Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Совместимость тельца и рыбы в семейной жизни
  • Совместимость в любовных отношениях: Дева и Овен
  • Как понять плутон в вашей натальной карте
  • Совместимость козерог и весы
  • Водолей и Близнецы: совместимость в любовных отношениях, сексе, браке и дружбе
  • Совместимость: женщина-Водолей и мужчина-Лев
  • Упражнения для постановки голоса. Резонаторы

    Упражнения для постановки голоса. Резонаторы

    Не все люди знают, что можно самостоятельно поставить голос и не надо записывать в специальные кружки.

    Но для начала нужно понимать самые главные и базовые вещи.

    Ты должен чувствовать все вибрации своего тела, когда что-то говоришь.

    Почему это так важно – аналогия с ударом кулака

    Приведем аналогию с ударом кулака из бокса.

    • Когда наносится правильный удар , все тело вкладывается в него. Это не только махание одним кулаком.
      Тело при правильном ударе не статично и тоже вкладывается в него, и только тогда удар становится в 10 раз сильнее и опаснее для противника.
    • Если ты не будешь использовать силу своего тела при ударе кулаком и не будешь вкладываться в него, то это будет не удар, а просто движение одной рукой.

    То же самое ты должен применять в разговоре.

    Ты должен все свое тело включать в выражение себя.

    Сделай глубокий вдох и уже потом говори, иначе тебя никто не услышит.

    2. Используй правильную тональность

    Всего бывает 3 типа тональностей :

    1. ищущая/ нуждающаяся;
    2. нормальная;
    3. рваная.

    Ищущая или нуждающаяся тональность (1)

    Так же на улице попрошайки подходят на улице к людям и спрашивают денег. Это ищущий, пытающийся понравиться раппорт.

    Например:

    • Время не подскажите?
    • Покушать пиццы вкусной со мной не хотели бы?
    • У меня компьютер сломался, исправь, пожалуйста.

    Это непривлекательно и вызывает отторжение.

    Нормальная тональность (2)

    Когда вы разговариваете с человеком полностью нейтрально, без каких-либо особых эмоций.

    Например:

    • У нас сегодня все хорошо.
    • Я неплохо провел время в парке.
    • Папа купил новую машину.

    Рваный раппорт (3)

    Со стороны по подаче эта тональность смотрится так, будто бы ты ничего не хочешь от этого человека и как будто и не хочешь особо с ним разговаривать.

    С этой тональностью ты не стараешься впечатлить собеседника, меньше пытаешься и меньше напрягаешься.

    Эта тональность будет полезна мужчинам, чтобы вести с женщинами.

    Примеры 3 тональности:

    • Вообще, круто отдохнули позавчера.
    • Отличная футболка у тебя.
    • Едем сейчас в наше любимое место у реки.

    Чтобы быть центрированным и быть в перманентном состоянии при общении, с большинством людей нужно разговаривать от рваной до нормальной тональности. Если основное количество времени твой голос между рваной и нормальной тональностью, и еще ты разнообразишь его иногда ищущим раппортом, то твой голос будет дерзким и забавным одновременно . Это будет весело и разнообразно одновременно.

    Поэтому используй все три типа тональности умеючи, и тогда ты будешь знать все о том, как поставить речь и голос. У тебя появится чарующая и уникальная тональность.

    Помни о том, что уверенность играет ключевую роль в общении. уверенности в себе для девушек вы можете прочитать по ссылке у нас на сайте.

    3. С самого утра избавься от лишней слизи во рту

    С утра у каждого бывает во рту эта слизь и слюна, от которой необходимо избавляться. Они не дают вашему голосу открыться.

    Из-за слизи во рту люди часто говорят носом, словно озвучивают пиратские фильмы. Все упражнения постановки голоса и речи выполняются намного легче и продуктивней, если нет лишней слизи в ротовой полости.

    Чтобы избавиться от слизи во рту, как только ты проснулся с самого утра чисти зубной пастой и щеткой свой язык !

    То есть когда ты идешь чистить зубы, ты чистишь еще и свой язык.

    Таким образом, вся лишняя слизь выходит изо рта. Отхаркивайся. Ты сам поймешь, когда уже достаточно.

    Процедура не такая приятная, но очень полезная. Занимает примерно 3 – 4 минуты.

    4. Разогреваемся и тянем гласные звуки начиная с высоких нот до низких

    Иначе потом будет внутреннее сопротивление и голос не будет конгруэнтным. О конгруэнтности в деталях мы рассказываем .

    Если ты не разогреваешься, то тогда все, что бы ты ни говорил и ни делал, будет ухудшать и ухудшать твое общение и выражение.

    Чтобы не парься о том, как развить красивый тембр голос, используй это полезное упражнение.

    Произноси эти звуки в том самом порядке , в каком они указаны:

    При выполнении вокального упражнения для голоса этими звуками от «И» до «У» ты идешь по шкале от высоких нот к низким.

    Пройдись по этим звукам 2 раза . Начинаешь с высокого звука «И», заканчиваешь низким «У».

    Это расслабляет и открывает твое горло.

    Все наши упражнения помогут тем, кто впоследствии будет открыто выражаться себя и не будет стесняться своего голоса.

    У нас на сайте есть полная статья о том, как перестать стесняться людей. Ее можно найти .

    5. Мычание

    Мычать – это значит тянуть звук «М». Это известное упражнение в постановке голоса для пения, и его необходимо выполнять правильно.

    При правильном мычании должны чесаться губы.

    Если у вас чешется внутри горла, значит, вам нужно приподнять повыше шею.

    Ошибки:

    1. Не набирайте слишком много воздуха.
    2. Не нужно мычать как корова. Это нисколько не эффективно и никак не поможет развитию.
    3. Во время мычания и постановки голоса у мужчин или женщин могут появиться болевые ощущения в горле. Сразу же прекращайте, если начались такие симптомы.
    4. Во время этого упражнения не пытайтесь брать высокие запредельные ноты. То есть мычите на нейтральной громкости, которая вас никак не напрягает.
    5. Не надо напрягать мышцы лица или челюсть. Все в спокойном расслабленном положении, так же как и при произнесении короткого звука «М».

