Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Притча о мухе и пчеле Споры об истории муха и пчела
  • Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
  • Механизм сложных периодических расчетов
  • История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
  • Что такое средний заработок и когда он применяется
  • ИЖ-Планета Спорт - уникальный спортивный ИЖ! Ремонтные размеры поршня Иж Планета Спорт.

     ИЖ-Планета Спорт - уникальный спортивный ИЖ! Ремонтные размеры поршня Иж Планета Спорт.

    Ижевский завод машиностроения начал радовать мотофанатов выпуском дорожных оппозитов «Иж Планета», вот уже пятьдесят два года. Его предшественником была модель «Иж-56», которая оставила своё мотонаследие «планетарному» потомку.

    К допустимому пробегу «Планет» прибавились добавочные две тысячи, а эксплуатация запчастей цилиндропоршневой, возросла на целых полторы ступени, благодаря масляному воздухоочистителю. Учитывается появление иного варианта топливного бачка, легко демонтируемого седла, сварных крыльев и глушителей, которые отчётливо видны на фото Иж Планета.

    Специалисты обратят внимание на сборный прессованный коленчатый вал, блоковый картер, состоящий из двух частей со срединным разъёмом. Спереди расположилась кривошипная камера, сзади - КПП. Одноцилиндровый движок мото имеет два такта и получил воздушное охлаждение с петлевой возвратной продувкой, проходящей в две струи. Масляно-топливная смесь карбюратора возгорается в цилиндре, от электроискры. Две педали для ног, одна для кикстартера, другая под передачи, расположены на левой стороне картера.

    Мотоцикл довольно лёгкий и подвижный , имеет современный, по тем временам, дизайн. Его приятный и уверенный ход не мог не радовать взор не только водителя, но и наблюдающих. Оценить все достоинства можно, посмотрев видео мотоцикла Иж Планета спорт в конце нашего обзора.

    Технические характеристики Иж Планета

    Чтобы иметь полное представление о возможностях первого представителя ижевских мотоциклов, обратимся к техническим характеристикам Планеты.

    Внешние параметры (длина/ширина/высота) метры 2,115/0,78/1,025
    База от колёса до колеса, метр 1,4
    Предложенный клиренс, сантиметр 13,5
    Допустимый скоростной лимит 100 километров в час
    Сухая масса 158 килограмм
    Объём топливного бака, литр 18
    Бензиновый расход при 60 км. в час До 3,7 литров на километражную сотню
    Двигательные характеристики «Иж Планета» Типаж двухтактный на один цилиндр с диаметром 7,2 см и ёмкостью на 346 см3; поршень с ходом в 8,5 см, сжатие на 6,7
    Предел мощности от 4200 до 4600 оборотах в минуту, литр 13
    Тип охлаждения Воздух
    Механизм смазки Смешанный с бензином
    Марка карбюратора К-28И
    Допустимое напряжение, вольт 6
    КПП На четыре ступени и два хода
    Вилка Телескоп с гидравликой на пружинах
    Подвеска сзади Маятник с гидравликой на пружинах
    Тормоза Колодки
    Колёса Послушно снимаются, спицевые
    Шины в дюймах 3,25х19
    Бензобак 14 литров, марка топлива-АИ-93
    Бак для масла 1,5 литра; марка авиамасла-МС-20

    На различных видео можно наглядно увидеть, на какие ухищрения и изобретения идут владельцы своих мотосредств, что сделать своего двухколёсного коня лучше, красивее и заметнее.

    «Планета занимается спортом»

    Заводские модернизации модели «Иж Планета» были многочисленны. И конечно, любая модельная линейка, просто обязана иметь в своих рядах, агрегат, класса «спорт». Одной из самых красивых и скоростных вариаций, считается Иж Спорт.

    Модели спорт-класса всегда считались элитными в мотопромышленности. Им уделялось особое внимание, так как они представляли возможности отечественного производства и получала лучшую комплектацию. Спортивный мотокар отличало изящество и заметная худоба, которая видна на фото Иж Планета Спорт и очень напоминает японский тип, производимый в середине двадцатого века.

    Переднее крыло, имеющее оригинальное крепление, интересная ступица и иной вариант заднего крыла, рисуют перед глазами образ, полученный миксом из “Suzuki”, “Yamaha” и “Kawasaki Samurai”. Последним отличительным штрихом, стал окрас мотоцикла: от желтого, до оранжевого с чёрными деталями и никелировкой отдельных элементов, вызывали тихий восторг. Мотолюбители, быстро оценив все прелести новенькой модели, ласково нарекли его «пёс», от сокращения «Планета Спорт» . До сих пор быть обладателем этого мотораритета считается почётным и вызывает всеобщее уважение знатоков и байкеров.

