Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Притча о мухе и пчеле Споры об истории муха и пчела
  • Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
  • Механизм сложных периодических расчетов
  • История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
  • Что такое средний заработок и когда он применяется
  • Первоначальной формой отражения в живой природе является. Теория отражения

    Первоначальной формой отражения в живой природе является. Теория отражения

    сознание - высшая форма отражения действительн. С точки зрения диалектического материализма, сознание - продукт длительного исторического развития самой материи, которая в процессе эволюции от неживой к живой порождала все более сложные формы отражения. Следовательно, истоки высшей формы отражения - сознания - следует искать в самой материи, ее эволюции. Любое взаимодействие не остается бесследным. Способность всей материи удерживать, сохранять следы, результаты взаимодействия в своем внутреннем состоянии, своей структуре называется отражением. Это своеобразная "память" материальных объектов о предшествующем взаимодействии, т.е. отражение - это всегда результат взаимодействия. Можно предложить несколько определений понятия "отражение", но суть их одна: отражение - это способность материальных систем специфически воспроизводить в своей организации структуру внешнего воздействия, т.е "способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить особенности последних в своей собственной природе". тражение выступает как одно из свойств материи наряду с пространством, временем, движением и является важнейшим фактором. определяющим характер взаимодействия. При этом, в отличие от категорий пространства и времени, отражение, его формы исторически развиваются вместе с развитием материи. Любое О. несёт в себе информацию об объекте О. Способность к О., а также характер её проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах О. выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека. Взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение

    Эволюция форм отражения

    Раздражимость - исходная форма отражения, способность к реакции.

    Чувствительность - способность к ощущению, являющиеся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани - «особой материальной структуры, ответственной за отражение»

    Восприятие - не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире.

    Сознание - предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.

    Сознание формируется в результате эволюции мира, его усложнения, системной организации, усложнение материальных систем и информационных структур, усложнение форм отражения, активности, информации.Условия:

    Объективная эволюция материального мира. Универсальный принцип системно-структурного усложнения. Усложнение форм взаимодействия. Отражение. Сознание – высшая, свойственная только человеку, связанная с речью, функция мозга, заключающаяся, в целенаправленном отражении действительности, в мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.С- высшая форма отражения объективной действительности и целенаправленного регулирования взаимоотношений человека с окружающей средой. К. Маркс рассматривал сознание как осознанное бытие.Способность осознавать свое бытие, в процессе целенаправленной практической деятельности качественно. Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической) , отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи.

    7. Познание и предметно-практическая деятельность .

    Познание- это творч. д-ть субьекта, ориентиров. на получ достов. знаний о мире., явл. сущьностной х-й бытия. Формы: обыденное, мифологич.,философ.,научное, религиозное, художн. Исходную структуру П. представл. субьект-обьект. отнош., где вопрос о возможн. адекватн. воспроизв.субьектом сущьносных х-к обьекта (проблема истины) явл. центр. темой гносеологии. П. – это созерцание, что предполог. пассивн.роль субьекта в восприятии законов обьективной действит.Уровни: чуственный и рациональный. Деятельность: 1.-соединяет субьекта с обьектом 2.-разделяет их на активного деятеля и предмет деятельности. Деятельность с начала выступает чуственно предметной, а потом уже познавательной. Результат деятельности: материально-преобразующий обьект и знание о нем. Обьект субьективируется, принимая форму кот., ему придает субьект. Субьект обьективируется, выходя из чуственно- предметной деятельности «поумневшим», познавшим свойство обьекта, освоившим его содержание, научившимся его переделывать и пользоваться им.

    Способность человеческого мозга отражать действительность есть результат длительного развития высокоорганизованной материи. Диалектический материализм исходит из того, что психическое отражение внешнего мира -- это такое свойство материи, которое появляется лишь на высоком уровне развития живого, когда образуется нервная система.

    Отражение как общее свойство материи обусловлено тем, что предметы и явления находятся в универсальной взаимосвязи и взаимодействии. Воздействуя друг на друга, они производят при этом те или иные изменения. Эти изменения выступают в виде определенного "следа", который фиксирует особенности воздействующего предмета, явления. Формы отражения зависят от специфики и уровня структурной организации взаимодействующих тел. А содержание отражения выражается в том, какие изменения произошли в отражающем предмете и какие стороны в воздействующем предмете и явлении они воспроизводят. Отражение присуще материи на всех уровнях ее организации, но высшие формы отражения связаны с живой материей, с жизнью. Что такое жизнь? Это особая, сложная форма движения материи. Ее важными признаками являются раздражимость, рост, размножение, в основе которых лежит обмен веществ. Он-то и составляет сущность жизни. Обмен веществ связан с определенным материальным субстратом (в условиях Земли -- с белками и нуклеиновыми кислотами).

    Элементарной и исходной формой отражения, свойственной всем живым организмам, является раздражимость. Она выражается в избирательном реагировании живых тел на внешние воздействия (на свет, изменения температуры и т.д.). На более высоком уровне эволюции живых организмов раздражимость переходит в качественно новое свойство -- чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. сознание психика отражение

    Более высокого уровня отражение достигает у позвоночных животных. У них возникает способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия -- целостного образа ситуации. Ощущения и восприятия, являются образами вещей. Это означает появление элементарных форм психики как функции нервной системы и формы отражения действительности.

    Обычно различают два тесно между собой связанных типа поведения животных: инстинктивное -- врожденное, которое передается по наследству, и индивидуально приобретенное. Животным присуща способность отражать биологически значимые (т.е. помогающие удовлетворять потребность в пище, избегать опасностей и т.д.) свойства предметов окружающего мира.

    С совершенствованием этой способности связано формирование различных сложных форм поведения. У высших животных -- обезьян -- они выражаются, например, в отыскании обходных путей при достижении цели, в употреблении различных предметов в качестве орудий, словом, в том, что в обиходе называется "сообразительностью" животных. Высокий уровень развития психики животных показывает, что сознание человека имеет свои биологические предпосылки и что между человеком и его животными предками не существует непроходимой пропасти, а имеет место известная преемственность. Однако это ни в коей мере не означает тождества их психики.

    Вфилософии феномен человека характеризуется не только как существо социальное, но и как существо духовное , одухотворенное . Русский религиозный философ И.А.Ильин подчеркивал, что исследование внутреннего мира человека, духа и духовности является важнейшим предназначением философии. В противном случае, она окажется, по его словам, "мертвым и ненужным" грузом в культуре общества. Н.А.Бердяев тоже считал, что философия есть не что иное, как наука о духе и духовности как важнейших аспектах природы человека и его бытия в мире.