    6. Сними напряжение с горла и рта

    Порядок выполнения:

    Вы начинаете немного напрягать ваш рот, горло и шею, и тем самым вы упражняете и расширяете возможности вашего голоса при общении.

    • Отпускается и выходит напряжение из вашей шеи, горла и рта.
    • Открывается голос и горло.
    • Ты начинаешь говорить чище и отчетливей.
    • Глубже начинаешь дышать.
    • Начинают больше использоваться возможности языка при разговоре.

    Ты можешь посмотреть выполнение этого упражнение наглядно в одном из наших видео уроков о том, как поставить голос самостоятельно.

    7. Хорошая растяжка шеи

    Упражнение будет особенно полезно тем, кто много проводит времени за компьютером и хочет знать все о том, как развить голос самостоятельно.

    У людей с сидячей работой шея и голова часто сжимаются в неудобное положение, подбородок держится слишком низко.

    Как выполнять :

    1. Язык кладете на верхние зубы посередине.
    2. Затем поднимаете голову и аккуратно растягиваете шею, слегка наклоняя ее вверх, влево, вправо, и вперед.
    3. Это похоже на то, как вы растягиваете свои мышцы перед тем, как начать качаться в зале.

    Плюсы растяжки шеи в том, что ты начинаешь лучше проецировать свой голос, особенно в шумных местах.

    Наглядное выполнение упражнения смотри ниже в очередной серии бесплатных видео уроков для постановки голоса с нуля.

    8. Повторение слова «Глап»

    Суть упражнения в том, что:

    • Голос становится громче, чище.
    • Становится легче контролировать и проецировать его.

    Как наглядно выполнять упражнение смотри в следующем видео из серии о том, как поставить голос для пения в домашних условиях.

    9. Для постановки голоса очень полезна трель губами

    Это упражнение немного похоже на имитацию мотора машины. С ним ты сможешь поставить голос правильно, особенно когда ниже есть наглядный видео урок.

    Неважно как это смотрится со стороны. Главное, что это эффективно.

    Смысл этого в том, что:

    1. Ты расслабляешь губы и имитируешь этот звук трели.
    2. Вибрация губ за счет выдоха воздуха делает их более подвижными.
    3. Параллельно можно делать плавные движения шеей, благодаря чему она более раскрепощается. Но это необязательно.

    Это похоже на то, как в детстве маленькие мальчики играли с машинками в песочнице.

    Более подробно как выполняется упражнение смотри в очередном видео о том, как развить красивый голос.

    10. Упражнение для дикции

    Произносим любой текст закрытым ртом

    Как выполнять в деталях :

    1. Возьми любой текст или газету и начни его читать закрытым ртом.
    2. Губы смыкаешь, а зубы должны быть разомкнуты.
    3. Предварительно вдохни побольше воздуха и начинай.

    Может, поначалу будет и не так хорошо получаться.

    Но, постепенно даже с закрытым ртом ваша речь будет лучше восприниматься людьми на слух и становится более понятной.

    Знай, что результат придет, не теряй мотивацию и .

    Какие плюсы можно выделить :

    • Открыв потом рот, речь станет еще более разборчивой. Так, потихоньку у тебя получится поставить свой красивый голос.
    • Твоя речь будет становиться приятной, благозвучной и четкой.

    Как наглядно выполняется упражнение смотрите в очередном специальном видео о том, как поставить голос в домашних условиях, произнося текст закрытым ртом.

    11. Повторение скороговорок 10 раз

    Суть в том, что расширяются мышцы рта и становится легче вести общение.

    Эффекта от упражнения будет в два раза больше , если вы будете повторять скороговорку закрытым ртом. Об этом мы рассказали выше в 10-м способе.

    Скороговорок разных очень много. Например:

    • «У Сашки в кармашке шишки и шашки»;
    • «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши».

    Выбери себе 2 – 3 понравившихся и начни повторять 10 раз каждую. Этот последний способ закроет все твои вопросы о том, как улучшить голос и дикцию.

    Заключение

    После выполнения упражнений вам захочется избавиться от лишней слизи во рту.

    Это очень хороший знак и это нормально.

    Выполняя эти упражнения с утра, ты заметишь как через месяц твой голос заметно улучшится. Удели себе время.

    Не забываем про уверенность

    Уверенность – это основной параметр для хорошего голоса.

    Говорите уверенно и без стеснения.

    Теперь вы знаете все о том, как самостоятельно поставить голос для пения.

    Инвестируй время в развитие себя, и результат не заставит себя ждать.

    Хотите чтобы ваш ребенок в будущем стал теле- или радиоведущим, известным актером? Сами планируете построить успешную карьеру на сцене? Тогда нужно долго и упорно заниматься развитием сценической речи. Методика обучения включает разнообразные упражнения на дикцию. Есть специальные занятия по актерскому мастерству как для взрослых, так и для детей. Хотите узнать что такое сценическая речь и выучить простые упражнения для развития речевого аппарата? Тогда читайте эту статью до конца.

    Каждый человек, который мечтает стать известным актером, обязательно должен регулярно выполнять упражнения по сценической речи. Громкий голос, четкая дикция, правильная расстановка акцентов в тексте – все это позволяет выразить чувства и эмоции, обыграть произведение. Техника сценической речи не так проста, как может показаться на первый взгляд. Актер должен уметь передать настроение, показать внутренний мир или другие психологические черты своего персонажа. Если вы научитесь делать это правильно, то очень скоро сможете стать настоящей звездой кино и театральных сцен.

    Сценическая речь, как неотъемлемая часть актерского мастерства, развивалась постепенно, становилась все более совершенной. Древнегреческие ораторы практиковали речь в движении, ведь такое выступление неизменно вызывало особый интерес публики. Уже тогда люди поняли, что важен не только смысл слов в тексте, но также интонация и способ прочтения.

    Демосфен, известный оратор и философ, имел от природы очень тихий голос, его речь была невнятной и многие слушатели часто не понимали смысл его слов. Тогда он стал работать над собой, ежедневно выполняя упражнения на дикцию. Для этого Демосфен выходил на край скалы у моря и произносил свою речь, перекрикивая шум волн. Также его современники утверждают, что он часто уединялся в пещере и там репетировал свои монологи, чтобы иметь возможность услышать самого себя.

