить доступ к источникам, без которых серьезные занятия историей были невозможными. Предполагается, что это произошло примерно в 31 г. до н. э. В Риме благодаря знакомству и сближению с кружком Мецената Тит Ливий вошел в круг лиц, приближенных к императору Августу. При всем огромном интересе к истории он был совершенно равнодушен к общественной деятельности, политике. Период, в который ему довелось жить, был насыщен многочисленными событиями, в том числе связанными с политикой, однако Титу Ливию импонировал образ жизни ученого, погруженного в исследования. Несмотря на это, Август ему покровительствовал и по-человечески симпатизировал, восторгался его трудами, хотя они были проникнуты духом республиканских идей. В биографии Тита Ливия был и такой факт: под его началом занимался будущий император Клавдий.

    Первыми сочинениями Ливия были не сохранившиеся до нашего времени философские диалоги, написанные в молодые годы. Приблизительно в 26 г. до н. э. историк начал работу, которая продлится 45 лет и станет главным трудом его жизни - «Анналы», позднее названный «Римская история от основания города». Не сохранилось никаких упоминаний о том, что Ливий занимался какой-либо общественной деятельностью, занимал магистратуру, и это дает основания предположить о том, что он был профессиональным историком - первым в римской литературе. Склонный к романтизму Ливий видит предназначение работы историка в том, чтобы способствовать повышению нравственности членов общества.

    «Анналы» состояли из 142 книг (разделов), посвященных истории Рима, начиная с его легендарного основания и заканчивая 9 до н. э. До нашего времени сохранилось всего 35 книг, в которых описываются события до 293 г. до н. э., а также 218-168 гг. до н. э.; содержание остальных дошло в виде более поздних кратких переложений. Однако и уцелевшие книги являются крупнейшим памятником античной культуры. Для современников Ливия и последующих поколений «Анналы» стали образцом исторического сочинения, автора называли римским Геродотом . Представителями традиций гуманистически-просветительских, революционно-демократических «Анналы» Ливия использовались как источник знаний об общественном устройстве, в основе которого лежат не выходящая за рамки закона свобода и гражданская ответственность. В XIX-XX вв. представители академической науки не видели в труде Ливия достоверного, надежного источника, а автор воспринимался больше как талантливый художник слова, рассказчик.

    После возвращения в родной город в 14 году н. э. Тит Ливий продолжал работу над трудом своей жизни. Он успел сочинить 22 книги, а в 17 г. н. э. в возрасте 76 лет скончался.

    Тит Ливий (59 до н. э. – 17 г. н. э.) относится к числу высоко оцениваемых современной историографией историков. Он создал систематизированную (отчасти в традициях анналистов) «Историю Рима от основания города» (142 книги, сохранились 1–10-я и 21–45-я). Примечательны его слова о цели труда, предваряющие обращение к прошлому: «Мне бы хотелось, чтобы каждый читатель в меру своих сил задумался над тем, какова была жизнь, каковы нравы, каким людям и какому образу действий – дома ли, на войне ли – обязана держава своим зарождением и ростом; пусть он далее последует мыслью за тем, как в нравах появился сперва разлад, как потом они зашатались и, наконец, стали падать неудержимо, пока не дошло до нынешних времен, когда мы ни пороков наших, ни лекарства от них переносить не в силах. В том и состоит главная польза и лучший плод знакомства с событиями минувшего, что видишь всякого рода поучительные примеры в обрамленье величественного целого; здесь и для себя, и для государства ты найдешь, чему подражать, здесь же – чего избегать: бесславные начала, бесславные концы» (Ливий. История, предисловие, 10–11).