    Понятие сознания выражает внутренний мир человека, духовные аспекты его бытия в мире, и поэтому оно является одним из самых древних и важнейших в философии. С его помощью раскрывается способность человека отражать в своей голове, как окружающий мир, так и самого себя в нем. Сознание - это исходное философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека . В силу своей сложности и многогранности, оно является объектом изучения для комплекса наук – физиологии, психологии и педагогики, социологии и других. Сознание представляет собой специфический (невидимый, неосязаемый, невесомый) и сверхсложный объект научного и философского исследования.

    В истории философской мысли явление сознания трактовалось по-разному, в зависимости от мировоззренческой позиции мыслителя. Так, с точки зрения философского идеализма ("линия Платона "), сознание ("дух") - это некая изначальная данность, присутствующая в мире и являющаяся субстанцией (основой) всего сущего. Дух первичен – так утверждает философский идеализм. Напротив, философский материализм ("линия Демокрита ") и естественные науки исходят из тезиса о том, что сознание не есть дар Бога или каких-нибудь иных сверхъестественных сил. Оно явилось вполне закономерным следствием эволюции, постоянного усложнения материального мира и совершенствования живой природы. В этом смысле сознание вторично - так утверждают сторонники "линии Демокрита" и науки.

    Впрочем, в истории философии существовали и несколько иные точки зрения. Так, ряд мыслителей высказывал мысль о том, что якобы вся материя обладает способностью ощущать и мыслить, т.е. одушевлена. Такие учения называют гилозоизмом (первые греческие материалисты, Д.Бруно, Ф.И. Тютчев и др .). Некоторые мыслители полагали, что способность человека мыслить якобы заложена в нем изначально, от рождения. Такую точку зрения развивал, в частности, Р.Декарт в своем учении о "врожденных идеях" разума .

    Обобщая данные естественных наук своего времени, в 1908 г . В.И.Ленин высказал мысль о том, что "...в фундаменте самого здания материи можно предполагать существование способности, сходной с ощущением", и поэтому "логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения". Так где же та объективная предпосылка, на основе которой возникло и разви­лось сознание, это уникальное и сложнейшее явление мира?


    Для решения вопроса о сущности сознания ("Что это такое ?"), естественнонаучная философия и ввела в оборот понятие отражения . Оно помогает объяснить, как материя неощущающая и неодушевленная (бездуховная) стала со временем материей ощущающей и одушевленной (одухотворенной). Понятие отражения, таким образом, есть ключ к решению проблемы происхождения сознания, раскрытию его сущности и содержания, форм проявления и функций. Наука считает, что отражение - это универсальное (всеобщее) свойство материи, и состоит оно в следующем .

    Отражение представляет собой свойство материальных предме­тов, заключающееся в их способности воспроизводить (копировать ) в ходе взаимодействия внешние признаки, внутреннее строение и содер­жание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки (копии ). Отражение - это воспроизведение в себе других предметов . Оно про­является только в ходе взаимодействия (взаимного воздействия, влия­ния друг на друга) материальных предметов. По мере эволюции мате­риального мира сформировался целый спектр форм отражения, ко­торые различаются по своему носителю, степени сложности и специ­фическим особенностям, выполняемым функциям.

    Отражение существует в неживой природе . Здесь оно носит пас­сивный характер и проявляется в виде изменений механических, фи­зических и химических свойств, состояний предметов в результате их взаимодействия. Напротив, отражение в живой природе обрело ак­тивный, а со временем - избирательный и даже целенаправленный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже из­менять среду своего обитания. Расположим формы отражения в по­рядке их усложнения и дадим им краткую характеристику.

    Элементарное (механическое , физическое и химическое ) отраже­ние существует в неорганическом мире. Это, например, следы живот­ных на снегу, нагревание электропроводника и его свечение, измене­ние цвета листьев в связи с наступлением осени и т.п.

    Раздражимость , как форма отражения, возникла вместе с появ­лением жизни в ее простых формах на уровне растений и одноклеточ­ных животных. Известно, например, что головке подсолнуха свой­ственно ориентироваться на солнце, цветы складывают свои лепестки с наступлением темноты. Некоторые морские водоросли реагируют на внешние воздействия защитными реакциями в виде электрическо­го разряда. В названных случаях уже имеет место простейшая актив­ность , внутреннее возбуждение как реакция на внешний раздражитель. На основе этих предпосылок у животных развилась чувствитель­ность как способность ощущать окружающий мир. Вот почему мож­но сказать, что раздражимость - это подход и переход к психике как качественно иной форме отражения материального мира.

    Психическое отражение (психика ) сформировалось вместе с появ­лением центральной нервной системы и мозга как ее отдела, с помощью которых и происходит это отражение. Здесь особую роль играет ощущение, которое позволяет фиксировать отдельные стороны и свой­ства предметов, жизненно важные для существования животных-фор­му, цвет, запах и другие. Ощущения возникают с помощью специаль­ных органов чувств, - зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощущений у высших животных появляются и более сложные формы психического отражения - восприятие и представление . С их помощью психика уже способна сформировать целостный образ пред­мета и долгое время сохранять этот образ в памяти.

    В рамках психического отражения возникает и так называемое опе­режающее отражение - способность предвосхитить, предугадать бу­дущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его разви­тия. Так, животные умеют предчувствовать грядущие события - на­ступление холода, приближение землетрясения. У человека это прояв­ляется в форме гаданий и прогнозов, фантазий, "вещих" (пророческих) снов. Опережающее отражение дает возможность осуществлять целеполагание, вырабатывать программы своей деятельности и видеть то, что еще как бы закрыто временем, но уже нарождается.

    Психика животных есть их, говоря словами И.П.Павлова , "первая сигнальная система ". Она является основой так называемого "элемен­тарного мышления " высших животных . Разумеется, слово "элементар­ный" в данном случае отнюдь не означает нечто простое, примитивное. Напротив, у некоторых высших животных (например, у дельфинов) име­ется большой и совершенный мозг, свой язык и весьма "продуманные" реакции на конкретные ситуации. (Ф. Энгельс еще в прошлом веке отме­чал, что животным, как и людям, присущи такие формы рассудочной деятельности, как индукция и дедукция). Это мышление ("низший разум ") и есть генетическая (слово "генезис" означает происхождение чего-то) предпосылка возникновения сознания человека. Ведь уже у высших животных формируются идеальные образы мира, и тем самым окружаю­щая действительность как бы раздваивается на мир вещей и мир "духа". Однако по-настоящему это становится возможным лишь у человека как "мыслящей вещи " (Р.Декарт ), который ведет активный образ жизни и относится к миру предметно - практически, т.е. преобразует его.