    К счастью, сегодня не нужно прибегать к таким экстремальным способам, чтобы улучшить свое произношение и выразительность речи. Уроки сценической речи для детей и новичков достаточно простые. Вы можете выполнять простые упражнения для дикции дома самостоятельно или посещать занятия с педагогом.

    Как быстро усовершенствовать технику речи?

    Хотите, чтобы ваша речь стала красивой, четкой и правильной, нужно регулярно посещать специальные уроки. Это и не удивительно, ведь преподаватели отлично знают свой предмет. Вам наверняка не единожды приходилось бывать на лекциях, и слушать очень скучную и невнятную речь от которой хочется спать. Профессиональный оратор использует все возможности своего речевого аппарата, чтобы постоянно удерживать внимание и привлекать интерес слушателей. Уроки сценической речи будут одинаково полезны как будущими артистам, так и бизнесменам, политикам и прочим специалистам, деятельность которых непосредственно связана с общением.

    Чтобы максимально быстро научиться в полной мере владеть своим голосом и усовершенствовать дикцию, выполняйте несложные упражнения по сценической речи ежедневно. Это займет у вас не так много времени, но принесет желаемый эффект. Для красивой речи дыхание не менее важно, чем четкая дикция. Именно поэтому на уроках сценической речи вы будете не только проговаривать скороговорки и выразительно читать тексты, но также выполнять дыхательную гимнастику.

    Варианты упражнений для постановки дыхания

    Качественная техника сценической речи во многом зависит от правильного дыхания оратора. Человек, который произносит речь перед слушателями, не может себе позволить вдыхать воздух через рот. Это приведет к тому, что ваше дыхание собьется и вы не сможете правильно выдержать интонацию и расставить акценты. Чтобы подготовиться к публичному выступлению, регулярно делайте следующие упражнения.

    • Дышите носом (вдох и выдох) с открытым ртом в течение 3-5 минут.
    • Положите обе руки на солнечное сплетение. Сделайте глубокий и очень медленный вдох (процесс должен занять 3-4 секунды). При этом ваши руки ощутят, как живот поднимается, наполняясь воздухом, и при выдохе опускается. Такое колебание должно явно просматриваться. Если вы ничего не чувствуете, во время вдоха немного наклоните корпус вперед. Постепенно увеличивайте время вдоха.
    • Упражнение на тренировку грудного дыхания. Глубоко вдохните, как будто нюхаете ароматный цветок, затем сделайте очень плавный выдох и втяните живот. Короткий вдох и долгий выдох помогут вам усовершенствовать грудное дыхание. Когда это упражнение будет получаться у вас с легкостью, начинайте произносить на выдохе длинные фразы.

    Эти упражнения не сложные, но очень эффективные. Выполняйте их ежедневно, и вскоре сможете произносить длинную речь без заминок и сбоя дыхания.

    Совершенствуем артикуляцию

    Чтобы произношение отдельных звуков было внятным и четким, нужно постоянно тренировать органы, отвечающие за артикуляцию.

    Урок нужно начинать с простого проговаривания гласных, согласных звуков и простых связок. Старайтесь, чтобы ваш голос звучал громко и ярко, не так как в обычной повседневной жизни.

    Различные скороговорки также помогают тренировать речевой аппарат. Такие стишки нужно, наоборот, произносить очень тихо, шепотом. Постепенно темп прочтения и громкость увеличивайте. Рассмотрим несколько простых вариантов скороговорок для усовершенствования сценической речи.

    • «Добыл бобыль бобов».
    • «От топота копыт пыль по полю летит».
    • «Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп».

    Если вы уже довольно давно посещаете уроки сценической речи, можете постепенно усложнять себе задачу, разучивая более длинные и сложные скороговорки. Если у вас получится запомнить и прочитать наизусть , можете быть уверенны, что станете отличным оратором.

    Звучание и дикция – неотъемлемая часть сценической речи

    Выразить определенный спектр эмоций поможет звучание вашего голоса. Вы должны научиться регулировать тембр, диапазон звуков, интонацию. Для тренировки звучания выполняйте следующие упражнения:

    • Прочитайте любое произведение в прозе или стихах, постоянно меняя громкость речи. Первую строчку проговорите очень тихо, вторую – громко и т.д.
    • Одну фразу произносите с разной интонацией, попытайтесь при помощи обычных слов выразить разные эмоции – страх, счастье, удивление, страсть и пр.
    • Развивайте свою фантазию. Придумайте, каким голосом говорили бы животные, если бы могли разговаривать. Расскажите стих от лица лисы, зайца, собаки, кошки.

    Четкая дикция очень важна для сценической речи. Она позволит вам добиться успехов в карьере, ведь люди на подсознательном уровне больше прислушиваются и положительно воспринимают четкую и внятную речь человека. Развивать ораторские способности можно при помощи следующих упражнений.

    • Станьте прямо, руки положите на грудь, локти разведены в стороны. Сделайте глубокий вдох, и, выпуская воздух из легких, постепенно наклоняйтесь вперед. Выдох должен сопровождаться произношением протяжных гласных звуков (о, а, у) очень низким голосом.
    • Регулярно проговаривайте сложные сочетания звуков – СТФРА, ВЗВА, ЛБАЛЬ. Сначала вам это упражнение может показаться достаточно сложным, но постепенно у вас начнет получаться.
    • Попробуйте прочитать текст средней длины с закрытым ртом.

    Урок сценической речи, как и любой другой, должен давать результаты. После выполнения блока упражнений вы должны закрепить результат, прочитав сложный текст максимально выразительно. Если вы занимаетесь с педагогом, он может предложить вам в конце урока пройти специальный тест. Правильно выполняя задания, вы набираете определенное количество балов.

    Упражнение «Язык без костей»

    Хотите вспомнить свое детство и немного повеселиться? Тогда начинайте выполнять упражнение для развития артикуляционного аппарата, которое со стороны выглядит как обычное кривляние. Чтобы подготовиться к уроку сценической речи, нужно предварительно провести небольшую разминку.