    Технические характеристики Иж Планета Спорт

    Первые мотовариации получили импортные батареи на аккумумлятор. Это продолжалось пока не освоили и выпустили модель 6 МТС-9. Даже первые характеристики Иж Планета Спорт вызывают уважение к производителю. Нельзя было оставаться равнодушными к резиново-подушечному креплению движка на раме, которое было настоящей инновацией. Разница в размерах колёс в один дюйм, японская электротехника - всё это казалось недостижимым.

    Со временем, усовершенствования в сборку привнесли ижевские карбютраторы. У последних, конечно, величина диффузора была меньше и вырабатываемая мощность сразу падала до 28 лошадей. Внешне их можно было узнать по удлинённому крылу заднего колеса и дуговой форме трубы для выхлопа. Эти изменения можно найти на многочисленных видео c Иж Планета Спорт.

    Достоинства двигателя Один цилиндр на два такта, продувка осуществляется по трём каналам, вместительность 340 см3
    Заявленная мощь 32 лошад.силы на 6700 оборотах в минуту
    Верхний порого крутящегося момента 34,3 Нм на 5800 оборотах в минуту
    Питание Карбюраторное
    Охладительный механизм Воздушный
    Рекомендуемое топливо Бензин, марки АИ-93
    Тид смазки Раздельный
    Скоростной лимит 140 километров в час
    Топливная трата на сотню километров На скорости 60 км: 4,5 литра;
    На скорости 90 км: 6,5 литра
    Внешние параметры (длина/ширина/высота) 2,05/0,73/1,1 метров
    Протяжённость базы 1,35 метров
    Допустимый клиренс 14,7 сантиметров
    Трансмиссия КПП на четыре ступени
    Рама Закрытого типа, сварная, прошедшая термообработку
    Передняя шина 3,00 — 19 дюймов
    Задняя шина 3,50 — 18 дюймов
    Электрочасти Бортовое напряжение - 12 вольт; Генератор на три фазы, ток переменный на 14 вольт, мощностью 100 ватт

    В силу своих высоких качественных показателей, мотоцикл Иж Планета Спорт производился исключительно на экспорт, и на его запчасти наблюдался дефицитный спрос . Счастливым обладателям скоростного агрегата ничего не осталось, как собственноручно усовершенствовать своего любимца. Аматорские модификации касались непосредственно:

    • расточки поршня М-412 (его подделывали под стандарт, либо делали схожим с поршневой 514 «Чезета»);
    • «укрутки» движка — облегчают коленвал за счёт фрезеровки;
    • изменениям в подшипниках;
    • для лучшей смазки область кривошипной камеры получает соседа в виде сальника со втулкой.

    Появление в 1974 году на отечественном рынке мотоцикла Иж Планета Спорт стало сенсацией. Поклонники мототехники получили возможность приобрести советский мотоцикл, по своим характеристикам сравнимый с импортными машинами такого класса. В тот период его вполне можно было поставить в один ряд с такими моделями, как Yamaha 350 R5 или Kawasaki A1 Samurai.

    Высокие технические характеристики Иж Планета Спорт 350 позволяли ему успешно конкурировать с продукцией чешских специалистов по производству мотоциклов, различными модификациями Jawa и CZ. Но отечественная промышленность оказалась плохо подготовлена к выпуску продукции, требующей высокой технологической культуры.

    Несмотря на все усилия коллектива Ижевского мотоциклетного завода, их детище сохранило немало детских болезней, и в 1984 году было снято с конвейера под предлогом низкой рентабельности.

    История Иж Планета Спорт – наглядный пример того, что создание любой технически сложной продукции неразрывно связано с технологическими возможностями промышленности и уровнем подготовки производственного персонала. Но, несмотря на ряд имевшихся конструктивных недостатков, выпущенная в количестве 215210 штук модель оставила глубокий след в сердцах любителей промчаться по хорошему асфальту на двух колёсах.

    Технические характеристики Иж Планета Спорт


    Для 1974 года мотоцикл выглядел очень современно. Покрашенный в яркий оранжевый цвет, ставший фирменным для машин этого семейства, он выделялся в потоке и был предметом зависти многих советских граждан, имевших водительские права категории «А». Но дело было не только в красивой стилистике. Под стать дизайну были и заявленные для Иж Планета Спорт технические характеристики. В 1974 году они выглядели следующим образом:

    • Габариты (длина/ширина/высота) мм – 2070/790/1150.
    • Колёсная база – 1390 мм.
    • Эксплуатационный дорожный просвет – 135 мм.
    • Масса (сухая) – 135 кг.
    • Двигатель – одноцилиндровый, двухтактный, с тремя каналами и пятью окнами продувки.
    • Рабочий объём двигателя – 340 куб. см.
    • Диаметр цилиндра и ход поршня – 76×75 мм.
    • Номинальная мощность – 32 л. с. при 6700 об. мин и степени сжатия 10,5:1.
    • Подача смазки – раздельная.
    • Охлаждение – воздушное.
    • Система образования горючей смеси – карбюраторная, с диаметром впускного канала 32 мм.
    • Бортовая сеть – 12 В.
    • Тормоза – барабанные, с диаметром переднего барабана 190 мм и заднего – 170 мм.
    • Коробка передач – четырёхступенчатая, с ножным переключением. Имеется передача заднего хода.
    • Максимальная заявленная скорость – 140 км/час.