    Что касается значения отражения, то оно состоит прежде всего в том, что данное явление и процесс представляет собой способ, меха­низм для получения, сохранения и передачи информации, а также энер­гии, от одних предметов к другим. Тем самым, отражение на уровне живого мира является важным условием приспособления к изменяю­щейся внешней среде с помощью получаемых извне сведений и инфор­мации. Без информации невозможен выход из-под угнетающей власти окружающего мира и обретение свободы действий в нем.

    10.1. Проблема сознания в философии

    Одно из центральных мест в философии занимает научный анализ проблемы происхождения, сущности и социальной роли сознания.

    Как уже отмечалось, сознание и материя — два типа реальности, существующие во Вселенной. Главные философские направления — материализм и идеализм — издавна вели полемику по вопросу о том, какая из этих реальностей является первичной, исходной.

    С точки зрения идеализма сознание первично и более фундаментально. Для субъективного идеализма мир представляет собой совокупность человеческих ощущений, для объективного идеализма — проявление духовной субстанции, не зависящей от человека и порождающей человеческое сознание. Объективный идеализм утверждает, что сознание может существовать вне человека — в виде божественного духа, сотворившего мир, абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Превращая сознание, духовное в самостоятельную и абсолютную сущность, идеализм делает невозможным действительно научное объяснение сознания. Сознание не может быть понято из самого себя, независимо от исследования материального мира.

    С точки зрения материализма предпосылки для появления сознания постепенно подготавливаются, формируются в процессе эволюции материи. Сознание как таковое присуще только человеку.

    Уже в материализме XVIII века делались попытки научно обосновать глубокое единство человека с живой и неживой природой. Человеческое сознание не «разлито» в окружающем нас мире, но развитие природы готовит необходимые условия для его возникновения. Появление сознания — не случайный и неожиданный скачок в эволюции Вселенной.

    Исходным пунктом научного подхода к проблеме сознания является материалистическое решение основного вопроса философии, позиция материалистического монизма, признающего лишь одну и единственную объективную реальность — материю. С этой позиции сознание и все духовные явления следует рассматривать лишь как вторичное — свойства, функции высокоразвитой материи, неотделимые от нее.

    Для решения проблемы происхождения и сущности сознания важно учитывать, что его вторичность по отношению к материи проявляется в нескольких планах или аспектах: в историческом (сознание — продукт исторического развития и усложнения материи); функциональном (сознание вторично как функция нормально работающего человеческого мозга; гносеологическом (сознание вторично по отношению к действительности как ее идеальное отражение).

    Проникновение в природу сознания, закономерности его возникновения и развития — одна из сложнейших проблем науки. Несмотря на необычайные по масштабам и интенсивности сдвиги в развитии научных знаний, в современном естествознании сохраняются белые пятна: не раскрыты до конца вопросы происхождения живого из неживого, механизм превращения физических воздействий в психические процессы, чувственных восприятий в абстрактные понятия.

    Возникновение сознания имеет длительную историю — это закономерный результат развития материального мира, природы. Материя в силу внутренней активности способна порождать бесконечное многообразие явлений природы. В самой материи, в ее фундаментальных свойствах кроются причины, которые при наличии соответствующих благоприятных условий на определенном этапе ее развития с необходимостью приводят к появлению мыслящих существ. Нельзя приписывать мышление всей материи, но вместе с тем нельзя и отрывать его от материи. В самой материи нужно видеть свойство, способное через ряд ступеней развиться до уровня сознания.

    10.2. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения

    Всей материи присуще свойство, родственное сознанию и ощущению, в результате которого сознание и появилось. Это всеобщее свойство материи – отражение.

    Отражение – это способность материальных объектов воспроизводить, запечатлевать внешнее воздействие, а в более развитых формах – и отвечать на это воздействие.

    Свойство отражения изменяется качественно и по форме своего проявления в процессе развития материи от низших ступеней к более высоким.

    В развитии отражения можно выделить два качественных скачка:

    1. переход от отражения в неживой материи к отражению в живой материи.
    2. переход от отражения в живой материи к сознательному отражению.

    В процессе исторического развития формы отражения изменялись в зависимости от усложнения строения материи.

    Неживой материи присущи специфические формы отражения (табл.10.1).

    Таблица 10.1

    Еще Аристотель приводил нехитрый пример: если к куску воска прижать печать, то воск примет соответствующую форму. Информацию о печати теперь можно получить, изучив не ее саму, а другой предмет – кусок воска. Одна вещь, таким образом, фиксирует, «запоминает» некоторые черты и свойства другой вещи. Это «запоминание», фиксация внешнего воздействия и представляет собой очень простой и отдаленный, но вполне реально существующий аналог сознания. Само сознание познает и запоминает свойства вещей уже в буквальном, а не в переносном смысле этого слова. Столбик ртути в термометре отражает температуру окружающего воздуха. Грампластинка, магнитная лента или лазерный диск отражают воздействие звука, например, голос певца, который может быть считан с них и воспроизведен соответствующей аппаратурой. Индикатор отражает характер химической среды, в которую он попал, изменяя свою окраску. Все это – сравнительно простые, физические и химические проявления отражения.

    Живой природе также присущи перечисленные формы, но этому уровню природы свойственны новые формы – формы биологического отражения.

    Эти формы можно в свою очередь детализировать в зависимости от степени сложности живых организмов (табл.10.2).

    Таблица 10.2

    Отражение внешнего мира живыми организмами приобретает приспособительный характер, то есть служит средством приспособления к среде обитания. Живая материя порождает более сложные формы отражения, в которых уже явно прослеживается прообраз сознания. Первая из этих форм – раздражимость, то есть способность организмов классифицировать (конечно, бессознательно) все многообразие воздействий внешней среды, разделяя их на два больших класса: полезные воздействия и вредные воздействия. Например, если в сосуд с инфузориями поместить кристалл поваренной соли, они стремятся отдалиться от него; если же создать большую концентрацию бактерий, которыми инфузории питаются, они приближаются к этому источнику пищи. Способность к такой избирательной реакции – приближаться к источнику полезных воздействий и удаляться от источника вредных – повышает жизнеспособность одноклеточных животных.

    С формированием нервной системы и органов чувств возникает следующая форма отражения – чувствительность. Теперь ответ организма на воздействия внешней среды становится более тонким и совершенным, так как животное уже различает качество воздействующего раздражителя светового, слухового, обонятельного, вкусового или тактильного (осязательного). Соответствующие пять органов чувств есть у членистоногих. На основе чувствительности у них формируются инстинкты, которые передаются по наследству и обеспечивают довольно сложное поведение (мы наблюдаем его у пчел, ос, муравьев, пауков). Инстинкт представляет собой совокупность безусловных рефлексов – врожденных способностей тем или иным образом себя вести и отвечать на воздействия среды (собирать мед, охотиться на других насекомых, заботиться о потомстве). Основными безусловными рефлексами являются пищевой, половой, оборонительный и ориентировочный.

    У высших животных возникают наиболее сложные бессознательные формы отражения – условные рефлексы и так называемое предметное мышление.

    Условный рефлекс – это способность организма отвечать на воздействия внешней среды, которая может изменяться и корректироваться в зависимости от конкретных условий существования этого организма. Безусловный рефлекс является врожденным, но он никак не зависит от конкретных ситуаций и условий существования животного. Так, у всех животных и человека есть оборонительный рефлекс, который легко наблюдать в простых жизненных ситуациях. Если, например, сунуть палец в огонь, рука автоматически отдергивается прежде, чем мы начнем обдумывать возникшую ситуацию. Это врожденный автоматизм, один из безусловных рефлексов, предохраняющих организм от опасности. Условные рефлексы вырабатываются индивидуально у каждой особи в зависимости от изменения жизненной обстановки и могут многократно изменяться, возникать и исчезать. Всем известны эксперименты И.П. Павлова по выработке пищевого условного рефлекса у собак. Например, собака привыкает, что перед кормлением всегда загорается лампочка, и выделение слюны начинается у нее не при виде пищи, а уже при зажигании этой лампочки. Последняя служит сигналом того, что скоро появится жизненно важный раздражитель – пища. Если начать собаку обманывать, зажигая лампочку просто так, рефлекс перестанет получать подкрепление и угаснет. Безусловные рефлексы, наоборот, не угасают никогда.

    Способность нервной системы корректировать поведение животного посредством условных рефлексов чрезвычайно ценна в реальных природных условиях. Так, у стада буйволов вырабатывается условный рефлекс – в определенное время приходить к ручью на водопой. Если ручей пересохнет, буйволы не станут ходить к сухому руслу снова и снова. Ставший бесполезным условный рефлекс угаснет, и чувство жажды приведет в действие безусловный ориентировочный рефлекс – стадо начнет искать новое место для водопоя. Когда оно будет найдено, выработается новый условный рефлекс – приходить пить на новое место.

    Самое сложное проявление животной психики – так называемое предметное, или ручное, мышление. В природных условиях у животных не формируется абстрактное мышление, то есть мышление в понятиях. Оно является прерогативой человека и непосредственно связано с сознательной деятельностью. Животное способно мыслить чувственными образами, то есть представлениями об отдельных конкретных предметах. Это мышление И.П. Павлов называл также ручным мышлением – «обезьяна думает руками». Например, в известном эксперименте в лаборатории Павлова обезьяна методом проб и ошибок "приходила к выводу": чтобы овладеть подвешенным к потолку бананом, следует составить пирамиду из ящиков, взять палку, забраться на эту пирамиду и сбить банан. Обезьяна никогда не садилась «обдумывать» план действий – она могла находить решение любой задачи только методом проб и ошибок.

    Следует сделать оговорку, что в последние десятилетия были достигнуты впечатляющие результаты в обучении животных элементам разумного поведения. Обезьяны могут понимать сотни слов, образовывать простейшие общие понятия. Попугаев удалось обучить считать до семи, различать цвета, даже выработать абстрактное понятие «цвет». Однако элементы абстрактного мышления возникают у животных не в естественных условиях, а только под воздействием более сложной, социальной формы материи. Как и в случае с неживой природой общество может перестраивать низшую по отношению к нему форму материи – в данном случае биологическую – и реализовывать такие возможности ее развития, которые природа сама по себе реализовать не способна.

    Высшей ступенью эволюции отражения в природе является психика.

    10.3. Сознание как высшая форма отражения

    На высшем, социальном, уровне развития материи, отражение приобретает принципиально новый характер.

    Концентрированное выражение качественно иной формы отражения может быть представлено следующим образом (табл.10.3).

    Таблица 10.3

    Существуют две исторические формы развития психики: животная психика и психика человека. При формировании человеческой психики происходит самое крупное событие в эволюции материального мира — возникновение сознания, то есть реальности, противоположной материи.

    Главная особенность психической формы отражения — возникновение идеального мысленного образа. Идеальность — самая важная проблема и загадка теории сознания. В философии идеальное противопоставляется материальному как его противоположность. В чем особенность идеального образа, идеального отражения действительности?

    Идеальный образ, возникающий в сознании человека (а в более примитивных формах — в психике высших животных) находится в сложном и противоречивом отношении с той материальной вещью (предметом, процессом, событием), которую он отражает. С материалистической точки зрения он вторичен по отношению к вещи, производен от нее. (Противоположной точки зрения придерживался Платон: вещи производны от идей, неких сверхчеловеческих мысленных образов.)

    Мысленный образ содержит в себе реальные признаки вещи — мы знаем, например, вес, цвет, размеры, химический состав камня, который мы воспринимаем, знаем химические свойства составляющих его веществ. В этом смысле идеальный образ сходен с вещью. Однако в другом смысле слова можно утверждать, что мысленный образ не просто отличается от реального камня, а составляет его прямую противоположность.

    Образ предмета не имеет ни одного физического или химического свойства самого предмета: камень имеет объем — образ камня не имеет никаких габаритов, камень имеет вес, а его образ невесом, камень имеет химический состав — но ни одна его молекула не попадает в мозг (поэтому можно, например, думать о самых сильных ядах, не подвергаясь ни малейшей опасности отравиться). Таким образом, идеальность психики и сознания заключается в том, что в сознании материальные предметы получают особое, второе существование, принципиально отличающееся от их существования в натуральной, природной форме.

    В предисловии к «Капиталу» К. Маркс заметил: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Практика человеческой деятельности показывает, что мы способны достаточно правильно, адекватно отражать в своих мысленных образах окружающий мир. В то же время сам идеальный образ не обладает ни одним свойством материального предмета в его конкретно-чувственной форме. Поэтому идеальное можно определить как предмет, лишенный своего природного материального субстрата, непосредственного конкретно-чувственного бытия, и существующий на основе особого материального субстрата — человеческого мозга. Этот удивительный способ существования мысленных образов диаметрально противоположен способу существования материальных предметов, которые имеют свой собственный субстрат, свойства и проявления.

    Идеальное — это форма, в которой выступают реальные предметы, отображаемые сознанием (психикой вообще). Важнейшая функция идеального отражения заключается в том, чтобы замещать любые материальные субстраты, сохраняя при этом свойства, качества, сущности вещей. Если масса и энергия, химические и биологические свойства в объективном мире всегда связаны с конкретными материальными субстратами, то в мышлении они существуют на базе принципиально нового, универсального материального субстрата — человека с его мозгом, нервной системой и органами чувств.

    Важнейшая черта идеального образа — его субъективность. Мысленный образ возникает и существует только в сознании данного субъекта, и передать его другому в принципе невозможно. Никто не может непосредственно воспринимать мысленный образ другого человека, видеть его ощущения и понятия. То же относится и к животным, обладающим простейшей психикой. Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Разумеется, мы никогда не узнаем того, в каком виде воспринимаются муравьями химические лучи. Кого это огорчает, тому уже ничем нельзя помочь». Передать другому содержание своих мыслей можно только с помощью знаковых систем, используя материальные носители — слова и знаки естественного языка, звуки, зрительно воспринимаемые изображения и т. п.

    Мысль находится в сложнейшей связи со своим материальным носителем — человеком. Утверждение, что мыслит человеческий мозг, является неточным: для мышления «нужен» весь организм — органы чувств, нервная система, нужны взаимодействия человека с другими людьми в рамках конкретного исторически сложившегося типа общества. У детей, выросших в джунглях в стадах животных и оторванных от общества, человеческое мышление не развивается, хотя мозг у них от рождения устроен так же, как у нас всех. Поэтому более точной является формулировка: мыслит человек при помощи мозга (причем человек является частью сформировавшей его личность социальной системы).

    Конкретные нервные и психологические механизмы связи сознания с мозгом и человеческим организмом в целом исследованы пока слабо. Их научный анализ начался только в ХХ веке на основе методов, разработанных школой академика И. П. Павлова (1849 — 1936), создателя учения об условных рефлексах. Затем были найдены новые пути исследования высшей нервной деятельности, лежащей в основе психики — это электрофизиологические методы, химические воздействия, хирургическое вмешательство и т. д. Тем не менее в современной философии, физиологии высшей нервной деятельности и психологии существуют концепции, объясняющие общие, фундаментальные принципы организации мышления и взаимодействия материального и идеального, происходящего в организме человека.

    Таким образом, в процессе длительного саморазвития неживой и живой природы, формирования человека материальное по своей форме отражение в неживой природе переходит в свою противоположность — в идеальную форму на уровне социальной организации материи.

    Биологическая и психическая формы отражения живых организмов оказываются как бы переходными ступенями, связывающими простейшие физические и химические формы с высшей, человеческой формой отражения. Вместе с тем они свидетельствуют, что между высшей формой отражения мира — мышлением, сознанием человека — и низшей формой лежит путь длиной в миллиарды раз.

    Что же способствовало появлению сознания? Каковы предпосылки этого качественного скачка в отражении?

    10.4. Биологические предпосылки происхождения сознания

    Исторически первыми были биологические предпосылки появления сознания, которые разделяются на общие и непосредственные.

    Общие биологические предпосылки — это исторически отдаленные предпосылки, которые характеризуют возможность появления сознания при определенных условиях.

    Общие биологические предпосылки:

    1. возникновение новых организмов;
    2. дифференциация живой материи и появление первых клеток, нервной системы;
    3. постепенное развитие центральной нервной системы, особенно мозга.

    Появлению сознания способствовали и непосредственные биологические предпосылки.

    К непосредственным биологическим предпосылкам возникновения сознания относятся:

    1. развитие нервнаой системы животных, сложного головного мозга;
    2. развитие первой сигнальной системы высших животных, звуковых и двигательных средств информации;
    3. телесная организация человекоподобных существ (строение тела, возможность прямохождения);
    4. стадная форма обитания человекоподобных обезьян.

    Для развития сознания требовались и социальные факторы. Формирование сознания — это одна из сторон целостного процесса антропосоциогенеза, то есть возникновения и развития человека под воздействием социальных факторов.

    10.5. Социальные условия возникновения и развития сознания

    Возможность появления сознания превращается в действительность под воздействием социальных условий, факторов социальной жизни, к которым относятся:

    Важнейшим социальным фактором возникновения и становления сознания является трудовая деятельность людей. Выделяются три стадии трудовой деятельности, которые оказали влияние на психику (табл.10.4).

    Таблица 10.4

    Виды трудовой деятельности

    Характер деятельности

    Влияние на психику

    Орудийно-приспособительные действия

    Систематическое использование предметов в качестве орудий добывания пищи

    • Установление простейших связей между предметами.
    • Появление «ручного» мышления

    Трудовая деятельность формирующихся людей

    Создание простейших орудий труда, систематическая орудийная деятельность

    • Изменение анатомии человека.
    • Обогащение мозга информацией.
    • Быстрое развитие мозга

    Труд людей современного типа

    Применение искусственных орудий разделения труда

    • Формирование абстрактного, понятийного мышления, разума человека

    Труд — главное отличие человека от животных. Если движение — способ существования материи, то труд можно было бы по аналогии назвать способом существования человека. Говорят также, что труд, в известном смысле слова, создал самого человека. (Оговорка «в известном смысле» означает, что труд не существовал до человека и не мог, конечно, «создавать» его буквально: сам человек и труд как его главная функция развивались одновременно, в постоянном взаимодействии).

    Животные тоже умеют пользоваться различными предметами — камнями, палками, умеют строить муравейники, термитники, соты, гнезда, копать норы и т. п. Все эти действия тем не менее принципиально отличаются от человеческого труда. Труд, во-первых, начинается с изготовления орудий труда и, во-вторых, носит целенаправленный характер.

    Орудия труда — это особые созданные человеком предметы, которые он ставит между собой и веществом природы для усиления своего воздействия на это вещество. Эволюция животных состояла в том, что они приспосабливали самих себя, свое тело к условиям окружающей среды. Человек посредством орудий начал приспосабливать природу к себе. Животное воздействует на природу своим собственным телом и может произвести в ней только такие изменения, какие позволяет его физическая организация, его сила и размеры. Муравьи, например, перемещают мелкие предметы, но никогда не поднимут обыкновенный кирпич.

    Человек же стал усиливать свое воздействие на природу сначала с помощью ручных орудий, затем — механической техники и автоматических устройств. Пределов развития этого воздействия не существует: орудия труда позволяют человеку перестраивать окружающий мир, не ограничиваясь рамками своей физической организации. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» К. Маркс писал о различии между животным и человеком: «Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты». Процесс труда, материального производства стал главным организатором человеческой жизни. Он коренным образом перестроил не только тело, но и психику человека. В чем состояла эта перестройка?

    Второе отличие человеческого труда от деятельности животных — целенаправленный характер трудовой деятельности. Сознание обладает уникальной способностью мысленно конструировать предметы, которых еще нет в реальном мире. Материальная трудовая деятельность — это реализация, воплощение в вещество природы мысленного образа, который предварительно строится в голове человека и используется как образец, цель процесса труда. То, что Платон считал идеями вещей, живущими в особом, недоступном человеку мире, в действительности оказалось целевыми образами, формируемыми человеческим мышлением без всякой связи с вымышленным «миром идей». Эти образы воплощаются в материальные вещи в процессе труда. Вот как описывал целенаправленную деятельность человека Карл Маркс, один из крупнейших оппонентов идеалистической философии: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей, архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю». Сознание возникает, образно говоря, для обслуживания процесса труда и совершенствуется вместе с усложнением трудовой деятельности».

    Поведение некоторых животных может быть настолько сложным, что производит впечатление сознательного. (Мы здесь имеем в виду диких животных, а не домашних и лабораторных, которые в результате контакта с человеком действительно могут заимствовать у него элементы сознательного поведения). Очень сложными могут быть даже действия насекомых, прежде всего муравьев, пчел и ос-охотниц. В XIX веке часто возникал вопрос: нет ли в их действиях проблесков сознания, целенаправленной деятельности? Эту проблему детально исследовал крупнейший французский энтомолог Жан Анри Фабр (1823 — 1915). Он много лет изучал поведение ос-охотниц, которые очень искусно заботятся о потомстве. Например, осы некоторых видов выкапывают в земле норку, приносят туда строго определенное количество насекомых определенного вида, предварительно поймав их и парализовав уколами жалом в нервные узлы, откладывают в этих насекомых свои яйца и закупоривают норку. Вылупившиеся личинки питаются мясом своеобразных живых консервов — парализованных насекомых. Фабр поставил ряд экспериментов, показавших, что оса действует совершенно бессознательно. Так, в присутствии осы он вытаскивал пинцетом всех запасенных насекомых из норки и давал осе возможность осмотреть ее. После осмотра оса спокойно закупоривала пустую норку и улетала, как будто все в порядке и за будущее личинок можно не беспокоиться. Это поведение насекомого говорит о том, что у осы нет цели — мысленного образа того, что она должна сделать. Ей не с чем сравнить результаты своей деятельности. Поэтому она неспособна осознать, что результат действий совершенно не тот, какого следовало достигнуть, и работу надо переделывать. То, что человек может легко увидеть и осознать за считанные секунды, для осы непонятно и необъяснимо. Насекомое действует только под руководством инстинкта, то есть совокупности врожденных стереотипов поведения, задающих последовательность выполнения некоторых операций без достаточной обратной связи. Любая ситуация, искусственно созданная экспериментатором и не предусмотренная в инстинкте становится для осы непреодолимым препятствием. На основе серии подобных экспериментов Ж. А. Фабр сделал вывод: «Насекомое полностью лишено способности сознательного суждения, даже тогда, когда его работа — верх совершенства».

    Итак, главные отличия труда человека от манипуляций животных с предметами состоят в том, что животное использует предметы достаточно случайно и эпизодично, не умеет изготовлять, сохранять и совершенствовать орудия труда; животное не создает идеальных моделей потребного будущего, которые можно было бы реализовать в трудовой деятельности. Труд и сознание — глубоко взаимосвязанные, чисто человеческие способности, ставящие человека в некотором смысле слова над природой и превращающие общество в особую, высшую форму материи.

    Социальная организация (или коллективный образ жизни) была необходима для выживания первобытного человека. В процессе совместной деятельности люди учились координировать свои действия, понимать друг друга, передавать опыт от одного поколения другому. Освоение человеком опыта предыдущих поколений называют социализацией (более подробно этот процесс рассматривается в курсе социологии). У низших животных практически вся необходимая организму информация передается по наследству, генетически, через врожденные инстинкты. У высших животных детеныш проходит обучение у своих родителей, например приемам охоты. У человека все социальные навыки передаются через коллективы, состоящие из себе подобных, осваиваются людьми в общении друг с другом.

    Это освоение накопленного в прошлом социального опыта известный генетик академик Н. П. Дубинин назвал социальным наследованием. В отличие от биологического наследования, происходящего бессознательно, автоматически, наследование социального опыта, формирующего человеческую личность, происходит только благодаря целенаправленному обучению в коллективе (в семье, племени, компании друзей, школьном классе и т. п.). Поэтому дети, выросшие в джунглях без общения с себе подобными, не могут стать полноценными людьми. По этой же причине распространившиеся в современном мире опасения по поводу клонирования человека (можно будет, якобы, тиражировать совершенно одинаковых людей) лишены серьезных оснований. Главное в человеке — его суть — не исчерпывается генотипом. Даже люди с одинаковыми генотипами (двойняшки, тройняшки и т. п.), всегда имеющие много сходного, могут стать очень разными личностями в зависимости от социального опыта, различий в воспитании, образовании, круге общения, профессии. Личность формируется под воздействием не столько биологического наследования, сколько социального.

    Язык — система знаков для передачи информации, знаний от одного человека к другому. Процесс практического использования языка в человеческом общении называют речью. В современном обществе она бывает устной и письменной. В отличие от животного человек обладает членораздельной речью, выражающей свойства и сущность вещей, законы природы. Язык животных примитивнее — в нем выражается только состояние самого животного и некоторые внешние свойства окружающих предметов (например, сигналы в языке жестов у муравьев: «там опасность», «там еда»). Однако в языке животных нет понятий — поэтому выразить на нем законы природы или хотя бы простые суждения общего характера («все люди смертны», «все лебеди белы») принципиально невозможно.

    Между языком и сознанием возникает глубокая связь. Передать мысли одного человека другому можно только при помощи знаковых систем и материального носителя. В абстрактном мышлении человек пользуется понятиями, а им соответствуют не отдельные вещи, а целые классы вещей. Обозначить, например, понятие «дом вообще» конкретным предметом, указав на какой-то реальный дом, невозможно: «дом вообще» нигде не существует в чистом виде, это понятие — результат мысленной процедуры обобщения, абстрагирования свойств огромного множества предметов. Понятия, отделяясь от чувственного представления конкретной вещи, теряют опору в наглядности и поэтому должны иметь некоторую иную чувственно фиксируемую форму. Обозначить понятие может только слово — главный компонент языка. Язык становится средством формирования, сохранения и передачи мысли, выраженной всегда в абстрактных понятиях.

    Характер языка выражает уровень развития сознания, человеческих знаний о мире. Так, у племен дикарей существуют языки, в которых всего несколько сотен слов. Современному европейцу такого словарного запаса давно уже недостаточно. Закономерности развития языков изучает особая наука — языкознание. Языкознание показало, что все современные языки цивилизованных народов являются результатом долгого исторического развития. Ученые обнаружили, что все естественные языки (то есть возникшие стихийно в ходе исторического развития) имеют общие черты, обусловленные общностью законов мышления. Например, во всех без исключения человеческих языках существует разделение предложения на тему и рему. Тема — это исходный пункт сообщения, то, относительно чего нечто утверждается. Рема — то, что утверждается или спрашивается. Так, в простейшей фразе «взошло солнце» тема — «солнце», а рема — «взошло». Структура и словарный запас естественных языков постоянно совершенствуются. Происходит появление или заимствование из других языков новых слов. Структурные изменения языка иногда заметны на протяжении жизни одного поколения. Так, в последние десятилетия в русском языке наметилось отмирание склонения числительных: склонять их (изменять по падежам) не умеют даже дикторы радио и телевидения, речь которых в ХХ веке считалась эталонной. Можно высказать предположение, что в обозримом будущем склонение числительных в русском языке отомрет (что уже давно произошло, например, в английском).

    Наряду с естественным, стихийно сложившимся у того или иного народа языком существуют языки других типов. Развитие науки и техники потребовало создания специальных и искусственных языков — в наше время это, например, языки программирования. Такие языки включают специальные термины и особые правила применения, отражающие содержание данной научной дисциплины, отрасли техники или особой сферы человеческой деятельности (например, спорта). Искусственный язык может быть формализованным или математизированным. В формализованном языке точно определены правила его использования, устранена многозначность терминов и введена специальная знаковая система — в виде цифр, букв или других обозначений. Таким искусственным формализованным языком пользуются, например, в правилах дорожного движения. Математика издавна начала создавать особый язык, необходимый для точных количественных расчетов. Так, для пересчета предметов достаточно иметь натуральный ряд чисел и действие сложения. Для описания физических процессов науке XVII — XX веков потребовалось усложненить математический язык — были созданы исчисление бесконечно малых, теория пределов, дифференциальное и интегральное исчисление и т. д.

    Анализ деятельности человека в начальный период его исторического развития отчетливо показывает тесную взаимосвязь биологических и социальных факторов возникновения сознания, а именно:

    • социальные факторы могли появиться только при наличии определенных биологических предпосылок;
    • появление социальных факторов существенным образом влияет на развитие биологических предпосылок.

    Так, например, непосредственная орудийная деятельность обусловила за сравнительно короткий срок возрастание объема мозга от 500 куб.см до 1 400 — 1 600 куб.см.

    В зарождении и развитии человеческого сознания важное место занимает речевое общение, язык.

    Общинная связь, совместная деятельность формирующихся людей через расширение связей, через порождение качественно новых связей стали важным социальным фактором происхождения сознания.

    Таким образом, происхождение сознания определялось как биологическими, так и социальными факторами.

    Подводя итог описанию человеческого сознания можно сформулировать два его определения. Первое носит общефилософский характер и основано на понимании сознания как вторичной реальности, производной от материи, — реальности исходной, или первичной.

    Сознание — это высшая форма отражения материального мира, которая возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется наиболее высокоорганизованной материей.

    Однако это определение не указывает на конкретные механизмы познавательной деятельности, функционирующие на основе сознания. Более детальное, конкретное исследование механизмов сознания осуществляет уже не философия, а ряд других, частных наук — прежде всего психология, а также языкознание, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика и т. д. С точки зрения психологического подхода общефилософское определение сознания можно дополнить более конкретным определением.

    Сознание — высшая форма психической деятельности, функционирующая во взаимодействии с трудом и речью (языком).

    Каждая наука, исследующая сознание человека, раскрывает свои, специфические аспекты этого уникального явления.

    В последние десятилетия в результате развития кибернетики (науки о связях и управлении в системах) и создания все более мощных компьютеров появилась возможность имитировать работу мозга и осуществлять с помощью электронной техники функции, аналогичные мыслительной деятельности. Теория и практика создания кибернетических систем свидетельствуют о том, что машине передаются все более сложные функции мозга, причем многие из них она выполняет лучше, чем это делает человек. По-видимому, не существует функций мышления, которые не могли бы имитироваться достаточно сложными ЭВМ будущего. В этой связи возникает вопрос: не способна ли машина мыслить, есть ли принципиальное различие между ЭВМ и мыслящим мозгом?

    Ответить на этот вопрос позволяет концепция соотношения низших и высших ступеней развития материи. ЭВМ состоит из физических элементов и находится на несколько уровней сложности ниже социальной формы материи — человека и его мыслящего мозга. Поэтому компьютер не может обладать равным с человеком творческим потенциалом. Работа машины сводится к физическим явлениям и процессам — электронным импульсам, магнитным состояниям и т. п. Деятельность мозга приводит к возникновению идеального образа, отражающего качества вещей. В машине никаких идеальных образов не возникает. Можно предположить, что в будущем будут созданы ЭВМ, работающие на искусственно сконструированных химических и биологических субстратах, которые удастся каким-то образом включить в социальные взаимодействия, смоделировать работу органов чувств, человеческие эмоции и т. п. По своему уровню сложности такие субстраты приблизятся к человеческому мозгу. Это будут, конечно, приборы (или организмы?) принципиально иной природы, чем современная вычислительная техника. Не исключено, что на их базе возникнут некие машины — организмы, адекватно воспроизводящие идеальные образы и сознание, аналогичное человеческому. Нельзя исключить, что на определенном уровне развития науки осуществится искусственная сборка человеческого мозга или органа, близкого к нему по строению и функциям. Однако в настоящее время возможность создания искусственных объектов, аналогичных человеческому мозгу и адекватно моделирующих сознание, остается только более или менее вероятным предположением.

    10.6. Сознание — обобщающе-абстрактная, идеальная форма отражения

    Есть несколько различных подходов к определению сущности сознания, причем они не противоречат друг другу, а взаимно дополняют, давая таким образом, полное представление о сущности сознания путем показа различных его аспектов (табл.10.5).

    Таблица 10.5

    Сущность сознания

    Исторический

    аспект

    Функциональный

    аспект

    Гносеологический аспект

    Социальный аспект

    Сознание вторично по отношению к материи, это продукт исторического развития и усложнения материи

    Сознание — это функция нормально работающего человеческого мозга

    Сознание — это качественно новая, идеальная форма отражения, это субъективный образ объективного мира

    Сознание — это активно-преобразующеее отражение действительности общественным человеком

    Все это позволяет дать определение сознания.

    Сознание — это продукт исторического развития материи, высшая, свойственная общественному человеку функция мозга, идеальная форма отражения, состоящая в активно-преобразующем отражении действительности.

    Что значит — сознание идеально?

    Ранее мы уже подчеркивали, что идеальное представляет собой объективный образ отражаемой действительности. Это отражение внешнего мира в логических идеальных образах (т. е. в формах сознания человека).

    Идеальность сознания выражается в том, что:

    • оно не содержит ни вещества отражаемых объектов, ни тех физиологических и биологических процессов, которые протекают в мозгу человека;
    • физиологические и биологические процессы — лишь носители субъективных образов, но в образы не включаются;
    • в образах сознания запечатлевается информация об отражаемых объектах.

    Важной характеристикой сущности сознания является понимание его активно-творческого характера. Активно-творческий характер сознания проявляется в следующем:

    • в избирательном отражении;
    • в целенаправленном отражении;
    • в мысленной «переработке» полученных образов;
    • в создании на основе полученных образов и их переработки новых образов, не имеющих аналогов в действительности.

    Нередко с понятием «сознание» отождествляется понятие «психика». Это неправильно. Строго говоря, сознание не тождественно психике. Психика человека представляет собой единство осознанного и неосознанного (табл.10.6). К сфере сознания относятся лишь осознанные элементы психики.

    Таблица 10.6

    Какова же структура самого сознания?

    В структурном отношении сознание включает в себя ряд компонентов, которые характеризуют определенные стороны или проявления самого сознания.

    Поскольку главное назначение сознания состоит прежде всего в познании действительности, то основным компонентом, ядром сознания является знание, которое включает в себя следующие элементы (табл.10.7).

    Таблица 10.7

    Знания могут быть:

    • обыденными, житейскими, донаучными;
    • художественными, возникающими в процессе эстетического отражения действительности;
    • научными.

    Наряду с достоверными результатами познания сознание может включать в себя и различного рода иллюзии, вымыслы, антинаучные взгляды (религиозные взгляды, верования и т. д.)

    Поскольку познание всегда сопряжено с определенным отношением человека к миру и к знаниям о нем, с его переживаниями,то важным компонентом сознания являются эмоции, представляющие собой осознанные переживания. Новейшие экспериментальные данные свидетельствуют о том, что 80 % всех запомнившихся фактов эмоционально окрашены, 16 % — безразличны, 4 % — неопределенны. Из эмоционально окрашенных 65 % были связаны с чувствами удовольствия, 30 % — с неприятными переживаниями. Эмоции или стимулируют, или затормаживают осознание индивидом реальных явлений действительности.

    Наряду с эмоциями огромную роль в функционировании сознания играет такой его важный компонент, как воля.

    Воля — сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. В опасной ситуации, при чрезмерной усталости или болевых ощущениях человек усилием воли заставляет свой ум, несмотря на трудности, находить выход из создавшейся ситуации, обеспечить достижение поставленной цели.

    Знания, эмоции и воля в своем единстве обеспечивают нормальную работу сознания, выполнение им ряда жизненно важных для человека функций.

    Какие же это функции?

    Функцией сознания, выражающей его сущность, является познание. Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения их точности и полноты отражения. Благодаря единству познания, осознания и самосознания осуществляется оценка полученной информации.

    Человеческое сознание выполняет также функцию накопления знаний (аккумулятивную функцию).

    Реализация полученных знаний возможна лишь при условии, что сознание выполняет функцию постановки цели и конструктивно-творческую функцию.

    Целенаправленная деятельность предполагает, что сознание выполняет и функцию управления.

    Названные функции сознания характеризуют его активность и обеспечивают повышение этой активности в процессе развития общества и усложнения социальных задач, решаемых людьми, чему помогает коммуникативная функция сознания.

    К функциям сознания также относятся:

    1. адекватное отражение, единство познания, осознания, самосознания;
    2. преобразующая функция;
    3. оценка и самооценка, аксиологическая функция;
    4. мировоззренческая функция.

    Выводы

    Сознание — высшая ступень развития форм отражения материи. Происхождение сознания обусловлено взаимосвязанной совокупностью биологических и социальных факторов.

    Аннотация

    Материи вообще присуще свойство отражения. Отражение по своей природе - это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.

    Таким образом, в большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими («Каждая вещь - эхо и зеркало Вселенной»).

    Элементарными формами отражения являются: механическое; физическое; химическое.

    Особой формой отражения является биологическое отражение . Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу.

    Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются: раздражимость; чувствительность; психическое отражение.

    Раздражимость - простейшая форма биологического отражения - реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример - высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха «за Солнцем».

    Чувствительность - следующая, более высокая форма биологического отражения - способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

    Психическое отражение - систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.

    Сознание - высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание - наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли - то есть обращенности сознания на само себя - мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

    Развитие форм отражения материи рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания.

    Понятие отражения является фундаментальным философским понятием. Фундаментальный смысл оно имеет и для психологической науки. Введение понятия отражения в психологию в качестве исходного положило начало ее развитию на новой, марксистско-ленинской теоретической основе. С тех пор психология прошла полувековой путь, на протяжении которого ее конкретно-научные представления развивались и изменялись; однако главное - подход к психике как субъективному образу объективной реальности - оставалось и остается в ней незыблемым.

    Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

    Психическое отражение характеризуется рядом особенностей: оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; психическое отражение углубляется и совершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; преломляется через индивидуальность человека; носит опережающий характер.