Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Совместимость тельца и рыбы в семейной жизни
  • Совместимость в любовных отношениях: Дева и Овен
  • Как понять плутон в вашей натальной карте
  • Совместимость козерог и весы
  • Водолей и Близнецы: совместимость в любовных отношениях, сексе, браке и дружбе
  • Совместимость: женщина-Водолей и мужчина-Лев
  • Великая каста ведьм. Отношение к ведьмам на Руси и в западной Европе

    Великая каста ведьм. Отношение к ведьмам на Руси и в западной Европе

    На православную Русь не распространилась западная «Охота на ведьм». Тем не менее ведьм у нас преследовали.

    Уже в «Повести временных лет» мы встречаем строки, достойные включения в «Молот ведьм»: «Больше же всего через жен бесовские волхвования бывают, ибо искони бес женщину прельстил, она же мужчину, потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями» (1071 год).

    Ведьму бросают в прорубь

    Церковный устав Владимира Святославовича (окончательная редакция сложилась в начале 12 века) называет в числе преступлений, подлежащих церковному суду: не только «еретичьство», но и «ведовство», и «узлы [заговорные узлы для отгона болезней, наговоров]».

    Устав действовал до 17 века включительно — в отписке архиепископа Тобольского Киприана царским воеводам (1623) указано, со ссылкой на указы царя и патриарха, «ведовство… то все, господа, наши духовные дела» (История Сибири. Первоисточники. IV вып. — Новосибирск, 1994. — С. 255-256).

    Устав о церковных судах Ярослава (церковный судебник, сложился в 13-14 вв.) предусматривал мягкое наказание: «Если жена будет чародеица, наузница, или волхва, или зелейница, муж, уличив,. накажет ее, но не разведется». В данном случае церковь оставляла наказание колдуньи мужу и строгость кары зависела от отношения последнего к супруге.

    В былине о Добрыне Никитиче рассказывается, как он «учил» жену свою, колдунью, «еретницу» и «безбожницу» Марину Игнатьевну: «голову ей отсек и с языком напрочь/ И этот язык не надобен,/ Знал он дела еретические» — но подобное наказание, конечно, не было обычным.

    Существовала практика сожжений колдунов. Собственно, ритуальные сожжения волхвов существовали еще у язычников. Суздальский епископ Серапион проповедовал в 70-х гг. 13 века:

    «Вы все еще держитесь языческого обычая волхования, веруете и сожигаете невинных людей. В каких книгах, в каких писаниях слышали вы, что голода бывают на земле от волхования? Если вы этому верите, то зачем же вы пожигаете волхвов? Умоляете, почитаете их, дары им приносите, чтобы не устраивали мор, дождь напускали, тепло приводили, земле велели быть плодоносною?

    Чародеи и чародейки действуют силою бесовскою над теми, кто их боится, а кто веру твердую держит к Богу, над теми они не имеют власти. Скорблю о вашем безумии, умоляю вас, отступите от дел поганских». Продолжение наглядно демонстрировало истинную цену милосердия епископа. Итак: «Умоляю вас, отступите от дел поганских.

    Если хотите град очистить от беззаконных людей, этому радуюсь. Очищайте, как Давид, пророк и царь, истреблял в граде Иерусалиме всех творящих беззаконие: одних смертью, других изгнанием, иных же темницами, всегда град Господень делал достойным, свободным от грехов» (IV Поучение преподобного Серапиона // Громов М., Мильков В. Идейные течения древнерусской мысли. — СПб., 2001. — С. 546-547).

    Обычная для средневековья двойная мораль — Серапион милосердно выступает против убийств чародеев по языческим мотивам, но тут же требует казнить их, как врагов христианства.

    Не удивительно, что с утверждением христианства сожжения не прекратились. В 1411 г. двенадцать колдуний были сожжены во Пскове по подозрению в том, что наслали на город чуму. В 1444 г. можайский князь велел сжечь боярыню Марью Мамонову «за волшебство». В 1575 году Грозный сжег в Новгороде 15 колдуний. Несколько колдунов были сожжены по указу его сына Федора Иоанновича.

    В 1638 году расследовалось дело замоскворецких ведьм. Одна царская золотошвейка в пылу ссоры сделала навет на подругу, дескать, сыпала чародейка пепел на государев след.

    Под жестокими пытками свидетели колдовства стали давать показания. Царские сыщики добрались до некоей Настасьи, жены литовца Янко Павлова. Ясное дело, обвинили ворожею в том, что она иностранная шпионка. Стали выяснять, был ли ей от польского и литовского короля «заказ государя и государыню испортить». На дыбе Настасья призналась, что «сыпать велела не для лихова дела, а для того, как тот пепел государь или государыня царица перейдут, а чье в те поры будет челобитье, и то дело и сделается».

    На несчастье ворожей, в 1639 году случилась в царской семье беда. После болезни скончался пятилетний царевич Иван Михайлович, а вслед — новорожденный наследник Василий Михайлович. Государь именным указом повелел пытать ведуний. Настасья в ходе следствия умерла, та же судьба была уготовлена ее товарке, слепой Ульяне. Остальных отправили в ссылку.

    В XVII веке колдовство являлось на Руси государственным преступлением. По свидетельству историков, первое частное узаконивание борьбы с чародейством состоялось при царе Федоре Алексеевиче. В «Грамоте об учреждении Славяно-греко-латинской академии», относимой к 1682—1685 гг., писалось:

    «Сему от нас государя устроенному училищу быти общему и в нем всякий от церкви благословенные науки да будут. А от церкви возбраняемых наук, наипаче же магии естественной. И иными такими не учите и учителей таковых не имети. Аще же таковые учителя где обрящутся и они со учениками яже чародеи без всякого милосердия да сожгутся».

    Смерть же самого Федора Алексеевича была приписана народной молвой колдунам из Немецкой слободы. Восставшие стрельцы ворвались в Кремль. Искали лекаря Даниила ван Гадена. Не помогла иноземному доктору защита царевны Софьи. Доктор был признан колдуном, так как в его доме стрельцы обнаружили многоногое морское животное. Заспиртованный осьминог стал последним доказательством вины «цареубийцы». Лекаря жестоко пытали и порубили на куски.

    Все, что происходило в эти годы, очень сильно напоминает политические репрессии сталинских лет. Все те же оговоры, неправедные обвинения. Многие в те времена свели счеты с врагами. Показания добывались под пыткой и оправданных не находилось.

    Громкие процессы сотрясали целые районы. Не щадили и царских приближенных, ибо одного лишь обвинения было достаточно, чтобы заработала машина следствия, перемалывающая всех, кто попадется. Цари до жути боялись колдовских чар и легко расставались с тем, кто в них подозревался.

    В смутное время противостояния Софьи и Петра активное участие приняли чародеи. Начальник стрелецкого приказа окольничий Федор Шакловитый подсылал в Преображенское чернокнижницу, чтобы извести Петра. Колдун Василий Иконник требовал от Софьи пять тысяч рублей за наведение смертельной порчи на государя.

    Но не одни Софьины подельники были столь хитры. Постельничий царя Петра, впоследствии ставший канцлером, Гаврила Головкин в превеликой тайне привел к царю татарского мурзу Ибрагима Долоткозина и татарина Кодоролея.

    Колдуны ворожили по книгам и предсказали Петру победу в политической борьбе.

    Рубль денег, четверть ржаной муки, пол-осьмины муки пшеничной, осьмину гороха, пол-осьмины крупы, полтуши мяса и полведра вина — во столько оценил услуги волхва Дорофея Прокофьева стольник Андрей Безобразов. Поручил он колдуну очаровать царя Петра I, дабы не посылал он его, старого, воеводою на Терек.

    Колдун просьбу исполнил. Пустил по ветру чары. Однако выдали его. Сотника казнили на Красной площади, а на Болотной площади в тот же день показательно сгорел в срубе и сам колдун Прокофьев с помощниками «за их воровство и на их государское здоровье за злой волшебный и богоотменный умысел».

    Не прощают властители попыток сверхъестественной силой влиять на их решения. В «Артикулах Воинских», изданных в 1716 году при Петре I, запрещаются разные виды колдовства под страхом тяжких наказаний. Там же впервые был введен пункт о наказании не только чародеев, но и их заказчиков: «Кто чародея подкупит, или к тому склонит, чтобы он кому другому вред учинил, оный равно так, как чародей сам, наказан будет».

    Колдунов самодержец преследовал, но есть предположение о том, что сам он через своего советника Брюса вместе с соратниками занимался магией, алхимией и астрологией. Легенды? Быль? С наших царей станется.

    Официально преследовать колдовство в России перестали в XIX веке. Власти объявили чародейство невежеством. Но мало что изменилось. В деревнях время от времени сжигали колдуний, а в дворянских кругах использовали новомодные оккультные ритуалы. Попытки магическим образом воздействовать на правителей, видимо, не прекращались никогда.