    Ведущая роль в регулировании отношений в рамках общества принадлежала законам, но большое значение имели и традиции, и личные связи – в гражданской общине сосуществовали две системы связей, если учитывать макроколлектив (государство, община в целом) и микроколлективы (дружеский кружок, неформальные объединения сторонников, коллегии – профессиональные, жреческие), которые подчас вступали в противоречие друг с другом. В общественной жизни микрогруппы (клики) боролись друг с другом за влияние и выгоды. Каждого из лидеров соперничающих группировок окружали родственники, друзья, зависимые от них люди, клиенты, готовые к любым махинациям ради интересов своего сообщества. Подобными эпизодами соперничества заполнены многие страницы сочинения Тита Ливия. Но и при изложении подобных ситуаций историк стремился подчеркнуть благочестие и патриотизм, в целом характерные для римлян, полагая, что соперничество не могло изменить хода римской истории. Не будучи коренным римлянином, как и многие другие деятели культуры его времени, Ливий стал апологетом Рима в соответствии с политическими задачами эпохи Октавиана Августа, при котором одним из идеологических лозунгов являлось восстановление добрых нравов предков. Император следил за работой Тита Ливия и приветствовал ее. Отношение к сочинению изменилось в период принципата Юлиев – Клавдиев: Калигула приказал изъять труд Ливия из библиотек, мотивируя это тем, что он небрежно написан и многословен. Это обстоятельство отчасти объясняет, почему «История» Тита Ливия не сохранилась полностью – до наших дней дошло 35 книг.

    Для выявления значимости и особенностей исторического труда определяющим является его сопоставление с другими, более ранними или написанными в близкое время. Тит Ливий осознавал, что у него имелись многочисленные предшественники, но никто до него не углублялся «в минувшее более чем на семьсот лет». Приступая к изложению многочисленных событий двух периодов римской истории – царского и республиканского, Ливий высказал свои сомнения: «Создам ли я нечто, стоящее труда, если опишу деяния народа римского от первых начал Города, того твердо не знаю, да и знал бы, не решился бы сказать, ибо вижу – затея эта и старая, и не необычная, коль скоро все новые писатели верят, что дано им либо в изложении событий приблизиться к истине, либо превзойти неискусную древность в умении писать» (Предисловие, 12).

    Так с какими же историческими трудами можно сравнить грандиозное полотно, созданное Титом Ливием, и в чем состоит его отличие от трудов других историков?

    Среди его предшественников прежде всего следует отметить два имени – Марка Порция Катона Старшего Цензория, рассматривавшего историю римлян во взаимосвязи с развитием других народов Италии; выдающимся историком – предшественником Ливия являлся грек Полибий, создатель «Всемирной истории», в которой показана взаимосвязь событий в восточной и западной частях Средиземноморского региона. В сравнении с историческими изысканиями Катона Старшего и Полибия, труд Тита Ливия выглядит несовершенным; многие события, приведенные им, имеют мифологизированный оттенок. Именно это и породило еще в период становления историографии античной эпохи недоверие к свидетельствам «Истории» Ливия. Но «основным нашим источником по истории Рима республиканского периода являются анналы Тита Ливия, условно называемые “Историей Рима от основания Города”», – писал историк ХХ в. А. Г. Бокщанин, выявляя характер исторического труда – анналы – погодное изложение событий и подчеркивая значимость сочинения: к истокам формирования Римского государства и изложению его развития в течение 700 лет никто до Ливия не обращался. Безусловно, Тит Ливий использовал свидетельства, приводимые более ранними авторами (исследователи его творчества отметили отсылки к 12 авторам), в отдельных случаях он соединял противоречащие друг другу сообщения, не пытаясь выявить, какое из них могло отражать реальную действительность. Но не следует забывать, что свидетельства о ранней истории римлян малочисленны.

    Итак, для Тита Ливия нехарактерно стремление определить достоверность информации, сообщений авторов, к которым он обращался. Он не использовал хорошо известные документы, не считая их существенными для «его истории». Он не стремился согласовать или объяснить противоречащие друг другу факты. В его изложении в некоторых случаях нарушена логическая стройность и последовательность. Однако он – единственный, кто углубился в столь отдаленные от его эпохи времена, с тем чтобы воссоздать истоки величия римлян, показать их благочестие, патриотизм, мужество, но вместе с тем и то, что привело к «болезни» (противоречия и борьбу клик и консулов, предпочтение личных выгод интересам граждан), от которой трудно найти лекарство. Деятели культуры эпохи Возрождения высоко оценивали сочинение Тита Ливия; в эпоху Просвещения мнение изменилось, позднее гиперкритически настроенные историографы вынесли вердикт Титу Ливию: он не исторический исследователь, а «исторический писатель». В наши дни благодаря археологическим открытиям, изучению эпиграфических памятников многие из сообщений Тита Ливия подтверждены.

