Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
  • Механизм сложных периодических расчетов
  • История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
  • Что такое средний заработок и когда он применяется
  • КУДиР: страшный зверь или важный документ?
  • 1 требуется доначисление перерасчет
  • Учебник: Введение и теорию социальной коммуникации. Виды социальной информации Виды социальной информации их природа и свойства

    Учебник: Введение и теорию социальной коммуникации. Виды социальной информации Виды социальной информации их природа и свойства

    Социальная информация - совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.

    Социальная информация - это способ (форма) передачи знаний, эмоций и волевых воздействий в обществе. Обобщенно социальную информацию можно определить как сведения, предназначенные для передачи в обществе. Именно такая информация, содержащаяся в документе, является объектом изучения документоведения, а также информатики, книго-, библиотеке-, библиографе-, архивоведения, теории массовых коммуникаций и других наук документно-коммуникативного цикла. Социальная информация - явление сложное, подразделяемое на виды по разным принципам деления.

    Первым принципом деления социальной информации является ее социальное назначение. С этой точки зрения информация подразделяется на массовую и специальную.

    Массовая информация - социальная, предназначенная для всех членов общества. Информация этого рода доступна любому человеку, поэтому она называется массовой. Специальная информация предназначена для отдельных социальных групп, в частности, специалистов. Массовая в свою очередь делится на публицистическую, эстетическую и обыденную. Специальная - на научную, техническую, планово-экономическую, коммерческую и др. виды. Это обусловливает содержание и целевое назначение различных видов и типов документов, распространение их через каналы специальных и неспециальных (массовых) коммуникаций.

    Второй принцип деления основан на способе отражения информации человеческим сознанием. Когда человек воспринимает информацию различного рода анализаторами, он раскодирует (отражает) ее головным мозгом, который функционально асимметричен. Левое полушарие головного мозга осуществляет логическую деятельность, правое - образно-ассоциативную. В соответствии с этим информация условно подразделяется на логическую и эстетическую.

    Логическая информация - результат познания и логического осмысления законов природы, общества и мышления. Она передается в знаковой форме путем отражения окружающей действительности левым полушарием головного мозга и аккумулирует все знания, накопленные человечеством за долгий период освоения природы общества и мышления. Логическая информация разнообразна и различается в соответствии с принадлежностью к различным областям человеческой деятельности.

    Эстетическая информация - результат образно-ассоциативного, преимущественно художественно-эстетического отражения действительности. В совокупности с физиологическими особенностями восприятия эстетическая информация распространяется следующими видами искусства: 1) живопись и графика, пространственные формы (архитектура, скульптура) и т.д.; 2) музыка, художественное слово и т.д.; 3) театр, хореография, кино и т.д.

    Третий принцип деления базируется на физиологических особенностях восприятия информации человеком. С этой целью природа предопределила человеку следующие органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Различают следующие виды информации: визуальная,

    Аудиальная, обонятельная, тактильная, вкусовая.

    Социальная информация различается по ряду других признаков.

    1. По способу распространения социальная информация делится на два вида: опубликованная (распространяемая посредством тиражного размножения документов) и неопубликованная (не рассчитанная на широкое распространение и не прошедшая официальной апробации).

    2. По степени переработки социальная информация подразделяется на первичную, содержащую непосредственные результаты НИР, и вторичную (результат переработки первичной информации).

    Культура выступает как гуманизирующая основа , как сово-купность всех наследственных информации, способов их органи-зации и сохранения. Социальная память, как хранилище тради-ций, нуждается в постоянном информационном питании.

    Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения.

    Социальная информация - это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникацион-ный процесс.

    Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего по-коления; при этом с ее помощью, как справедливо отмечает М.Г. Гутина, «обеспечивается не только преемственность культур, но и способность нового поколения к развитию, инновациям, а общества - к саморазвитию и прогрессу».

    Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура .

    Средства массовой информации и учреждения досуга

    СМИ - вполне самостоятельная социокулътурная система в информационном обществе, которую с учреждениями досуга объ-единяет принадлежность к массовым коммуникациям, играющим значительную роль в формировании общественного мнения, об-щественного сознания и поведения. Исторически сложились сле-дующие способы их взаимовлияния и взаимодействия:

    тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ.

    конкурсные программы: КВН, «А ну-ка, девушки!», «А+Б» (агитбригад), «Алло, мы ищем таланты!»;

    Театрализованные информационно-развлекательные про-граммы: «От всей души», «Огонек», «С добрым утром»;

    Интеллектуальные шоу: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы».

    В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли :

    Традиционные устные альманахи: «В мире животных», «Кинопанорама», «Здоровье», «Кинопутешествия»;

    Фестивали: «Радуга», «Виктория»:

    Праздники народного творчества: «Играй, гармонь», «Шире круг», «Эх, Семеновна!»;

    Клубные гостиные: «Зеленая лампа», «В нашу гавань за-ходили корабли», «Театр + ТВ», «Белый попугай»;

    Встреча с интересным человеком: «Студия Останкино приглашает», «VIP», «Персона грата», «ЖЗЛ»;

    Всевозможные ток-шоу: «Тема», «Мы», «Глас народа», суть которых - клубный диспут, распространенный в зарубеж-ном досуге дискуссионный клуб;

    практика образовательных программ на радио, ТВ, специальных периодических изданий и отдельных рубрик в по-мощь школьникам, студентам, всем желающим получить ту или иную полезную информацию;

    освещение в СМИ проблем культуры, искусства, досу-га; популяризация культурно-досуговых программ, рекламная информация.