    Говоря об истории создания байка, нельзя не отметить, что главный конструктор проекта, Василий Иванович Панов, разрабатывая новый Иж Спорт 350, использовал технические решения, хорошо зарекомендовавшие себя на создаваемых вместе со специалистами МАМИ спортивных мотоциклах:

    • Двигатель с раздельной системой смазки, благодаря которой узлы силового агрегата выдерживали высокие нагрузки, а расход топлива в экономичном режиме сократился до 4,5 литра на 100 км.
    • Раму закрытого типа из трубчатого профиля, прошедшую термообработку после наложения сварных швов.
    • Амортизирующие резиновые подушки, на которых силовой агрегат крепился к раме. Благодаря этому снижались вибрации и повышался эксплуатационный комфорт.
    • Подвеску современной конструкции. На переднем колесе – телескопическая вилка. Подвеска заднего колеса – маятникового типа.

    Полученные на Иж Планета Спорт 350 технические характеристики достигались, не в последнюю очередь, благодаря тщательной подгонке деталей. Из-за отсутствия необходимых технологий эту подгонку подчас приходилось выполнять вручную.

    Особенности конструкции и производства


    Отечественная промышленность не способна была обеспечить производителя комплектующими необходимого качества, а их поставки из-за рубежа шли с большим скрипом. Для нескольких партий машин ранних годов выпуска удалось пробить закупку компонентов иностранного производства. Счастливчики, приобретшие Иж Планета Спорт в 1974 – 1976 годах получали в своё распоряжение машины, укомплектованные:

    • Японскими электронными и электрическими компонентами.
    • Оптикой фары головного света фирм Pannonia или Hella, а для стран с левосторонним движением – Lucas.
    • Свечами зажигания PAL или Magneti-Marelli.
    • Аккумуляторами зарубежного производства.

    Всё это позволило не только улучшить параметры машины, но и обеспечить высокую культуру веса. Как уже было отмечено, у ранних модификаций Иж Планета Спорт вес составлял всего 135 кг, а энерговооружённость – 237 л. с. на 1 тонну. Для сравнения, аналогичный показатель JAWA 350/634 достигал всего 141 л. с.

    В итоге модель Ижевского завода разгонялась до сотни менее 11 секунд, а реальная максимальная скорость Иж Планета Спорт была значительно выше указанных в паспорте 140 км/час. Несмотря на впечатляющие динамические качества и имевшуюся в названии приставку «спорт», Иж Планета нового поколения была дорожным мотоциклом.

    Его посадка, позволяла путешествовать на значительные расстояния, выдерживая тяготы российского бездорожья. Правда, имелся неприятный недостаток. Когда мотоциклист был слишком лёгок, при разгоне на высоких скоростях начинался флаттер передней вилки. При достаточной массе наездника или если за его спиной находился пассажир, такого эффекта не наблюдалось.

    Отличия по годам выпуска


    В конструкцию мотоцикла постоянно вносились изменения. Одни были связаны со стремлением усовершенствовать технику. Другие были вызваны требованиями руководства отрасли снизить себестоимость продукции. Поднять цену Иж Планета Спорт 350 выше 1000 рублей не позволяли расценки, устанавливаемые на продукцию конкурентов.

    К примеру, JAWA 350/634 стоила 1080 рублей, а CZ-350 – 980 рублей. Для ясности картины, укажем основные изменения, разделив их по годам:

    • 1975 год. Переднюю вилку удлинили на 2,5 мм, изменив размер установленных на ней гофр им верхнюю траверсу. Вместо головки цилиндра с веерным оребрением, двигатель Иж Планета Спорт получает ГЦ с более привычными, линейно расположенными рёбрами охлаждения. Переключатели и ряд электрических комплектующих, хотя и остались импортными, были от другого производителя. Карбюратор Mikuni AEX стали постепенно заменять на карбюратор Mikuni VM32-89. Увеличили толщину спиц (с 3,5 до 4 мм) и толщину стенок переднего тормозного барабана.
    • 1976 год. Вместо фары иностранного производства, используют отечественную, ФГ137. Аналогичная ситуация и со спидометром. Если ранее мотоцикл комплектовали деталью от Pannonia T5, то теперь ей на смену приходит отечественная модификация СП-102. На амортизаторах более не устанавливают верхние кожухи. Конец трубы глушителя загибают вверх. Несколько изменяют конструкцию и оребрение цилиндра.
    • 1977 год. Мотоцикл полностью комплектуют отечественными приборами наружного освещения. Меняется форма заднего крыла. Изменяется конструкция картера двигателя. Конкретно – места крепления, поскольку силовой агрегат начинают жёстко крепить к раме, отказавшись от амортизирующих резиновых втулок. Воздушный фильтр нового образца теперь занимает всё подседельное пространство, из-за чего реле-регулятор напряжения перемещают под топливный бак. Основные характеристики Иж Спорт остаются на прежнем уровне.
    • 1978 год. Карбюратор Mikuni уступает место отечественной модели К62М. Из импортной электрики остаются лишь японские поворотники. Появляется противоугонный замок.
    • 1979 год. Замена спидометра СП102 на СП102А и японских поворотников на отечественные (только для внутреннего рынка). Маятник удлиняют на 480 мм. Соответственно, увеличивается база мотоцикла (до 1440 мм) и его габаритная длина (до 2150 мм). Возрастает у Иж Спорт и вес, достигая в данной модификации 155 кг.
    • 1980 год. Трос и редуктор спидометра изготавливают не под лопатку, как ранее, а под квадрат. Несколько изменяют конструкцию впуска. На крышках инструментальных ящиков теперь красуются не наклейки, а алюминиевые шильдики.

    В процессе производства мотоцикл Иж Планета Спорт претерпел столь значительное количество изменений, что это не могло не сказаться на его характеристиках. Установка карбюратора отечественного производства привела к ощутимому ухудшению технических характеристик двигателя. Мощность снизилась с 32 до 28 л. с.

    С вносимыми в конструкцию коррективами связаны и разночтения в источниках, отвечающих на вопрос, сколько весит Иж Планета Спорт. Показатели сухой массы колеблются в пределах 135 – 155 кг. В том, что у поклонников двухколёсной техники особенно ценятся машины первых годов выпуска, нет ничего удивительного.

    Они лучше изготовлены и укомплектованы, отличаются более высокими динамическими характеристиками. Под занавес производства в паспорте Иж Планета Спорт скорость указывали не 140, а всего лишь 135 км/час. Возрос расход топлива.

    Двигатель Иж Планета Спорт


    Конструкция силового агрегата была весьма прогрессивна для своего времени и позволяла получить высокую мощность (32 л. с.) с рабочего объёма 340 куб. см. К главным его особенностям следует отнести:

    • Цилиндр, с гильзой из специального чугуна и рубашкой из алюминиевого сплава. Он крепился к картеру с помощью четырёх шпилек.
    • Головку цилиндра с камерой сгорания полусферической формы. В ГЦ вворачивались свеча и декомпрессор, упрощающий процесс запуска.
    • Трёхканальную систему продувки , улучшавшую наполнение цилиндра рабочей смесью.
    • Неразборный коленчатый вал , опирающийся на два роликовых (№2505) и один шариковый (№ 304) подшипник.
    • Игольчатые подшипники в верхней головке шатуна.
    • Раздельную подачу моторного масла, которое поступало во впускной тракт из отдельного бачка. За давление в системе смазки отвечает насос, приводимый в движение от коленчатого вала.

    Очевидно, что разработчики Иж Планета Спорт устройству двигателя и его ремонтопригодности уделили особое внимание, понимая, насколько технические характеристики силового агрегата важны для машины такого класса. Тем не менее, спустя тридцать с лишним лет после окончания производства, у владельцев мотоциклов данной модели возникают определённые проблемы.

    Ремонтные размеры поршня Иж Планета Спорт


    Если сегодня легендарный мотоцикл попадёт к новому владельцу в неудовлетворительном состоянии, отремонтировать его будет непросто. Наибольшее количество вопросов вызывает на Иж Планета Спорт ремонт двигателя. Изначально ресурс силового агрегата был невелик и составлял порядка 30 тыс. км. пробега.

    Правда, производитель предусмотрел возможность расточки цилиндра. Изначально мотор комплектовался поршнями с тремя вариантами маркировки и некоторым отличием в размерах.

    С учётом расточки цилиндров под ремонтный размер, производились ремонтные поршни:

    Сегодня приобрести поршень ремонтных размеров крайне сложно. Дефицитом являются даже новые поршневые кольца. Возможным выходом из ситуации становится установка компрессионных колец мотора ВАЗ-2101. Приходится подгонять их под размеры поршня и выпиливать на стыке замка полукруглые выемки под фиксирующий штифт.