    Артикуляционная гимнастика имеет массу преимуществ, а именно:

    • Ваш язык начинает работать очень четко;
    • Исчезает ощущение, что вы разговариваете с набитым ртом.
    • Произношение звуков становится более четким и правильным.

    Для выполнения упражнения «Язык без костей» вам понадобится обычное зеркало. Станьте перед ним, и приступайте к разминке.

    • Немного приоткройте рот. Кончиком языка выполняйте круговые движения в разных направлениях. Выполните 10 вращений по часовой и против часовой стрелки.
    • Широко откройте рот, полностью высуньте язык и аккуратно приподнимите его боковые стороны вверх. У вас должна получиться своеобразная трубочка. Теперь попробуйте подвигать сложенным языком, подуть в него.
    • Языком очистите поверхность верхних и нижних зубов. Попробуйте повторить упражнение как с закрытым, так и с открытым ртом.

    Легкие покусывания зыка помогают слегка расслабить эту мышцу. Делайте такие манипуляции перед выступлением на публике, и тогда ваша речь будет четкой и внятной.

    Простое упражнение «Пробка»

    Даже самое простое упражнение для развития речевого аппарата будет эффективным, если выполнять его регулярно. «Пробка» пользуется большой популярностью, как среди взрослых, так и среди детей. Такое веселое занятие позволяет:

    • Укрепить мускулатуру щек, губ и верхнее небо.
    • Подтянуть кожу лица, разгладить мелкие морщинки и носогубные складки.
    • Улучшить дикцию и речь.

    Специалисты утверждают, что упражнение «Пробка» полезно не только для будущих ораторов и актеров, но также для всех, кто хочет на долгие годы сохранить красоту и молодость кожи лица.

    Итак, приступаем к занятию. Предварительно подготовьте небольшую деревянную или пластиковую пробку от бутылки с шампанским, выучите скороговорку.
    Зажмите пробку в передних зубах. Не выпуская изделие, приступайте к чтению скороговорки. Повторите стишок несколько раз подряд. Вы самостоятельно сможете определить, какие звуки у вас получаются лучше, а какие хуже. Постоянно совершенствуйте свое произношение, тренируйте артикуляционный аппарат, ускоряйте темп речи.

    Человек, рассказывающий скороговорки с пробкой от шампанского в зубах выглядит очень комично. Это веселое упражнение можно превратить в увлекательное и полезное семейное соревнование. Пусть каждый член семьи прочитает скороговорку необычным способом, и затем вы все вместе решите, у кого это получилось лучше всего. После того как вы достанете пробку со рта, вы удивитесь, насколько улучшилась ваша речь, ведь слова будут «литься рекой».

    Методы обучения сценической речи

    Профессиональные специалисты, которые занимаются подготовкой будущих ораторов, актеров дикторов и пр., используют различные методики обучения. Существует несколько наиболее успешных вариантов улучшения дикции и речи, рассмотрим их более подробно.

    • Беспрерывное формирование сценической речи. Педагог предлагает ученику несколько комплексов упражнений, между которыми существует логическая взаимосвязь. Больших пауз между уроками не делается.
    • Ступенчатое усложнение. Ученик начинает обучение с усвоения самого простого материала, нагрузки постепенно увеличиваются.
    • Игровое существование. Обучение по такой методике самое приятное, так как на уроках ученик использует свое воображение. Веселые игровые занятия, как правило, дают отличные результаты.
    • Партнерские взаимоотношения. На уроке педагог и ученик находятся «на равных». Преподаватель может только советовать, но не настаивать на повторении того или иного упражнения.

    Уроки сценической речи будут полезны всем. Хотите добиться поставленной цели? Приготовьтесь к тому, что придется постоянно учиться, тренироваться и самосовершенствоваться. Проявите упорство, и очень скоро ваши ораторские способности удивят всех окружающих.

    Свист ветра: ССССССС...

    Шум леса: ШШШШШШШ...

    Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…

    Жуж ж ание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

    Крик и кар кан ье вороны: КРР! КРР! КРР!... КАРР! КАРР! КАРР!...

    Трескотня сороки: ТРР! ТРР! ТРР!...

    Рокот м от ора: РРРРРРРРРРРР…

    Звук электриче
    ско го звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…

    Тут следует обра ти ть внимание на работу диафрагмы. То у неё напряжение мин им альное. Воздух как бы вытекает в природу - при ж уж жании жука или шуме леса. При рокоте мо то ра или звуке электрического звонка напряжение усил ив ается. Воздух с силой выгоняется. При к р ике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма энер ги чно и активно двигается, выталкивая воздух рывками.

    Произвольное управление выдохом

    Представьте, что вы ст ои те в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в сто ро ны. А теперь резко опустите руки вниз - к бокам, п р и этом выдохнув воздух. Морская вода снова п од нимает руки - в это время нужно вдохнуть. Сн ов а опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. По дн имите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, т ри , четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. П от ом обратный порядок. Нужно обязательно коорди ни ровать движение рук со счётом. Пока не окончили сч и тать - не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощу ти ть сопротивление воды под руками. Они опускаю тс я плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете ра сп оряжаться: то медленнее, то бы ст рее их опускать вниз.

    Тренировка добора воздуха

    Представили, что е де м на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. С ле гка попеременно отталкиваясь палками скользим всё быс тр ее. На счёт: раз! два! (вслух) - оттолкнулись, сн ачала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На с чё т: три, четыре - (мысленно, не вслух) - вды ха ем, при этом продолжаем отталкиваться. Счёт: п я ть, шесть - вслух, семь, восемь - мыс ле нно. И т.д.

    А теперь непр еры вно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, у с коряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание п ри этом - не задерживаем. Автоматически берём вз дох. Нужно не думать о дыхании, а прислуш ив аться - как звучит голос. Речь должна б ыт ь свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов мо жн о подставить слоги: мму! ммо! мма! м мэ! мми! ммы!.. Согласный звук "м" поможет снять напр яж ение с голосового аппарата, т.к. требует м ен ьшей затраты энергии на произнесение, явл яя сь при этом наиболее звучным. А дыхание вы бр асывается рывками на словах счёта.