    Оценивая труд Тита Ливия, следует прислушаться к словам его современников. Корнелий Тацит отметил характерные для коллеги яркость изложения и непредвзятость оценок (Тацит. Анналы, XII, 34, 3).

    Историк выполнил задачу своего времени: он создал величественную и героическую картину прошлого римского народа. Яркость сочинению придают речи-вставки. Но цитирование текстов договоров, о которых он знал, могло разрушить эмоциональное воздействие на читателя, поэтому он редко обращался к их содержанию. В центре внимания Тита Ливия благочестивый и мужественный римский народ и его героические лидеры. И не будем забывать того, что время всегда накладывает отпечаток на характер исторического труда.

    Сочинение Тита Ливия имеет большое значение, так как по истории Западного Средиземноморья отсутствуют труды, в которых был бы изложен процесс становления Римской державы. Он воспел римскую доблесть (virtus romana), составной частью которой являлись справедливость, умеренность, верность и благочестие. Тит Ливий, как и поэты Гораций и Вергилий, оказал большое влияние на последующие поколения. Он, в сущности, является последним историком, который принадлежит по духу к деятелям культуры республиканского времени. Восполнением событий многовековых войн, внутренней борьбы и развития государственности являются труды, кроме Тита Ливия, греческих авторов (Полибия , Плутарха , Дионисия Галикарнасского и Аппиана ), что позволяет сопоставить изложенное римским историком и приблизиться к восстановлению исторических реалий.

    Для восполнения истории Рима I в. до н. э., освещения событий эпохи Юлия Цезаря значим его труд о завоевании Галлии. Скорее всего, восхвалял свою деятельность и другой диктатор, написавший воспоминания, – Корнелий Сулла (не сохранились). Но на рубеже тысячелетий в Риме появилась целая плеяда историков и бытописателей, среди которых наиболее крупной фигурой являлся Корнелий Тацит.

    Значение сочинений

    Корнелия Тацита

    В период между появлением сочинений Тацита и истории Тита Ливия значительных трудов по истории создано не было. Публий (?) Корнелий Тацит(55/57 – ок. 120 г.) происходил из аристократической семьи, получил блестящее образование и знания в области риторики; был претором (88 г.), консулом (97 г., после убийства Домициана Флавия при императоре Кокции Нерве), проконсулом провинции Азия (112 или 113 г.). По свидетельству его современника Плиния Младшего , имел громкую славу уже в конце 70-х гг. В последующем Тацит в «Диалоге об ораторах», прославляя ораторское искусство, писал: «В самом деле, может ли что-либо быть приятнее и дороже свободной, благородной душе, чем видеть свой дом заполненным целой толпою самых блестящих людей? И знать, что их привлекают не деньги хозяина и не то, что он бездетен и не имеет наследников, и не необходимость являться к нему по обязанности, но он сам и ничто другое? … А народ сходится и растекается вокруг оратора и проникается чувствами, какие ты внушаешь ему! Существует ли другое искусство, известность которого, равно как и расточаемые уму похвалы, могут быть сопоставимы со славою ораторов?» (Диалог об ораторах, 6–7). Говоря о своих выступлениях, Тацит отметил, что в такие дни он возносился «и над трибунатом, и над претурою, и над консульством», владея тем, что досталось ему не по наследству или по милости кого-то, а является «собственным порождением». Очень рано успешный оратор обрел известность как писатель – после создания первых небольших сочинений. Одно из них «Жизнь и характер Юлия Агриколы», представляющее апологию деятельности Агриколы в Британии и одновременно политический памфлет, в котором он стремился показать, что обладающий высокими моральными качествами сенатор может достойно исполнить долг перед государством и при «плохом правителе». Другим ранним произведением (98 г.) Тацита стал трактат «О происхождении германцев и местоположении Германии» («Германия»), в котором содержатся данные по этнографии, истории германцев, приведены свидетельства о характерном для них быте и особенностях общественного устройства. Исследователи, обращающиеся к творчеству Тацита, отмечают, что он использовал труды более ранних авторов, например, «Германские войны» Плиния Старшего (не сохранились), творчеством и кругом чтения которого интересовался (см. об этом письма Плиния Младшего). Использованы были Тацитом и рассказы современников при воссоздании картины расселения варварских племен. Это сочинение, свидетельства которого в настоящее время сопоставимы с археологическими данными, имеет большое значение для реконструкции общественной жизни, изменений, которые произошли по сравнению со временами Цезаря, но для него характерна идеализации германцев, обладающих тем же духом свободы, что и римляне в ранние времена, отождествление их обычаев с римскими.