    Тюнинг Иж Планета Спорт


    Внесение изменений в конструкцию мотоцикла нецелесообразно по ряду причин:

    1. Ресурс многих узлов и агрегатов невелик. По этой причине улучшить их характеристики, не нанеся ущерба, практически невозможно.
    2. Отреставрированный до оригинального состояния Иж Планета Спорт 350 цениться значительно выше, чем его тюнингованные версии.

    Тем не менее, если есть желание, кое-что сделать можно. Многие спортсмены, участвующие в соревнованиях по кроссу или кольцевым гонкам, дорабатывали двигатель Иж Планета Спорт, внося в его конструкцию различные изменения. Часто задаваемый вопрос – на сколько кубов можно увеличить объём мотора.

    Тюнинг(форсировка) двигателя

    Выполняя форсировку двигателя, мастера спортивных команд подвергали переделке многое, начиная с шатунно-поршневой группы, и заканчивая системой выпуска. Максимум, что удавалось получить, запрессовав гильзу от CZ 500 и воспользовавшись идущим с ней в паре поршнем, это четыреста с небольшим кубических сантиметров рабочего объёма.

    Но подобная форсировка двигателя Иж Планета Спорт требует серьёзных профессиональных навыков и сложного оборудования. Тонкие стенки штатной чугунной гильзы, запрессованной в алюминиевый цилиндр, не позволяют растачивать мотор до 500 кубов.

    Система выпуска не справляется с отводом увеличившегося объёма выхлопных газов, а опорные подшипники – с возросшими нагрузками. Все разговоры о том, что существовала заводская версия Иж Планета Спорт 500 кубов – не более чем сказки. Но расточка цилиндра – не единственный способ увеличить мощность и добавить резвость мотоциклу.

    Тюнинг своими руками


    Установка нового карбюратора – проверенный способ улучшить характеристики Иж Спорт, не внося значительных изменений в конструкции. За прошедшие годы фирма Mikuni выпустила много новых, всё более совершенных моделей, с диаметром диффузора 32 мм.

    Тюнинг двигателя можно произвести иными способами, не затрагивая его механические составляющие. Запуск и устойчивая работа моторов с одним цилиндром всегда представляли определённые проблемы, решить которые можно, установив электронное зажигание на Иж Планета Спорт. Такие комплекты выпускают сразу несколько производителей, а их установка не занимает много времени.

    Используя БКСЗ с силовых агрегатов других модификаций, следует быть очень внимательным. Монтируя зажигание от мотоцикла Минск на Иж Планета Спорт, надо помнить, что коленчатые валы моторов этих машин вращаются в противоположные стороны. Провода, идущие от катушки на массу и коммутатор, придётся поменять местами. Такая переделка двигателя вполне оправдана.

    Как настроить зажигание Иж Планета Спорт


    Качественное искрообразование улучшает сгорание горючей смеси, повышая мощность и сокращая расход топлива. Именно поэтому регулировка зажигания должна выполняться с особой тщательностью. Если доработка двигателя Иж Планета Спорт не производилась, можно руководствоваться данными, указанными в инструкции по эксплуатации:

    • Расстояние между разомкнутыми контактами прерывателя – 0,35 – 0,55 мм.
    • Зазор контактов на свече зажигания – 0,6 – 0,8 мм.
    • Поршень не доводится до ВМТ на 2,5 – 4,2 мм. Оптимальным для нового или недавно перебранного мотора считается показатель 2,8 мм.

    Установив на Иж Планета Спорт зажигание в соответствии с указанными параметрами, вы добьётесь устойчивой работы движка во всех основных режимах.

    Прочие изменения в конструкцию следует вносить с предельной осторожностью. В рамках технологий, использованных при разработке и производстве Иж Спорт, технические характеристики машины почти достигли своего предела, а нарушить хрупкий баланс так просто.

    Понравилась статья, про Иж Планета Спорт и характеристики этой модели – не единственное, что вас интересует в истории отечественного машиностроения? Оставайтесь на нашем сайте, и сможете узнать для себя много интересного. Например, о том, чем хорош грузовой мотороллер Муравей, или как можно произвести тюнинг Иж Юпитер 5 с максимальной эффективностью.

    Данный железный конь – гордость отечественного мотостроения. Как спортивный мото среднего класса, он выпускался с 1973 по 1984 гг. Данный двухколесный транспорт стал ответом советского мотопроизводства на выпуск сверх-популярной чехословацкой «Явы». Конструкторы Ижмаша задолго до 1973 года пытались выпустить качественный байк для конкуренции с последней. Мотоцикл Иж Планета Спорт, технические характеристики которого сражали всех конкурентов наповал, имел несколько предназначений. Он был хорош, как для туристических, так и для спортивных поездок. Причем колесить на подобном мото можно было по дорогам с самым разным покрытием. Езда приносила море удовольствия и водителю байка и его пассажиру.

    Сотрудники Ижевского мотозавода вложили в этого железного коня душу. В перечне самых памятных двухколесных отечественного производства данная техника уверенно держит первую позицию.