    Упражнение для контроля дыхания

    Станьте перед зер ка лом, выпрямите спину, не горбьтесь. Наполните легкие во з духом за три секунды. Воздух вбирайте носом так, что бы струя шла в середину ноздрей и не стлалась по и х стенкам. Воздух ни в коем случае не должен втягив ат ься, а плавно, равномерно вливаться. Сле д ите, чтобы вдох был бесшумным. В течении следующих трех с еку нд задержите воздух. Поднятые, раздв ин утые при вдохе ребра удерживайте в этом положении. На ко нец, за три следующие секунды выдыхайте в оз дух. Проходящий через нос воздух не должен задевать его с те нок. Выдох должен быть равномерным, плавным, бе з толчков и бесшумным. Нижние ребра расслабляются, а пл ечи и верхняя часть грудной клетки не дол ж ны опускаться. Всё это делайте в первый день. Во вто ро й день задержите воздух на 4 секунды, в третий день - на 5. Оформим в виде таблицы:

    Пер в ый день 3 - 3 - 3
    Второй день 3 - 4 - 3
    Трет
    и й день 3 - 5 - 3
    Четвертый день 3 - 5 - 4
    Пят
    ы й день 3 - 5 - 5
    Шестой день 4 - 5 - 5
    Сед
    ь мой день 5 - 5 - 5

    Вначале упраж не ние делайте не более полутора минут. В первый день упражнение сдел а йте десять раз. Во второй день пов то рите раза два предыдущее упражнение и пере хо дите к следующему. И так далее.
    Когда эти упра
    жн ения будут даваться легко, перех од ите к такой схеме:


    5 - 5 - 6
    5 - 5 - 7
    5 - 5 - 8
    5 - 5 - 9
    5 - 5 - 10
    6 - 5 - 10
    7 - 5 - 10
    8 - 5 - 10
    9 - 5 -
    10
    10 - 5 - 10

    Спустя два месяца вр е мя упражнений можно увеличить от полутора до д ву х минут. При слабом и больном сердце нужно ограничить зад е ржку воздуха в легких.

    Упражнение "гекзаметр"

    Возьмите одно из п рои зведений Гомера. "Илиаду", либо "Оди сс ею". Например:

    " Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива
    Через лесистые горы, туда, как Аф
    и на сказала,
    Где божест
    ве нный жил свинопас, о делах господина
    Пекшийся более
    вс ех домочадцев, рабов Одиссея.
    Он застал св
    ин опаса сидящим в сенях. Простирался
    Двор перед ним широкий на ме
    ст е, кругом защищенном.
    Хижину всю окружал он.
    В не бытность хозяина двор тот
    Огородил
    дл я свиней свинопас, камней натаскавши,
    У госпожи не спросясь, не сп
    р осясь и у старца Лаэрта.
    Дикие груши венчали заб
    о р тот высокий из камня " .


    Прочитайте всл ух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов:


    Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива


    Затем, также без пауз, на одном дыхании чита йт е две строчки - эту же и следующую:

    Он же пошел камен ис той тропинкою вверх от залива
    Через лесистые г
    ор ы, туда, как Афина сказала,


    Потом три ст ро чки:


    Он же пошел кам ени стой тропинкою вверх от залива
    Через лесистые
    гор ы, туда, как Афина сказала,
    Где божестве
    нн ый жил свинопас, о делах господина

    Прибавляйте по одной строке, по ка хватает дыхания. Затем обратный порядок. Упражняясь, вы сможете прочитать на одном дыхании достаточ но много. Цель этих упражнений состоит в во сп итании подвижности и свободы работы диафрагмы, для того, чтобы она успевала обслуживать речь диктора, сохра ня ла опору при различных характеристиках речи.

    Попробуйте придумать свои упраж не ния для дыхания. Например, можно имитировать действия дровосека. Удар топора сопровождайте звуком, похожим на э"! Воздух с этим звуком выбрасывается из лёгких и они, за счёт движения диа фр агмы мгновенно наполняются вновь. Выдох и вд ох - короткие, энергичные, свободные. Только не нужно перенапрягаться! Рубите ле гк о, играючи.

    Пусть вам не ка жется это занятие каким-то чудачеством. Это норм а льная специфика голосового тренинга. Хорошее настроение, игровые ко мпоненты помогают раскреп ос тить организм, особенно мышцы фонационных путей. А сл едо вательно, быстрее выявить природный тембр гол ос а и наиболее эффективно развивать его. Мен ьш е иронии, больше веры, и вы обязательно см ож ете развить речь и научиться говорить - красиво и свободно!

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

    сайт старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян "Научитесь говорить так, чтобы вас услышали".

    1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»

    • Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
    • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

    2. Артикуляция звуков «К - Г, X»

    • Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
    • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

    3. Отработка звука «Ц»

    • Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
    • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

    4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

    Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

    5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

    Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

    6. Тренировка произношения согласных:

    • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
    • Верх - вверх, ведение - введение, толкнуть - оттолкнуть, держать - поддержать, тащить - оттащить, водный - вводный, сорить - ссорить.

    7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

    • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
    • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
    • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

    8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

    В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь.

    9. Отработка звуков:

    • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
    • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
    • Рододендроны из дендрария даны родителями.
    • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
    • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
    • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
    • Интервьюер интервента интервьюировал.
    • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
    • Четверть четверика гороха без червоточинки.
    • Яшма в замше замшела.

    10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

    • (В, ш) - воспользовавшемуся
    • (К) - мелкокалиберными
    • (П, в) - опубликовывать
    • (П, р) - опосредованному субсидированию
    • (Р, т, с) - территориальная целостность
    • (Р, т) - проиллюстрировала
    • (Р, в) - ревербератор
    • (С, ф) - средств
    • (Ч, в) - четырехсотдолларового
    • (Ч, ф, р) - фантасмагорический

    Почему эйчары не приглашают на собеседование соискателей после первого разговора по телефону? Иногда людям отказывают потому, что они говорят медленно, невнятно, неуверенно. Или, например, публичное выступление. Даже самая интересная лекция не привлекает, если ее ведет хватающий ртом воздух спикер. Слушатели отвлекаются, обращая внимание на его неидеальное «р», постоянное аканье, проблемы с дыханием – информация отходит на второй план.

    Чтобы вы зазвучали на полную мощность и были на высоте в любой ситуации, где нужно говорить и располагать к себе голосом, мы обратились за рекомендациями к Светлане Василенко, эксперту-консультанту по технике речи и риторике, автору и ведущей talk-проектов радио «Київ 98 ФМ» .

    Светлана уже 20 лет работает голосом и уверена, что говорить красиво и внятно – не дар, а всего лишь умение, как и навык подавать правильно информацию. Так у нее появилась своя методика преподавания техники речи, основанная на личном опыте и тех приемах, которые она опробовала в процессе составления авторской программы.

    Почему мы неправильно звучим: три ключевых причины


    Неправильное положение речевого аппарата . Работать с речью нужно почти 90% людей. Взрослые люди зачастую не обращают внимания на произношение своих некоторых звуков. Неидеальное звучание возникает из-за физических нюансов – язык стоит не так, как надо, губы не расслаблены в нужный момент и т.д.

    Лень. Одна из распространенных причин неправильного звучания – обычная лень. Мы ленимся открывать рот, поэтому не пользуемся челюстью – она неподвижна во время говорения, двигаются только губы. Образно говоря, звуки выходят с помощью воздуха, и их качество зависит от того, насколько широко мы открываем рот

    Как рождается звук

    Звук появляется, когда воздух проходит между голосовыми связками. Когда мы произосим звонкие звуки и гласные образованная связками голосовая щель смыкается, при глухих звуках – расходится. Частое говорение, т.е. постоянное напряжение голосовых связок, приводит к тому, что изначально тонкие связки утолщаются, становятся менее гибкими, и голос «обрастает» хрипотой, теряет высоту звука и полетность.

    Вы замечали, как преподаватели уже через 45 минут лекции теряют голос и переходят на хриплый шепот? Обычно учителя говорят в три раза выше обычного, а это означает, что они используют связки на пределе своих возможностей. Большая нагрузка на эти мышцы приводит к тому, что на них появляются узлы или, как говорят певцы, мозоли, от которых голос может пропасть. Эти узлы можно убрать только хирургическим путем, но не факт, что вы зазвучите также хорошо, как и до операции.

    Поэтому профессиональные лекторы, тренеры, консультанты, преподаватели, чтобы дольше сохранить голос и связки, учатся говорить с использованием грудного резонатора, максимально «выключая» из процесса связки. Грубо говоря, говорят «грудью», а не горлом.

    Десять упражнений для улучшения техники речи

    1. Полюбите себя

    Зачастую те, кто имеет проблемы с артикуляцией, уверены, что они себя любят. Но на самом деле, у человека, который себя любит, звук рождается глубоко внутри, и человеку хочется, чтобы его услышали. Поэтому он говорит громче и яснее. Чтобы родилось чувство любви к себе, хвалите себя по утрам перед зеркалом в течение 5 минут, постоянно благодарите за то, что вы такой молодец, уделяйте себе время в течение дня.

    2. Открывайте рот

    Проговаривая слова, физически шире открывайте рот, работайте челюстью. Если человек переживает, нервничает, боится быть неудобным, то он не открывает рот во время говорения, двигая только губами. Поэтому речь его тихая, мало внятная, будто себе под нос. Вряд ли это оценит работодатель, коллега, слушатель и т.д.

    3. Зевайте и потягивайтесь

    Утром вместо вскакивания с криком «Я опоздал!/ Проспала!» потянитесь и хорошенько зевните. Большинство проблем в технике речи еще и в том, что зажаты все мышцы: они затекают утром после сна, а после в офисе мы сидим, ссутулясь и не разминась.

    Потягиваясь, вы отпускаете все мышцы шеи, которые позволяют лучше «отдавать» звуки. Зевая, мы «будим» суставы челюсти, расслабляем губы и дыхательное горло с его маленьким подвижным язычком. Он-то и влияет на то, как мы говорим – «выпуская» звуки через рот или через нос. Многие говорят гнусаво именно потому, что направляют воздух и звук через нос, не тренируя зеванием-расслаблением эту часть артикуляционного аппарата.

    4. Держите спину ровно

    В появлении звука огромную роль играет диафрагма, мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной (условно ее границу можно провести по нижнему краю ребер). Ссутулившись, напрягаясь, мы зажимаем диафрагму, препятствуя ее естественному движению.

    У хорошего спикера диафрагма «закачана», т.е. очень подвижна, поэтому она может быстро менять свое положение. С ровной спиной у нас не зажаты мышцы живота, а значит можно набрать столько воздуха для говорения, сколько необходимо.

    Проверьте, правильно ли вы сидите – сведите лопатки, опустите их до того уровня, когда спина станет ровной. Поначалу будет небольшой дискомфорт от непривычки, главное, чтобы вы спокойно смогли стоять или сидеть в таком положении. К слову, выпрямившись, вы выглядите более уверенным в себе.

    5. Ставьте подбородок перпендикулярно шее

    Одна девушка определяла свой голос в обычной жизни как «скрип несмазанной двери», но на встречах с друзьями после бокала вина все восхищались ее потрясающим грудным голосом. И на вопрос «А что не так с моим голосом?» нашелся очень простой ответ – она поднимала высоко подбородок, натягивая мышцы шеи, у горла, и звук не мог нормально выходить. А в расслабленном состоянии ее подбородок становился на место, появляелся воздух – и голос звучал так, как нужно. Если же подбородок опустить ниже, чем 90 градусов, то перетягиваются задние мышцы шеи и звук не получает достаточно воздуха для появления.

    6. « Будите» резонаторы

    Занимаясь утренними делами, мычите – тяните с закрытым ртом свою любимую песню, случайную мелодию, пытайтесь прочесть с закрытым ртом пару абзацев из книги или, что проще всего, произносите звук «ммммм».

    7. Всегда пейте мелкими глотками

    Гастроэнтерологи советуют пить теплую воду с лимоном для того, чтобы разбудить организм. Эта же вода помогает разбудить речевые органы. Утром выпивая мелкими глоточками стакан воды, вы тренируете маленький язычок. Подымаясь, он «работает» на полную, и ваша гнусавость исчезает сама собой.

    8. Делайте вибрационный массаж

    Как мы уже сказали, звуки создаются не одними голосовыми связками. Наш голос становится особенным, получая красивую вибрацию, благодаря внутренним резонаторам. Базовые приемы вибрационного массажа делаются на фронтальных пазухах (это пустоты в центре лба, в точке схождения бровей), гайморовых пазухах, верхней и нижней губе, а также верхней части грудной клетки. Упражнения ниже раскроют вам тонкости этого массажа в указанных точках.

    Фронтальные пазухи. Массируя точку на фронтальных пазухах, произносите звук «м» и отправляйте его вверх. Представьте, будто звук уходит куда-то вверх, над макушкой, становясь тоньше. В том месте, где кончается небо и начинается язычок, появляется вибрация. Физически ничего не вибрирует, но само ощущение вибрации будет. Массаж помогает проснуться резонаторам – и организм в целом привыкает к правильному звучанию всех звуков.

    Гайморовые пазухи. Массажируя гайморовые пазухи, «опускайте» звук «м» полностью в нос. Закрывайте одну ноздрю и произносите звук «м», при этом понижая тон, выпуская через открытую ноздрю. Если вы правильно выполняете упражнение, крыло открытой ноздри немножко вибрирует. Контролируйте выполнение – важно чтобы вибрация оставалась в области носа, а не уходила на зубы или язык. Это получится не сразу, но с этим заданием легко справятся те, кто привык говорить в нос.

    Выпуская звуки поочередно через разные ноздри, можно массировать точки у крыльев носа. Вы наверняка знакомы с эффектом такого массажа. Часто, когда нужно говорить с заложенным носом, мы интуитивно трем точки у гайморовых пазух, уменьшая отек, прочищая дыхательные пути, и соответственно звучим более внятно, особенно произнося сонорные звуки, среди которых «м» и «н».

    Верхняя губа. Вибрационный массаж направлен на то, чтобы научить резонировать верхнюю губу – она должна расслабиться для правильного произношения всех звуков. Для этого произносите звук «в», стараясь ощутить, как работает середина верхней губы. Правильный звук «в» рождается именно в этой точке: воздух, выходя изо рта, под углом в 45 градусом попадает на середину губы и немного вибрирует. Делая это упражнение, вы почувствуете, как чешется это место. Добавьте массаж точки над верхней губой.

    Нижняя губа. Для нижней губы применяйте тот же принцип, что и для верхней губы, только используя звук «з». Звук «з» рождается точно так же как и «в», только воздух направлен на середину нижней губы. Массаж делается на точке ниже середины нижней губы. Из-за зажатости середины нижней губы могут возникать проблемы с произношением «ш», «щ», «ж». Если вам кажется, что губы не участвуют в появлении «в» и «з», начните массировать указанные точки и физически ощутите вибрацию.

    Грудной резонатор. Для вибромассажа грудного резонатора произносите звук «ж» и на выдохе отправляйте его максимально вниз по грудной клетке. Так вы понижаете свой голос настолько, насколько возможно. При этом голосовые связки не принимают участия в появлении звука, т.к.они полностью расслаблены, хотя физически вы можете ощущать их небольшие колебания.

    Проверьте правильность выполнения так – положите руку на грудь, ниже шеи. И именно в этом месте вы ощущаете вибрирование, но не на шее, где связки. Голос при этом становится ниже.

    9. Всегда тренируйте грудной резонатор

    Положите руку на грудь и на выдохе произносите «чух-чух-чух», будто вы маленький паровозик. В идеале вы должны услышать, как в ладонь звук бьется изнутри грудной клетки на каждое «чух». Сложно заговорить «грудью» сразу, но со временем это станет нормой.

    10. Открывайте дыхательное горло (трахею)

    Откройте рот и на выдохе протяните звук «а». При этом постарайтесь максимально расслабить горло. К тому же, этим вы разминаете челюсти и губы – дополнительный полезный эффект.

    Человек в стрессе весь сжимается и звуки с трудом продираются сквозь его горло наружу. Попробуйте напрячь горло, сразу поймете о чем речь. Поэтому каждый раз, когда нужно расслабить горло перед публичным выступлением, презентацией, собеседованием, уделите пару минут для этого упражнения.

    Артикуляционная гимнастика

    Чтобы внятно и быстро говорить, уверенно аргументировать – вам нужно быстро и четко работать мышцами губ, челюсти и языка. Упражнения ниже вам пригодятся, чтобы развивать мышцы речевого аппарата. Кроме того, эта простая гимнастика решит проблему большинства звуков раз и навсегда.

    Каждая группа мышц прорабатывается отдельно, но обязательно в комплексе. Даже если вам кажется, что вы не можете сделать какое-то упражнение, просто выполняйте его – вам нужно натренировать мышцы, которые вы ранее не использовали. Выполняйте каждое упражнение по 3-5 раз. Также прорабатывая одну конкретную группу мышц, максимально расслабляйте остальные мышцы.

    Губы

    «Уточка». Стяните губы вместе, будто говорите букву «у», а потом растяните губы, максимально открывая верхние и нижние зубы. Усилить эффект можно, делая круговые движения губами-«уточками» в разные стороны.

    «Маска». Откройте широко рот и втяните губы внутрь рта как можно больше. Это хороший массаж для губ и для челюсти. Закончите упражнение широкой улыбкой. «Маска» хороша, если нет времени на полную артикуляционную гимнастику.

    «Банка с вареньем». Вспомните, как вы слизываете варенье языком с своих губ. Вытяните язык, и напрягая мышцы, не спеша, проведите им по губам. Здесь одновременно включаются мышцы языка и губ. Усилить эффект можно, проводя языком за губами.

    «Кролик». Без помощи рук подымите вверх верхнюю губу, т.е. тяните ее к носу. Постарайтесь при этом не морщить лоб и расслабить лицо.

    Язык

    «Лошадка». Цокайте языком, как в детстве. Это особенно хорошо для тех, у кого проблемы со звуком «р» и «л». При правильном выполнении у вас должна появиться вибрация между небом и средней частью языка. Это упражнение приучает среднюю часть языка работать.

    «Художник». Упражнение особенно подходит для исправления звуков «р» и «л» у обладателей короткой подязыковой уздечки. Представьте, что ваш язык – кисть, которой вы проводите прямую от зубов по всему верхнему небу до подвижного язычка, плотно прижимая язык к «полотну».

    «Шпага». Для проработки щек и губ изнутри. Напрягите язык, будто мини-шпажку, и оближите губы изнутри – медленно проведя языком по верхней и нижней челюсти. Напряжение «включает» в работу кончик и основу языка.

    «Лодочка». Помогает исправить произношения звука «ч». Боковые мышцы языка подымаются, и язык высовывается изо рта. Звук при этом произносить не нужно – так вы заставляете подскакивать «ленивые» мышцы языка, ранее не участвовавшие в говорении. Замечено, 90% людей не умеющих говорить «ч» – не умеют делать лодочку.

    Челюсти

    «Щелкунчик». Откройте рот настолько широко, насколько это возможно. Делайте очень медленно. Затем медленно закройте рот.

    «Сдвижки». Выдвигайте челюсть вперед, при этом не напрягая губы. Затем отдельно вправо и отдельно влево. Высший пилотаж – сделать выдвижное круговое движение челюстью по часовой и против часовой стрелки. Для начала попытайтесь сделать движение по квадрату, постепенно превращая его в небольшой овал.

    Чтобы свести к минимуму все травмы, т.к. ваша челюсть не привыкла к нагрузкам, все упражнения выполняйте с открытым или приоткрытым ртом.

    Когда нет времени

    Если необходимо поработать над артикуляцией при отсутствии времени, утром перед важной встречей, то выполняйте следующие упражнения.

    1. Напишите все согласные буквы алфавита подряд и выберите любое слово на букву «б» (или сложное в произношении для вас слово). Например, «баррель». Затем произнесите это слово, меняя первую букву: «баррель, варрель, гаррель…».

    А если хотите дополнительно попрощаться и с гнусавостью, то закройте ноздри пальцами, вдохните через рот, и максимально открывая рот, проговаривайте тоже самое. Так весь воздух будет выходить исключительно через рот.

    Пройдитесь по алфавиту туда и обратно. Вы сразу же зазвучите иначе и лучше – вы разбудите речевой аппарат, зазвучат правильно практически все звуки.

    2. Подставьте по очереди все согласные к гласным «и», «э», «а,» «о», «у», «ы». «Пробегите» по алфавиту и вы будете гораздо убедительнее звучать на утренней встрече.

    Техника дыхания

    Умение правильно дышать – это самое важное в технике речи и ораторском искусстве. Постановкой дыхания занимаются параллельно с постановкой звуков и прокачкой мышц губ, языка и челюсти.

    Как дышать правильно

    Вдыхать нужно только через нос, выдыхать – только через рот. Идеально, если вместе с выдохом рождаются звуки.

    Делая вдох, полностью расслабляйте мышцы живота и диафрагму. Помните, как дышат дети, выпячивая живот? Делайте то же без напряжения – и расслабленный живот станет вместилищем для воздуха, который так необходим в процессе говорения. В таком животе мышцы диафрагмы легко прогибаются и впускают воздух.

    Выдыхая, втягивайте живот, выгибая таким образом диафрагму в другую сторону и тем самым выпуская воздух. В противном случае вы набираете воздух, напрягаетесь, быстро проговариваете нужное и только потом выдыхаете – что совершенно неправильно.

    Всегда помните: вдох – на расслабленном животе, выдох с подтягиванием живота.

    Проработка вдоха и выдоха

    Существует огромное количество техник дыхания, и все они основаны на проработке диафрагмы. И их общий ключевой момент – сделав любое упражнение на вдох, вы обязаны сделать упражнение и на выдох.

    Только начиная заниматься дыхательными техниками, всегда берите с собой воду, чтобы предупредить гипервентиляцию. Если вы чувствуете себя не совсем комфортно, кружится голова – просто выпейте воды и подышите спокойно.

    Вдох. Представьте, что перед вами лежат три мешочка с кофе. Вам разрешили понюхать их все и выбрать один. Вам нужно понять, какой именно кофе вам нравится больше всего и полностью насытиться его ароматом. Сделайте один форсированный выдох, а затем трижды резко вдохните так, чтобы потянуло в груди. Живот при этом расслаблен, помните! Затем подтягивая живот, спокойно выдохните.

    Выдох. Для начала подготовьтесь к выполнению – чтобы избавиться от излишков воздуха на предыдущем вдохе, т.е. гипервентиляции, нужно делать форсированный выдох. Резкими движениями, будто насосом, выдыхайте воздух вместе со звуком «ф», резко втягивая живот на каждом движении.

    А теперь можно выполнять упражнение: сделайте носом глубокий вдох и на выдохе, разделенном на три, подтягивая живот, резко задуйте на воображаемом торте три свечки. Каждую свечу отдельной порцией воздуха. Хитрость в том, чтобы оставить в легких еще немножко воздуха, чтобы вы смогли сделать аккуратный вдох, а не хватали воздух ртом. Некоторые могут разделить один выдох на 12 частей.

    Общий релакс. Если вы нервничаете, глубоко вдохните, вбирая маленькими порциями воздух на 4 счета, и плавно, одним движением, выпустите воздух. Затем вдохните глубоко одним движением, затем, разбивая уже выдох на 4 счета, вытолкните воздух маленькими толчками.


    1) Не спешите сделать все быстро, чтобы не навредить себе же.

    2) Смотрите на себя в зеркало, выполняя упражнения. Контролируйте правильность выполнения до тех пор, пока не доведете до автоматизма. Мозг всегда рисует собственные алгоритмы выполнения того или иного задания, поэтому вы можете делать его неправильно, сами того не зная.

    4) Не бойтесь артикулировать. Гласные звуки начинают звучать не только громче, но и набирают силу, если вы широко раскрываете рот.

    5) Регулярно проговаривайте скороговки на разные звуки. Или, например, соберите свои любимые скороговорки в одну многоговорку и выучите ее. Проговаривайте ее, не спеша – так вы сделаете лучше своему речевому аппарату, научитесь четко произносить слова.

    6) Не стремитесь получить результат за один день. Мышцы нужно приучить, а для этого понадобится минимум 21 день.