    В целом отличительной особенностью творчества Тацита является обращение к недавним событиям: «Я понимаю, что многое из того, о чем я сообщил и сообщаю, представляется, возможно, слишком незначительным и недостойным упоминания, но пусть не сравнивают наши анналы с трудами писателей, излагавших деяния римского народа в былые дни. Они повествовали о величайших войнах и взятии городов, о разгроме и пленении царей, а если обращались к внутренним делам, то ничто не мешало им говорить обо всем, о чем бы они ни пожелали… И все же будет небесполезным всмотреться в эти незначительные с первого взгляда события, из которых нередко возникают важные изменения в государстве» (Анналы, IV, 32). Так историк формулирует задачу труда, отмечая необходимость выявления причинных связей событий, и одновременно характеризует сочинения предшественников.

    «Анналы» и «История» посвящены анализу событий начиная со смерти Августа (14 г. н. э.) и доведены до убийства Домициана Флавия (96 г.). Историк декларировал, что будет писать без «гнева и пристрастия», но воссоздаваемая им «драма истории» и рассказ о событиях, свидетелем которых он был, безусловно, очень сложно излагать объективно. Большое внимание Тацит уделил выдающимся личностям, которые определяют ход истории, пытаясь выявить мотивы их поступков. Он точнее, чем предшественники, в хронологии; его труды высоко оценивались более поздними историками, например, Аммианом Марцеллином . Правда, сам автор вскоре после смерти был забыт и вернулся к читателям благодаря обнаружению рукописей античных авторов гуманистами.

    Тит Ливий (лат. Titus Livius) 59 до н. э., Патавиум - 17 н. э. Один из самых известных римских историков, автор чаще всего цитируемой «Истории от основания города» («Ab urbe condita»), несохранившихся историко-философских диалогов и риторического произведения эпистолярной формы к сыну.

    О жизни Тита Ливия известно немного. Он родился в Патавии (современная Падуя) - одном из богатейших городов Апеннинского полуострова после Рима. Дату рождения Ливия обычно относят к 59 году до н. э. Хронист Иероним Стридонский сообщает о Ливии два противоречивых факта: по его сведениям, он родился в 59 году, но при этом был ровесником Марка Валерия Мессалы Корвина, который родился пятью годами ранее. По мнению историка Рональда Сайма, рождение Ливия следует относить к 64 году до н. э. По его мнению, Иероним прочёл в своём источнике «консульство [Гая Юлия] Цезаря и Бибула» (Caesare et Bibulo - 59 год до н. э.) вместо «консульство [Луция Юлия] Цезаря и Фигула» (Caesare et Figulo - 64 год до н. э.). Впрочем, могла произойти и противоположная ошибка. В целом, как замечает британский историк, Иероним нередко ошибался в датах.

    Скорее всего, историк происходил из состоятельной семьи. Ливий, вероятно, получил образование в родном городе: внутренние конфликты 50-х и гражданские войны 40-х препятствовали получению образования у лучших риторов в Риме и путешествиям в Грецию. Свидетельств прохождения им военной службы нет. Скорее всего, вскоре после окончания гражданских войн Ливий перебрался в Рим (впрочем, Г. С. Кнабе полагает, что историк прибыл в столицу уже в 38 году до н. э.). Неизвестно, чем Ливий занимался в столице: он никогда не занимал никаких должностей, однако мог позволить жизнь в Риме и занятия историей. В Риме он познакомился с Октавианом Августом. Вероятно, их знакомство произошло благодаря образованности Ливия: первый император выступал активным покровителем наук и искусств. Тацит даже называет их отношения дружбой. Известно и о том, что Ливий советовал будущему императору Клавдию заниматься историей; тот внял его советам. Поскольку в то время Клавдий жил в Палатинском дворце, Ливий наверняка был знаком и со всей семьёй Августа.