    После крещения Руси начались гонения на ведьм и волхвов. Бывшие недавно в почёте чародеи оказались в опале.

    Русские инквизиторы не стеснялись перенимать опыт у иностранных «коллег». Многие методы Святой инквизиции для выявления и пыток ведьм применялись и на Руси.

    Фактрум рассказывает, как на Руси вычисляли ведьм и что с ними делали.

    Кого на Руси считали ведьмами

    У разных племён в разных регионах было своё определение ведьмы. На севере люди называли ведьмами старух, сгорбленных и лохматых, живущих одних. На юге Руси в колдовстве чаще всего обвиняли молодых и красивых девушек, особенно вдов. В других регионах ведьма представлялась славянам толстой и некрасивой женщиной с обязательным бельмом на глазу. До прихода христианства на Русь ведьм и ведуний просто опасались и старались пореже иметь с ними дела. Охота на ведьм не была целенаправленной и повсеместной, но всё-таки встречалась.

    Ведьмы на Руси были хорошими знахарками и целительницами, знали множество наговоров и могли спасти как урожай, так и больного человека. Таких светлых целительниц уважали, тем более что они не брали за свою помощь денег. Но были и те, кто пользовался своими способностями во вред. Таких злых ведьм обвиняли в гибели скота или болезни ребёнка, а также в неурожае и плохой погоде. Тёмные ведьмы считались очень завистливыми и корыстными, они никогда не брались за дело просто так, в отличие от светлых ведуний. Если ворожею подозревали в совершении дурного дела, то над ней могли провести самосуд односельчане. Нередко перед этим применяли пытки, а ведьм, которые их не выдерживали, считали виновными.

    Как началась борьба с ведьмами на Руси

    Инквизиция на Руси возникла практически сразу после прихода христианства. Православные священники начали активно бороться с языческой ересью и с теми, кто её распространял. Первыми в поле зрения радикально настроенных священников попали, конечно же, ведьмы, ворожеи и мужчины-волхвы.

    Все дела по обвинению в ведьмовстве разбирала церковь. Действовала она согласно «Уставу князя Владимира о церковном суде». Первым судом над ведьмами стало происшествие в Суздале, когда нескольких «лихих баб» обвинили в неурожае и сожгли на костре. Знатных людей, подозреваемых в колдовстве, инквизиция также судила. Например, в 1444 году можайский боярин Андрей Дмитрович вместе с женой были обвинены в колдовстве и ереси и преданы огню. Нередко обвинённых в ворожбе сжигали прямо в их домах.

    Деятельность инквизиции при разных царях

    Позднее активные преследования ведьм были учинены при Иване Грозном. Организованный Стоглавый собор запретил держать в домах книги, связанные с волшебством, а простой люд обязал сообщать о всех случаях чародейства. Если в какой-то деревне были ворожеи или ведуны, то их предлагалось изгнать за пределы поселения, предварительно избив и ограбив.

    В 1589 году сын Ивана Грозного Фёдор издал Судебник, в котором запрещалось вершить самосуд над чародеями и ведьмами. Но действовал этот запрет недолго. Пытки ведьм инквизицией снова начались при Алексее Михайловиче и продолжились при его сыновьях и внуках. Были созданы специальные органы, расследующие дела против церкви и религии: Приказ духовных дел и Приказ инквизиторских дел. Также расследованиями занимались Тайная канцелярия и Сыскной приказ.

    Способы пыток русской инквизиции были схожи с методами европейской. Чаще всего ведьм погружали под воду в клетке и смотрели, утонет она или нет. Тех, кто тонул, считали виновными. Применяли и многодневные пытки холодной водой, от которых можно было сойти с ума. Инквизиция сжигала ведьм, сознавшихся в своих преступлениях под пытками. Впрочем, и не сознавшихся - тоже, молчание говорило не в пользу обвиняемых.

    С течением времени власть инквизиции на Руси ослабевала, люди стали меньше верить в то, что кто-то умеет колдовать и наводить порчи. Последняя казнь ведьмы состоялась на Камчатке в конце XVIII века.

    БАБА-ЯГА-КОСТЯНАЯ НОГА (Язя). БАБЫ-САМОКРУТКИ. ВАКОДЛАКИ. ВАМПИР. ВАРКОЛАК. ВЕДУН И ВЕДУНЬЯ. ВЕДЬМА. ВЕДЬМАК И ТАК ДАЛЕЕ.

    Баба Яга Костяная Нога

    БАБА-ЯГА-КОСТЯНАЯ НОГА (Язя) - в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма, ведунья, заправляющая вихрями и вьюгами и по самому своему имени родственная со змеем. Баба-яга - изначально прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо - воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного пространства). Бабе-яге принадлежит весьма важная роль в народном эпосе и преданиях славянского племени. Живет она у дремучего леса в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; избушка ее стоит на границе двух миров: Яви и Нави. У нее можно узнать свою судьбу (путь-дорогу), поравить свое здоровье в специальной бане. Детей баба-яга излечивает от хворей в печи, святым огнем, посадив их на деревянную лопату, она отправляет их в печь и возвращает здоровыми после очистительного огня. В христианский период ей были приписаны негативные качества: забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. Она летает по воздуху и ездит на шабаш ведьм в железной ступе, погоняя толкачем или клюкою, и, заметая след свой помелом. Баба-яга обладает волшебными, огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Преследуя сказочных героев, убегающих от ее злобы и мщения, она гонится за ними черною тучею. Подобно змею, Баба-яга любит сосать белые груди красавиц и также, как он, ревниво сторожит источники живой воды и заботливо прячет в своих кладовых медь, серебро и золото. Наконец, подобно змею - Баба-яга пожирает человеческое мясо. Стараниями поздних «сказочников» и их безудержная фантазия представляет ее злою, безобразною, с длинным носом, растрепанными волосами, огромного роста старухою. У Бабы-яги одна нога - костяная, она - слепа, она - старуха с огромными грудям». Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем, такие атрибуты ее, как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице. Она - антагонист героя сказки, воительница и похитительница, но гораздо чаще народная сказка знает бабу-ягу в образе дарительницы и помощника героя.

    ВЕДЬМА

    ВЕДЬМА - изначально - ведающая мать, старшая женщина в роду, см. «ведун и ведунья». Стараниями христианских «корректоров»: женщина, решившая продать свою душу черту; отличается от всех прочих женщин тем, что имеет хвост (маленький) и владеет способностью летать по воздуху на помеле, кочерге, в ступе и т.п. Русские ведьмы и Баба-яга носятся по воздуху в железной ступе, погоняя пестом или клюкою и заметая след помелом, причем земля стонет, ветры свищут, а нечистые духи издают дикие вопли. Они имеют много общего с колдунами: ведьмы находятся в постоянном общении (для чего служат «лысые» горы, где происходят шумные игры шаловливых вдов с веселыми и страстными чертями); точно так же они тяжело умирают, мучаясь в страшных судорогах, вызываемых желанием передать кому-нибудь свою науку, и у них точно так же после смерти высовывается изо рта язык, необычно длинный и совсем похожий на лошадиный. Но этим не ограничивается сходство, так как затем начинаются беспокойные хождения из свежих могил; успокаиваются они точно так же осиновым колом, вбитым в могилу. В малорусских степях среди ведьм очень нередки молодые вдовы и притом такие, что «не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой»; в суровых хвойных лесах ведьмы превращаются в безобразных старух наподобие Бабы-яги. Ведьмы могут оборачиваться в разных животных, чаще всего в зловещих, темноперых и ночных птиц, свиней, собак и желтых кошек («стрига» - ночная птица, у чехов и словаков так называют ведьм; у хорватов стригоном зовут упыря). Очень часто ведьмы подвергаются истязаниям за выдаивание чужих коров. Ведьмы усердно занимаются приворотами и отворотами любящих и охладевших сердец. По своим стихийным свойствам ведьмы могут свободно носиться посреди облачных источников, и потому в народе составилось убеждение, будто они ходят по поверхности рек и озер и не тонут в глубине вод. Поэтому обвиняемых в колдовстве бросали в глубокие омуты: неповинные тотчас же погружались на дно, а настоящая ведьма плавала поверх воды вместе с камнем. Первых вытаскивали с помощь веревок и отпускали на свободу, тех же, которые признаны были ведьмами, заколачивали на смерть и топили силою. Кроме непременного маленького хвостика, рассказывают еще, что ведьмы, вместо двух, имеют три сосца. «Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то, что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу... вылезла из печки, скинула теплый кожух, оправилась, и никто бы не мог узнать, что она минуту назад ездила на метле» (Н.В. Гоголь. «Ночь перед рождеством»).