    История Планеты

    С началом 1973 года многие соотечественники, души не чаявшие в железных конях, были шокированы выходом в свет первого серийного спортбайка СССР. Мотоцикл Иж Планета Спорт техническими характеристиками уходил далеко вперед от любого отечественного стального коня.

    Байк был непохож на своих советских собратьев и внешне, и конструкционно. Иж ПС напоминает японские мотоциклы 1960-х гг. К примеру, сходство замечено с Suzuki «T250» Super Six, а также Yamaha «350R5». Напоминает байк и Kawasaki «A1» Samurai. Не первый раз Ижей сравнивают с японской мототехникой. Так, что не привыкать…

    Мотоцикл Иж Планета Спорт покупали в Великобритании, в Нидерландах и даже на Финляндии. На внешних рынках ИЖ ПС активно конкурировал с «Явой» байками «СZ». Первая модель вышеуказанной техники стоила около 1 050 рублей. Дальше этот железный конь слегка удешевлялся (на 50 рублей).

    Конструкция

    Технические характеристики ПС поражали. Это был первый серийный стальной конь в СССР с системой раздельной смазки мотора. При чем последняя являлась собственной разработкой конструкторов Ижевского мотозавода. Такой особенностью могли похвастаться байки, спущенные с конвейера в 1974 году. Характерный признак наличия подобного ноу-хау у мотоцикла ИЖ Планета Спорт – наличие буквы«М» в его номере.

    Двигатель ПС от Ижмото имел несколько увеличенный рабочим объёмом в сравнении с предыдущими моделями из Ижевска. Он составлял 349 см³. Примечательно, что железный конь получил с завода японский карбюратор «Микуни». Это позволило байку выдавать заветные 32 л.с. и 6 700 оборотов в минуту.

    При сухой массе мото в 135 кг., он мог похвастаться завидными техническими характеристиками (237 лошадок на тонну веса). Это почти вдвое превысило подобный показатель Jawa 350 «634».

    100 км/ч Иж ПС набирал за 11 секунд. Мотор этого коня крепился нав раму при помощи резиновых подушек. Для 1970-х - это было настоящее техническое новшество. Кроме того, байк активно оснащался японским электрооборудованием и даже оптикой. Те же модели мотоцикла ИЖ ПС, что оснащались отечественным карбюратором (К 62М) могли развивать несколько меньшую мощность в 28 лошадок. С 1978 года на этого железного коня устанавливалось советское электрооборудование и отечественный спидометр. У этих байков увеличивался диаметр спиц.

    Характеристики:

    (1973-1984 гг.) выпущено 215 210 экз.

    На протяжении 1975-1983 гг. байк часто проходил конструкционные изменения. Его модернизировали и совершенствовали. По этому, одинаковых технических характеристик все мотоциклы Иж ПС не имеют. Все же отдельные из них не изменялись.

    Длина байка составляет 207 см. Ширина его достигает 79-81 см. При этом, высота мото - 115 см.

    Тормозной путь мотоцикла Иж Планета Спорт все же значителен и составляет 16 метров при скорости в 60 км/час. На скорости в 30 км/час для полной остановки мотоциклу потребуется всего 7 метров.

    Технические характеристики двигателя ПС Ижмото тоже впечатляют. Мотор этого двухколесного спортбайка имеет двухтактный тип работы. Трёхканальная его продувка неплохо себя зарекомендовала.

    Одного цилиндра этому байку более чем достаточно для развития немалой мощности. Диаметр последнего составляет 76 мм. Мотоцикл Иж Планета Спорт имеет силовой агрегат, который обладает достаточно-таки высокой степенью сжатия (10,5). Система охлаждения активно использует встречные воздушные потоки. Фильтр для очистки воздуха перед его подачей в смесь исполнен в сухом типе. Его дополнили бумажным элементом.

    В первую очередь вызывают восторг передаточные числа КПП этого байка. В подарок от конструкторов, к тому же, мото получил усовершенствованную амортизацию. Электрооборудование, как для такой старинной модели «Планеты» у ПС Ижмото удивляет. В распоряжении байка бортовая сеть с напряжением в 12 вольт. Трёхфазный генератор переменного тока способен выдавать 14 вольт и мощность в 100 Вт.

    Отметим, что самые первые железные кони данной серии оснащались зарубежными аккумуляторными батареями.

    В комплект к самым первым ПС Иж прилагались итальянские свечи зажигания «Магнетти-Марелли». Нередко это были и свечи «NGK», что рекомендованы для использовать на высоких скоростях (от 100 км/ч). При этом, снималась прокладка с головки цилиндра.