    развитие новых форм досуга на основе современной ин-формационно-коммуникативной техники: интернет-кафе, интернет-клубы, компьютерные классы, холлы, центры; виртуаль-ные шоу, вакационные парки, электронные библиотеки...

    создаваемые в системе общественного досуга мульти-медийные центры (обучение всех желающих навыкам овладе-ния современными информационными технологиями), медиаобразовательные программы (обучение рациональному пользова-нию информационными источниками); воспитание культуры по-требления информации.

    Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что последние ин-формируют население о деятельности культурно-досуговых уч-реждений по организации содержательного досуга и дают рек-ламу ближайших массовых мероприятий.

    Велика роль модератора – посредника в подаче информации. (примеры популярных теле ведущих (Познер, Малахов, Собчак, Андреева и др).

    Непрерывное образование в течение всей жизни - норма большинства . Всевозможные курсы, стажировки, открытые семина-ры для взрослых, открытые школы (школы выживания, школы диабетиков, школы для родителей), студии, литературные клубы, спич-клубы, клубы юных фермеров.

    Высока досуговая активность пожилых, людей. Многие обретают дополнительные навы-ки, новые профессии; спрос на информационно-познавательные, образовательные формы велик. Общество и государство, органи-зуя содержательный досуг людей «третьего возраста», обеспечи-вают формирование образцов, на которые будут равняться дети и внуки.

    В США пользуются Интернетом 67% населения (в России – около 10%).. Любители Сети считают самыми важными источниками информации Интернет, книги, участие в клубах, общественных организациях, тогда как «неподключенные» - телевидение и радио.

    Персональный компьютер в подавляющем числе стран мира стал потребительским товаром длительного пользования. Одной из распространенных информационных тех-нологий являются автоматизированные базы (банки ) данных в области культуры и искусства. С помощью компьютера можно добраться до любого электронного архива, библиографического каталога, пройтись по залам мировых сокровищниц, музеев и т.п. 350 млн. пользователей Интернета получили доступ к шедеврам Лувра, Эрмитажа, Национальной галереи Вашингтона, к старин-ным фолиантам Аристотеля, Вергилия, Данте в Риме, ценней-шим рукописям Ватикана. Правительство Китая реализует про-грамму введения в Сеть полного объема информации о многове-ковой китайской культуре.

    Потоки разнообразной информации, которой люди в возрастающих объемах и глобальном масштабе постоян-но обмениваются друг с другом, образует информационную «ат-мосферу» Земли - инфосферу

    Зарубежные информационно-просветительские техноло-гии строятся на соединении приятного с полезным. Среди ве-дущих образовательных Центров Канады - Центр усовершенст-вования в Банфе (курортный городок в провинции Альберта), на территории Первого национального парка страны. Окруженный живописными склонами Скалистых гор, он стал местом палом-ничества людей искусства, ибо здесь сама природа покровитель-ствует творчеству, привлекает туристов со всего света. Альпи-низм, пешие прогулки, достопримечательности и великолепные высокогорные ландшафты с ледниками и озерами, с хвойными лесами и горячими минеральными источниками - летом. Горные лыжи и лучшие в мире спортивные комплексы - зимой..

    В США популярны психологические тренинги, культ здоро-вья, культ спорта. В пропаганду здорового образа жизни вовле-чены все: от домохозяек до президента.

    В сфере физической культуры и пропаганды здорового об-раза жизни разрабатываются все новые и новые валеологические методики .

    Культурно-спортивные комплексы и социальные агентства ведут широкомасштабную просветительную работу, используя все средства, от лозунгов на майках, напоминающих, что здоровым быть престижно и выгодно, до маркетинговых кампаний, антинаркотических, антиспидовских акций, шоу. Сис-тематическое и планомерное санитарно-гигиеническое и физиче-ское образование и просвещение служит гарантией жизненного успеха.

    В последнее десятилетие американская и западноевропейская модели досуга, создав материально развитую инду-стрию развлечений, сосредоточились на педагогике досуга, ориентированной на формирование досуговой квалификации, выработку системы установок, умений и навыков рациональ-ного времяпрепровождения. Логика самодеятельной простоты, самообеспеченности и самоуправляемости в досуге - вот ориентиры будущего.

    2. Информационная система

    В данной работе мы будем рассматривать только безопасность технологий информационного воздействия как инструмента социального управления в государственной политики РФ. Все остальные аспекты информационного противоборства выходят за пределы исследования данной работы.

    2.1 Социальное информационное пространство

    В данном подразделе формулируются основные используемые термины.

    Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

    Социальная информация - любая информация, циркулирующая в обществе, которая обеспечивает выполнение им функций именно как социальной системы . При этом для общества можно выделить некоторую информацию, имеющую для его членов наибольшее значение. Такая информация называется социально значимой.

    Социально значимая информация - это информация, включающая в себя помимо всего следующие сведения :

    О состоянии экономической сферы;

    Об интересующих значительное количество людей событиях общественной жизни внутри страны и за рубежом;

    О деятельности политических партий и движений, лидеров общества и государства;

    О рынке труда и капитала и т.д.

    Информационная система (ИС) - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

    Пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

    Информационная сфера - совокупность субъектов информационного взаимодействия или воздействия; собственно информации, предназначенной для использования субъектами информационной сферы; информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность осуществления обмена информацией между субъектами; общественных отношений, складывающихся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом информацией внутри общества.

    Информационно-психологическая сфера представляет собой часть информационной сферы, которая связана с воздействиями информации на психическую деятельность человека. Она образуется совокупностью :

    Информации, которой они обмениваются и которую воспринимают;

    Общественных отношений, возникающих в связи с информационным обменом и информационными воздействиями на психику человека.

    Информационная политика - инструмент регулирования конфликтных социальных взаимоотношений в информационно-психологической сфере, разрешения противоречий по поводу власти и осуществления политического руко­водства в информационно-психологическом пространстве, а также по поводу перераспределения роли, места и функций субъектов информационно-психологической деятельности в социально-полити­ческой системе информационного общества и перевода социального взаимодействия в русло согласия.

    Социальное пространство - часть информационной сферы, воспринимаемая людьми с учетом их психологических особенностей .

    Информационное управление - это процесс выработки и реализации управленческих решений в ситуации, когда управляющее воздействие носит неявный характер и объекту управления предоставляется определяемая субъектом управления информация о ситуации (информационная картина), ориентируясь на которую этот объект как бы самостоятельно выбирает линию своего поведения . Это ключевое понятия для описанной здесь автоматизированной системы управления. Здесь происходит трансформация понятия управления в сферу технологий манипуляции. С этой точки зрения часто рассматривают управления PR-специалисты .

    Помимо определения ИС данного в законе , нам будет удобно использовать его расширенный вариант с классификацией данной в :

    ИС - это система, осуществляющая: получение входных данных; обработку этих данных и/или изменение собственного внутреннего состояния (внутренних связей/ отношений); выдачу результата либо изменение своего внешнего состояния (внешних связей/отношений).

    Простой информационной системой назовем систему, элементы которой функционируют в соответствии с правилами, порожденными одним и тем же взаимонепротиворечивым множеством аксиом.

    Сложной информационной системой назовем систему, которая содержит элементы, функционирующие в соответствии с правилами, порожденными отличными друг от друга множествами аксиом. При этом допускается, что среди правил функционирования различных элементов могут быть взаимопротиворечивые правила и цели. В зависимости от того, какие происходят изменения во внутреннем состоянии информационных систем, предлагается осуществить следующую классификацию (рис.1):

    1) класс А - системы с неизменным внутренним состоянием;

    2) класс В - системы с изменяющимся внутренним состоянием. В свою очередь в классе В можно выделить следующие подклассы:

    подкласс 1 - системы с неизменным алгоритмом обработки, но с изменяющимися данными (базы данных, отдельные массивы и т.п.), которые используются в процессе обработки входной информации;

    подкласс 2 - системы с адаптивным алгоритмом обработки, т.е. алгоритм настраивается на условия применения; настройка осуществляется путем либо изменения управляющих коэффициентов, либо автоматического выбора алгоритма из множества равносильных алгоритмов;

    подкласс 3 - системы с самомодифицирующейся целью и соответственно с полностью самомодифицирующимся алгоритмом, выходящим за пределы множества равносильных алгоритмов

    В общем виде социально-психологическая информация - это преломленная в субъективном пространстве сознания социально значащая тема, ставшая социально-психологическим феноменом, объединяющим семантику, эстетику и энергетику. Социально-психологическая информация имеет свое собственное информационное пространство, сформированное из специфических информационных полей, коррелирующее с иными пространствами и полями (социальными и психологическими).

    В ходе информационного обмена в социальной системе возникают и протекают информационные процессы - т.е. процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, получения, использования и уничтожения, распространения и потребления информации .

    Информационный процесс в обществе (социуме) представляет собой совокупность единства многообразия различных потоков воспроизводства, восприятия, оценки, выработки, отношения, диспозиции и позиции к информации и формирования на этой основе мотивов социального поведения. Информационный процесс - это сложное переплетение осознанного и неосознанного воздействия источника информации на все уровни человеческой психики: от биопсихологических до уровня общественного сознания.

    Информационный процесс может рассматриваться :

    1) в качестве объекта аналитической работы;

    2) главным образом, в плане информационного воздействия на население, где определенную роль играют СМИ, где существенное место занимает информационное воздействие на массовое сознание, информационно-психологические войны;

    3) как средство государственного управления.

    Совокупность разного рода информационных процессов, информационных систем, системы массового сознания и психики создают систему более сложного порядка - информационное пространство .

    Информационное противоборство - соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают.

    Прежде чем перейти к описанию объекта защиты - информационной системы, определим объект и субъект информационных процессов (информационного противоборства)

    2 2 Субъект и объект информационного противоборства

    Объектом информационного противоборства является любой объект, в отношении которого возможно осуществление информационного воздействия (в том числе - применение информационного оружия) либо иного воздействия (силового, политического, экономического и т. д.), результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы .

    Объектом информационного противоборства может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе - следующие виды :

    1. массовое и индивидуальное сознание граждан;

    2. социально-политическая система (в дальнейшем будет отождествляться с субъектом управления)

    3. информационная инфраструктура;

    4. информационные и психологические ресурсы.

    Под психологическими ресурсами понимаются следующие компоненты информационного пространства:

    Система ценностей общества;

    Психологическая толерантность системы ценностей (устойчивость системы ценностей по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям);

    Психологическая толерантность сознания граждан (устойчивость сознания граждан к манипулятивному воздействию и вовлечению в противоправную деятельность манипулятивными методами тайного принуждения личности);

    Психическое здоровье граждан;

    Толерантность психического здоровья граждан (устойчивость психического здоровья по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям).

    Субъекты информационного противоборства (в основном по ):

    1. государства, их союзы и коалиции;
    2. международные организации;
    3. негосударственные незаконные (в том числе - незаконные международные) вооруженные формирования и организации террористической, экстремистской, радикальной политической, радикальной религиозной направленности;
    4. транснациональные корпорации;
    5. медиа-корпорации (контролирующие средства массовой информации и массовой коммуникации - СМИ и МК);

    Признаки субъекта информационного противоборства :

    Наличие у субъекта в информационно-психологическом пространстве собственных интересов;

    Наличие в составе субъекта специальных сил (структур), функционально предназначенных для ведения информационного противоборства или уполномоченных на ведение информационного противоборства;

    Обладание и/или разработка информационного оружия, средств его доставки и маскировки;

    Под контролем субъекта находится сегмент информационного пространства, в пределах которого он обладает преимущественным правом устанавливать нормы регулирования информационно-психологических отношений (на правах собственности, закрепленных нормами национального и международного законодательства) или государственным суверенитетом (национальный сегмент информационного пространства как часть государственной территории);

    (дополнение от 17.03.2006)

    С точки зрения информационного управления объекты противоборства удобнее разделить на объекты управления и объекты коммуникации. Под объектами коммуникации понимаются средства массовой информации и массовой коммуникации (СМИ и МК). Они являются одновременно средством интерактивной коммуникации между властью, политической и экономической элитой и остальным обществом, а также односторонним инструментом информационно-психологи­ческого воздействия их владельцев на потребителей информации. Зачастую это воздействие осуществляется помимо воли адресата, например, когда информирование выступает в роли некоего фона в местах, где человек в то или иное время вынужден находиться. Что бы по этим каналам не распространялось, человек не может повлиять на источник информационно-психологического воздействия и, таким образом, вынужден воспринимать информацию, в которую вплетены психологические манипуляции .

    По форме организации СМИ и МК подразделяются на:

    Телевещание

    Радиовещание

    Газеты и журналы

    Книгопечатные издательства

    Электронные ресурсы Internet

    2 3 Система управления (объект защиты)

    Выражая сущность информационной политики через категорию «информационная власть», можно говорить о том, что «информационная политика - это способность и возможность субъектов политики оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность в интересах государства и гражданского общества с помощью информации» .

    «Продолжающееся в психологии движение в направлении, связанном с попытками построения общих законов социального поведения, выглядит ошибочным, а связанное с ним убеждение, что знание о социальном взаимодействии может быть накоплено так же, как знание в естественных науках, выглядит неоправданным» . Социально-психологическое исследование - это, прежде всего, историческое исследование, а социальное прогнозирование - это анализ социально-психологической памяти.

    Система государственного информационного управления должна контролировать социальную динамику граждан (территориально ограниченной нации) своей страны. Эта система управления и является объектом защиты.

    В технических системах под управлением понимается «процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого этот объект переводится в требуемое (целевое) состояние» . В качестве объекта управления возьмем массовое и индивидуальное сознание граждан страны. Состояние объекта изменяется под действием среды, в которой он находится. Пусть X - состояние среды, взаимодействующей с объектом, а Y - состояние объекта (1). Тогда объект можно представить как преобразователь F 0 состояния среды в состояние объекта :

    где F 0 - пока неизвестный оператор связи входа X и выхода Y объекта, характеризующий специфику его работы. (Здесь X уже выступает как вход, а Y - как выход объекта.)

    Говоря об управлении как о целенаправленном процессе, нельзя обойти того, чьи цели реализуются в процессе управления. Для этого необходимо ввести понятие «субъекта», который является источником целей, реализуемых управлением. В «идеале» субъектом должно являться государство, однако в качестве него могут выступать любые субъекты, описанные выше или их совокупность.

    Если состояние Y объекта удовлетворяет потребностям субъекта, взаимодействующего с этим объектом и эксплуатирующего его, то никакого управления не нужно. Если же состояние объекта почему-либо не удовлетворяет потребностей субъекта, то последний должен организовать такое воздействие на объект, которое перевело бы объект в новое состояние, удовлетворяющее субъекта. Это и есть управление .

    Информация ‹X" , Y "› образует сенсорную среду субъекта, т. е. ту часть среды ‹Х , Y ›, которую он способен воспринять своими сенсорами. Удобно (хотя это и не соответствует действительности) считать, что субъект всегда по поводу любого объекта формулирует свою цель (цели) Z *, реализация которой в объекте приведет, по мнению субъекта, к удовлетворению его потребностей. Эта цель представляет собой набор требований, предъявляемых субъектом к состоянию Y объекта. Будем обозначать выполнение целевых требований Z* в объекте равенством

    а невыполнение - неравенством

    В последнем случае (при отсутствии управления) цели субъекта не реализуются. В результате субъекту приходится решать дилемму:

    1) либо смириться с существующим положением, выраженным неравенством (3), и тем самым терпеть определенный ущерб, связанный с неудовлетворением своих потребностей;

    2) либо создать систему управления, которая реализовала бы его цели Z * в объекте, т. е. добиваться выполнения равенства (2), но при этом затратить неизбежные средства и усилия на ее создание и эксплуатацию.

    Во всяком случае, для реализации управления необходимо создать канал управления U , с помощью которого можно влиять на состояние объекта управления:

    где F 0 - по-прежнему оператор работы объекта, но учитывающий наличие фактора управления U. В нашем случае это информация, распространяемая средствами массовой информации и массовыми коммуникациями. Теперь можно создавать систему управления, под которой будем понимать совокупность алгоритмов обработки информации и средств их реализации, объединенных для достижения заданных целей управления в объекте.

    Блок-схема системы управления показана на рис. 2. Здесь D X и D Y - датчики, измеряющие состояние среды и объекта соответственно. В качестве D X может выступать какая-либо аналитическая служба, оценивающая особенности восприятия среды массовым и индивидуальным сознанием граждан, а в качестве D Y - социологический анализ эмпирических фактов (Как например «Validata» или Институт комплексных социальных исследований РАН ). Результаты измерений

    поступают на управляющее устройство (УУ, в данном случае государственный аппарат), которое вырабатывает команды управления U. Эти команды должны быть обработаны исполнительными механизмами (ИМ, т.е. СМИ и МК), с тем чтобы изменить состояние управляемого входа U" объекта.

    Для функционирования управляющего устройства ему нужно сообщить цель Z * управления (к чему следует стремиться в процессе управления), а также алгоритм управления φ - указание, как добиваться поставленной цели, располагая информацией о состояниях среды, объекта и цели:

    (6)

    Как видно, управление связано прежде всего с целями {Z *}, которые поступают извне в систему управления. Эти цели образует (генерирует) субъект, который и является потребителем будущей системы управления объектом. Субъект выступает в качестве заказчика и потребителя создаваемой системы управления.

    Управляющее устройство представляет собой автоматизированную систему административно-организационного управления, предназначенное для комплексной автоматизации всех или большинства основных функций органов управления: сбор и анализ информации, планирование и принятие решений, доведение решений до исполнителя и контроль исполнения. Оно представляет собой сложный комплекс коллективов специалистов, математического, программного и информационного обеспечения.

    Данная модель хорошо подходит для описания технических систем, но в нашем случае не учитывает некоторых факторов, таких как множество субъектов, имеющих интересы в едином информационном пространстве, способ и адекватность восприятия среды X 0 самим субъектом и формирование целей Z *.

    Для этого придется значительно переделать схему управления, описанную у Растригина Л.А. , так как показано на рис. 3.

    С начало необходимо определить цели (множество целей), которые должны быть реализованы в процессе управления. Слово «цель» - здесь используется в смысле модели потребного будущего субъекта, т. е. некоторого определенного состояния среды (объект выделяется из среды условно), которое желательно потребителю и которое в определенном смысле «неестественно», т. е. не реализуется естественным образом без вмешательства извне (без управления).

    Субъект в процессе общения с окружающей средой фиксирует свое внимание на тех ее параметрах, которые, с одной стороны, определяют состояние его потребностей, а с другой - могут быть им изменены, т. е. субъект располагает средствами для такого воздействия на среду, при котором эти параметры изменяются в нужную ему сторону. Будем считать, что субъект, образуя цели, реагирует только на эти параметры. Параметры среды, которые определяют его потребности, но не могут быть изменены субъектом, вообще говоря, косвенно влияют на его поведение при целеобразовании. Здесь, по-видимому, вступает в действие механизм эмоций, что не может не оказать влияния на процесс образования цели.

    Таким образом, УУ воспринимает окружающую среду как конечный или бесконечный набор ее параметров

    каждый из которых интересует субъекта и может быть им изменен. Восприятия окружающей среды образуется также и под информационным влиянием субъекта-агрессора. Воспринимаемая субъектом ситуация всегда управляема:

    где U, R - управление субъектов. Однако свои цели УУ формулирует не в терминах среды S : субъекту удобнее оперировать иными, свойственными ему понятиями (назовем их целевыми). Пусть эти целевые понятия описываются вектором

    где каждый целевой параметр z i однозначно определяется ситуацией S , т. е.

    а функции ψ i ( ) определяют связь состояния среды и целевого параметра z i . Если рассматривать k -мерное пространство целей { Z }, то в нем субъект может сформулировать свою цель как .

    Под структурой объекта будем понимать вид, характер зависимости F 0 состояния объекта Y от его входов (4). В общем случае зависимость F 0 определяется некоторым алгоритмом, который указывает, как, располагая информацией о входах X, U и R , определить выход Y . Вид этого алгоритма с точностью до его параметров и определяет структуру F 0 . Условно можно считать, что модель F 0 состоит из структуры и параметров:

    где St - структура модели F, C = (с 1 , ..., с k ) - ее параметры. Особенностью структуры, например, является то, что объект по входу X воспринимает среду в ничтожном объеме. С ростом народонаселения человек оказался в определенной степени отделенным от реальности. Он непосредственно общается с весьма ограниченным кругом людей, и для него все большую роль приобретает общее информационное поле, образуемое в основном по входу U и R . Массовое сознание по каналу X может воспринимать только информацию, влияющую в равной степени на всех индивидов (например, рост цен на бензин).

    Параметры C = (с 1 , ..., с k ) в основном определяют, что процессы в системе являются немарковскими (т.е. процессы с «памятью»). В качестве основных параметров можно выделить следующие :

    с 1 - потребностно-мотивационные (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);

    с 2 - интеллектуально-познавательные (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);

    с 3 - эмоционально-волевые сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);

    с 4 - коммуникативно-поведенческие (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).

    Эти параметры можно выделить как в индивидуальном так и в массовом сознании. В результате оператор F 0 , принимает сложную форму:

    Максимально возможное сведение процессов к марковским, является упрощением алгоритмов управления, и поэтому может использоваться как субъектом-агрессором так и управляющим устройством (, ).

    Объект управления является «сложным», так как обладает следующими свойствами (классификация по ):

    1. Отсутствие необходимого математического описания . Под математическим описанием подразумевается наличие алгоритма F вычисления состояния объекта Y по наблюдениям его входов. С точки зрения рассмотрения человека и общества как информационных самообучающихся систем, в них можно выделить следующие типы сетей :

    С-сети - информационные самообучающиеся системы, в которых освоение информации происходит благодаря рождению элементов в системе.

    СР-сети - информационные самообучающиеся системы, в которых освоение информации происходит благодаря гибели и рождению элементов системы.

    Р-сети - информационные самообучающиеся системы, в которых освоение информации происходит благодаря разрушению элементов системы.

    Проблема обучения информационной самообучающейся системы (человеческого социума), построенной на принципах СР-сети (класс B, подкласс 3), решению любой задачи, даже при условии, что информационная емкость СР-сети ("исходное количество элементов) достаточна для хранения поступающей на вход информации, является алгоритмически неразрешимой . Однако обучения одного человека, как Р-сети (нейроны только гибнут) задача алгоритмически разрешимая (доказательства приведены в ).

    2. «Зашумленность» - также очень важная черта объекта управления, характеризующая трудность процессов анализа и управления ими. Зашумленность обусловлена тем, что рассматриваемая информационная система является сложной (из приведенной выше классификации). Поэтому поведение объекта зачастую оказывается неожиданным для субъекта, причем эту неожиданность удобнее рассматривать как случайный фактор, как зашумленность, чем разбираться в механизме второстепенных процессов, протекающих в сложной системе и порождающих неожиданность ее поведения. Задачей УУ является сведение этих второстепенных процессов к минимуму . Для этого в технологиях манипуляции сознанием принят классический метод навязывания мифа об отсутствии социальных конфликтов и мифа о неизменной природе человека , которые, в конечном счете, способствуют преобладанию пассивности в массовом сознании. Однако в некоторых случаях наблюдается отход от этой модели, как например развязывание уличных беспорядков в 60-е годы в Америке , или инициирование погромов в 1938 году в Германии . В обоих случаях порождение страха в массовом сознании способствовало ужесточению режима власти.

    3. «Нетерпимость» к управлению является, пожалуй, самой досадной чертой сложной системы. Дело в том, что она существует, грубо говоря, вовсе не для того, чтобы ею управляли. Она «не любит» управления по причине «независимости» своего существования от целей субъекта, желающего управлять ею. Трудно рассчитывать на то, что «собственные» цели сложной системы совпадут с целями управления. Скорее они будут противоречить друг другу. Это и вызывает «негативную» реакцию сложной системы на управление, цель которого с ней «не согласована». Необходимое условие, здесь это сделать управление незаметным. Для этого используются различные механизмы манипуляции сознанием, которые человек не осознает .

    4. Нестационарность сложной системы естественно следует из ее сложности. Нестационарность проявляется в дрейфе характеристик системы, в изменении ее параметров, в эволюции сложной системы во времени. Чем сложнее система, тем более рельефно проявляется эта ее черта, что создает серьезные трудности при создании модели сложной системы и управлении ею. Нестационарность объекта управления проявляется не только в моделировании его как СР-сети, но и в постоянной миграции населения и нестабильности демографической ситуации, что осложняет моделирование системы.

    5. Невоспроизводимость экспериментов со сложной системой также является ее важной чертой. Она связана прежде всего с зашумленностью и нестационарностью сложной системы. Проявляется эта черта в различной реакции системы на одну и ту же ситуацию или управление в различные моменты времени. Сложная система как бы все время перестает быть сама собой. Эта черта накладывает специальные требования на процессы синтеза и коррекции модели системы. Прогнозирование социальной динамики практически не имеет точного математического аппарата.

    Слово «информация» имеет много значений. Сегодня признано всеми, что это общефилософское понятие и означает «отраженное многообразие» в любых объектах и процессах живой и неживой природы. В теории информации все многообразие ее форм принято делить на элементарную, которая циркулирует в неживой природе; биологическую – циркулирующую в живой природе и социальную – осмысленную человеческим обществом.

    С позиций коммуникации, т. е. каналов передачи – это сведения, предназначенные для передачи различными способами (формами).

    Самым распространенным является трактовка информации как «сведений о чем-либо». В ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) информация определяется как «сведенияолицах, предметах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления». Поскольку перечисленными объектами информации оперируют люди, данную информацию называют социальной.

    Впервые вопрос о социальной информации был поставлен учеными еще в 20-30-е годы прошлого века. Позднее ее сущность и видовое разнообразие рассматривали философы, социологи, информатики, библиотековеды, библиографы и специалисты других областей гуманитарной сферы. Среди них В.Г. Афанасьев, А.Д. Урсул, А.П. Суханов, А.И. Михайлов, А.И. Черный, Р.С. Гиляревский, А.В. Соколов, Ю.Н. Столяров, И.Г. Моргенштерн и другие.

    В специальной литературе встречаются различные трактовки социальной информации. Так, А.П. Суханов рассматривает это понятие в узком смысле, придавая социальной информации статус «массовой». Он считает, что к социальной информации относится не вообще вся информация, полученная человеком в процессе отражения окружающего мира, а лишь имеющая общественный интерес, служащая развитию общественной жизни, получившая признание людей.

    Расширенная трактовка этого понятия представлена в работах философа В.Г. Афанасьева. Смысл его высказываний в том, что социальная информация представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и обо всех других ее формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком и вовлечены в орбиту общественной жизни. Следовательно, суть этого определения сводится к утверждению, что социальная информация – это сообщения, содержанием которых является знание.

    Наиболее приемлемое, с нашей точки зрения, определение социальной информации мы встречаем в рассуждениях А.В. Соколова. Он считает, что социальная информация представляет собой коммуникационное сообщение, обладающая смысловым содержанием и материальным чувственно-воспринимаемым выражением. Смысловое содержание образуют знания, эмоциональные переживания, управляющие воздействия. Материальной формой могут быть социально принятые знаки (алфавит, изображение, звуки и др.).

    Таким образом, обобщенно социальную информацию можноопределитькак сведения о мире, возникающие и используемые в процессах человеческой деятельности .

    Сущность социальной информации в том, что она создается и используется обществом и отражает различные общественные отношения (национальные, политические, экономические, культурные и пр.) социальных групп общества.

    Жизнь человека немыслима без получения, переработки, производства и хранения самых различных сведений. Потоки информации, которыми обмениваются люди, составляют основу их деятельности, их сознания. В процессе материального производства, в своей повседневной жизни постоянно вступают друг с другом в разнообразные отношения. Эти отношения обусловлены характером труда (умственный, физический), местом человека в социальной структуре общества. Во всех этих отношениях функционируют потоки социальной информации.

    Результатом познавательной деятельности человека (научной, творческой, производственной, учебно-образовательной) является знание. Следовательно, информация – это знания, включенные непосредственно в коммуникативный процесс. Главное в информации – это ее содержание, которое фиксируется в документе. Содержательные аспекты информации обусловлены сферой ее использования и будут рассмотрены далее.

    Важнейшими параметрами социальной информации являются ее характеристики с точки зрения качественных, количественных и ценностных свойств, которые обеспечивают информационный потенциал документа.

    Социальная информация должна быть объективной , то есть освобожденной от неизбежных искажений, возникающих не только на стадии ее формирования, но и передачи. Информация, содержащаяся в документе, зависит от человека, поэтому носит не только объективный, но и субъективный характер. Субъективность проявляется, прежде всего, в интерпретации фактов.

    Качество информации обеспечивается и ее достоверностью , то есть приближенностью к первоисточнику или точностью ее передачи. В данном случае необходимо исключать случайные или намеренные искажения информации. Предвзятость, субъективизм в подготовке информации, недостаточная квалификация людей, работающих с информацией, снижает ее достоверность.

    Информационная емкость определяется многими другими показателями, такими как актуальность, полнота, своевременность и т.д.

    Актуальность информации связана с ее важностью и значимостью в данный момент времени, особенно в принятии конкретного решения. Полнота информации связана с определенным количеством сведений, которые позволяют сформулировать правильный вывод или принять более правильное решение по вопросу. Полнота определяется как оптимальное соотношение необходимой и полученной информации. На степень полноты влияют различные информационные барьеры: исторические, географические, режимные, ведомственные, политические, экономические, языковые, психологические. Частичному преодолению и снижению этих барьеров способствует развитие ИНТЕРНЕТ и новых технологий в передаче информации.

    Важнейшим условием реализации информации, особенно управленческой и правовой является своевременность ее получения и передачи. Как бы полна и достоверна ни была информация, но если она получена с опозданием, то трудно, а порой и невозможно ее использовать.

    Одним из необходимых свойств информации является ее новизна . Необходимость получения новой информации объективно обусловлена быстрыми процессами развития науки и общества.

    Информация призвана быть полезной и способствовать решению задач, стоящих перед обществом. Полезность близка к понятию ценности информации. Поскольку информация отражает те или иные реальные явления и процессы, она всегда полезна. Ценность ее измеряется тем эффектом, который получен в результате использования той или иной информации. Ценной и полезной признается информация, отличающаяся новизной , т.е. такая информация, которая содержит сведения, еще неизвестные, но нужные потребителю.

    Таким образом, самой сложной задачей характеристики социальной информации является определение ее свойств. Причина этого в противоречивости этих свойств.

    Качество социальной информации характеризуют пары противоположных свойств. Информация может быть истинной и ложной, полной и неполной, полезной и вредной, точной и размытой, новой и устарелой, результативной и нерезультативной, объективной и субъективной и др. Эти свойства относительные, так как анализ любого сообщения показывает, что полезная для одного человека информация может оказаться вредной для другого.

    Оценка информации зависит от воспринимающих ее людей, групп. Человек воспринимает ее субъективно, а дать объективную оценку могут специалисты конкретных областей знания. Для потребителя информации важной характеристикой является ее адекватность , т.е. соответствие реальному объекту, процессу, явлению. От степени адекватности социальной информации зависит правильность принятия решений человеком.

    К социальной информации предъявляется ряд требований. Она должна быть актуальной, достоверной, оптимальной для принятия решений, точной, оперативной, своевременной, комплексной, т.е. сочетать в себе различные виды и сведения, связанные между собой. Накопление новой, ценной и полезной информации и избавление от бесполезной информации – одно из требований рационального функционирования социальной информации в обществе.

    Как любой объект материального мира, социальная информация обладает множеством свойств, которые определяют не только ее качественные и количественные стороны, но и форму . Материальная составляющая – это второй необходимый и обязательный компонент, посредством которого информация приобретает способность сохраняться и передаваться во времени и пространстве.

    Социальная информация оказывается доступной людям и пригодной для многократного и многоцелевого использования тогда, когда фиксируется на различных материальных носителях: бумаге, магнитных и оптических дисках, фото и кинопленке и др. Именно фиксация, закрепление социальной информации в документе позволяет общаться представителям разных поколений, стран, организаций, использовать знания, ценности и опыт предшественников. Материальный носитель обеспечивает информации форму, размер и другие особенности.

    Таким образом, рассмотрев различные аспекты характеристики социальной информации, можно отметить, что она обладает различными свойствами. В связи с этим следует обратить внимание на атрибутивные и прагматические свойства информации, отличающие ее от других материальных объектов.

    Атрибутивные свойства связаны с наличием информационной и материальной составляющих документа. Они объективны и позволяют оценивать информацию с точки зрения ее концентрации и рассеяния, дублирования в структуре материальных носителей, дискретности, позволяющей передаваться, храниться и использоваться по частям.

    Прагматические свойства обеспечивают степень полезности информации для человека. Если в результате получения информации потребитель приобрел необходимые ему знания, выработал правильное поведение и принял верное решение, то информация оказалась полезной. К прагматическим свойствам социальной информации относится полнота, достоверность, новизна и др. В целом знание прагматических свойств информации дает основу для ее оценки и влияния на разные структуры общества

    Информация – одно из самых употребительных понятий. Термин появился в 19 в. Первоначально называлось учение наставления, а информаторами называли домашних учителей, с лат. разъяснение, изложение.

    В 19-20 в. Этот термин начал использоваться в журналистике как новость, сообщение. В кон 20 века философы стали рассматривать информацию как всеобщее свойство материи, как категорию отражения, но по сей день нет единого понятия.

    1. Атрибутисты утв., что информация присуща всем уровням материи (жив. и нежив.)

    2. Функционалисты утв., что информация присуща только живой материи.

    С сер. 20 века обозначился кибернетический подход к феномену информации. Она рассматривается как сигнал, как управляемое воздействие, которое дается по системе связи. Автор теории информации – Шеннон рассматривал информацию как снятие неопределенности. Ученые пришли к выводу, что невозможно дать единого определения информации.

    Информация – общенаучное понятие. Включает:

    a) Обмен сведениями между людьми

    b) Между человеком и автоматос

    c) Обмен сигналами в животном и растительном мире

    d) Передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

    Исходя из этого определения, выделяют 3 типа информации:

    a) Социальная информация

    b) Механическая информация (на уровне передачи сигнала)

    c) Биологическая информация

    Социальная информация – передается в процессе общения людей и отражает знания, эмоции, волевые и управленческие возможности, т.е. вся информация, которая рождается в обществе – социальная.

    Виды социальной информации:

    Ø От способа передачи: вербальная или устная; визуальная; документальная (любая и. зафиксированная на носителе)

    Ø В зависимости от востребованности:

    · Личная И. – передается от чел. К чел. И касается узкого круга лиц

    · Специф.И. – адресована отдельным соц.группам, которые вырабатывают свою знаковую систему.

    · Массовая И. – рождается в масс.аудитории, которая распространяется по инф.каналам и потребляется по инф.каналам аудитории. Бывает: обыденная (выражает общ.мнение, соц-псих. чувства и настроения, рассматривает поведение членов общества и ориентирует их в соц.среде – например, субкультура, нормы, обчаи), публицистическая (распространяется через СМИ), художественно-эстетическая. (канал распространения – ис-во, воздействует на эмоц.сферу чел.)

    Специфика эстетической информации:

    · используется особая знаковая система, которая воздействует на эмоции

    · не поддается старению

    · всегда субъективна, всегда художник присутствует при творчестве

    · не поддается конспектированию и др.способам микроаналитическому свертыванию

    · тематична, неисчерпаема

    Свойства Социальной информации:

    a) Семантический хар-р (семантика – смысл, значения)

    b) Аксиологический хар-р (аксиос - ценный)

    c) Достоверность (мы д.знать источники И.)

    d) Кумулятивность – способность И. к уплотнению

    Исследователи:

    Урсул – вопросы соц.информации

    Абдеев – философия информ. цивилизации

    Соколов - Введение в социальную коммуникацию