    По свидетельству Иеронима Стридонского, Ливий умер в Патавии в 17 году н. э. Эта дата является традиционной. Рональд Сайм же, предполагая ошибку Иеронима на пять лет, предлагает в качестве даты смерти 12 год н. э. О семье Ливия известно немного: есть сведения, что двое его сыновей также занимались литературной деятельностью (по другой версии, его старший сын умер ещё в детстве), а дочь вышла замуж за ритора Луция Магия.

    Важнейшее сочинение Ливия - «История от основания города» в 142 книгах. Если бы до наших дней сохранилось всё произведение, оно насчитывало бы около 8 тысяч печатных страниц. До наших дней сохранилось всего 35 книг полностью или почти целиком (подробнее о сохранности сочинений Ливия см. ниже). Книги сгруппированы по десять в декады (от латинского decem или греческого δέκα - десять), а также по пять в полудекады. В начале каждой декады или полудекады обычно, но не всегда помещалось специальное введение. Впрочем, точно неизвестно, ввёл ли это деление сам автор или оно появилось позднее.

    Общепринятое название работы «История от основания города» является условным - настоящее название неизвестно. Сам Ливий называет своё сочинение «Летописью» (лат. Annales); впрочем, это может быть не название, а лишь характеристика. Плиний Старший называет работу Ливия «Историей» (лат. Historiae - историческое сочинение в нескольких книгах). Название «Ab urbe condita libri» (Книги от основания города) встречается лишь в поздних рукописях. Возможно, это название заимствовано из приписки «Книга Тита Ливия от основания города закончена» в конце каждой книги в манускриптах. По предположению Г. С. Кнабе, сочинение историка могло вообще не иметь названия.

    Традиционно считается, что Ливий начал работать над своим важнейшим сочинением около 27 года до н. э. Это выводится на основании датировки первой книги. Её составление Ливия традиционно относят к периоду между 27 и 25 годами до н. э. Предпосылки для датировки следующие: историк упоминает третье закрытие ворот храма Януса (29 год до н. э.), но не упоминает четвёртое (25 год до н. э.); кроме того, он называет императора Августом (после 16 января 27 года до н. э.). Впрочем, использование термина Augustus не обязательно обозначает именно титул Октавиана (оно может быть лишь эпитетом). В 1940 году Жан Байе (фр. Jean Bayet) предположил, что все места в «Истории», где упоминается Август, представляют более поздние вставки. В частности, одна из возможных вставок, упоминающая Августа, прямо противоречит основному тексту Ливия, и по крайней мере она наверняка вставлена позднее.

    Третья декада традиционно датируется между 24 и 14 годам до н. э.: в 28-й книге упоминается победа над испанцами. Впрочем, неясно, имеется в виду либо победа Агриппы над кантабрами (19 год до н. э.), либо кампания Августа 27–25 годов до н. э. Книга 59 была написана после 18 года до н. э.: упоминается закон этого года (впрочем, это содержится не в самой книге, а лишь в периохе). Книги, рассказывавшие о жизни Гнея Помпея Магна, были написаны ещё при жизни Августа: Тацит сохранил рассказ, что император нашёл их предвзятыми в пользу этого военачальника, и даже называл Ливия помпеянцем. Книга 121, если верить периохе, появилась уже после смерти Августа. Всего Ливий работал около 40 лет, и не остановился даже когда прославился на всю империю. По словам Плиния Старшего, «он уже достаточно приобрёл себе славы и мог бы покончить, если бы мятежный дух его не находил пищи в труде».

    Как и большинство римских историков своего времени, Ливий опирается преимущественно на сочинения предшественников, а к изучению документов прибегает достаточно редко. Свои источники он называет редко: обычно это происходит лишь когда их свидетельства не совпадают. В любом случае, Ливия не интересовало исследование истинности описываемых событий и установление причинно-следственной связи. Обычно Ливий выбирал наиболее правдоподобную версию из нескольких и следовал ей. Степень правдоподобности определялась им субъективно, о чём он сообщил: «Раз дело касается столь древних событий, я буду считать достаточным признавать за истину то, что похоже на истину».