    Топливный бак мотоцикла Иж Планета Спорт располагал объемом в 14 литров. Бензин марки «АИ-93» считался наиболее приемлемым для заправки этого байка. Масляный же бак железного коня вмещал 1,5 литра.

    Советский мотоцикл ИЖ ПС получил от жителей СССР прозвище «Пёс». Нередко его называли и «Спортак». Так как мото имел непривычно высокое качество, быстро поползли слухи о его предназначении для экспорта в Соединенные Штаты Америки.

    Дефицит запчастей для этого мото привел к активному моторному «тюнингу» вышеуказанного байка. Поршень нередко подгонялся под штатный шатун «Чезет».

    Народ быстро оценил надежность и долговечность мотоцикла ИЖ Планета Спорт. Байк мог спокойно выдержать 60 тысяч км пробега без поломок. При большем пробеге давался в знаки износ основных его узлов.

    

    Иж Планета Спорт

    Иж Планета Спорт
    Общая информация
    Производитель

    Ижевский машиностроительный завод

    Составляющие
    Двигатель
    Система смазки

    раздельная

    Технические характеристики
    Максимальная скорость, км/ч
    Расход топлива, л на 100 км
    при скорости 60 км/ч
    при скорости 90 км/ч
    Габариты
    Длина, мм
    Ширина, мм
    Высота, мм
    База мотоцикла, мм
    Дорожный просвет, мм

    Иж Планета Спорт - дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для туристических и спортивных поездок по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Выпускался Ижевским мотозаводом с по 1984 год .

    История

    В 1973 году Ижевский завод шокировал советских мотоциклистов первым серийным спортивным мотоциклом «Иж Планета Спорт». Мотоцикл был очень непохожим на собратьев как внешне, так и по конструкции. Внешне Иж-ПС был очень похож на японские мотоциклы середины 1960-х годов (например Suzuki T250 Super Six 1966 года, Yamaha 350R5 1970 года, Kawasaki A1 Samurai 1966 года). Благодаря высокому техническому уровню конструкции и качеству изготовления «Иж Планета Спорт» экспортировались во многие социалистические страны, где успешно конкурировали с «Явами» и мотоциклами СZ.

    Хотя серийный выпуск мотоцикла начался в 1973 году, в СССР первые 500 мотоциклов были реализованы в период с июня по сентябрь 1974 года , в момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1005 рублей, последующие партии стали продаваться по 1200 рублей. Мотоцикл продержался на конвейере до 1984 года , после чего был снят с производства. Среди советских мотоциклистов наиболее высоко ценились Иж-ПС первых лет выпуска, которые стоили дорого даже в десятилетнем возрасте.

    Конструкция

    Техническая «начинка» (за исключением мелочей) была полностью оригинальной, а задние амортизаторы фирмы КОНИ. Правда, такая комплектация была у первых 500 штук и существенно отличалась от остальных моделей ИЖ.

    Впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя собственной разработки(ИЖ-МАМИ), которую перестали устанавливать в 1977году . Двигатель рабочим объёмом 340 см³ (диаметр поршня - 76 мм, ход - 75мм), оснащался японским карбюратором Микуни , что позволяло ему развивать 32 л.с. при 6700 об/мин. Таким образом, «одиночка» с сухой массой 135 кг обладала удельной мощностью 237 л.с./тонну (безумно популярная в СССР Jawa-350/634 обладала удельной мощностью 141 л.с./тонну). Благодаря этому мотоцикл обладал высокими динамическими качествами - время разгона до 100 км/ч не превышало 11 секунд. Двигатель был закреплён в раме с помощью резиновых подушек - техническое новшество того периода(так как приводная цепь справа, двигатель постепенно проворачивался по часовой стрелке из за мягкости подушек, что приводило к перекосу цепи, быстрому её износу, а также к износу ведущей и ведомой звёзд). Первые годы мотоциклы оснащались японским электрооборудованием Denso , благодаря чему впервые на советском мотоцикле были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике. Переднее колесо отличалось размером 3,25х19.

    Более поздние выпуски «Планеты Спорт» оснащались отечественным карбюратором К-62М, из-за чего максимальная мощность снизилась до 28 л.с. Отличить их от ранних выпусков можно по заднему фонарю, немного изогнутой выхлопной трубе, которая изначально была прямой, отличались амортизаторами, в более ранних версиях были стаканы из нержавейки, были отражатели на ушах фары, под баком появилась косынка для укрепления рамы. . В 1975 году головка цилиндров сменила оребрение с «веерного» на обычное, изменена форма камеры сгорания, в 1978 установлено электрооборудование и спидометр советского производства, увеличен диаметр спиц .