    Травница и другие

    Славянские ведуны, знахари, чародеи, колдуны, оборотни и мертвецы

    БАБА-ЯГА-КОСТЯНАЯ НОГА (Язя) - в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма, ведунья, заправляющая вихрями и вьюгами и по самому своему имени родственная со змеем. Баба-яга - изначально прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо - воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного пространства). Бабе-яге принадлежит весьма важная роль в народном эпосе и преданиях славянского племени. Живет она у дремучего леса в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; избушка ее стоит на границе двух миров: Яви и Нави. У нее можно узнать свою судьбу (путь-дорогу), поравить свое здоровье в специальной бане. Детей баба-яга излечивает от хворей в печи, святым огнем, посадив их на деревянную лопату, она отправляет их в печь и возвращает здоровыми после очистительного огня. В христианский период ей были приписаны негативные качества: забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. Она летает по воздуху и ездит на шабаш ведьм в железной ступе, погоняя толкачем или клюкою, и, заметая след свой помелом. Баба-яга обладает волшебными, огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Преследуя сказочных героев, убегающих от ее злобы и мщения, она гонится за ними черною тучею. Подобно змею, Баба-яга любит сосать белые груди красавиц и также, как он, ревниво сторожит источники живой воды и заботливо прячет в своих кладовых медь, серебро и золото. Наконец, подобно змею - Баба-яга пожирает человеческое мясо. Стараниями поздних «сказочников» и их безудержная фантазия представляет ее злою, безобразною, с длинным носом, растрепанными волосами, огромного роста старухою. У Бабы-яги одна нога - костяная, она - слепа, она - старуха с огромными грудям». Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем, такие атрибуты ее, как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице. Она - антагонист героя сказки, воительница и похитительница, но гораздо чаще народная сказка знает бабу-ягу в образе дарительницы и помощника героя.

    БАБЫ-САМОКРУТКИ - окрутившиеся своей волей. «А во тьме белые томновали по лугу девки-пустоволоски да бабы-самокрутки, поливали одолень-траву» (А. М. Ремизов. «Сказки»).

    ВАКОДЛАКИ - мертвецы, приходящие сосать кровь младенцев.

    ВАМПИР (вами пирует) - мертвец, бывший при жизни злодеем, грабителем и вообще человеком с порочными наклонностями, в тело которого вселились нечистые духи. Уверяют еще, что если кошка перепрыгнет через покойника, когда он лежит в избе, то умерший непременно сделается вампиром. Оскаленные зубы мертвеца и румянец на его щеках указывают в нем вампира. Спустя сорок дней после кончины такого человека, злой дух, поселившийся в его трупе начинает выходить из могилы, бродит по домам и сосет кровь из ушей младенцев и взрослых. Чтобы избавиться от вампира, его заклинают войти в кувшин, после заклятия горло кувшина затыкают пробкою, и затем отправляются на избранное место, там зажигают несколько возов дров и дерна и бросают кувшин в середину пламени: когда сосуд раскалится и лопнет с сильным треском, «народ успокаивает себя мыслию, что вампир уже сгорел».

    ВАРКОЛАК - злой мертвец, бросается на женщин и вступает с ними в блудную связь; рождение от него дети бывают без хряща в носу и обладают способностью видеть духов.

    ВЕДУН И ВЕДУНЬЯ - см. колдун, чародей, кудесник, волхв, вещая женка, колдунья, чаровница, баба-кудесница, волхвитка.

    ВЕДЬМА - изначально - ведающая мать, старшая женщина в роду, см. «ведун и ведунья». Стараниями христианских «корректоров»: женщина, решившая продать свою душу черту; отличается от всех прочих женщин тем, что имеет хвост (маленький) и владеет способностью летать по воздуху на помеле, кочерге, в ступе и т.п. Русские ведьмы и Баба-яга носятся по воздуху в железной ступе, погоняя пестом или клюкою и заметая след помелом, причем земля стонет, ветры свищут, а нечистые духи издают дикие вопли. Они имеют много общего с колдунами: ведьмы находятся в постоянном общении (для чего служат «лысые» горы, где происходят шумные игры шаловливых вдов с веселыми и страстными чертями); точно так же они тяжело умирают, мучаясь в страшных судорогах, вызываемых желанием передать кому-нибудь свою науку, и у них точно так же после смерти высовывается изо рта язык, необычно длинный и совсем похожий на лошадиный. Но этим не ограничивается сходство, так как затем начинаются беспокойные хождения из свежих могил; успокаиваются они точно так же осиновым колом, вбитым в могилу. В малорусских степях среди ведьм очень нередки молодые вдовы и притом такие, что «не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой»; в суровых хвойных лесах ведьмы превращаются в безобразных старух наподобие Бабы-яги. Ведьмы могут оборачиваться в разных животных, чаще всего в зловещих, темноперых и ночных птиц, свиней, собак и желтых кошек («стрига» - ночная птица, у чехов и словаков так называют ведьм; у хорватов стригоном зовут упыря). Очень часто ведьмы подвергаются истязаниям за выдаивание чужих коров. Ведьмы усердно занимаются приворотами и отворотами любящих и охладевших сердец. По своим стихийным свойствам ведьмы могут свободно носиться посреди облачных источников, и потому в народе составилось убеждение, будто они ходят по поверхности рек и озер и не тонут в глубине вод. Поэтому обвиняемых в колдовстве бросали в глубокие омуты: неповинные тотчас же погружались на дно, а настоящая ведьма плавала поверх воды вместе с камнем. Первых вытаскивали с помощь веревок и отпускали на свободу, тех же, которые признаны были ведьмами, заколачивали на смерть и топили силою. Кроме непременного маленького хвостика, рассказывают еще, что ведьмы, вместо двух, имеют три сосца. «Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то, что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу... вылезла из печки, скинула теплый кожух, оправилась, и никто бы не мог узнать, что она минуту назад ездила на метле» (Н.В. Гоголь. «Ночь перед рождеством»).

    ВЕДЬМАК - колдун или упырь-кровосос, который, по поверью, ходит после смерти и морит людей. Всего же чаще ведьмак - доброе существо, не только ничего злого не творящее, но даже старающееся быть полезным: он ведьмам мешает делать зло, запрещает ходить мертвецам, разгоняет тучи и пр. Он и по смерти не теряет своей силы. Рассказывают, что не раз видели его, как он дерется с мертвецами на могилах и всегда побеждает.

    ВЛХВА - колдунья, пророчица, на одном из славянских диалектов, в поздние времена выделена в отдельный вид ведуний.

    ВОЛКОДЛАК (Волчья шкура, волколак, вовкулак, вовкун, вавкалак, вукодлак) - человек-оборотень, волхв и воин, обладающий способностью превращаться в волка. По русским поверьям, вовкулаки бывают двух родов: это или воины-колдуны, принимающие звериный образ, или простые люди, превращенные в волков чарами колдовства. Считалось также, что колдуны могли превратить в волков целые свадебные поезда. Человека-вовкулака легко узнать по шерсти, растущей у него под языком. По преданиям южных славян, приметой волкодлака является заметная, от рождения, «волчья шерсть» на голове. В христианский период появляется представление о том, что волкодлаки съедают луну или солнце при затмении. Считалось, что волкодлак становится упырем, поэтому рот ему после смерти зажимали монетой.

    ВОЛХ - угадчик, прорицатель, колдун; к нему приносили детей, чтобы наложить на них наузы (узлы, навязки).

    ВОЛХАТКА (волхвитка) - ворожея, прорицательница.

    ВОЛХВ (кудесник, волшебник) - колдун, угадчик, прорицатель (у Нестора слова «волхв» и «кудесник» употребляются как однозначащие). Князь Олег обращался к волхвам с вопросом: какая ему суждена смерть. Рассказавши о том, как сбылось это предвещание, летописец прибавляет: «се же дивно есть, яко от волхования сбывается чародейством». Сверх дара прорицаний, волхвам приписывается и врачебное искусство. По свидетельству «Слова о злых дусех», «когда (людям) кака-любо казнь найдет, или от князя пограбление, или в дому пакость, или болезнь, или скоту их пагуба, то они текут к волхвам, в тех бо собе помощи ищуть». «...Волхвы не боятся могучих владык, /А княжеский дар им не нужен; /Правдив и свободен их вещий язык /И с волей небесною дружен - / Грядущие годы таятся во мгле: /Но вижу твой жребий на светлом челе» (А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»).

    ВОЛХОВ - по утверждению старинного хронографа, лютый чародей (волхв - колдун, кудесник). В образе крокодила поселился он в реке, которая от него получила и свое прозвание, и залегал в ней водный путь; всех, кто не поклонялся ему, чародей топил и пожирал.

    ВОРОГ - злой колдун, враг человеку, противник.

    ВОРОЖЕЙ - знахарь.

    ВУКОДЛАК - человек, в которого спустя сорок дней после его кончины входит дьявольский дух и оживляет его бесчувственное тело. Вставая из гроба, он бродит по ночам, одетый в саван, прокрадывается в избы, давит спящих людей и пьет из них кровь, отчего эти несчастные не только умирают, но и сами становятся вампирами (кровососами).

    ЖАБАЛАКА - оборотень, который является в виде жабы.

    ЗДУХАЧ - у южных славян человек (реже животное), обладающий сверхъестественной силой, которая проявляется только, когда он спит. Во время сна из него выходит дух, который ведет за собой ветры, гонит тучи, пригоняет и отгоняет град, сражается с другими здухачами. Здухач охраняет от стихийных бедствий поля и угодья своего села, рода. Чаще всего это взрослый мужчина, но им может быть и ребенок (особенно родившийся в «сорочке»), женщина и даже пастушеская собака, вол, корова, конь, баран, козел и другие животные. Здухач-животное защищает только стада и животных. «Согласно народным представлением, здухачами были и знаменитые исторические личности. Бои между здухачами происходят чаще всего весной, когда дуют сильные ветры, и в долгие осенние ночи. Эдухачи вооружены обгорелыми лучинами, веретенами, но нередко в схватке используют камни и древесные стволы, вырванные с корнем. После смерти здухачи становятся волкулаками» (Н.И. Толстой).

    КАРГА - ворона, а также и бранное название злой бабы или ведьмы.

    КАРКУН - означает и ворона, и завистливого человека, который может сглазить (накаркать), изурочить.

    КЛИКУШИ - это несчастные, страдающие падучею или другими тяжкими болезнями, соединенными с бредом, пеною у рта и корчами; они издают дикие вопли и, под влиянием господствующего в народе суеверия, утверждают, будто злые вороги посадили в них бесов, которые и грызут их внутренности. Эта болезнь проявляется в форме припадков, более шумных, чем опасных, и поражает однообразием поводов и выбором мест для своего временного проявления (литургия верных, которая предшествует пению Херувимской). Злой дух, вселившийся в человека, нарушает церковное благочиние и вводит в соблазн: несутся крики на голоса всех домашних животных - собачий лай и кошачье мяуканье сменяются петушиным пением, лошадиным ржанием и т. п. С заботой и лаской относятся к кликушам в домашней жизни, считая их за людей больных, освобождают их от тяжелого труда даже в страдную пору. Когда, после удачных опытов домашнего врачевания, больная совершенно успокоится, ей целую неделю не дают работать, кормят лучшею едою, стараются не сердить, чтобы не дать ей возможности выругаться «черным словом» и не начать, таким образом, снова кликушничать.

    КОЛДУН И КОЛДУНЬЯ (колодаванец-калдованец, калдовница) - изначально тот, кто совершает безкровные жертвенные приношения и следит за движением Коло, имеет большую магическую (колдовскую) силу. Колдунов делили на белых и черных. Колдуны бывают природные и добровольные, последних труднее распознать в толпе и не так легко уберечься от них. Природный колдун, по воззрениям народа, имеет свою генеалогию: девка родит девку, эта вторая принесет третью, и родившийся от третьей мальчик сделается на возрасте колдуном, а девочка ведьмой. Существуют, хотя и очень редко, колдуны невольные. Дело в том, что всякий колдун перед смертью старается навязать кому-нибудь свою волшебную силу, иначе ему придется долго мучиться, да и Мать-Сыра Земля его не примет. Поэтому знающие люди избегают брать у него из рук какую-нибудь вещь и вообще дотрагиваться до его руки. Для «невольного» колдуна возможно покаяние и спасение. Колдуны, большею частью, люди старые, с длинными седыми волосами и нечесанными бородами, с длинными неостриженными ногтями. В большинстве случаев, они люди безродные и всегда холостые, заручившиеся, однако, любовницами. По наружному виду они всегда внушительны и строги; воздерживаются быть разговорчивыми, ни с кем не ведут дружбы и даже ходят всегда насупившись, не поднимая глаз и устрашая тем взглядом исподлобья, который называется «волчьим взглядьем». Пользоваться помощью колдуна, как равно и верить в его сверхъестественные силы, в народе считается за грех, хотя за этот грех на том свете не угрожает большое наказание. Но зато самих чародеев, за все их деяния, обязательно постигнет лютая, мучительная смерть, а за гробом ждет суд праведный и беспощадный. Тотчас же, как зароют могилу колдуна, необходимо вбить в нее осиновый кол, с целью помешать покойнику подыматься из гроба, бродить по белому свету и пугать живых людей. Колдун вредит человеку, скотине и переносит свою ненависть даже на растения. Вред, приносимый человеку, всего чаще выражается в форме болезней: грыжи, нарывы, запои, припадки. Повальные падежи скота относятся также к работе колдунов. Из растений всего более вредят хлебу. Как властелины вихрей, колдуны могут насылать на своих ненавистников и соперников порчи по ветру, подымать их на воздух и кружить там со страшною быстротою. Колдуны ездят на волках, а колдуньи - на кошках и козлах. На Руси рассказывают о поездках колдунов на волках. На старой лубочной картине Баба-яга изображена едущей верхом на свинье. Колдуны могут оборачиваться волками обыкновенно по ночам. В Белоруссии о колдуне говорят: «У него мухи в носе». Нечистая сила охотно превращается в мух. Выражение про человека, что он «с мухой» означает, что тот человек находится в опьянении. «...Отмахивался да плевал заплутавший в лесу колдун Фаладей, неподтыканньш старик с мухой в носу» (А.М. Ремизов «Сказки»).

    КОРОВЬЯ СМЕРТЬ (чума рогатого скота, Черная Немочь) - оборотень, который принимает на себя образ черной коровы, гуляет вместе с деревенскими стадами и напускает на них порчу. Появляется также в виде кошки, чаще всего черной, или собаки, иногда в облике коровьего скелета (поздний символ, возникший по образцу облика человеческой смерти). С Коровьей Смертью борются различными обрядами: опахиванием селения, умерщвлением коровы, кошки, собаки или иногда небольшого животного, или петуха (чаще всего путем закапывания живьем), зажиганием «живого», т.е. добытого трением, огня, перегоном скота через ров или тоннель, вырытый в земле, тканьем «обыденного», т.е. вытканного в один день, холста. При опахивании иногда поют, призывая Коровью Смерть выйти из села, т.к. в селе ходит Велес, а с распространением христианства св. Власий (покровитель скота). Когда на Курщине и Орловщине попадалось навстречу какое-нибудь животное (кошка или собака), то его тотчас убивали как воплощение Смерти, спешащее укрыться в виде оборотня. В Нижегородской губернии для отвращения заразы крестьяне загоняли весь скот на один двор, запирали ворота и караулили до утра, а с рассветом разбирали коров, при этом лишняя, неизвестно кому принадлежащая корова принимается за Коровью Смерть, ее взваливают на поленницу и сжигают живьем.

    КОШКАЛАЧЕНЬ - оборотень, который является в виде кошки.

    КУЗЕЛЬНИК - колдун, чародей.

    КУРДУШИ - изначально светлые духи (кУр душа), помощники волхвов, кудесников в южно-славянских землях. С распространением христианства были означены как злые духи, помогающие колдунам в их работе. После благополучного окончания обрядов посвящения в колдуны, к посвященным на всю жизнь приставляются для услуг мелкие бойкие чертенята - курдуши. Они относят в нужное место вещи, снятые с заразного больного, дабы другого намеченного «испортить относом». И заклятый порошок бросают «по ветру» на намеченную жертву. И щепотку земли со следа колдуну принесут, волос с головы обреченного. И «порчу» на указанного нашлют «напуском». Все прихоти колдуна выполняют курдуши.

    ЛЫСАЯ ГОРА - выражение «ведьмы летают на Лысую гору» первоначально относилось к мифическим женам, нагоняющим на высокое небо темные, грозовые тучи. Позднее, когда значение этих метафор было затеряно, народ связал ведьмовские полеты с теми горами, которые высились в населенных им областях. Основным праздником ряда европейских народов (шабашем) является Вальпургиева ночь. Ежегодно на первую майскую ночь летают ведьмы на Лысую гору. Каждая ведьма является на празднество вместе со своим любовником-чертом. Сам владыка демонских сил - Сатана, в образе козла с черным человеческим лицом, важно и торжественно восседает на высоком стуле или на большом каменном столе посредине собрания. Все присутствующие на сходке заявляют перед ним свою покорность коленопреклонением и целованием. Сатана с особенной благосклонностью обращается к одной ведьме, которая в кругу чародеек играет первенствующую роль и в которой нетрудно узнать их королеву. Слетаясь из разных стран и областей, нечистые духи и ведьмы докладывают, что сделали они злого, и сговариваются на новые козни; когда сатана недоволен чьими проделками, он наказует виновных ударами. Затем при свете факелов, возженных от пламени, которое горит между рогами большого козла, приступают к пиршеству: с жадностью пожирают лошадиное мясо и другие яства, без хлеба и соли, а приготовленные напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. По окончании трапезы начинается бешеная пляска под звуки необыкновенной музыки. Музыкант сидит на дереве; вместо волынки или скрипки он, держит лошадиную голову, а дудкою или смычком ему служит то простая палка, то кошачий хвост. Ведьмы, схватываясь с бесами за руки, с диким весельем и бесстыдными жестами прыгают, вертятся и водят хороводы. На следующее утро на местах их плясок бывают видны на траве круги, как бы притоптанные коровьими и козьими ногами. Потом совершается сожжение большого козла (раньше они его просто выгоняли в пустыню и отдавали все свои грехи, после чего козел отпущения умирал в страшных муках) и пепел его разделяется между всеми собравшимися ведьмами, которые с помощью этого пепла и причиняют людям различные бедствия. Кроме козла, в жертву демону приносится еще черный бык или черная корова. Гульбище заканчивается плотским соитием, в которое вступают ведьмы с нечистыми духами, при совершенном погашении огней, и затем каждая из них улетает на своем помеле домой - той же дорогою, какою явилась на сборище. В славянских деревнях в эту ночь жгут костры до утра, отгоняя из светом нечистую силу. С наступлением рассвета повсеместно раздается клич «ура!» в знак победы Света над Тьмой.

    НАУЗНИК (узольник, обавник) - знахарь, задающийся навязыванием амулетов-узелков при лечении: «кои завязують зверове и мечки, и гледать на воду, и завезують деца малечки».

    ОБЛАКОПРОГОННИКИ - чародеи. Существует поверье, что колдуны могут носиться в тучах, производить грозы, напущать бури, дождевые ливни и град; могут морочить, т.е. застилать окрестности и предметы туманом, и, придавая им обманчивые образы, заставляют человека видеть совсем не то, что есть на самом деле.

    ОБОРОТНИ - (волкодлаки или волколаки - волчьи шкуры) - изначально ведуны и воины, после прочтения молитвы оборачивались (кувыркались) через голову и принимали образ неустрашимого и непобедимого волка. С распространением повсеместно христианства народу стали прививать другой образ: души младенцев, умерших некрещенными, или души чародеев и вероотступников, осужденные вечно блуждать и не ведать покоя. Оборотень обыкновенно показывается в сумерки и ночью; с диким воем и неудержимою быстротой мчится он, перекидываясь в кошку, собаку, сову, петуха или камень, бросается под ноги путнику и перебегает ему дорогу; нередко он подкатывается клубком, снежною глыбою, копною сена, а в лесу встречают его страшным зверем или чудовищем. Оборотнями «скидываются на время» сами колдуны или «оборачивают» некрещенных младенцев, девушек, лишивших себя жизни, или колдунов, «если колдун продал свою душу черту». Оборотни - существа временные, являющиеся таковыми на ту лишь пору, когда требуют различные обстоятельства (например, желание отомстить и даже подшутить). Оборачиваясь волком, человек приобретает голос и хищнические наклонности этого зверя: удаляется в леса, нападает на путников и домашний скот и томимый голодом дико воет, и даже пожирает падаль.

    ОПОЙЦА - существо, которое впивается в живое тело и сосет из него кровь, как пиявка, аналог вампира.

    ПОЛУНОЧНИКИ - колдуны, ведьмы, опойцы и вообще люди, предавшиеся злому духу, проклятые или отлученные от церкви, по смерти своей не гниют, потому что Мать-Сыра Земля не принимает их; они выходят по ночам из гробов, бродят возле прежнего своего жилища и являются к родным и соседям. Истории известны случаи «нетленных мощей» иных трупов в мавзолеях.

    ПОРЧЕЛЬНИК (портежник) - колдун. Колдун и ведьмы собирают ядовитые травы и коренья, готовят из них отравное снадобье и употребляют его на пагубу людей; в областных говорах «отрава» обозначается словами: порча, портеж.

    ТРАВНИЦА (кореньщица) - знахарка, колдунья.

    ТРАВОВЕД - колдун, лекарь, целитель. Трава - ядовитое растение, из которого можно приготовить зелье или отраву. Лечебные растения всегда назывались «былье», отсюда выражение «быльем поросло».

    УПЫРЬ (вурдалак) - мертвец, бывший при жизни своей злым колдуном, вовкулаком и вообще отверженным церковью, каковы: самоубийцы, опойцы, еретики, богоотступники и проклятые родителями. По мнению малороссов, упыри нарождаются от блудной связи вовкулака или черта с ведьмою. В глухую полночь, выходя из могил, где лежат они нетленными мощами (трупами), упыри принимают различные образы, летают по воздуху, рыщут на конях по окрестностям, подымают шум и гам и пугают путников, или проникают в избы и высасывают кровь из сонных людей, которые вслед затем непременно умирают; особенно любят они сосать кровь младенцев. Предрассветный крик петуха заставляет упыря мгновенно исчезать или повергает его окровавленного наземь - в совершенном бесчувствии. Являясь ночью к бабе, упырь начинает допытываться, как приготовляются сорочки, с тем, чтобы по отобрании ответа высосать из нее кровь. Умная баба должна как можно долее продлить свой рассказ, и потому сперва описывает: как сеют лен, как его собирают и вымачивают, потом говорит о пряже, тканье, белении полотен и наконец - о шитье сорочки. Пока она успеет окончить все эти подробности, запоют петухи и упырь пропадет. Они появляются либо в своем обличье, либо с синими лицами, закутанными в черный плащ. Упырь может превратиться в летучую мышь, перо, соломинку. Ребенка-упыря можно узнать по двойным рядам зубов. Чтобы прекратить деятельность упыря, надо вбить осиновый кол в то место могилы, где находится грудь покойника. Упыри - враги берегинь. Лекарством от укушения упыря служит земля, взятая из его могилы. «Упырь, - дело другое; он всегда зол" он родится от черта и ведьмы, - или от ведьмы и вовкулака. Живет он злым человеком. Упыри не гниют в гробах, они по ночам выходят и, из спящих высасывая кровь, засасывают их до смерти» (Н.А. Маркович. «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян»). «Ваня стал, - шагнуть не может./ Боже! думает бедняк,/ Это, верно, кости гложет/ Красногубый вурдалак» (А.С. Пушкин. «Вурдалак»).

    ЧАРОВНИК (чародей) - тот, кто умеет совершать чары - суеверные, таинственные обряды, какие совершаются, с одной стороны, для отклонения различных напастей, для изгнания нечистой силы, врачевания болезней, водворения семейного счастья и довольства, а с другой - для того, чтобы наслать на своих врагов всевозможные беды и предать их во власть злобных, мучительных демонов.

    ШЕПТУН - так называют знахарей именно за те «заговоры» или таинственные слова, которые шепчутся над больным, или снадобьем. Заговоры воспринимаются или изустно от учителей, или из письменных источников, в изобилии распространенных среди грамотного сельского населения под названием «цветников», «травников» и «лечебников». Главное отличие между колдунами и знахарями состоит в том, что первые скрываются от людей и стараются окутать свое ремесло непроницаемой тайной, вторые же работают в открытую и без креста и молитвы не приступают к делу: даже целебные заговоры их, в основе своей, состоят из молитвенных обращений к Богу и святым угодникам, как целителям. Колдун действует зачастую по вдохновению: разрешает себе выдумку своих приемов и средств, лишь бы они казались внушительными и даже устрашали. Знахарь же идет торной дорожкой и боится оступиться, придерживаясь «цветника» или наставлений покойничка-батюшки. (Н.А.Маркович. «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян»)

    Колдуны и ведьмы - своего рода «классика» фольклора . Они обладают способностью вступать в контакт с нечистой силой, влиять на физику мироздания: на природные и атмосферные явления, людское здоровье, урожай и т. п.

    Ведьмы

    В низшей мифологии восточных славян ведьмы являются важнейшими персонажами. Ведьма - та, которая ведает, обладает ведовством, то есть знанием. В зависимости от местности ее могли называть волшебницей, чаровницей, вештицей, колдуньей и др. За свои способности ведьма расплачивается собственной душой и после смерти не знает покоя. Кстати, происходит это, в представлении восточных славян, независимо от того, наводит ли ведьма порчу или лечит людей.

    В народном представлении ведьмы делятся на две категории: получившие ведовство по наследству и заключившие сделку со злыми силами. Их называли соответственно «рожденными» и «учеными», причем в народе верили, что первые куда сильнее и могут помимо плохого делать еще и хорошее, тогда как «ученые» способны исключительно на зло. Кроме наслания порчи, ведьмы прибегают еще к двум основным способам вредительства: краже молока чужих коров (при помощи колдовства) и порче урожая. Для порчи урожая ведьма могла наслать вредителей, заломить или спутать пучок колосьев. В народе верили, что после этого не только урожай испортится, но и жнец, случайно срезавший такой пучок колосьев, обязательно заболеет или даже умрет. А еще верили, что ведьмы способны похищать нерожденных детей из утробы спящей матери.

    На представления о том, почему можно родиться ведьмой, влияние оказало в том числе христианство. А именно - представления о законности рождения. Если девочка рождается вне брака, а ее мать или мать и бабка были также рождены вне брака, то быть такой девочке ведьмой. Правда, сплошные девочки даже у законных супругов тоже не есть хорошо: пятая или седьмая из них наверняка родится ведьмой.

    «Ученой» ведьма становится после совершения неких ритуалов, связанных с отречением от Христа и кощунством, или передачи женщине ведовства от умирающей старой ведьмы (в народе верили, что ведьма не может умереть, если не передаст свою силу), но обязательное условие - знакомство с бесом, который заключает с ведьмой контракт и сожительствует с ней. Отличить «рожденную» от «ученой» можно по хвосту: у первой он есть. А в остальном образу ведьмы сопутствовали известные нам по сказкам признаки, такие как сгорбленность, скрюченность, костлявость и т. д.

    Считалось, что ведьмы способны к оборотничеству, особенно «рожденные». Одна русская легенда повествует о том, как во времена две заподозренные в колдовстве ведьмы обернулись сороками и улетели через трубу. Время, когда ведьма обретает особую силу, - это ночь, в частности полночь, а также канун больших праздников. А вот любимым развлечением ведьм считались полеты на шабаш. Чтобы попасть на него, ведьмам необходимо натереться особой многокомпонентной колдовской мазью, рецепт которой известен лишь им одним.

    М.П. Клодт. Колдунья

    Нечасто, но все же встречались поверья о некоторой пользе ведьмы для окружающих. У нее можно было попросить совета о благоприятном дне для начала пахоты или сева, а также помощи в случае болезни или стихийных бедствий.

    Колдуны

    Если ведьмами называют в народе женщин, то колдунами - мужчин. Версия о происхождении названия «колдун», которой придерживаются многие исследователи, такая. «Колдун» - существительное, родственное слову «колтун», и означает в данном случае спутанные ради порчи колосья. Это не единственное название для мужчины, заключившего сделку с нечистью или «рожденного». В зависимости от местности колдуна могут называть ведьмаком, ведьмаром, волховником, чернокнижником и пр. Вероятно, что представления о колдунах восходят к древним языческим временам и связаны с волхвами, то есть жрецами («волхв» - от праславянского глагола, означающего «неясно говорить»). С приходом христианства всё языческое стало восприниматься как бесовское, а волхвы - как люди, вступающие в связь с демонами. И все-таки волхвы еще долго пользовались авторитетом не только среди простого народа, но и среди знати. Подтверждение этому можно найти в летописях. Однако и боролись с ними не менее рьяно, чем с ведьмами: сохранилось немало документов XVII-XVIII веков, повествующих о казнях за колдовство и обвинениях в нем.

    Отличительные признаки колдуна в основном такие же, как и у ведьмы: сгорбленность, скрюченность, хромота, какое-либо увечье (нет правой руки), иногда рыжие волосы, красные или черные глаза, два ряда зубов. В некоторых поверьях говорится, что у колдуна одна душа человеческая, а вторая - бесовская, по этой причине колдун после смерти превращается в упыря. Стать колдуном можно, заключив с бесом договор, который подписывается кровью на коже висельника и подкрепляется кощунственным действием со стороны человека. Правда, в некоторых поверьях говорится, что мужчина, решивший стать колдуном, должен продать бесу своего ребенка. Как и в случае с ведьмами, колдун перед смертью был обязан передать свою силу, и тогда человек, принявший от колдуна какой-то предмет, невольно получал и силу бесов, служивших прежнему колдуну. При невольном получении колдовской силы человека можно от нее избавить, отмолив.

    В.М. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу

    Иные поверья гласят, что колдун, в общем-то, вредит людям помимо своей воли, потому что бесы, доставшиеся ему в подчинение, должны быть постоянно заняты работой, желательно вредной для людей. Если бесам нечего будет делать, то они могут до смерти замучить колдуна. Поэтому в народе рассказывали, что хороший колдун злую силу посылает не на людей, а на лес или заставляет бесов делать бессмысленную, но трудоемкую работу, например ломать деревья или носить воду в сите.

    У русских была традиция приглашать колдуна на свадьбу, где бы он защищал жениха и невесту от других колдунов или ведьм. А если колдуна не позвать, то он обидится и нашлет на невесту или другое зло. Во многих быличках рассказывается о противостоянии колдунов или колдуна и ведьмы на свадьбе, поскольку в народе считалось, что колдуны бывают разными по силе. Верили в народе и в то, что колдуна надо хоронить с соблюдением особых мер предосторожности, чтобы после смерти он не мучил людей.

    В духовном стихе, записанном (А. В. Валовым) в Пошехонье Яросл. г., душа ведьмы, уже завершившей свое земное существование, следующим образом кается в своих грехах:

    «От коровушек молочко отдаивала,
    Промеж межи полоску прожиновала,
    От хлебушка спорынью отымывала».

    В этом стихе дается полная характеристика злой деятельности ведьмы, так как эти три деяния составляют специальные занятия женщин, решившихся продать свою душу чертям. Впрочем, если внимательно всмотреться в облик ведьмы, в том виде, в каком он рисуется воображению жителей северной лесной половины России, то в глаза невольно бросится существенное различие между великорусской ведьмой и родоначальницей ее – малорусской. Если в малорусских степях среди ведьм очень нередки молодые вдовы и притом, по выражению нашего великого поэта, такие, что «не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой», то в суровых хвойных лесах, которые сами поют не иначе, как в минорном тоне, шаловливые и красивые малороссийские ведьмы превратились в безобразных старух.

    Их приравнивали здесь к сказочным бабам-ягам, живущим в избушках на курьих ножках, где они, по олонецкому сказанию, вечно кудель прядут и в то же время «глазами в поле гусей пасут, а носом (вместо кочерги и ухватов) в печи поваруют». Великорусских ведьм обыкновенно смешивают с колдуньями и представляют себе не иначе, как в виде старых, иногда толстых, как кадушка, баб с растрепанными, седыми космами, костлявыми руками и с огромными синими носами. (По этим коренным чертам во многих местностях самое имя ведьмы сделалось ругательным.) Ведьмы, по общему мнению, отличаются от всех прочих женщин тем, что имеют хвост (маленький) и владеют способностью летать по воздуху на помеле, кочергах, в ступах и т. п.

    Отправляются они на темные дела из своих жилищ непременно через печные трубы и, как все чародеи, могут оборачиваться в разных животных, чаще всего в сорок, свиней, собак и желтых кошек. Одну такую свинью (в Брянских местах) били чем ни попало, но кочерги и ухваты отскакивали от нее, как мячик, пока не запели петухи. В случаях других превращений, побои также считаются полезною мерою, только советуют бить тележной осью и не иначе, как повторяя при каждом ударе слово «раз» (сказать «два» значит себя сгубить, так как ведьма того человека изломает). Этот ритуал избиения, определяющий как и чем надо бить, показывает, что кровавые расправы с ведьмами практикуются весьма широко. И действительно, их бьют и доныне, и современная деревня не перестает поставлять материал для уголовных хроник.

    Чаще всего ведьмы подвергаются истязаниям за выдаивание чужих коров. Зная повсеместный деревенский обычай давать коровам клички, сообразно с теми днями недели, когда они родились, а равно и привычку их оборачиваться на зов, – ведьмы легко пользуются всем этим. Подманивая «авторок» и «субботок», они выдаивают их до последней капли, так что коровы после того приходят с поля такими, как будто совсем потеряли молоко.

    Обиженные крестьяне утешают себя возможностью поймать злодейку на месте преступления и изуродовать, отрезавши ей ухо, нос, или сломавши ногу. (После того в деревне обыкновенно не замедлит обнаружиться баба с подвязанной щекой, или прихрамывающая на ту или другую ногу.)

    Многочисленные опыты в этом роде производятся повсеместно, так как крестьяне до сих пор сохранили уверенность, что их коровы выдаиваются не голодными соседками, не знающими, чем накормить ребят, а именно ведьмами. Притом же крестьяне, по-видимому, не допускают и мысли, что коровы могут потерять молоко от болезненных причин, или что это молоко может быть высосано чужеядными животными.
    Ведьмы имеют чрезвычайно много общего с колдунами и, если подбирать выдающиеся черты в образе действий тех и других, то придется повторяться. Они также находятся между собою в постоянном общении и стачке (вот для этих-то совещаний и изобретены «лысые» горы и шумные игры шаловливых вдов с веселыми и страстными чертями), точно так же тяжело умирают, мучаясь в страшных судорогах, вызываемых желанием передать кому-нибудь свою науку, и у них точно так же после смерти высовывается изо рта язык, необычно длинный и совсем похожий на лошадиный.

    За отдаленностью, или прямо за неимением «лысых» гор, для свиданий признают достаточно удобными чуланы и особенно бани, причем для надзора за ними существует «ведьмак». По всему югу Великороссии это – либо колдун, либо упырь-кровосос, который по общему всем славянским народам поверью, ходит после смерти и морит людей. Всего же чаще ведьмак – доброе существо, не только ничего злого не творящее, но даже старающееся быть полезным: он ведьмам мешает делать зло, запрещает ходить мертвецам, разгоняет тучи и пр. Он и по смерти не теряет своей силы. Рассказывают, что не раз видали его, как он дерется с мертвецами на могилах и всегда побеждает. По причине этой путаницы понятий, не дающих ясного представления о ведьмаках, и за принадлежностью к украинским поверьям упырей-мертвецов-ночных бродяг – не находим надобности обоим дать отдельные описания.

    Но этим не ограничивается сходство, так как затем начинаются беспокойные ночные хождения из свежих могил на старое пепелище (на лучший случай – отведать блинов, выставляемых за окно до законного сорокового дня, на худший – выместить запоздавшую и неостывшую злобу и свести непоконченные при жизни расчеты с немилыми соседями). Наконец, успокаивает их точно так же осиновый кол, вбитый в могилу. Словом, бесполезно разыскивать резкие границы, отделяющие волхвов от колдунов, так же точно, как ведьм от колдуний. Даже история тех и других имеет много общего: ее кровавые страницы уходят в глубь веков, и кажется, что они потеряли свое начало – до такой степени укоренился в народе обычай жестокой расправы с колдунами и ведьмами. Правда, против этого обычая еще в средние века выступали наиболее просвещенные отцы церкви, но в ту суровую эпоху проповедь кротости и незлобия имела мало успеха.

    Так, в первой половине XV века, одновременно с тем, как в Пскове, во время моровой язвы, сожгли живыми двенадцать ведьм, – в Суздали епископ Серапион вооружается уже против привычки приписывать общественные бедствия ведьмам и губить их за это:

    «Вы все еще держитесь поганского обычая волхования, – говорил св. отец, – веруете и сожигаете невинных людей. В каких книгах, в каких писаниях слышали вы, что голода бывают на земле от волхования? Если вы этому верите, то зачем же вы пожигаете волхвов? Умоляете, почитаете их, дары им приносите, чтобы не устраивали мор, дождь ниспускали, тепло приводили, земле велели быть плодоносною? Чародеи и чародейки действуют силою бесовскою над теми, кто их боится, а кто веру твердую держит к Богу, над теми они не имеют власти. Скорблю о вашем безумии, умоляю вас, отступите от дел поганских. Правила божественные повелевают осуждать человека на смерть по выслушании многих свидетелей, а вы в свидетели поставили воду, говорите: «Если начнет тонуть – невинна, если же поплывет – то ведьма». Но разве дьявол, видя ваше маловерие, не может поддержать ее, чтобы не тонула, и этим ввести вас в душегубство?»

    Однако, гласом в пустыне прозвучали эти слова убеждения, исполненные высочайших чувств христианского милосердия: через 200 лет, при царе Алексее, старицу Олену сжигают в срубе, как еретицу, с чародейскими бумагами и кореньями после того, как она сама созналась, что портила людей и некоторых из них учила ведовству. В Перми крестьянина Талева огнем жгли и на пытке дали ему три встряски по наговору, что он напускает на людей икоту. В Тотьме в 1674 г. сожжена была в срубе, при многочисленных свидетелях, женщина Федосья по оговору в порче и т. д.

    Когда (в 1632 г.) из Литвы дошли вести, что какая-то баба наговаривает на хмель, чтобы навести моровое поветрие, – то тотчас, под страхом смертной казни, тот хмель запретили покупать. Спустя еще целое столетие (в 1730 г.) сенат счел нужным напомнить указом, что за волшебство закон определяет сожжение, а через сорок лет после того (1779 г.) епископ Устюжский доносит о появлении колдунов и волшебников из крестьян мужского и женского пола, которые не только отвращают других от правоверия, но и многих заражают разными болезнями посредством червей. Колдунов отправили в сенат, как повинившихся в том, что отреклись от веры и имели свидание с чертом, который приносил им червей. Тот же сенат, узнавши из расспросов колдунов, что их не раз нещадно били и этими побоями принудили виниться в том, в чем они вовсе не виноваты, распорядился воеводу с товарищем отрешить от дожности, мнимых чародеев освободить и отпустить, а архиереям и прочим духовным особам запретить вступать в следственные дела о чародействах и волшебствах, ибо эти дела считаются подлежащими гражданскому суду.

    И вот с тех пор, как блеснул впервые в непроглядном мраке животворный луч света, – накануне XX столетия мы получаем нижеследующие известия все по тому же чародейскому вопросу о ведьмах: «Недавно (пишет корреспондент наш из Орла), в начале 1899 г., чуть было не убили одну женщину (по имени Татьяна), которую все считают за ведьму. Татьяна поругалась с другой женщиной и пригрозила ей, что испортит ее. И вот что произошло потом из-за уличной бабьей перебранки: когда на крики сошлись мужики и обратились к Татьяне со строгим запросом, она им обещала превратить всех в собак. Один из мужиков подошел к ней с кулаком и сказал: «Ты вот ведьма, а заговори мой кулак так, чтобы он тебя не ударил». И ударил ее по затылку. Татьяна упала, на нее, как по сигналу, напали остальные мужики и начали бить. Решено было осмотреть бабу, найти у ней хвост и оторвать.

    Баба кричала благим матом и защищалась настолько отчаянно, что у многих оказались исцарапаны лица, у других покусаны были руки. Хвоста, однако, не нашли. На крик Татьяны прибежал ее муж и стал защищать, но мужики стали бить и его. Наконец, сильно избитую, но не перестававшую угрожать, женщину связали, отвезли в волость (Рябинскую) и посадили в холодную. В волости им сказали, что за такие дела всем мужикам попадет от земского начальника, так как-де теперь в колдунов и ведьм верить не велят. Вернувшись же домой, мужики объявили мужу Татьяны, Антипу, что жену его, должно быть, порешат послать в Сибирь, и что они на это согласны будут дать свой приговор, если он не выставит ведра водки всему обществу.

    За выпивкой Антип божился и клялся, что не только не видал, но ни разу в жизни даже не заметил никакого хвоста у Татьяны. При этом, однако, он не скрыл, что жена угрожает оборотить его в жеребца всякий раз, когда он захочет ее побить. На другой день пришла из волости Татьяна, и все мужики явились к ней договариваться о том, чтобы она в своей деревне не колдовала, никого не портила и не отымала у коров молока. За вчерашние же побои просили великодушно прощения. Она побожилась, что исполнит просьбу, а через неделю из волости получился приказ, в котором было сказано, чтобы впредь таких глупостей не было, а если что подобное повторится, то виновные за это будут наказаны по закону, и, кроме того, об этом будет доводиться до сведения земского начальника. Выслушали крестьяне приказ и порешили всем миром, что наверняка ведьма околдовала начальство, и что поэтому впредь не следует доходить до него, а нужно расправляться своим судом».

    В деревне Теребенево (Жиздринск. у., Калужск. г.) семилетняя девочка Саша говорила матери, что она с теткой Марьей, у которой жила в няньках, каждую ночь летала на лысую гору.
    – Когда все заснут, погасят огни, тетка Марья прилетит сорокой и застрекочет. Я выскочу, а она бросит мне сорочью шкуру, надену я ее – и полетим.
    На горе скинем шкуру, разложим костры, варим зелье, чтобы людей поить. Слетается баб много: и старых, и молодых. Марье весело – свищет да пляшет со всеми, а мне скучно в сторонке, потому что все большие, а я одна маленькая.
    То же самое Саша рассказала отцу, а этот бросился прямо к Марье:

    – Безбожница, зачем ты мне дочь испортила?

    Заступился Марьин муж: вытолкал дурака за порог и дверь за ним затворил. Но тот не унялся и к старосте. Подумал, подумал староста и говорит:

    – Нет, я тут действовать не могу, – иди к попу и в волость.

    Думал, думал отец и надумал сводить свою дочку в церковь, исповедать ее, причастить и попытаться, не возьмется ли священник ее отчитать. От исповеди, однако, девочка сама отказалась.

    – Ведьмы не молятся и не исповедуются!

    И в церкви повернулась к иконостасу спиной. Священник отчитывать отказался и посоветовал девчонку хорошенько выпороть,

    – Какой сорокой она скидывалась, куда летала? И ты, дурак, веришь болтовне ребенка?

    Между тем, у избы встревоженного отца толпа мужиков и баб не расходится, и девчонка продолжает болтать свой вздор.

    В волости жалобщику поверили и Марью признали за колдунью. Порылся писарь в законах и оповестил:

    – Нет, брат, против черта ничего не поделаешь: никакой статьи противу его я не подыскал.

    Пало на Марью подозрение, и слава ведьмы стала расти. Стали соседки следить за каждым ее шагом, припоминать и подмечать всякие мелочи. Одна рассказывала, что видела, как Марья умывалась, перегнувшись через порог на улицу; другая – что Марья черпала воду на су токах, третья – что Марья в ночь на Ивана Купалу собирала травы и т. п. Каждый шаг несчастной женщины стали перетолковывать в дурную сторону. Мальчишки из-за угла начали в нее камнями бросать. Ни ей. ни мужу нельзя стало на улице показываться – чуть в глаза не плюют.

    – Хоть бы ты, батюшка, вступился за нас! – умолял Марьин муж священника. Священник пробовал убеждать толпу и успокаивать Марью, но ничто не помогало, и в конце концов, невинная и кроткая Марья умерла в чахотке.

    С того времени прошло лет 15. Саша уже давно выросла, давно уверяет, что рассказ ее – чистая выдумка, но теперь ей уже никто не верит: вошла девка в полный смысл и поняла, что этого рассказывать не следует. Девка она хорошая, но ни один жених за нее не сватается: никому нет охоты жениться на ведьме.

    Придется, вероятно, и ей, сидя в старых девках, обратиться к промыслу ворожеи, тем более, что такие занятия почти не опасны и очень выгодны. Мимо ворожеи не пройдут ни удалые молодцы, ни красные девицы, ни обманутые мужья, ни ревнивые жены, потому что и нынче, как и в старину, живет в людях вера в «присуху». Не надо ни лысых гор, ни придорожных росстаний, достаточно и деревенских за валенок, чтобы, узнавая сокровенные тайны, усердно заниматься приворотами и отворотами любящих и охладевших сердец: и себе на руку, и посторонним в помощь. В таких делах для ловких людей еще много простора, как бы ни назывались эти ловкачи: ведьмами или ворожеями, гадалками или знахарками, бабками или шептуньями. Вот несколько примеров из практики современных ведьм и гадалок.

    Один крестьянин Орловской губернии тяжко провинился перед новобрачной женой и, чтобы как-нибудь поправить дело, обратился за советом к хваленой старухе-знахарке, о которой шла молва, как о заведомой ведьме. Знахарка посоветовала своему пациенту пойти в луга и отыскать между стожарами (колья, на которых крепятся стоги сена) три штуки таких, которые простояли вбитыми в землю не менее трех лет; затем наскоблить с каждой стожары стружек, заварить их в горшке и пить.
    А вот еще случай из практики ворожей.

    – От суседей нет мне промытой воды, – жаловалась также известной калужской ведьме одна девушка, служившая у богатого купца, – обещал взять замуж да и обманул. Все смеются, даже малые ребята.

    – Ты только принеси мне лоскут от его рубахи, – обнадеживала ее ведьма, – я отдам церковному сторожу, чтобы он, как станет звонить, навязал на веревку этот клок, тогда купец от тоски не будет знать, куда деться, и сам к тебе придет, а ты посмейся ему: я, мол, не звала тебя, зачем пришел?..

    Жаловалась и другая бедная девушка, пожелавшая выйти за богатого крестьянина, которому она не нравилась.

    – Ты, если можно, достань его чулки с ног, – присоветовала ведьма. – Я отстираю их и наговорю воду ночью, и дам тебе три зерна: одно бросишь против его дома, а другое ему под ноги, когда будет ехать, третье когда он придет…

    Случаев таких в практике деревенских ведьм бесконечно много, но замечательно, что знахарки и ведьмы воистину неистощимы в разнообразии своих рецептов. Вот еще несколько образчиков.

    Любит мужик чужую бабу. Жена просит совета.

    – Посматривай на двор, где петухи дерутся, – рекомендует ведьма, – возьми на том месте земельки горсточку и посыпь ее на постель твоей разлучницы. Станет она с мужем твоим вздорить – и опять полюбит он свой «закон» (т. е. жену).

    Для присухи девиц, советуют вынашивать под левой мышкой в течение нескольких дней баранки или пряники и яблоки, конечно, прежде всего снабженные наговорами, в которых и заключена главнейшая, тайно действующая сила.

    Только знающие и избранные ведьмы болтают не на ветер заговорные слова, а закладывают в наговоренные вещи, именно то, что потом будет врачевать, успокаивать и утешать, по желанию. Точно самым целебным зельем наполняется наболевшее сердце, когда слышат уши о пожелании, чтобы тоска, давившая до сих пор, уходила прочь «ни в пенье, ни в коренье, ни в грязи топучи, ни в ключи кипучи», а именно в того человека, который оскорбил, разлюбил или обманул обещаниями и т. п. Для влюбленных ведьмы знают такие слова, что, кажется, лучше и слаще их и придумать никому нельзя. Они посылают присуху «в ретивые сердца, в тело белое, в печень черную, в грудь горячую, в голову буйную, в серединную жилу и во все 70 жил, и во все 70 суставов, в самую любовную кость. Пусть эта самая присуха зажгла бы ретивое сердце и вскипятила горячую кровь, да так, чтобы нельзя было ни в питье ее запить, ни в еде заесть, сном не заспать, водой не смывать, гульбой не загулять, слезами не заплакать» и т. п.

    Только исходя из уст ведьм, слова эти имеют силу «печатать» чужое сердце и запирать его на замок, но и то лишь в том случае, когда при этом имеются в руках: наговорные коренья, волосы любимого человека, клочок его одежды и т. п. Всякому обещанию верят и всякое приказание исполняют: подкладывают молодым ребятам голик под сани, если желают, чтобы кто-нибудь из них в текущем году не женился, сжигают его волосы, чтобы он целый год ходил, как потерянный. Если же выпачкать ему поддевку или шубу бараньей кровью, то и вовсе его никто любить не будет.

    Но самое действительное средство в любовных делах – это таинственный талисман, который добывается из черной кошки или из лягушек. Из первой, разваренной до последней степени, получается «косточка-невидимка», делающая человека, который ею владеет, невидимкой. Косточка равносильна сапогам-самоходам, ковру-самолету, суме-хлебосолке и шапке-невидимке. Из лягушки достают две «косточки-счастливки», с одинаковым успехом служащие как для приворотов, так и отворотов, возбуждающих любовь или вызывающих отвращение. Об этих кошачьих и лягушечьих косточках отзываются и в сказках с полною верою в их чародейство.

    Добываются эти косточки очень легко: стоит выварить в котелке совершенно черную кошку – и получатся «крючок и вилочка», или стоит посадить в муравейник двух лягушек, чтобы получить «крючок и лопатку». Крючком задевают ту, которую желают привлечь к себе (или незаметно прицепляют ей на платье). Вилочкой или лопаткой отталкивают от себя ее же, когда успеет она надоесть или совсем опостылит. Немного при этом требуется обрядов и не особенно трудна подготовка. От муравьиной кучи надо уходить задом наперед, чтобы леший не мог догнать, когда пойдет искать следов; тогда оба следа будут вести в лес, а из лесу следа не будет. В иных случаях советуют по 12-ти ночей кряду ходить к тому муравейнику и обходить его молча три раза, только на тринадцатую ночь дается в руки подобное сокровище. Впрочем, можно обходиться и без этих подходов. Неудача постигает лишь в том случае, когда пристегнутый к платью крючок отмеченная девица не проносит на себе три недели кряду и т. п.

    По всем приведенным данным, можно заключить, что некогда влиятельная и страшная власть ведьм, устремленная, главным образом, на любовные дела, теперь замыкается в пределах бабьего царства. В этом, конечно, надо видеть большое счастье и несомненный успех просвещения. Уже из многих мест, и притом славящихся своим суеверием, доносятся, например, такие отрадные вести:

    – В старину ведьм много водилось, а нынче что-то не слыхать.

    – Теперешняя ведьма чаще всего сводня. Так что ведьмы не только обмирают, по старому обычаю, на Силу и Силуяна (30 июля), опившись краденого молока от чужих коров, но, по многим несомненным признакам, при новых порядках, и вовсе приготовились к настоящей смерти.

    С.В.Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. 1903 год. Издательство: С.-Петербург. Товарищество Р.Голике и А.Вильборг