    Традиционно считается, что для написания первой декады Ливий использовал труды анналистов Фабия Пиктора, Кальпурния Пизона, Клавдия Квадригария, Валерия Анциата, Лициния Макра, Элия Туберона, Цинция Алимента. Впрочем, они использовались в различной степени: Валерий Анциат и Лициний Макр, вероятно, были важнейшими, Элий Туберон и Клавдий Квадригарий - менее значимыми. Историк, возможно, использовал не оригинальные сочинения Кальпурния Пизона и Фабия Пиктора, а их более поздние обработки. Отмечено, что Ливий всегда предпочитал использовать более новых авторов.

    Об основных источниках для 3–5 декад единого мнения нет. С. И. Соболевский отводит важнейшую роль «Истории» Полибия, указывая, что он «даже переводил прямо некоторые места из неё». М. Альбрехт предполагает, что для третьей декады Полибий сперва использовался ограниченно (основную роль играли Целий Антипатр и Валерий Анциат, в меньшей степени - Клавдий Квадригарий), но ближе к концу декады его свидетельства приводятся всё чаще; для четвёртой и пятой декад широкое использование Полибия не отрицается. Возможно, использовались и «Начала» Катона Старшего, но редко.

    Несохранившиеся книги Ливия, вероятно, опирались на Посидония - на продолжателя Полибия, а также на Семпрония Азеллиона и Корнелия Сизенну. Скорее всего, привлекались сочинения Саллюстия Криспа, Юлия Цезаря, Азиния Поллиона, мемуары Корнелия Суллы. Однажды Ливий ссылается и на свидетельство императора Августа, сообщённое ему лично:

    «Следуя всем предшествующим мне писателям, я написал было, что Авл Корнелий Косс принёс вторые полководческие доспехи в храм Юпитера Подателя, будучи военным трибуном. Однако, не говоря о том, что под «тучными» мы разумеем доспехи, снятые с вождя вождём, а вождя мы знаем только того, под чьим началом ведется война, главное, ведь и надпись, сделанная на доспехах, показывает в опровержение наших слов, что Косс добыл их, будучи консулом. Когда я услышал от Августа Цезаря, основателя или восстановителя всех храмов, что, он, войдя в храм Юпитера Феретрия, который разваливался от ветхости и был потом им восстановлен, сам прочитал это на льняном нагруднике, то я почёл почти что за святотатство скрывать, что Цезарь, тот, кому обязаны мы самим храмом, освидетельствовал эти доспехи Косса».

    Из 142 книг «Истории» до наших дней дошло 35: Книги I-X о событиях от мифического прибытия Энея в Италию до 292 года до н. э.; Книги XXI-XLV (книги 41 и 43 сохранились не полностью) о событиях от Второй Пунической войны до 167 года до н. э. Кроме того, частично уцелела книга 91 о войне с Серторием.

    Называются различные причины, по которым сочинение Ливия не дошло до наших дней целиком, несмотря на огромную популярность в античную эпоху. Огромный объём работы при переписывании требовал значительных затрат и, как следствие, каждая полная копия должна была стоить целого состояния. Кроме того, в VI веке римский папа Григорий I приказал сжечь все книги историка за многочисленные рассказы об «идольском суеверии».

    До наших дней также дошли многочисленные сокращения труда Ливия, сделанные в позднеантичную эпоху. Первое подобное извлечение было составлено уже в I веке н. э.: о нём упоминает Марциал. Наиболее известные из сохранившихся эпитоматоров (от др.-греч. ἐπιτομή - сокращение, извлечение, краткое изложение) Ливия - Граний Лициниан, Евтропий, Фест, Павел Орозий. Известен также папирус неизвестного автора III - начала IV века с очерком римской истории за 150-137 годы до н. э. Были и тематические извлечения: Луций Анней Флор сконцентрировался на описании войн, Юлий Обсеквент - на сверхъестественных событиях и знамениях, представления о которых играли значительную роль в общественной жизни Рима; Кассиодор заимствовал у Ливия списки консулов. Впрочем, эти извлечения могли составляться на основании не оригинального сочинения, а некоего промежуточного сокращения (возможно, упомянутого Марциалом).