    Технические характеристики

    Общие данные (в скобках - данные для версий с 1978 года )

    • База мотоцикла 1350 (1390) мм
    • Длина: 2050 (2070) мм
    • Ширина: 730 (810) мм
    • Высота: 1100 (1150) мм
    • Дорожный просвет: 145 (135) мм
    • Сухая масса: 135 (145) кг
    • Максимальная скорость: 140 (130) км/час
    • Расход топлива:
      • при скорости 60 км/час: 3,5 л/100 км
      • при скорости 100 км/час: 6,5 л/100 км
    • Время разгона до 100 км/час: 11 сек
    • Тормозной путь со скорости 60 км/час: 12 м
    • Запас хода - около 400 км (при скорости 60-70 км/час)

    Двигатель

    • Тип двигателя: двухтактный, с трёхканальной продувкой (ещё её можно назвать пятиканальной, выходных перепускных окон - пять)
    • Число цилиндров: 1
    • Диаметр цилиндра: 76 мм
    • Ход поршня: 75 мм
    • Рабочий объём: 340 см³
    • Степень сжатия: 9,5-10,5 (8,7-9,2)…(степень сжатия можно было регулировать прокладкой под головкой цилиндра…)
    • Номинальная мощность двигателя при 5600-6700 об/мин: 32 (28) л.с.
    • Крутящий момент двигателя при 5200-5800 об/мин: 34.3 Nm
    • Система охлаждения - потоком встречного воздуха
    • Система питания:
      • Воздушный фильтр сухой, с бумажным элементом
      • Карбюратор «Микуни» (К-62М)
      • Диаметр диффузора: 32 мм
      • Производительность главного жиклёра: 320 куб.см/мин
      • Маркировка на главном жиклёре - Микуни «190»

    Трансмиссия

    • Первичная передача косозубыми шестернями
    • Сцепление многодисковое в масляной ванне
    • Коробка передач: четырёхступенчатая
    • Переключение передач ножное, педаль-рычаг находится под левой ногой
    • Задняя передача: открытая, втулочно-роликовой цепью
    • Передаточное число первичной передачи: 2,18
    • Передаточное число задней передачи: 2,47
    • Передаточные числа коробки передач:
      • I передачи: 3,17
      • II передачи: 1,81
      • III передачи: 1,26
      • IV передачи: 1,0

    Ходовая часть

    • Рама трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная
    • Передняя подвеска: бесштоковая телескопическая вилка
      • Ход подвески: 155 мм
    • Задняя подвеска - маятниковая
      • Ход подвески: 90 мм
    • Размеры шин:
      • переднего колеса: 3,00-19″, модель Л-170
      • заднего колеса: 3,50-18″, модель К-74
    • Тормоза - колодочные
    • Диаметр тормозного барабана:
      • переднего колеса: 190 мм
      • заднего колеса: 170 мм

    Электрооборудование

    • Напряжение бортовой сети: 12 В
    • Генератор: ИЖ ГП-1, трёхфазный, переменного тока
    • Напряжение генератора: 14 В
    • Мощность генератора: 100 Вт
    • Аккумуляторная батарея: 6МТС-9, на первых ПС аккумулятор 12N9-4B
    • Регулятор напряжения: ИЖ РН-1 (БПВ 14-10)
    • Свеча зажигания: А-23 (в комплекте к первым ПСам давалась итальянская Магнетти-Марелли)

    Заправочные ёмкости и ГСМ

    «ИЖ Планета Спорт» в народе

    Советские мотоциклисты мотоциклу «ИЖ Планета Спорт» дали прозвища «Пёс» (от сокращённого ИЖ ПС), «спортак». Из-за непривычно высокого качества поговаривали, что «Планета-Спорт» предназначался для экспорта в США. Первые 500 шт имели сервисную книжку, где указывался идентификационный номер на заказ запчастей с завода.

    По причине дефицита запчастей многие занимались моторным «тюнингом » - поршень М-412 (нужного диаметра, но с большим отверстием пальца) подгоняли под штатный шатун, либо под поршневую группу кроссового 514-го «чезета». Немного увеличивалась мощность, но ресурс снижался до одного сезона (стандартный «ИЖ-Планета Спорт» выдерживал по 50-60 тысяч километров без заметного износа основных узлов).

    В настоящее время хорошо сохранившийся «ИЖ Планета Спорт» - большая редкость, которая ценится знатоками. В России за мотоцикл первых лет выпуска иногда просят и больше $1000. Немало также сейчас стоят запчасти на ПС, а оригинальных найти почти невозможно.

    Спортивные модификации

    На базе «Планета-Спорт» в апреле 1975 года начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневный эндуро «Иж М-15» и кроссовой модификации «Иж-К-15», правда спортсменами ценился только двигатель, а ходовую брали от ЧЗ, получалась хорошая машина. А также на базе двигателя ИЖ Планета Спорт выпускался мотоцикл для спидвея (для гонок по льду), также были и другие экспериментальные модели.

    См. также

    Примечания

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .