Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Эпифиз - квантовый компьютер в головном мозге
  • Как правильно купить квартиру через аукцион: каковы риски и особенности такого приобретения для покупателя?
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Анахата чакра — за что отвечает и как ее раскрыть Кундалини йога от Майи Файнс
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Что такое самость в психологии. Эго и Самость: их определение и различие

    Что такое самость в психологии. Эго и Самость: их определение и различие

    Self; Selbst) - архетип целостности - наиполнейшего человеческого потенциала и единства личности как целого; регулирующий центр психического.

    Самость как объединяющий принцип в области человеческой психики занимает центральное место в управлении психической жизнью и поэтому является высшей властью в судьбе индивида.

    "Как эмпирическое понятие, самость обозначает целостный спектр психических явлений у человека. Она выражает единство личности как целого. Но в той степени, в какой целостная личность по причине своей бессознательной составляющей может быть сознательной лишь отчасти, понятие самости является отчасти лишь потенциально эмпирическим и до этой степени постулятивным. Другими словами, оно включает в себя как переживабель-ное, так и непереживабельное (или еще не пережитое). Эти качества присущи, в равной мере, многим другим научным понятиям, оказывающимся более именами, нежели идеями. В той степени, в какой психическая целостность, состоящая из сознательных и бессознательных содержаний, оказывается постулятивной, она представляет трансцендентальное понятие, поскольку оно предполагает существование бессознательных факторов на эмпирической основе и, таким образом, характеризует некое бытие, которое может быть описано лишь частично, так как другая часть остается (в любое данное время) неузнанной и беспредельной" (ПТ, пар. 788).

    "Самость не только центр, но также и вся окружность, которая включает в себя как сознательное, так и бессознательное; она является центром этой всеобщности, точно так же как эго является центром сознания" (CW 12, par. 44; ПА, пар. 44).

    "Подобно тому как сознательные и бессознательные явления дают о себе знать практически, при встрече с ними самость как психическая целостность также имеет сознательный и бессознательный аспекты. Эмпирически самость проявляется в сновидениях, мифах, сказках, являя персонажи "сверхординарной личности" (см. эго), такие как король, герой, пророк, спаситель и т. д., или же в форме целостного символа- круга, квадрата, креста, квадратуры круга (quadrature circuli) и т. д. Когда самость репрезентирует complexio oppositorum, единство противоположностей, она также выступает в виде объединенной дуальности, например в форме дао, как взаимодействия инь и янь, или враждующих братьев, или героя и его противника (соперника) (заклятого врага, дракона), Фауста и Мефистофеля и т. д.

    Поэтому эмпирически самость представлена как игра света и тени, хотя и постигается как целостность и союз, единство, в котором противоположности соединены. Так как такое понятие непредставимо - третьего не дано, - то самость оказывается трансцендентальной и в этом смысле. Рассуждая логически, здесь мы имели? бы дело с пустой спекуляцией, если бы не то обстоятельство, что самость обозначает символы единства, которые оказываются обнаруживаемы эмпирически" (ПТ, пар. 789).

    Переживание Самости характеризуется нуминозностью религиозного откровения. В этом смысле Юнг полагал, что нет существенной разности между Самостью как эмпирически постигаемой психологической реальностью и традиционным представлением о верховном божестве.

    "С интеллектуальной точки зрения самость - не что иное, как психологическое понятие, конструкция, которая должна выражать неразличимую нами сущность, саму по себе для нас непостижимую, ибо она превосходит возможности нашего постижения, как явствует уже из ее определения. С таким же успехом ее можно назвать "богом в нас". Начала всей нашей душевной жизни, кажется, уму непостижимым образом зарождаются в этой точке, и все высшие и последние цели, кажется, сходятся на ней. Этот парадокс неустраним, как всегда, когда мы пытаемся охарактеризовать что-то такое, что превосходит возможности нашего разума" (ПБ, с. 312).

    В разнообразной современной литературе по аналитической психологии очень часто встречается написание термина с заглавной буквы. Юнговское представление о Самости значительно отличается от того, как это понятие используется в другой психоаналитической литературе. Эта разница зависит прежде всего от понимания архетипов: юнговская концептуализация Самости видит ее укорененной в трансличностном измерении. Отсюда и частое написание слова с заглавной буквы. Но существует и клинический аспект самости, часто более тесно связанный с областью эго сознания; в работах клинического характера термин "самость" часто пишут с маленькой буквы. Таким образом, заглавная буква появляется в тех случаях, когда автор текста хочет выделить трансличностную, архетипическую основу Самости.

    САМОСТЬ

    Термин, употребляемый в аналитической психологии с 1916 года в нескольких различных значениях: 1) души в целом; 2) тенденции души функционировать упорядоченно и структурированно, сообразно цели и плану; 3) тенденции души продуцировать образы и символы, стоящие "по ту сторону" Я (образ Бога или героических персонажей, выполняющих эту роль, которые обращают людей к необходимости и возможности роста и развития); 4) психологического единства человека с момента рождения. Это единство при накоплении жизненного опыта постепенно разрушается, но остается неким шаблоном или эскизом для последующих переживаний целостности и интеграции. Иногда мать рассматривается в качестве "носителя" детской Самости. Имеется в виду нечто сходное с процессом, называемым в психоанализе "отзеркаливание".

    САМОСТЬ (SELF)

    Термин, обозначающий: а) целостную личность во всех ее реальных проявлениях, включая телесную и психическую организацию индивида; б) "мою", "собственную" личность, противостоящую другим лицам или объектам вне "меня". Термин Самость заимствован из обыденной речи, где его употребление может заменять и перекрывать многие технические аспекты, относящиеся к концепции себя, образа себя, схем себя и тождественности самому себе. Схемы Самости представляют собой устойчивые структуры, принимающие активное участие в организации психических процессов и кодировании того, как человек сознательно и бессознательно воспринимает самого себя. Такие схемы ранжируются от реалистичного взгляда на себя до полностью искаженного, наблюдающегося в отдельные периоды у каждого индивида. Их основой являются репрезентации Самости - психические содержания в системе Я, бессознательно, предсознательно или сознательно отражающие аспекты телесной или психической Самости, включая влечения и аффекты, возникающие в реакции индивида на себя и внешний мир. Совместно со схемами объекта схемы Самости обеспечивают организацию базисного и актуального материала для формирования всех адаптивных и защитных функций. В процессе созревания различные схемы Самости выстраиваются в виде иерархической упорядоченной организованной структуры, составляющей Самость.

    Кодирование Самости в виде сенсорного способа представлений называется образом Самости, который может быть представлен зрительными, слуховыми или осязательными компонентами. Видение себя в конкретной ситуации и в определенное время обозначается термином концепция Самости. Последняя слагается из комплексных представлений о собственном внутреннем состоянии, сочетающихся с концепцией собственного тела. Идеационные компоненты концепции Самости кодируются на основе непосредственного опыта (ощущений, эмоций, мыслей) и косвенного восприятия телесной и психической Самости, выступающей уже в качестве объекта. Концепция Самости может быть сознательной или бессознательной, реалистичной или нереалистичной. Оно может относительно правильно (то есть в соответствии с реальным положением вещей) отражать совокупность физических, эмоциональных и психических свойств индивида; однако при определенных условиях концепция Самости может быть нереалистичной, искаженной вытеснением или смещением неприемлемых для индивида собственных качеств либо их "заместителей" (например, фантазий), сопряженных с отдельными желаниями и потребностями в защите. Самооценка представляет собой конечный результат сопоставления себя с идеальной концепцией Самости, притязаниями, а также оценками со стороны значимых для индивида лиц или социальных групп. Как правило, самооценка осознается лишь отчасти и становится заметной только при ее утрате. Если оценочные суждения положительны, аффективный ответ на них будет характеризоваться приподнятым настроением и экспансивностью. Снижение самооценки, наоборот, сопровождается обостренными переживаниями неполноценности и нерешительностью.

    В психоаналитической литературе термин "Самость" используется в различных контекстах. Фрейд, особенно до построения структурной теории, часто использовал понятие Я, подразумевая Самость. В таких концепциях, как обращение на себя влечений, Самость (или Я рассматривается кок противоположность объекта. Гартманн рассматривал эту проблему, отделив Я, как группу функций, от Самости. С этих позиций нарциссизм может рассматриваться как катексис либидо, направленный не столько на Я, сколько на Самость. Якобсон использовала термин Самость для обозначения личности в ее целостном выражении. Шафером выделены три разновидности понятия Самость: в качестве действующего начала, в качестве места или поля действия и в качестве объекта. Кохут определял Самость как независимый инициативный центр. Другие авторы - Мейснер, Лихтенберг, Штерн - использовали термин Самость для обозначения опыта, приобретаемого либо в виде чувство себя, либо при развитии Самости в мире субъективности и взаимоотношений с другими. Независимо от того, в рамках какой понятийной системы осмысляется этот термин, в любом случае Самость более тесно связана с опытом, чем Оно, Я и Сверх-Я.

    Самость

    Данная дефиниция была написана Юнгом для немецкого издания Собрания сочинений и отсутствует в русском издании 1929 года. - прим. ред. Любопытно отметить, что определение, данное самости, как "целостного спектра психических явлений у человека" почти идентично определению психического как "тотальности, целостности всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных" (см. душа). Здесь может подразумеваться, что каждый индивид посредством психического или благодаря ему в своей потенции представляет самость. Вопрос лишь в том, чтобы "реализовать" эту присущую ему в потенции самость. Но это уже вопрос самой жизни. - ред. англ. изд.] Как эмпирическое понятие, самость обозначает целостный спектр психических явлений у человека. Она выражает единство личности как целого. Но в той степени, в какой целостная личность по причине своей бессознательной составляющей может быть сознательной лишь отчасти, понятие самости является отчасти лишь потенциально эмпирическим и до этой степени постулятивным. Другими словами, оно включает в себя как "переживабельное" (experienceable), так и "непереживабельное" (inexperienceable) (или еще не пережитое). Эти качества присущи в равной мере многим другим научным понятиям, оказывающимся более именами, нежели идеями. В той степени, в какой психическая целостность, состоящая из сознательных и бессознательных содержаний, оказывается постулятивной, она представляет трансцендентальное понятие, поскольку оно предполагает существование бессознательных факторов на эмпирической основе и, таким образом, характеризует некое бытие, которое может быть описано лишь частично, так как другая часть остается (в любое данное время) неузнанной и беспредельной.

    Подобно тому как сознательные и бессознательные явления дают о себе знать практически, при встрече с ними, самость, как психическая целостность, также имеет сознательный и бессознательный аспекты. Эмпирически самость проявляется в сновидениях, мифах, сказках, являя персонажи "сверхординарной личности" (см. эго), такие как король, герой, пророк, спаситель и т. д., или же в форме целостного символа - круга, квадрата, креста, квадратуры круга (quadratura circuli) и т.д. Когда самость репрезентирует complexio oppositorum, единство противоположностей, она также выступает в виде объединенной дуальности, например в форме дао, как взаимодействия инь и ян, или враждующих братьев, или героя и его противника (соперника) - заклятого врага, дракона, Фауста и Мефистофеля и т. д. Поэтому эмпирически самость представлена как игра света и тени, хотя и постигается как целостность и союз, единство, в котором противоположности соединены. Так как такое понятие непредставимо - третьего не дано, - то самость оказывается трансцендентальной и в этом смысле. Рассуждая логически, здесь мы имели бы дело с пустой спекуляцией, если бы не то обстоятельство, что самость обозначает символы единства, которые оказываются обнаруживаемы эмпирически.

    Самость не является философской идеей, поскольку она не утверждает своего собственного существования, то есть она не гипостазирует самое себя. С интеллектуальной точки зрения это всего лишь рабочая гипотеза. Ее эмпирические символы, с другой стороны, очень часто обладают отчетливой нуминозностъю, то есть априорной эмоциональной ценностью, как в случае мандалы, пифагорейского tetraktys, кватерности и т. д. /19/ Таким образом, самость утверждает себя как архетипическую идею (см. идея; образ), отличающуюся от других идей подобного рода тем, что она занимает центральное место благодаря значительности своего содержания и своей нуминозностью.

    САМОСТЬ

    Термин, относящийся к аппарату глубинной психологии и обозначающий сердцевину, ядро личности. Самость понимается как сложное образование, формирующееся в виде устойчивой конфигурации взаимодействующих врожденных качеств личности и влияний окружения. В результате такого взаимодействия индивид получает возможность переживать самообъекты уже на ранних стадиях развития. В дальнейшем происходит образование устойчивой целостной психологической структуры. Самость представляет собой центр инициативности, хранилище впечатлений, область пересечения идеалов,эталонов поведения, притязаний и способностей индивида. Перечисленные свойства являются основой развертывания Самости в качестве самостимулирующейся, самонаправляющейся, самоосознаваемой и самоподдерживающейся целостности, обеспечивающей личность основными целями и смыслом жизни. Особенности притязаний, способностей, норм (стандартов) и возникающие между ними виды напряжения, программы деятельности и активности, структурирующие жизненный путь индивида, сочетаясь в различных пропорциях, переживаются как некая непрерывность во времени и пространстве и придают личности смысл и сущность Самости, отдельного и осмысленного бытия, средоточия инициативности и накапливающихся впечатлений.

    Составляющими или секторами Самости являются: 1) полюс базальных стремлений обладать силой и знаниями (полюс целей и притязании); 2) полюс руководящих идеалов (полюс идеалов и норм), 3) дуга напряжения между обоими крайними полюсами, активизирующая основные способности индивида. Здоровая Самость может быть представлена в виде функционального континуума секторов, расположенных между полюсами. Для отграничения двухполюсной структуры Самости от рассматриваемых в литературе Кохут вводит в рамках собственной концепции специальный термин биполярная Самость.

    В зависимости от уровня развития и/ или особенностей проявления составных частей описаны следующие типы Самости.

    Виртуальная Самость, то есть образ зарождающейся Самости в представлениях родителей. Именно родители придают форму бытию Самости ребенка; соответственно, виртуальная Самость определяет способ, с помощью которого конкретные родители "закладывают" в новорожденного потенциальные качества личности.

    Ядерная Самость рассматривается как впервые проявляющаяся (на втором году жизни) связная организация структур психики.

    Связная Самость представляет собой относительно взаимосвязанные структуры нормально функционирующей Самости.

    Термином грандиозная Самость принято описывать нормальную эксгибиционистскую Самость младенца, в структуре которой преобладают переживания беззаботности и средоточия всего бытия.

    Кроме того, были описаны патологические состояния Самости.

    Архаическая Самость представляет собой патологические проявления ядерных сочетаний Самости (нормальных для раннего периода развития) у зрелого индивида.

    Фрагментированная Самость отражает хронические либо повторяющиеся состояния, которые характеризуются снижением степени связности отдельных частей Самости. Фрогментирование является результатом повреждения либо дефекта объектных ответов либо следствием других вызывающих регрессию факторов. Фрагментирующая тревога может проявляться в различной степени - от легкой нервозности (сигнальная тревога) до полной паники, возвещающей о наступлении распада Самости.

    Опустошенная Самость отражает утрату жизненных сил с картиной опустошающей депрессии. Она возникает вследствие неспособности самообъекта радоваться существованию и утверждению Самости.

    Перегруженная Самость представляет собой состояние дефицита, при котором Самость не способна успокоить себя или облегчить себя при страдании, то есть не умеет найти подходящие условия для воссоединения с успокоительным всемогущим самообъектом.

    Перевозбужденная Самость рассматривается как состояние повторяющихся проявлений повышенной эмоциональности или возбужденности, возникающих в результате чрезмерных либо неприемлемых для данной фазы развития неэмпатических ответов со стороны самообъектов.

    Несбалансированная Самость описывается кок состояние непрочности составных частей Самости. При этом одна из частей, как правило, доминирует над остальными. Если слабый оценочный полюс не может обеспечить достаточного "руководства", Самость страдает от чрезмерной амбициозности, достигающей уровня психопатии. При чрезмерно развитом оценочном полюсе Самость оказывается "скованной* чувством вины и в результате "стесненной" в своих проявлениях. Третий тип несбалансированности Самости характеризуется выраженной дугой напряжения между двумя относительно слабыми полюсами. Такой тип Самости является, так сказать, отстраненным от ограничивающих идеалов и личностных целей, в результате чего индивид отличается повышенной чувствительностью к давлению со стороны внешнего окружения. В качестве примера можно привести образ специалиста в технической области знаний, полностью посвятившего себя самосовершенствованию в профессиональной деятельности, но в то же время лишенного сбалансированной позиции в сфере личностных притязаний или этических оценок. Выраженность несбалансированности варьирует в широких пределах - от относительно нормальных личностных проявлений до предпсихотической личности.

    Как нормальная, так и патологическая структура Самости в ровной степени связаны с процессами интернализации связей между Самостью и его объектами. При этом самообъект рассматривается как субъективное переживание индивидом поддержки, создаваемой другими людьми (объектами). Хотя термин самообъект вполне применим по отношению к поддерживающим лицам, его нужно использовать прежде всего для описания интрапсихических переживаний, отражающих различные типы взаимоотношений Самости с другими объектами. Поэтому отношения, характеризующие самообъекты, следует выражать в терминах поддерживающей Самость функции, преобразования которой зависят либо от влияния других людей, либо от временного параметра - периода, наиболее значимого для проявления данной функции.

    Инфантильные самообъекты отражают переживания нормальной поддержки Самости в раннем детском возрасте. Этот тип переживаний представляет собой слияние опыта, проистекающего из пока еще недостаточно разграниченных на когнитивном уровне Самости и самообъекта. На этой стадии развития самообъекты еще не могут переживаться ребенком как "вместилище" отдельных центров инициативности и интенциональности.

    Архаические сомообъекты предполагает патологическую потребность в функциях, обычно присущих детскому самообъекту. При этом патологические черты архаический самообъект может приобрести только в зрелом возрасте.

    Отражающие сомообъекты, "притягивая" и укрепляя ощущения значимости, целостности и положительной самооценки, поддерживают наиболее важные для индивида фантазии и представления.

    Идеализируемые (или идеализированны) самообъекты обеспечивают "слияние" с образом бесстрашной, мудрой, сильной и доброй идеализируемой личности. Самообъекты "второго Я" отражают переживания поддержки со стороны других людей, представляемых индивидом в виде какой-либо части самого себя.

    Соперничающие самообъекты обеспечивают переживания, связанные с центром инициативности, действующим в направлении оппозиционного самоутверждения.

    САМОСТЬ

    Центральный архетип (см. выше). Архетип упорядочивания. Целостность человека. Символически представляется в виде круга, квадрата, четверичности (см. ниже), младенца, мандалы (см. выше). и так далее. К. Г. Юнг:"Самость - это величина, управляющая сознательным Я. Она охватывает не только осознаваемую, но и бессознательную составляющую психики и в силу этого является личностью, которые являемся и мы тоже... Нет никакой надежды, что мы достигнем хотя бы приближенного осознания Самости, ведь сколько ни смогли бы мы осознать, всегда еще остается определенное или неопределенное количество бессознательного, которое тоже относится к тотальной Самости." (Из работы "Отношение между Я и бессознательным"). "Самость является не только центром, но и той окружностью, которая заключает в себе сознание и бессознательное; она представляет собой такой же центр этого общего, как Я - центр сознания." (Из работы "Сновиденческие символы в процессе инди- видуации"). "Кроме того, Самость является и целью жизни, ибо она представляет собой совершеннейшее выражение той комбинации судьбы, которую называют индивидуумом." (Из работы "Отношение между Я и бессознательным").

    По гречески "эго" означает "я". Карл Юнг определил Эго как центр сознания. А для отделения от параметров личности дал новое понятие "самость" как центр личности. И правильно сделал, вроде бы на первый взляд и разницы никакой, но!

    Эго дано нам от рождения, причем не только человеку, а и любой системе. Эго - это осознание того что ты есть целостный объект природы, отличаемый какими-то параметрами от других объектов, и определяющий какие именно подобъекты (руки, ноги, голова) являются неотделимой частью твоего "я". Эго дается объекту при "зачатии" и умирает вместе с распадом объекта (а может и наоборот объект распадается после смерти Эго). Эго нельзя уменьшить или увеличить, развить или подавить, оно как BIOS в компьютере, который определяет и тестирует части компьютера при включении и обеспечивает обязательную для объекта живучесть. Эго объекта имеет в своем составе часть эго составляющих его подобъектов, с целью подчинения подобъектов для выполнения заданий главного эго. Части клетки должны работать так, как им прикажет ядро. Сердце должно работать так, как требуется организму. Рядовые военные должны выполнять то, что прикажут командиры. Несколько других примеров Эго

    Самость же - то что объект накапливает в течении своей жизни как свой опыт и знания, которые в итоге отражаются на поведении объекта в обществе подобных объектов. Это как программы и базы данных, загруженные в компьютер, для того чтобы этот конкретный компьютер обеспечивал то что от него требуется в том "обществе", в котором он является подобъектом. Самость можно менять посредством обучения. Размер самости не может быть оценкой "хорошо/плохо", потому что качество самости является результатом воздействия на нее внешним (а не внутренним) обществом подобных (а не составляющих) объектов. С кем поведешься - от того и наберешься. Яблоко от яблони недалеко падает.

    Принципиальное различие между понятиями "Эго" и "Самость" в том что Эго обеспечивает целостность системы, а Cамость - индивидуальность и развитие. В этом и есть их единсто и борьба противоположностей, а точнее - их гармония.

    Эгоист - неправильное понятие, оно должно называться "самоист". Это когда потребности конкретного объекта находятся в противоречии с возможностями других объектов этого же общества.

    (Self; Selbst) - архетип целостности - наиполнейшего человеческого потенциала и единства личности как целого; регулирующий центр психического.

    Самость как объединяющий принцип в области человеческой психики занимает центральное место в управлении психической жизнью и поэтому является высшей властью в судьбе индивида.

    "Как эмпирическое понятие, самость обозначает целостный спектр психических явлений у человека. Она выражает единство личности как целого. Но в той степени, в какой целостная личность по причине своей бессознательной составляющей может быть сознательной лишь отчасти, понятие самости является отчасти лишь потенциально эмпирическим и до этой степени постулятивным. Другими словами, оно включает в себя как переживабель-ное, так и непереживабельное (или еще не пережитое). Эти качества присущи, в равной мере, многим другим научным понятиям, оказывающимся более именами, нежели идеями. В той степени, в какой психическая целостность, состоящая из сознательных и бессознательных содержаний, оказывается постулятивной, она представляет трансцендентальное понятие, поскольку оно предполагает существование бессознательных факторов на эмпирической основе и, таким образом, характеризует некое бытие, которое может быть описано лишь частично, так как другая часть остается (в любое данное время) неузнанной и беспредельной" (ПТ, пар. 788).

    "Самость не только центр, но также и вся окружность, которая включает в себя как сознательное, так и бессознательное; она является центром этой всеобщности, точно так же как эго является центром сознания" (CW 12, par. 44; ПА, пар. 44).

    "Подобно тому как сознательные и бессознательные явления дают о себе знать практически, при встрече с ними самость как психическая целостность также имеет сознательный и бессознательный аспекты. Эмпирически самость проявляется в сновидениях, мифах, сказках, являя персонажи "сверхординарной личности" (см. эго), такие как король, герой, пророк, спаситель и т. д., или же в форме целостного символа- круга, квадрата, креста, квадратуры круга (quadrature circuli) и т. д. Когда самость репрезентирует complexio oppositorum, единство противоположностей, она также выступает в виде объединенной дуальности, например в форме дао, как взаимодействия инь и янь, или враждующих братьев, или героя и его противника (соперника) (заклятого врага, дракона), Фауста и Мефистофеля и т. д.

    Поэтому эмпирически самость представлена как игра света и тени, хотя и постигается как целостность и союз, единство, в котором противоположности соединены. Так как такое понятие непредставимо - третьего не дано, - то самость оказывается трансцендентальной и в этом смысле. Рассуждая логически, здесь мы имели? бы дело с пустой спекуляцией, если бы не то обстоятельство, что самость обозначает символы единства, которые оказываются обнаруживаемы эмпирически" (ПТ, пар. 789).

    Переживание Самости характеризуется нуминозностью религиозного откровения. В этом смысле Юнг полагал, что нет существенной разности между Самостью как эмпирически постигаемой психологической реальностью и традиционным представлением о верховном божестве.

    "С интеллектуальной точки зрения самость - не что иное, как психологическое понятие, конструкция, которая должна выражать неразличимую нами сущность, саму по себе для нас непостижимую, ибо она превосходит возможности нашего постижения, как явствует уже из ее определения. С таким же успехом ее можно назвать "богом в нас". Начала всей нашей душевной жизни, кажется, уму непостижимым образом зарождаются в этой точке, и все высшие и последние цели, кажется, сходятся на ней. Этот парадокс неустраним, как всегда, когда мы пытаемся охарактеризовать что-то такое, что превосходит возможности нашего разума" (ПБ, с. 312).

    В разнообразной современной литературе по аналитической психологии очень часто встречается написание термина с заглавной буквы. Юнговское представление о Самости значительно отличается от того, как это понятие используется в другой психоаналитической литературе. Эта разница зависит прежде всего от понимания архетипов: юнговская концептуализация Самости видит ее укорененной в трансличностном измерении. Отсюда и частое написание слова с заглавной буквы. Но существует и клинический аспект самости, часто более тесно связанный с областью эго сознания; в работах клинического характера термин "самость" часто пишут с маленькой буквы. Таким образом, заглавная буква появляется в тех случаях, когда автор текста хочет выделить трансличностную, архетипическую основу Самости.

    Самость – как гармония сознательного и бессознательного присутствует в почти каждой древней культуре. Поскольку воплощением самости является любой бог-демиург, приводящий хаос или пустоту к упорядоченности и гармонии ибо сам он является эталоном этого и стремится создать мир по образу и подобию своему. Создают мир по образу и подобию.

    В современной культуре найти героя, обладающего самостью не так просто. Поскольку почти все культурные произведения современности строятся на конфликте. А в случае человека приведшего к гармонии сознательное и бессознательное конфликт, как таковой, невозможен.

    Заключение

    В ходе работы мы рассмотрели архетипы, представленные в трудах Карла Густава Юнга. Проанализировали их и привели соответствующие примеры. Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод. Почти все архетипы Юнга, в большей или меньшей степени, присутствуют как в древней, так и в современной культуре. А значит, влияют на сознательное и бессознательное восприятие современного человека в такой же степени, как и древнего.

    Список литературы

      Об архетипах коллективного бессознательного. (1991 год, перевод А.М. Руткевич)

      Душа и миф: шесть архетипов (Карл Густав Юнг)

      Психологические типы (Карл Густав Юнг)

      Архетип и символ (Карл Густав Юнг)

      Википедия. Биография К.Г. Юнга

      Очерки по психологии бессознательного (К.Г. Юнг)

      Аналитическая психология (К.Г. Юнг)

      Проблемы души нашего времени (К.Г. Юнг)

    Архетип – от греч. «архе» - начало и «типос» -образ, - таким образом это мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессознательного, врожденные универсальные идеи, изначальные модели восприятия, мышления, переживания. Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Они составляют структуру мировоззрения и передаются из поколения в поколение.

    Коллективное бессознательное как оставляемый опытом осадок и вместе с тем как некоторое его, опыта, a priori есть образ мира, который сформировался уже в незапамятные времена. «Единственная возможность состоит в том, чтобы признать иррациональное в качестве необходимой – потому что она всегда наличествует – психической функции и ее содержание принять не за конкретные (это было бы шагом назад!), а за психические реальности, - реальности, поскольку они суть вещи действенные, т.е. действительности.»
    Это господствующие силы, боги, т.е. образы доминирующих законов и принципы общих закономерностей, которым подчиняется последовательность образов, все вновь и вновь переживающей душой.
    Архетипы можно рассматривать как результат и отражение имевших место переживаний; но точно так же они являются теми факторами, которые служат причинами переживаний.
    Познание архетипов является значительным шагом вперед. Магическое или демоническое действие, вызываемое ближним, исчезает благодаря тому, что тревожное чувство сводится к некоторой определенной величине коллективного бессознательного.
    В период жизненного поворота следует уделять образам коллективного бессознательного особое внимание, так как в такие моменты оно является источником из которого можно черпать указания к разрешению проблемы. Из сознательной обработки этих данных может получиться трансцедентная функция, как формирование восприятия, опосредованного архетипами.
    Юнг описал множество архетипов, дав им условные и весьма своеобразные, но точные названия: Самость, Персона, Тень, Анима, Анимус, Мать, Ребенок, Солнце, Старый Мудрец, Герой, Бог, Смерть…
    Транцедентная функция действует не бесцельно, а ведет к откровению сущностного ядра человека. При первом рассмотрении она есть чисто природный процесс, который при определенных обстоятельствах протекает без ведома и содействия индивидуума и может даже насильственно реализовывать себя вопреки его противодействию. Смысл и цель данного процесса – осуществление(первоначально заложенной в эмбрионе) личности во всех ее аспектах. Это восстановление и развертывание изначальной, потенциальной целостности. Символы, которые для этого применяют бессознательное, - не что иное, как образы, которые издавна употребляло человечество для выражения целостности, полноты, совершенства, как правило, - это символы – четверичности и круга. Этот процесс Юнг называет процессом индивидуации.
    Персона

    Наша персона является внешним проявлением того, что мы предъявляем миру. Это характер, который мы считаем приемлемым; через него мы взаимодействуем с другими. Личность включает в себя наши социальные роли, одежду, которую мы носим, и наши индивидуальные способы выражать себя. Термин персона пришел из латыни, означая «маска», или «фальшивое лицо». Маска надевалась актерами в Древнем Риме. Чтобы социально функционировать, мы играем роль, используя приемы, свойственные именно этой роли. Даже тогда, когда мы не можем приспособиться к чему-либо, наши роли продолжают работать. Это роли, выражающие отказ.
    Персона имеет и негативные, и позитивные аспекты. Доминирующая персона может подавить человека. Те, кто идентифицируется с персоной, видят себя в основном в границах своих специфических социальных ролей. Юнг назвал персону «согласованным архетипом». Как часть своей позитивной функции, она ограждает эго и психику от различных социальных сил и аттитюдов, которые сталкиваются с ними. Вдобавок персона является ценным инструментом для общения. В античной драме ненадежность человека передавалась с помощью искаженных масок, информируя о личности и о роли, которую играл актер. Персона может быть решающей в нашем позитивном развитии. Когда мы начинаем играть главную роль, наше эго мало-помалу стремится идентифицироваться с ней. Этот процесс является основным в личностном развитии.
    Процесс тем не менее не всегда позитивен. В то время как эго идентифицируется с персоной, люди начинают верить, что они являются тем, чем претендуют быть. Согласно Юнгу, мы в конечном счете извлекаем эту идентификацию, чтобы изучить в ходе самореализации, или индивидуации, что же мы собой представляем. Небольшая группа других людей, окружающих нас, содержит проблемы их личностей, из-за культурных предубеждений и социальных срезов их персон.
    Персона может быть выражена через объекты, которые мы используем, чтобы закрыть свое тело (одежда или покрывало), и через инструменты нашего занятия (лопата или портфель). Таким образом, обычные предметы становятся символами идентификации человека. Термин символ статуса (машина, дом или диплом) выражает понимание обществом важности имиджа. Все эти символы могут быть найдены в снах как репрезентации персоны. Например, кто-либо с сильной персоной может появиться во сне как слишком нарядно одетый или стесненный слишком большим количеством одежды. Человек со слабой персоной может появиться голым или в открытой одежде. Одним из возможных выражений неадекватной персоны может быть фигура, не имеющая кожи.
    Тень


    Тень - это архетипическая форма, состоящая из материала, подавленного сознанием; ее содержание включает те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень содержит в себе все негативные тенденции, которые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, а также неразвитые позитивные и негативные черты.
    «Как я могу быть реальным, не отбрасывая тени? Если я хочу быть цельным, то должен иметь и темную сторону; осознавая свою тень, я вспоминаю еще раз, что я человеческое существо, подобное любому другому».
    Чем сильнее становится наша персона, тем более мы идентифицируемся с ней и тем больше отвергаем другие части самих себя. Тень представляет собой то, что мы намереваемся сделать подчиненным в нашей личности, и даже то, чем мы пренебрегаем и чего никогда не развиваем в себе. В снах фигура тени может появиться как животное, карлик, бродяга или любая другая подчиненная фигура.
    В своих работах о подавлении и неврозе Фрейд в первую очередь рассматривал аспекты того, что Юнг называет тенью. Юнг нашел, что подавленный материал организован и структурирован вокруг тени, которая становится в буквальном смысле негативной самостью, или тенью эго. Тень часто является в опыте снов как темная, примитивная, враждебная или пугающая фигура, так как содержание тени насильственно вытеснено из сознания и антагонистично сознательной точке зрения. Если материал из тени возвращается обратно в сознание, она теряет очень многие из своих примитивных и пугающих черт. Тень наиболее опасна, когда неузнаваема. В этом случае человек проецирует свои нежелательные черты на других или подавляется тенью, не понимая ее. Образы врага, дьявола или понятие первородного греха являются аспектами архетипа тени. Когда большая часть материала тени становится осознанной, меньшая не может доминировать. Но тень является интегральной частью нашей природы и никогда не может быть полностью уничтожена. Личность, претендующая на то, чтобы не иметь тени, оказывается не сложным человеком, а двумерной карикатурой, отрицающей смесь хорошего и плохого, неизбежно присутствующую во всех нас.
    Анима и анимус

    Юнг считал очевидным, что составной частью персоны является некая бессознательная структура, и назвал ее анимой у мужчины и анимусом у женщин. Эта основная психическая структура служит средоточием всего психологического материала, который не согласовывается с тем, как именно человек осознает себя мужчиной или женщиной. Таким образом, насколько женщина осознанно представляет себя в границах того, что свойственно женщинам, настолько ее анимус будет включать те непознанные тенденции и опыт, который она считает свойственным мужчинам.
    Для женщины процесс психологического развития влечет за собой начало диалога между ее эго и анимусом. Анимус может патологически доминировать благодаря идентификации с архетипическими образами (например, заколдованного принца, романтического поэта, призрачного любовника или мародерствующего пирата) и/или из-за чрезвычайно сильной привязанности к отцу.
    Анимус рассматривается Юнгом как отдельная личность. Когда анимус и его влияние на человека осознаны, анимус берет на себя роль связующего звена между сознанием и бессознательным, пока последнее постепенно не интегрируется в самость. Юнг рассматривает черты этого союза противоположностей (в данном случае, мужского и женского начал) как главную детерминанту выполнения личностью женской роли.
    Подобный же процесс происходит между анимой и маскулинным эго у мужчины. Пока наша анима или анимус неосознанны, не приняты как часть нашей самости, мы будем стремиться проецировать их на людей противоположного пола:
    “Каждый мужчина несет внутри себя вечный образ женщины, не образ той или другой конкретной женщины, но определенный феминный образ. Этот образ является… отпечатком или „архетипом“ опыта всех женских предков, хранилищем, так сказать, всех впечатлений, когда-либо приобретенных женщинами.
    …Так как этот образ является неосознанным, он всегда бессознательно проецируется на любимого человека, и это одна из главных причин для страстного влечения или отвращения».
    Согласно Юнгу, родитель противоположного пола оказывает основополагающее влияние на развитие анимы или анимуса ребенка. Все связи с объектами противоположного пола, включая родителей, подвержены сильному воздействию фантазий анимы или анимуса. Этот архетип является одним из наиболее влиятельных регуляторов поведения. Он проявляется в снах и фантазиях как персонажи противоположного пола и функционирует в качестве важнейшего посредника между процессами сознания и бессознательного. Он ориентирован преимущественно на внутренние процессы, так же как персона ориентирована на внешние. Это источник проекций, источник создания образа и доступ к творчеству. (Креативное влияние анимы видно на примере художников, рисовавших своих муз как богинь.) Юнг еще называл этот архетип и «образом души». Так как он способен приводить нас в соприкосновение с силами нашего бессознательного, то часто является ключом, открывающим нашу креативность.
    Самость


    Самость - наиболее важный и трудный для понимания архетип. Юнг назвал самость главным архетипом, архетипом психологического строя и целостности личности. Самость - архетип центрированности. Это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики. Самость определяет функционирование целостной психики методом интеграции. Согласно Юнгу, «сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и является самостью». Юнг открыл архетип самости только после своих исследований других структур личности.
    «Архетипом человека является самость. Самость всеобъемлюща. Бог - круг чей центр везде, и границ у него нет».
    Самость изображается в снах и образах или безлично (как круг, мандала, кристалл, камень), или персонифицированно (как королевская чета, божественный ребенок или другие символы божественности). Великие духовные учителя, такие, как Христос, Магомет и Будда, являются также и символами самости. Это символы целостности, единства, примирения противоположностей и динамического равновесия - целей процесса индивидуации. Юнг так объясняет функцию самости:
    «Эго получает свет от самости. Мы что-то знаем о самости, но все же мы о ней не знаем… Несмотря на то что мы получаем от самости свет сознания и знаем об источнике, который освещает нас, мы не знаем, хранится ли он именно в сознании… Если бы самость была целиком выводима из опыта, она бы и ограничивалась опытом, тогда как в реальности этот опыт неограничен и бесконечен… Если бы я был один со своей самостью, я бы знал обо всем, говорил бы на санскрите, читал бы клинопись, знал бы о доисторических событиях, был бы знаком с жизнью на других планетах и т. д.».
    Самость - глубокий внутренний руководящий фактор, который может показаться легко отличимым от сознания и эго, если не чуждым им. «Самость - не только центр, но и периферия, которая охватывает и сознание, и бессознательное: это центр всего, так же как эго - центр сознания». Самость может проявляться в первую очередь в снах, как небольшой, незначительный образ. Самость у большинства людей неразвита, и они не знают о ней. Развитие самости не означает исчезновения эго. Эго остается центром сознания, важной структурой психики. Оно обретает связь с самостью в результате долгой, тяжелой работы понимания и принятия бессознательных процессов.

    В своей практике К. Г. Юнг довел психоанализ до неописуемых вершин. Однако, вместе с тем он наполнил психологию комплексом сложных идей, которые были подпитаны философией, мифологией, археологией, психологией и теологией. Именно поэтому, до сегодняшнего дня, работы знаменитого психолога являются загадочными и не до конца понятными многим. Из-за необычного стиля его психологические теории (на основе которых были понятие архетип и символ), не всегда однозначно понимаются у большинства. Но, с точки зрения ценности, его работы можно считать бесценными.

    Поэтому в данной статье мы поговорим об архетипах Юнга, рассмотрим все важные моменты в его работе, чтобы каждому было понятно, приведем все в упрощенном виде.

    Что это такое?

    Данный термин, который очень часто использовалось в мифологии, в работах, где проводился теоретический анализ, впервые внес в психологию Юнг.

    Сам по себе термин архетипы с перевода от греческого означал »первообразы». Однако, Юнг дал этому термину иное значение. Согласно интерпретации Юнга архетипы – это начальные схемы разных образов, воспроизводящихся на бессознательном уровне, которые в свою очередь активизируют воображение человека. А это все впоследствии начинает отражаться в разных мифах, во снах, в верования, в фантазиях индивидуума и даже в искусстве.

    Тут важно понять, что сами архетипы не являются образами, это только схемы. Иными словами, архетипы являются психологической предпосылкой, возможностью.

    Архетипы у Юнга имеют формальную характеристику. Первая характеристика появляется в том случае, когда образ проникает в сознание и наполняется материальным опытом. Сам Юнг полагал, что процесс мифотворчества является некой трансформацией понятия в образ. Это могут быть невольные высказывания, которые относят к душевным событиям и, в основном, они носят бессознательный характер.

    И хотя архетип является нечто обобщенным, формальным и бессодержательным все равно он имеет свойства. Специалисты уверенны, что исходя из уровня отчетливости, эмоциональной насыщенности, архетипы могут впечатлить, увлечь человеческую природу. А после этого возникает художественный первообраз для творчества.

    Помимо этого, Юнг утверждал, что архетипы человечество наследует, то есть первообразы являются коллективным бессознательным наследием.

    А сами архетипы вмещаются в глубоком бессознательном индивиде, а бессознательное, в свою очередь, выходит далеко за границами личности .

    Для изучения данной концепции специалисты ищут ответы в этнических, типологических многообразии сюжетов, которые бы соответствовали поискам. Это могут быть мотивы архетипического ядра, что выразили мифологи метафорами.

    Примеры

    В своей деятельности великий психоаналитик попытался дать очертание этой концепции. Именно для этого Юнг сформулировал архетипы бессознательного. Ниже рассмотрим несколько из них по отдельности:

    1. Анима – по определению Юнга, это человеческое бессознательное начало противоположного пола. В мифических образах этот архетип передается в образах двуполых существ или же из китайской категории знаменитый Инь-Ян.
    2. Мудрый старик – это уже первообраз духа и значения, который скрывается в жизненных хаосах. В мифах у разных народов он представлялся как мудрый волшебник, шаман или как ницшеанский Заратустра.
    3. Великая Мать – во всех мифологиях, несмотря на культуру, этот первообраз был истолкован в разных вариантах: к примеру богиня, ведьма, норма, мойра, Богородица и тому подобное. Во всех этих образах был вложен архетип высшего женского начала, которое реализует психологические ощущения смены поколений, дающее человечеству привкус бессмертия или же иллюзию власти над временем.
    4. А образ Прометея и Эпиметея в архетипичной истолкований у Юнга преподносятся как противопоставление в психике »Самости», то есть индивидуально-личностное начало в частности одной ее части, »Персоне», которая обращена вовне.

    Все эти концепции и толкования мифологии привели к тому, что были изменены исследования религий и древних мифов. Так как после этого исследователи стали смотреть на существующие образы совсем иначе.

    Основные архетипы Юнга

    Сами первообразы, если смотреть в пределах коллективного бессознательного, бесконечны. Однако, сам Юнг в своей теоретической системе придавал особое значение всего пяти архетипов. В этих первообразах он пытался раскрыть всю суть бессознательного.

    1. Маска – если перевести этот архетип с латыни, то это личина, публичное лицо индивида. Иными словами это то, как представляется человек в межличностных отношениях. Сама маска является символом многих ролей, которые применяет человек исходя из социальных требований. Сам Юнг истолковал этот архетип как способ добиться цели: либо произвести на других хорошее впечатление, либо скрывать свою истинную сущность.
    2. Персона – если смотреть на нее как архетип, то это необходимая часть психики человека, которая помогает ему налаживать контакт с другими в жизни. Но сам психолог в своих работах предупреждает, что если наделить этому архетипу большое значение, то это может привести человека к таким нежелательным последствиям, как поверхностность. А все потому, что персона отчуждает человека от истинного эмоционального опыта.
    3. Тень – данный архетип – противоположность архетипа »маска». Это темная, плохая, животная сторона индивида, который человек всю жизнь пытается подавить. Именно в архетипе »Тень» скрываются все агрессивные, половые импульсы, аморальные страсти, мысли, которые просто неприемлемы в любом обществе. И несмотря на все это автор был уверен, что данный архетип имеет также и плюсы. Как утверждал исследователь, именно Тень – источник жизненных сил, это творческое начало и спонтанность в жизни каждого индивида. А исходя из данной концепции главная функция »Эго» – это корректирования необходимых направлений энергии этого архетипа и усмирение пагубных сторон до необходимого уровня. Все это позволит индивиду жить в гармонии в обществе и в то же время подавлять свои импульсы, проявляя их в творческой жизни.
    4. Аниме / Анимус – в этих первообразах можно увидеть врожденную андрогенную людскую природу. А именно архетип аниме – это женский образ внутри мужчины (бессознательная женская сторона) и анимус – это мужское начало у женщины (бессознательная мужская сторона). На основу этой концепции Юнг взял тот биологический факт, что в каждом организме есть мужские и женские гормоны. Он был уверен, что со временем произошла эволюция между двумя полами: мужчины феминизировались, а женщины шовинизировались. По словам Карла этот архетип, впрочем, как и все, должны существовать в гармонии, не нарушая баланса. В противоположном случае это спровоцирует у индивида торможения и разные личностные расстройства. Иными словами, мужчина не должен все время скрывать свои женские черты, так же как и женщина не должна всегда скрывать свои сильные черты.
    5. Самость – этот архетип был центром в концепции Юнга и самым важным, именно поэтому необходимо рассмотреть данный архетип более подробно.

    Основной из архетипов »Самость»

    В концепции великого психоаналитика самость считалась сердцевиной личности, а все вышеуказанные элементы окружают его.

    Когда человек достигает интеграции всех своих душевных аспектов, то к нему приходит гармония, чувство целостности и единства. Сам Юнг предполагал, что эволюция самого себя – это наиважнейшая цель в жизни каждого.

    Символ самости это »Мандала» со своими разными видами проявлении.

    В своей концепции Юнг выражает мнение, что цельность »Я», выраженный в символ завершенности, встречается во снах, в мифологии, в фантазии и в религиозных, мистических опытах у индивида. По мнению ученного, сама религия является ключевой силой, которая содействует внутреннему стремлению индивида достичь целостности.

    Но важно при этом учитывать, что достичь вышеупомянутой гармонии не так уж и легко. Да и сам Юнг считал, что если и возможно достигнуть этого архетипа, то только в среднем возрасте. Так как самость не может проявиться у человека, пока все другие душевные аспекты как сознательные, так и бессознательные не будут »работать» в гармонии между собой. Именно на основе этого и специалисты уверяют, что для того чтобы достигнуть зрелого »Я» человеку нужна настойчивость, постоянство, интеллект и существенный жизненный опыт.

    Другая трактовка или врожденность первообразов

    Для архетипов есть еще одна трактовка, согласно которому архетипы это не что иное, как проявляющиеся воспоминания, идеи, что в свою очередь располагают человека переживать, воспринимать и отреагировать на разные явления конкретным способом. На самом деле это не соответствует истине. Будет точнее сказать, что это причины, которые влияют на поведение собственных факторов у разных людей. А в этом случае врожденным является эмоциональная, поведенческая, когнитивная реакция человека в конкретных ситуациях.

    А что касается взаимосвязи архетипов и чувств или мыслей, то тут важно помнить, что сами архетипы являются начальными образами. По мнению Юнга, каждый из архетипов связан с определенными чувствами и мыслями, которые относятся к конкретным ситуациям и объектам. Например, для ребенка мама воспринимается благодаря своим настоящим характеристикам, что бывает окрашены бессознательными первообразами архетипической матери: воспитание, зависимость, плодородие.

    Кое-что напоследок

    Сама концепция Юнга стала причиной того, что во многих областях стали по-другому смотреть на важные моменты в работе психоаналитика. Вклад Юнга велик во многих областях, не только в психоанализе.

    Сама концепция, где на основе Карл привел два понятия: архетип и символ, был новым подходом, где до сих пор есть много подводных камней и не до конца изученных моментов. Архетип, интерпретированный Юнгом как первообраз и символ, то есть способ, по которым эти первообразы могут выражаться в жизни каждого, еще нуждаются в исследовании.