Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Эпифиз - квантовый компьютер в головном мозге
  • Как правильно купить квартиру через аукцион: каковы риски и особенности такого приобретения для покупателя?
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Знак зодиака Стрелец: описание и характеристика
  • Анахата чакра — за что отвечает и как ее раскрыть Кундалини йога от Майи Файнс
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Каталог презентаций. Монголо-татарское нашествие на русские земли презентация к уроку по истории (6 класс) на тему Русские святые времен татарского нашествия сообщение

    Каталог презентаций. Монголо-татарское нашествие на русские земли презентация к уроку по истории (6 класс) на тему Русские святые времен татарского нашествия сообщение

    Татарское нашествие сыграло значительную роль в том, что в древнерусском сознании значительно укрепилось христианское миросозерцание. Начиная с XIII–XIV вв., православие становится главной составляющей всей общенациональной идеологии, играет определяющую роль при формировании всех значимых общественных идеалов. Ведь сохранение собственной веры, по убеждению мудрецов той поры, означало и сохранение независимости духовной жизни народа. А независимость духовная необходимо должна была привести и к восстановлению независимости политической. Поэтому идея защиты православия крепко и непосредственно стала связываться в сознании людей с идеей национально-государственной независимости. И недаром именно в этот период понятия "русский" и "православный" становятся синонимами.

    В этом отношении крайне важным становится новое осмысление русской святости. Жития русских святых, написанные в смутные XIII–XIV столетия, поначалу представляли собой преимущественно краткие сухие записи, напоминающие в большей степени "памяти" о святом, нежели настоящие жития. Но в литературно-философских памятниках XIII–XIV вв. появляются новые герои, чьи образы стали рассматриваться и как важнейшие общественно-значимые идеалы, и как примеры для подражания в личной жизни. Важнейшее место среди этих героев занимают новые мученики, погибшие за веру. Таковыми, к примеру, вскоре стали почитаться погибшие от руки захватчиков князья Юрий Всеволодович и Василько Константинович.

    Под 1239 годом в Лаврентьевской летописи появляется настоящий гимн убиенному в битве на реке Сити великому князю Юрию Всеволодовичу. Эта скорбная песнь, по сути дела, стала прологом к церковной канонизации князя: "...Бог наказывает разными несчастиями, дабы предстали как золото проверенное в горниле, христианам ведь через многие беду предстоит войти в Царствие Небесное; ибо Сам Христос Бог сказал: труден путь в Царство Небесное и преодолевшие трудности обретут его. Юрий, мужеству соименный! Кровью омылись твои страдания; ибо если не напасть, то не венец, если не мука, то не воздаяние; ибо всякий придерживающийся добродетели не может без многих врагов быть..." Позднее великий князь Юрий Всеволодович был канонизирован. День памяти - 4 (17) февраля.

    Еще большее внимание летопись уделяет подвигу князя Василько Константиновича Ростовского, который первым из русских людей стал именно новомучеником за веру, отказавшись подчиниться татарским языческим обрядам.

    Лаврентьевская летопись сообщает: "А Василька Константиновича вели с постоянным понуждением до Шерньского леса, и когда стали станом, принуждали его много безбожные татары принять обычаи татарские, быть в их неволи и воевать за них. Он же никак не покорялся их беззаконию, и много укорял их, говоря: "О глухое царство, оскверненное! Ничем не заставите вы меня отречься от христианской веры, хотя и нахожусь я в великой беде; как дадите ответ Богу, многие души погубив без правды? За их муки будет мучить вас Бог, и спасет души тех, кого погубили". Они же скрежетали на него зубами, желая насытиться его крови. Блаженный же князь Василько помолился... И в последний раз помолился: "Господи Иисусе Христе Вседержитель! Прими дух мой, да и я почию в славе Твоей". И сказал это и тотчас без милости был убит. И был брошен в лесу, и увидела его некая верная женщина и поведала о том богобоязненному мужу поповичу Андриану. И взял он тело Василька и обвил его саваном и положил его в укромном месте. Узнав об этом, боголюбивый епископ Кирилл и княгиня Василькова послали за телом князя и принесли его в Ростов. И когда понесли его в город, множество народа вышло навстречу ему, печальные слезы проливая, лишившись такого утешения. И множество народа правоверного рыдали, видя, что отходит отец сиротам и кормилец... И сего блаженного князя Василька сопричислил Бог смерти, подобно Андреевой, кровью мученической омылся он от прегрешений своих, с братом и отцом Юрием, великим князем. И это было удивительным, ибо и по смерти соединил Бог тела их: Василька принесли и положили в церкви Святой Богородицы в Ростове, где и мать его лежит...

    Был же Василько лицом красив, очами светел и грозен, безмерно храбр на охоте, сердцем легок, с боярами ласков. Кто из бояр ему служил и хлеб его ел и чашу его пил, тот никому другому князю, за любовь его не мог служить; особенно сильно любил Василько слуг своих. Мужество и ум в нем жили, правда и истина с ним ходили, во всем был искусен, все умел. И сидел он в доброденствии на отцовском столе и на дедовском, и скончался так, как слышали". За свой мученический подвиг князь Василько был прославлен Русской Православной Церковью. День памяти: 4 (17) марта.

    А уже вскоре Русь явила еще один подвиг мученичества. В 1246 г. черниговский князь Михаил Всеволодович, тесть князя Василько Ростовского, приехал в Золотую Орду, видимо, для того, чтобы получить ярлык на Черниговское княжество. Однако это посещение закончилось трагически - князь Михаил и его боярин Феодор были убиты по ханскому приказу.

    Через непродолжительное время было установлено церковное почитание невинно убиенных, и в те же годы (во всяком случае - до 1271 г.) было составлено краткое "Сказание" о Михаиле и его боярине Феодоре. Позднее, уже на основе этого "Сказания", возникли и другие повествования, в том числе и Житие Михаила Черниговского. Сюжет, связанный с гибелью Михаила Всеволодовича, стал крайне популярным в Древней Руси, ведь Михаил Черниговский и его боярин Феодор стали рассматриваться как одни из первых новомучеников за православную веру.

    В тексте "Сказания" очень важен тот момент, что Михаил сам проявляет инициативу совершить подвиг во славу Христову и не прельститься "славою света сего". Узнав об обычае хана Батыя заставлять христиан поклоняться языческим идолам, он, вдохновленный Божией благодатью и даром Святого Духа, сам вызывается поехать в Орду, что обличить батыево "прельщение" и доказать ему и всему миру, что вера христианская живет в сердцах русских людей. Получив благословение духовника, Михаил говорит: "По молитве твоей, отче, как Бог соизволит, так и будет. Я бы хотел кровь свою пролить за Христа и за веру христианскую". В этом желании князя поддержал и его боярин Феодор.

    Оказавшись в Орде, Михаил и Феодор не поддаются ни на уговоры царя, ни на просьбы бояр. Они стойко ждут своей участи, избранной ими самими. И когда посыльный татарского царя говорит князю: "Михаил, знай - ты мертв!", то Михаил твердо отвечает: "Я того и хочу, чтобы мне за Христа моего пострадать и за православную веру пролить кровь свою". А своим боярам он бросил под ноги свой княжеский плащ, как символ отказа от земной жизни: "Возьмите славу света сего, к которой вы стремитесь!"

    Смерть князя Михаила и боярина Феодора была страшна: сначала их долго и жестоко избивали, а затем отрезали головы. "И так, восхваляя Бога, пострадали и предали святые свои души в руки Божии оба новосвятых мученика" - заключает свой рассказ автор "Сказания".

    Таким образом, если летопись в сюжете о князе Василько Константиновиче наметила, то "Сказание" полностью сформулировало новый для русского религиозно-философского сознания идеал - мученика за веру, сознательно выбирающего смерть во имя Христа. Озабоченные погибелью Руси и ищущие ее спасения, древнерусские книжники видели путь спасения через мученичество во имя веры. Героическая смерть Михаила Черниговского - это своего рода жертва, принесенная русским народом во искупление своих грехов. Идея жертвенности становится крайне важной в XIII–XIV столетиях. Ведь добровольная и мученическая смерть - это не только подражание мученической смерти Христа, но и выражение Руси своей готовности пройти любые испытания, вынести любые тяготы во имя Божие. И, в итоге, заслужить спасение. Интересно, что позднее, в XVI веке, мученическая смерть Михаила Черниговского трактовалась уже с религиозно-мистических позиций. Так, появляются редакции Жития, в которых отрубленная голова князя чудесным образом остается живой после смерти. Голова, уподобленная голове Иоанна Крестителя, становится говорящей и произносит слова: "Я - христианин". Дни церковной памяти Михаила Черниговского - 14 (27) февраля и 20 сентября (3 октября).

    В те же годы своей праведной жизнь прославилась дочь князя Михаила Черниговского - преподобная Евфросиния Суздальская. Преподобная Евфросиния Суздальская (в миру - Феодулия Михайловна) (1212–1250) родилась в Чернигове и была старшей дочерью князя Михаила Всеволодовича и княгини Феофании. С детства Феодулия была сведуща в книгах, читала Аристотеля, Платона, Виргилия и Гомера. Особенно интересовалась “врачебной философией” античных медиков Галена и Эскулапа. В 15 лет была просватана за одного из сыновей владимиро-суздальского князя, но накануне свадьбы ее жених неожиданно скончался. После этого Феодулия постриглась в монахини Суздальского Ризоположенского монастыря под именем Евфросинии. В феврале 1237 г., когда на Суздаль обрушились орды Батыя, Евфросиния осталась в монастыре. Вскоре занялась врачеванием в монастырской больнице, спасла от телесных и душевных недугов многих тяжело больных людей. В 1246 г., узнав о поездке отца в Орду, решила поддержать его и в послании убеждала не поддаваться ни на какие уговоры, не изменять истинной вере и не поклоняться идолам. После смерти отца, поддержала намерение своей сестры Марии составить “Сказание” о мученическом подвиге Михаила Черниговского. После смерти преподобная Евфросиния была погребена в Суздале в Ризоположенском монастыре и сразу же началось церковное почитание инокини. В 1570 г. было найдено древнее Житие Евфросинии Суздальской. В 1571 г. преподобная была официально причислена к лику святых, а в 1699 г. были обретены ее нетленные мощи. День памяти: 25 сентября (8 октября).

    Вот так, XIII столетие явило миру удивительное чудо русской святости - трое святых оказались связаны узами родства: Михаил Черниговский, его зять Василько Ростовский и его дочь Евфросиния Суздальская.

    Но русская святость в XIII столетии не ограничивалась только образами новомучеников за веру. Одновременно в народном и церковном сознании возникают и образы князей-спасителей, способных мудростью своей и силой освободить, спасти Русь от иноземного "плена". И уже в первые годы монголо-татарского завоевания, среди других русских князей оказался князь, который, стал зримым символом будущего возрождения Руси. Это сын великого князя Ярослава Всеволодовича и внук великого князя Всеволода Большое Гнездо - Александр Ярославич Невский (ок. 1220–1263), получивший свое прозвание за победу над шведами на реке Неве. Александр Невский был не только выдающимся военачальником, но и мудрым политическим руководителем, не раз сумевшим путем дипломатических переговоров спасать Русское государство от разорительных татарских набегов и поборов. Уже при жизни он пользовался огромным уважением своих подданных, а вскоре после смерти было написано первое Житие великого князя, подчеркивающее истинную святость Александра Невского и ставшее начальным звеном в дальнейшей канонизации его, как русского святого.

    Самый ранний вариант Жития Александра Невского не имеет устойчивого названия и в разных рукописях именуется "житием", "словом" или "повестью о житии". Составление Жития относят к 80-м годам XIII в., а инициаторами его составления считают князя Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, и митрополита Кирилла. Первым центром почитания Александра Невского, как святого, в те же годы стал монастырь Рождества Богородицы во Владимире, где был похоронен князь и где, видимо, возникла первая редакция Жития. Автор этой редакции неизвестен, но, судя по всему, он был книжником из окружения митрополита Кирилла и современником последних лет жизни великого князя. Всего же, с распространением почитания Александра Невского, сложилось более пятнадцати редакций его Жития.

    В этом Житие нет подробного изложения биографии Александра Невского, что, судя по всему, и не входило в задачу неизвестного автора. Зато он концентрирует внимание на основных эпизодах из жизни князя, которые позволяют воссоздать, с одной стороны, его образ героического князя-воина, а с другой стороны, образ князя-христианина.

    Решению первой задачи служат рассказы о воинских подвигах Александра Невского, из которых особо выделяются победы над шведами и немецкими рыцарями на Чудском озере.

    Для решения второй задачи автор прибегает к более выразительным средствам. Прежде всего, описывая великого князя, он широко использует библейские образы, сравнивая качества Александра Невского с красотой Иосифа, силой Самсона, мудростью Соломона. Сам великий князь предстает перед читателями истинно верующим человеком. Он проявляет полную стойкость перед соблазном принять католичество в обмен на военно-политическую помощь Рима: "А от вас учения не примем", - гордо отвечает князь папским посланникам. Верный православному вероучению, Александр Невский каждый свой шаг освещает молитвой и упованием на Божию помощь. И Господь не оставляет его без Своей благодати.

    В Житие приводится рассказ о нескольких чудесах, явленных Господом в помощь великому князю. Так, перед битвой со шведами, старейшине земли Ижорской, некоему Пелугию явились святые братья Борис и Глеб, сказавшие: "Да поможем сроднику своему князю Александру". А во время Чудского сражения на помощь великому князю пришло "воинство Божие", которое видели в воздухе. И недаром сам Александр Невский, не раз проявлявший исключительную решимость, говорил: "Не в силе Бог, но в правде". Ведь, если Господь зримо являл свою помощь, то это значило, что правда находится на стороне русского великого князя и ведомой им державы.

    Образ святого князя-воина Александра Невского стал очень популярен в Древней Руси, а сам святой прославлялся как один из заступников за Русскую Землю. Позднее в разные времена и в разных памятниках будут записаны многочисленные свидетельства чудес, явленных святым Александром Невским. Он являл чудеса во время самых тяжелых и решительных периодов в истории Руси - во время Куликовской битвы, при взятии Казани. Иногда чудеса он совершал один, иногда со своими "сродниками" святыми Борисом и Глебом и другими князьями, признанными святыми. К Александру Невскому обращались с молитвами об исцелении от болезней. В 1547 г. был установлен общероссийский праздник в честь святого Александра Невского - 23 ноября, а в 1724 г. установили и новый праздник - 30 августа, в честь перенесения мощей благоверного князя из Владимира в Санкт-Петербург. Мощи святого князя-воина, заступника за Землю Русскую и по сей день хранятся в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской Лавре.


    Страница 1 - 1 из 2
    Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все
    © Все права защищены

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа села Новогромово

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Директор

    МКОУ СОШ с.Новогромово

    ____________/М.Г.Липин/

    Приказ от _________№ ____

    Программа факультативного курса

    «Духовное наследие России. Русские святые»

    9 класс

    Составила:

    Петрова Наталья Владимировна,

    учитель истории и обществознания

    высшей квалификационной категории

    Рассмотрено на заседании

    педагогического совета

    протокол от 30.08.2013г. №1

    2013-2014 учебный год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа факультативного курса «Духовное наследие России. Русские святые» разработана для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы.

    Рабочая программа по курсу «Духовное наследие России. Русские святые» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в соответствии с требованиями Го­сударственного стандарта основного общего образования.

    Программа включает в себя: пояснительную за­писку, тематический план, содержание тем и список литературы.

    Данный курс является интегрированным и включает в себя эле­менты знаний из различных областей человеческой культуры: истории, философии, литературы, живописи.

    «Духовное наследие России. Русские святые» - это один из разделов программы школы по духовно-нравственному воспитанию, который посвящен изучению про­блем: становления и развития православия в России; взаимоотношений Русской православной церкви и светской власти; влиянию личности на историю церкви и нравственное воспитание народа.

    Знание данного курса позволяет обучающимся глубже понять роль религии в культурологи­ческом аспекте, оценить события и факты истории, произведения искусства с иных, чем рационалисти­ческие позиции. В целом содержание курса несет в себе благоприятный нравственный заряд, что поло­жительно скажется на личности обучающихся. Ведущей темой программы является интегративная тема «История христианской Цер­кви в житиях ее святых» ( X XX вв. )

    Целью программы является воспитание духовности, уважения к прошлому, ценностям отечественной и мировой культуры (светской и духовной) на основе знакомства с материалом истории христианской Церкви в житиях святых.

    Задачи программы:

      Дать понимание учащимся о том, что основанием жизни христиан являлась духовная культура.

      На примере житий великих святых в историческом контексте разви­тия христианской культуры, истории Церкви, показа­ть ведущие добродетели и нормы христианской этики, высший уровень духовной жизни человека святого самопожертвование во имя любви к Богу.

      Ознакомление учащихся с событиями истории Отечества (X XX вв. ), христианской Церкви в житиях ее свя­тых.

      Сформировать понятия у учащихся о Христианском подвиге.

      Дать знания об отражении основных догматов христианства в памятниках зодчества, духовной литературы, живописи.

      Развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса.

      Создание представлений об исторических источниках духовно-краеведческого характера, их особенностях.

      Формирование системы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях, воспитание патриотизма, уважение к прошлому и настоящему христианского мира.

    Количество учебных часов по предмету, на которое рассчитана программа: 34 часа в год (1 час в неделю). Программа факультативного курса «Духовное наследие России. Русские святые» преду­сматривает такие виды деятельности обучающихся как: лекционные занятия (27 часов), в том числе с применением ИКТ (11 часов), семинары (3 часа) и экскурсии в местные церкви (4 часа – 1 раз в четверть).
    Запланирована экскурсия в краеведческий музей в 4 четверти.
    Формы обучения: комбинированный интегрированный урок, экскурсии, семинары, диспуты, лекции, обсуждения и др.
    Виды деятельности на уроке: рассказ учителя, обсуждение-размышление, создание мультимедийных презентаций, рассматривание иллюстраций, рисование, чтение, работа с историческими документами, исследовательские проекты и творческие работы, игры на тему нравственного выбора, доклады и другое.

    Содержание программы ориентирует на реализацию многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории нашей страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

    Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации старших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

    В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).

    Требования к уровню подготовки учащихся:



    Введение. (1 час)

    Россия - наша Родина. Почему Русь - Россию «святой именовали» Славяне - наши предки. Что такое канонизация.

    Первые святые Руси. (5 часов)

    Сыновья князя Владимира - святые бра­тья-княжичи. Евангельская притча о хозяине виноградника и работниках, пришедших в разный час. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. Мученики - страстотерпцы. Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии.
    Как почтили память святых Бориса и Глеба. Архитектурные памятники в честь свя­тых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах. Борисоглебский мона­стырь.
    Роль монасты­рей в утверждении христианской веры на Руси. Святой Антоний - основатель монаше­ства на Руси. Святой Феодосии Печерский.
    Храмы и святыни Киево-Печерской лавры. История создания церкви Успения Божией Матери. Чудотворная икона «Успение Божией Матери» (Печерская). Величайшая святыня лавры - мощи Печерских святых. Ближние и Дальние пещеры лавры. Святые: богатырь-инок Илья Муромец, Нестор Летописец, иконописец Алипий, врач Агапит, святой Кукша.

    Кирилл и Мефодий.

    Экскурсия в Свято-Никольский храм г.Черемхово. (1 час)

    Русские святые времен татарского нашествия. (4 часа)

    Междоусоб­ная вражда русских князей. Нашествие татар. Христиане-му­ченики: черниговский князь Михаил, боярин его Феодор, тверской князь Михаил, свя­той благоверный князь Олег Брянский, преподобная Ефросиния Суздальская. Святой благоверный князь Александр Невский. Отражение их подвига в духовной поэзии, жи­тийной литературе, иконописи. Христианская добродетель смирения, проявленная кня­зем-воином. В чем заключался подвиг князя?
    Русский фольклор - о понимании христианами действия Промысла Божиего в собы­тиях жизни, истории. Почитание памяти святых в объектах православной культуры.
    Святители Московские митрополиты Петр и Алексий. Как укреплялось Русское го­сударство. Как был построен Успенский собор Кремля. Значение служения митрополита Петра в возвышении Москвы. Детские годы святителя Алексия. Слава митрополита как молитвенника и чудотворца. Как митрополит ездил в Орду. Заслуги святителя в объединении князей вокруг Москвы.
    История возведения Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, Чу­дова, Богоявленского, Спасо-Андроникова монастырей. Общее и отличное соборов. Икона Божией Матери « Петровская ». Исто­рия ее написания митрополитом Петром.
    Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой бла­говерный князь Димитрий Донской. Годы татарского ига на Руси. Гибель русского кня­зя Василька Ростовского.
    Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Основание монастыря - центра духовной жизни Руси. Чему учил преподоб­ный Сергий русских князей.
    Защитники Отечества. Благословение князя Димитрия Донского на битву. Святые воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Святые сторожа Руси: Троице-Сергиева Лавра, Хотьков монастырь, Симонов монас­тырь, Донской монастырь. История чудотворных образов «Явление иконы святителя Николая князю Димитрию Донскому» и Божией Матери «Донская».

    Семинар. (1 час)

    Святые XVI -XVII веков (8 часов)

    Соловки - остров славной истории. Ученики преподобного Сергия основывают мо­настыри на северных землях. Послушник Кирилло-Белозерского монастыря - Савва­тий. Начало жизни святых Савватия и Германа на пустын­ном острове. Святой Зосима. Икона Божией Матери «Боголюбская» с житием преподобных Зосимы и Савватия.
    Соловецкий монастырь - духовная твердыня и военная крепость России.
    Святые Нил Сорокин и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии. Внешнее устроение Нило-Сорской Пустыни и Иосифо-Волоцкого монастыря как от­ражающее духовный смысл жизни их святых устроителей. Отражение в фольклоре и русской поэзии христианского понимания смысла жизни и пути преодоления страстей души; совесть как критерий чистоты души.
    Русские святые, Христа ради юродивые.Василий Блаженный. Заповеди Блаженства - законы счастливой жиз­ни. Добродетели, которыми украшен человек счастливый. Почему Христа ради юродивых на Руси называли счастливыми? Святой Христа ради юродивый Андрей, изображенный на иконе «Покров Божией Матери».
    История московского храма Василия Блаженного и иконы « Церковь воинствующая ». Святой Филипп, митрополит Московс­кий. Распространение православной веры на Дальнем Севере и Востоке. Укрепление цар­ской власти. Ее вмешательство в дела церковные. Борьба бояр за власть.
    Падение Ви­зантийской империи и самостоятельность Русской Церкви. Первые русские патриархи Иов, Гермоген, Филарет. Начало Смутного времени на Руси после смерти царя Бориса Годунова. Борьба за русский престол. Деятельность первых русских Патриархов. За­щитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Памятники русской культуры, увековечившие память деятелей Смутного времени. Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Как почтили память мо­нахов - защитников Троице-Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авра-амия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках.
    Исправление церковных книг. Патриарх Никон. Царская власть и церковная власть. Царь Алексей Михайло­вич Романов и Патриарх Никон. Исправле­ние богослужебных книг. Староверы, старообрядцы. Разрыв между царем и Патриар­хом. Русский Иерусалим Патриарха Никона - Новоиерусалимский монастырь - зримое напоминание христианам о святых ценностях.

    Экскурсия в Свято-Никольский храм с.Голуметь. (1 час)

    Семинар. (1 час)

    Русские святые и государство. Власть и церковь. (9 часов)

    Митрофан Воронежский, Арсений Мацеевич, Дмитрий Ростовский. Митрополит Московский и Коломенский Платон. Отношения с властью. Жития святых XVIII века.

    Тихон Задонский. Святитель Филарет. Власть и церковь во времена Петра Великого. Отмена патриаршества. Святейший Синод.

    Святитель Филарет. Серафим Саровский. Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов. Преподобный Амвросий Оптинский. Преподобный Иоанн Кронштадтский. Жития святых XIX века. Русская православная церковь в XIX веке.

    Патриарх Тихон. Елизавета Федоровна Романова. Последний русский царь Николай II с семьей. Канонизация царской семьи. Перезахоронение останков последней царской семьи.

    Экскурсия в храм в честь Казанской иконы Божьей Матери п.Тельма. (1 час)

    Семинар. (1 час)

    Экскурсия в краеведческий музей и храм во имя Василия Великого п.Михайловка. (1 час)

    Календарно-тематическое планирование

    Тема

    Количество часов

    Форма проведения занятия

    Дата

    Введение.

    Что такое канонизация.

    Лекция

    Первые святые Руси

    Первые русские святые – князья Борис и Глеб.

    Лекция

    Святая княгиня Ольга.

    Лекция, CD

    Князь Владимир Святой.

    Лекция, CD

    Феодосий Печерский

    Лекция

    Кирилл и Мефодий

    Доклады

    Экскурсия в Свято-Никольский храм г.Черемхово

    Русские святые времен татарского нашествия

    Александр Невский

    Лекция, CD

    Сергий Радонежский

    Лекция

    Князь Дмитрий Донской

    Лекция, CD

    Митрополит Петр и митрополит Алексий

    Лекция, CD

    Семинар

    Святые XVI – XVII веков

    Великий князь Иван III

    Лекция, CD

    Святые Савватий и Герман. Святой Зосима

    Лекция

    Василий Блаженный. История Московского храма

    Лекция, CD

    Экскурсия в Свято-Никольский с.Голуметь

    Нил Сорский и Иосиф Волоцкий

    Лекция

    Митрополиты Макарий, Филипп

    Лекция

    Святой Димитрий, Угличский страстотерпец

    Лекция, CD

    Патриархи Иов и Гермоген, Филарет

    Лекция

    Патриарх Никон. Царская и церковная власть

    Лекция, CD

    Семинар

    Работа с источниками, документами

    Русские святые и государство. Власть и церковь.

    Митрофан Воронежский, Арсений Мацеевич, Дмитрий Ростовский

    Лекция

    Митрополит Московский и Коломенский Платон

    Лекция

    Тихон Задонский. Святитель Филарет

    Лекция

    Экскурсия в храм в честь Казанской иконы Божьей Матери п.Тельма

    Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов

    Доклады

    Преподобный Амвросий Оптинский. Серафим Саровский

    Доклады

    Преподобный Иоанн Кронштадтский

    Лекция

    Патриарх Тихон

    Лекция, CD

    Елизавета Федоровна Романова

    Лекция, CD

    Последний русский царь Николай II с семьей.

    Лекция, CD

    Семинар

    Работа с источниками, документами

    Экскурсия в краеведческий музей и храм во имя Василия Великого п.Михайловка

    Итого

    34

    Учебно-методический комплект

    Для учителя

      Перевезенцев Сергей, Россия. Великая судьба. Москва, Белый город, 2006.

      Дейниченко П.Г., Эпоха Рюриковичей от древних князей до Ивана Грозного, Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2008.

      Божерянов И.Н., Романовы. 300 лет служения России, Москва, белый город, 2006.

      Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6 классах / Т. В. Рыжова. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 136 с.

      Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 5-6 классы» - Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

      Иванова С.Ф. Как вести себя в храме слова._М.: «Отчий дом», 2004

      Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома.-336с.

      Народные праздники. Метологические разработки и сценарии. Екатеринбург, 2008-183с.

      Православная культура. (по месяцам года)УМП.-М.: Издательский дом «Покров», 2004.

      Шевченко Л.Л. Мир детства: педагогика взаимодействия. - М., 1998.

      Шмелев И.С. Душа России. - СПб., 1998.

      Шмелев И.С. Лето Господне. - СПб., 1996.


    Для учащихся

    1. Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. - М., 1997.
    2. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. - М., 1999.
    3. Библия в пересказе для детей. - М.: Библейское общество, 1997.

    Электронные пособия

      Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 7-8 классы» [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

      Курс ОРКСЭ в дисках. (2 шт.). (400 Мб). – Москва. 2012.

      Церковная музыка.

      Видеофильм «Дмитрий Донской и святая Русь». (650 Мб). С-Петербург, 2009.

      Хроника царской семьи (Николай II ). Фото и видео материалы. Москва. 2009.

    Сергий Радонежский;

    Елизавета Федоровна Романова;

    Патриарх Тихон;

    Василий Блаженный. История Московского храма.

    Никитина С.С. учитель начальных классов МОУ «Новомичуринская СОШ№2» Пронского района Рязанской области Новомичуринск2016г.

    Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении -Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Они любили читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

    Святитель Василий, епископ Рязанский, чудотворец, жил в XIII столетии. Первые подвиги благочестия он совершал в Муроме. Там он принял монашество и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем пастве Муромской и Рязанской, был уже известен как «муж праведен и благочестив». В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках

    Родился старец Софроний в деревне Канино Сапожковского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье Лисиных 9 марта 1825 года, в день празднования Собору Киево-Печерских святых. Когда его крестили в церкви, то местный священник отец Василий дал младенцу имя Софроний, в честь преподобного Софрония, Печерского чудотворца.

    Рядом с монастырем отец Софроний вырыл колодец. Старец благословил купаться в нем всех страждущих и пить воду, чтобы исцеляться от всяких болезней.

    АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

    Любушка обладала даром провидения. Были люди, боявшиеся прозорливости Любы. Были и такие, которые не верили и смеялись над ней. Она переносила все терпеливо - улыбка почти не сходила с ее лица, которое, кроме обычной приветливости, выражало и большую силу воли.
    Любушка Рязанская Любовь Семеновна Сухановская родилась 10 сентября 1852 года, в семье небогатого пронского мещанина Семена Ивановича Сухановского и его супруги Марии Ивановны.

    Петр и Феврония
    Православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. Днём церковного почитания святых является 25 июня по старому стилю (8 июля по новому стилю.

    Олег Красный Пронский - великий князь рязанский. Во время монголо-татарского нашествия был ранен и захвачен в плен.В плену прожил 14 лет, но не уступил требованиям татар отказаться от христианской веры. Рязанский князь протерпел множества лишений и скорбей. После возвратился на родину княжил еще шесть лет. на Рязанской земле почитается как местночтимый святой, его икона находится в Свято-Преображенском Пронском монастыре

    Феофан Затворник - один из самых почитаемых святых и влиятельных богословов в России. Прожил 28 лет в Вышенском монастыре,из них 22 года взатворе.
    СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК (ВЫШЕНСКИЙ) (1815-1894)

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Монголо-татарское нашествие на русские земли

    Ответьте на вопросы: 1. Какие княжества существовали на русских землях перед монголо-татарским нашествием? 2. Какое из княжеств было наиболее могущественным?

    ЧТО НАМ ИЗВЕСТНО ПРО МОНГОЛО-ТАТАР? КОЧЕВНИКИ ХОРОШИЕ ВОИНЫ СКОТОВОДЫ ВСАДНИКИ С ДЕТСТВА В СЕДЛЕ

    1. В степях Азии издавна жили племена кочевников-монголов. 2. В конце XII ст. Тут возникает могущественная феодальная держава. 3. В 1206г. Хан Темучин стал ханом всей Монголии и взял себе имя Чингис-хан. Он объединил монголов и подчинил себе татар. 4. Он создал огромную конную армию. В ней существовала суровая дисциплина. 5. За наименьшее неповиновение воинов жестоко наказывали. МОНГОЛО-ТАТАРЫ

    ВООРУЖЕНИЕ МОНГОЛОВ

    ВООРУЖЕНИЕ РУССКИХ

    МОНГОЛЫ РУССКИЕ ХИТРОСТЬ ОПЫТ РАЗВЕДКА СКОРОСТЬ ДИСЦИПЛИНА СИЛА РАЗОБЩЁННОСТЬ САМОУВЕРЕННОСТЬ ПРЯМОТА

    Первое столкновение с монголами

    1223г. – битва на р. Калке Русские впервые пересеклись с этим степным народом, когда убили их послов. Этим они и с отрицательной стороны привлекли внимание монголов. Монгольские парламентёры были посланы на Русь с той целью, чтобы переубедить восточных славян поддерживать половцев. Последние были врагами монголов. В 1223 г. на реке Калке объединённая армия русских и половцев потерпела поражение от монголо-татар. На Русь надвигалось монголо-татарское нашествие...

    Причины поражения русских войск в битве на р. Калке: НАЗОВИТЕ

    Хан Батый Батый – внук Чингисхана и выдающийся полководец. Его имя в переводе с монгольского означает “хороший государь”. Родился в 1208 году.

    Начало нашествия Волжская Булгария 1235 г.

    Первая волна нашествия

    После 7-дневного штурма Рязань пала Монголы перебили его жителей, а город сожгли. Повернув на Владимир, они неожиданно стали нести серьезные потери. Отряд Евпатия Коловрата стал мстить за родной город. Но через месяц он погиб.

    Владимир Тверь Кострома Ярославль Ростов Первая волна нашествия

    Первая волна нашествия В марте 1238 года часть войск монголов подошла к реке Сити, где стояли основные силы владимирского князя. Русские были застигнуты врасплох и разбиты. Другая часть войска дойдя до Торжка р азвернулась, даже не попытавшись захватить Новгород. Почему? Силы монголов истощились, пора на отдых в степи

    Первая волна нашествия

    Жители Козельска залили водой крепостной вал и противник не смог с ходу овладеть крепостью из-за обра - зовавшегося льда. Через 49 дней город пал. Завоеватели не пощадили никого, включая грудных младенцев, « отрочят сосущих млеко». Малолетний князь Василий, по этому же летописному преданию утонул в крови: «о князи Василии не ведомо се: инии глаголяху, яко в крови утопе, понеж бо млад бе ». Чудовищный по последствиям для Северо-Восточной Руси набег был закончен.

    Первая волна нашествия

    В 1239 г. Батый собрав огромное войско двинулся на южные русские княжества.

    Поход Батыя на Южную Русь Киев Переяславль Чернигов

    Поход Батыя на Южную Русь Галич Владимир

    В 1237-1241 гг. русские княжества испытали опустошительное нашествие монголо-татар. Русские княжества, которые действовали врознь, были обречены на гибель. Однако героическое сопротивление Руси взорвал завоевательский запал монголов. Поселившись в степях, монголы учредили государство Золотая Орда, которая стала составляющей могучей монгольской империи. Русские княжества надолго попали под господство монголо-татар. Монголо-татарская нашествие стало поворотным пунктом в истории русских княжеств. Монгольское господство задержало и изменило их последующее развитие. ИТОГИ: Руины Десятинной церкви Киев

    Проверь себя Где и когда состоялась первая встреча русских и монголо-татар? Какое княжество первым было завоевано – монголо-татарами на Руси? Какое имя носил основатель Монгольской империи? Кто возглавлял татаро-монгольское войско во время нашествия на Русь? В каком году был захвачен Киев? Какой город татаро-монголы назвали злым? Время первого нашествия татаро-монголов на Русь Время второго нашествия татаро-монголов на Русь? Как называлось государство, возникшее на захваченных Батыем землях? Как называлась плата (продуктами, изделиями ремесла и людьми), которую население Руси отдавало монголо-татарам? Что такое иго?

    Запомните даты: 31 мая 1223 р. - битва на реке Калка. 1237-1241 рр. - монголо-татарская нашествие на Русь. 1239 р. - опустошение монголами Переяславской и Черниговской земель. Конец ноября - начало декабря 1240 р.- оборона Киева. 1240-1241 рр. - опустошение монголо-татарами Киевского и Галицко-волынского княжеств.


    Культура Руси времен татаромонгольского нашествия

    Проблемный вопрос:
    Как же случилось, что Русь почти на три века была покорена Золотой Ордой?
    Былины и летописи, устное творчество и письменная литература продолжали
    воспевать богатырей, удалых князей и их бесстрашные дружины, но все чаще и все
    сильнее в них стала звучать тема тревоги за будущее Руси, раздираемой
    княжескими усобицами.
    Чем же были обусловлены распри между тщеславными и гордыми князьями, так
    покорно склонившими головы перед монголами?
    Ответив на этот вопрос, мы лучше поймем особенности русской культуры в
    рассматриваемый период.

    Причины разрозненности русских княжеств:
    1)Проблема власти на Руси долгое время разрешалась
    на основе патриархальных традиций. Ярослав Мудрый
    в конце X - начале XI века установил закон
    наследования: после смерти великого киевского князя
    его престол наследует не старший сын, а следующий за
    самим князем брат. Если братьев не остается, наследует
    старший сын старшего брата, затем старший сын
    следующего брата и т.д., власть переходила от одного
    князя к другому по старшинству, при этом учитывались
    не только прямые, но и двоюродные и более дальние
    родственники.
    Такой порядок наследования власти получил название
    “лествичного права”. Сыновья князя, даже будучи в
    детском возрасте, получали от него какую-либо область
    под свою власть. Князья платили дань великому князю.
    Такое “общее” владение Русью - с постоянными
    сменами и переездами князей - препятствовало и
    окончательному формированию частной собственности.
    “Лествичное право” порядок
    престолонаследия
    к
    старшему в роде.

    2) Киевский князь распределял владения, судил, разбирал споры, но главные
    вопросы решал не единолично, а на общем совете князей.
    По поводу этого порядка, которого не знали ни Восток, ни Запад, историк Г. В.
    Вернадский заметил, что “...политическая жизнь русской федерации киевского
    периода строилась на свободе. Три элемента власти - монархический,
    аристократический и демократический - уравновешивали друг друга, и народ
    имел голос в правительстве по всей стране”.

    3) с умножением числа претендентов на власть и обособлением княжеств
    постепенно дробилась Русь.
    Политическая связь княжеств и земств (земель, группировавшихся вокруг
    значительных городов) с Киевом ослабевает, удельные князья перестают платить
    киевскому князю дань, не подчиняются его суду и не участвуют в общих решениях.
    Выделившиеся вокруг торговых городов области, такие, как Киевская,
    Черниговская и более поздние - Волынская, Владимиро-Суздальская и прочие,
    становятся самостоятельными, но и в них отношения между князьями и народом
    чреваты очередной смутой.
    Таким образом, разрозненность Руси достигла своего предела. Как только в
    великокняжеской семье разрушились понятия о старшинстве, каждый князь стал
    стремиться к усилению собственной власти и обогащению за счет других
    княжеств. Эгоистические устремления князей увеличивали изнутри слабость
    русских земель, а остальное довершила решительность, жестокость и
    целеустремленность монголов.

    Основные тенденции развития
    культуры
    Три века (XIII-XV) прошли под знаком борьбы
    против Золотой Орды. За это время культура
    Руси пережила два периода:
    1) с 1240 г. и до середины 14 в., который
    характеризуется заметным упадком во всех
    областях культуры. Это связано с монголотатарским нашествием и одновременной
    экспансией немецких, шведских, литовских,
    польских и венгерских феодалов.
    2) второй период - подъем национального
    самосознания и возрождением русской
    культуры. В результате иноземного вторжения
    центр общественно-политической и культурной
    жизни сместился на северо-восток, где
    постепенно устанавливалась гегемония Москвы,
    вокруг которой объединялись русские земли и
    начала
    возникать
    великорусская
    национальность.

    Битва на реке Калке
    31 мая 1223 г. монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в
    приазовских степях на реке Калке. Это было последнее крупное совместное
    военное выступление русских князей накануне нашествия Батыя. Однако в
    походе не участвовал могущественный русский князь Юрий Всеволодович
    Владимиро-Суздальский, сын Всеволода Большое Гнездо.
    Княжеские распри сказались и во
    время сражения на Калке. Киевский
    князь
    Мстислав
    Романович,
    укрепившись со своим войском на
    холме, не принял участия в битве.
    Полки русских воинов и половцев,
    перейдя Калку, нанесли удар по
    передовым отрядам монголо-татар,
    которые
    отступили.
    Русские
    и
    половецкие
    полки
    увлеклись
    преследованием.
    Подошедшие
    же
    основные
    монгольские
    силы
    взяли
    преследовавших русских и половецких
    воинов в клещи и уничтожили.

    Монголы осадили холм, где укрепился киевский князь. На третий день осады
    Мстислав Романович поверил обещанию противника с честью отпустить русских в
    случае добровольной сдачи и сложил оружие. Он и его воины были зверски убиты
    монголами. Монголы дошли до Днепра, но вступить в пределы Руси не решились.
    Поражения, равного битве на реке Калке, Русь еще не знала. Из приазовских степей
    на Русь вернулась только десятая часть войска. В честь своей победы монголы
    устроили "пир на костях". Захваченных в плен князей раздавили досками, на которых
    сидели и пировали победители.

    Подготовка похода на Русь
    Возвращаясь в степи, монголы
    предприняли
    неудачную
    попытку
    захватить
    Волжскую
    Болгарию.
    Разведка боем показала, что вести
    захватнические войны с Русью и ее
    соседями
    можно
    лишь
    путем
    организации
    общемонгольского
    похода.
    Во главе этого похода стал внук
    Чингисхана - Батый (1227-1255),
    получивший от своего деда в
    наследство все территории на западе,
    "куда ступит нога монгольского коня".
    Его главным военным советником стал
    Субедеи, хорошо знавший театр
    будущих военных действий.

    В 1235 г. на хурале в столице Монголии Каракоруме было принято решение об
    общемонгольском походе на Запад.
    В 1236 г. монголы овладели Волжской Болгарией, а в 1237 г. подчинили кочевые
    народы Степи.
    Осенью 1237 г. основные силы монголов, перейдя Волгу, сосредоточились на реке
    Воронеж, нацелившись на русские земли.
    На Руси знали о нависшей грозной опасности, но
    княжеские распри помешали объединить сипы для отпора
    сильному и коварному врагу.
    Отсутствовало единое командование.
    Укрепления городов возводились для обороны от соседних
    русских княжеств, а не от степных кочевников.
    Княжеские конные дружины по вооружению и боевым
    качествам не уступали монгольским. Но основную массу
    русского войска составляло ополчение - городские и
    сельские ратники, уступавшие монголам в вооружении и
    боевых навыках.
    Отсюда - оборонительная тактика, рассчитанная на
    истощение сил противника.

    Оборона Рязани
    В 1237 г. Рязань первой из русских
    земель подверглась удару захватчиков.
    Владимирский и черниговский князья
    отказали Рязани в помощи.
    Батый у стен Рязани (1237г.)
    Монголы осадили Рязань и направили
    послов,
    которые
    потребовали
    покорности и одну десятую часть "во
    всем". Последовал мужественный ответ
    рязанцев: "Если нас всех не будет, то все
    ваше будет".
    На шестой день осады город был взят,
    княжеская семья и оставшиеся в живых
    жители перебиты.
    На старом месте Рязань больше не
    возродилась (современная Рязань - это
    новый город, находящийся в 60 км от
    старой Рязани, раньше он назывался
    Переяславль Рязанский).

    Оборона Рязани

    Завоевание Северо-Восточной Руси
    В январе 1238 г. по реке Ока монголы двинулись во Владимиро-Суздальскую
    землю. Сражение с владимиро-суздальской ратью произошло у г. Коломны, на
    границе Рязанской и Владимиро-Суздальской земель. В этой битве погибло
    владимирское войско, что фактически предопределило судьбу Северо-Восточной
    Руси.
    Сильное сопротивление врагу в течение 5 дней оказывало население Москвы,
    руководимое воеводой Филиппом Нянкой. После взятия монголами Москва была
    сожжена, а ее жители перебиты.

    4 февраля 1238 г. Батый осадил Владимир.
    Расстояние от Коломны до Владимира (300 км) его войска прошли за месяц. На
    четвертый день осады захватчики через проломы в крепостной стене рядом с
    Золотыми воротами ворвались в город. Княжеская семья и остатки войск
    закрылись в Успенском соборе. Монголы обложили собор деревьями и подожгли.
    После взятия Владимира монголы разбились на отдельные отряды и подвергли
    разгрому города Северо-Восточной Руси. Князь Юрий Всеволодович еще до
    подхода захватчиков к Владимиру отправился на север своей земли, чтобы собрать
    военные силы. Спешно собранные полки в 1238 г. были разбиты на реке Сить
    (правый приток реки Молога), в битве погиб и сам князь Юрий Всеволодович.

    Битва на реке Сить
    Битва на реке Сить 4 марта 1238
    года между войсками Великого
    князя Владимировского Юрия
    Всеволодовича и полчищами
    монголо-татар
    под
    предводительством Бурундая.
    В результате поражения русских
    войск сопротивление князей
    Северо-Восточной Руси было
    сломлено.
    Монгольские орды двинулись на
    северо-запад Руси. Всюду они
    встречали упорное сопротивление
    русских. Две недели, например,
    оборонялся далекий пригород
    Новгорода - Торжок.
    Северо-Западная
    Русь
    была
    спасена от разгрома, хотя и
    платила дань.

    Дойдя до каменного Игнач-креста - древнего знака-указателя на Валдайском
    водоразделе (сто километров от Новгорода), монголы отступили на юг, в степи,
    чтобы восстановить потери и дать отдых уставшим войскам. Отход носил характер
    "облавы". Разделившись на отдельные отряды, захватчики "прочесывали" русские
    города. Смоленску удалось отбиться, другие центры были разгромлены.
    Наибольшее сопротивление монголам оказал в период "облавы" Козельск,
    державшийся семь недель. Монголы назвали Козельск "злым городом".
    Осада Козельска 1238
    г.

    Взятие Киева
    Весной 1239 г. Батый разгромил Южную Русь (Переяславль Южный), осенью Черниговское княжество.
    Осенью следующего 1240 г. монгольские войска, форсировав Днепр, осадили Киев.
    После длительной обороны, которую возглавил воевода Дмитр, татары разгромили
    Киев.
    В следующем 1241 г. нападению подверглось Галицко-Волынское княжество.

    Поход Батыя на Европу
    После
    разгрома
    Руси
    монгольские орды двинулись на
    Европу. Были разорены Польша,
    Венгрия,
    Чехия,
    балканские
    страны. Монголы вышли к
    границам Германской империи,
    дошли до Адриатического моря.
    Однако в конце 1242 г. их
    постиг ряд неудач в Чехии и
    Венгрии.
    Из далекого Каракорума пришло
    известие о смерти великого хана
    Угедея - сына Чингисхана.
    Это был удобный предлог, чтобы
    прекратить трудный поход. Батый
    повернул свои войска обратно на
    восток.

    Решающую всемирно-историческую роль в спасении европейской цивилизации от
    монгольских орд сыграла героическая борьба против них русского и других народов
    нашей страны, принявших на себя первый удар захватчиков. В ожесточенных боях
    на Руси погибла лучшая часть монгольского войска. Монголы утратили
    наступательную мощь. Они не могли не считаться с освободительной борьбой,
    развернувшейся в тылу их войск.
    А.С. Пушкин справедливо писал: "России определено было великое
    предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и
    остановили их нашествие на самом краю Европы... образующееся просвещение
    было спасено растерзанной Россией".

    Русские земли под властью Золотой Орды
    Внук Чингизхана - Батый - основал государство Золотая Орда.
    Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша (Крым,
    Северный Кавказ, часть земель Руси, расположенных в степи, бывшие земли
    Волжской Болгарии и кочевых народов, Западную Сибирь и часть Средней Азии).
    Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги (сарай в
    переводе на русский язык обозначает дворец).
    Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объединенных
    под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия.

    Столица Золотой Орды "Сарай-Бату"
    Столицей был город Сарай (в переводе – дворец), располагался он недалеко от
    нынешнего города Астрахань.

    Роль своеобразного аристократического совета играл "Диван", где решались
    военные и финансовые вопросы. Оказавшись в окружении тюркоязычного
    населения, монголы переняли тюркский язык. Местный тюркоязычный этнос
    ассимилировал пришельцев-монголов. Образовался новый народ - татары. В первые
    десятилетия существования Золотой Орды ее религией было язычество.
    Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале
    XIV столетия она могла выставить 300-тысячное войско. Расцвет Золотой Орды
    приходится на правление хана Узбека (1312-1342).
    В эту эпоху (1312) государственной религией Золотой Орды стал ислам.
    Затем так же, как и другие средневековые государства, Орда переживала период
    раздробленности. Уже в XIV в. отделились среднеазиатские владения Золотой
    Орды, а в XV в. выделились Казанское (1438), Крымское (1443), Астраханское
    (середина XV в.) и Сибирское (конец XV в.) ханства.
    Степняки-монголы не собирались жить среди русских лесов. Поэтому
    они предпочитали управлять через местную знать, полностью
    зависящую от них.

    Русские земли не вошли в состав, но они попали в вассальную зависимость
    от Орды. В 1242 г в северо-восточные княжества были отправлены послы, с
    требованием явиться к Батыю.
    Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в
    своих землях. Самым привлекательным был ярлык на владимирское княжество, т.к.
    теперь не киевский князь, а владимирский имел право на старшинство. Поездки
    русских князей в Орду сопровождались унижениями и часто заканчивались их
    смертью.
    Ярлы
    к

    Знаком ханской власти была также пайцза
    (на Руси ее именовали басмой) -
    верительная грамота хана.
    Пайцзы выдавались ордынским чиновникам,
    получившим особые полномочия от хана. В
    зависимости от полномочий обладателя
    пайцзы делались из золота, серебра, меди или
    дерева и различались рисунком (лев, дракон и
    т.д.). Русские князья зависели от воли хана так
    же, как ордынские вельможи. По воле хана
    они могли быть и возведены на престол, и
    казнены.
    Пайцза XIII века.
    На ней надпись: «Силою вечного Неба
    имя Мункэ-хана да будет свято».

    Русские князья перенимали монгольские порядки, в соответствии с которыми воля
    хана была законом, а беспрекословное повиновение ему – безусловной
    обязанностью подданных. Сами будучи рабами ханов, они не могли терпеть былых
    прав за своими подданными. К тому же князей теперь окружали выходцы из
    низших слоев населения, привыкшие к повиновению.
    Так подчинение Орде резко усилило деспотизм княжеской власти.

    Разоренные монголами русские земли были вынуждены
    признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Не
    прекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с
    захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от
    создания на Руси своих административных органов
    власти.
    Русь сохранила свою государственность. Этому
    способствовало и наличие на Руси собственной
    администрации и церковной организации. Кроме того,
    земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства, в
    отличие, например, от Средней Азии, Прикаспия,
    Причерноморья.
    Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков
    - руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью
    русских князей.
    Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай
    (зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в
    непокорную землю.
    Достаточно сказать, что только за последнюю четверть XIII в. было организовано 14
    подобных походов в русские земли.

    Некоторые русские князья, стремясь поскорее
    избавиться от вассальной зависимости от Орды,
    стали на путь открытого вооруженного
    сопротивления. Однако сил свергнуть власть
    захватчиков было еще недостаточно.
    Так, например, в 1252 г. были разбиты полки
    владимирских и галицко-волынских князей.
    Это хорошо понимал Александр Невский, с
    1252 по 1263 г. великий князь Владимирский.
    Он взял курс на восстановление и подъем
    экономики русских земель.
    Политику Александра Невского поддержала и
    русская церковь, которая видела большую
    опасность в католической экспансии, а не в
    веротерпимых правителях Золотой Орды.
    Сбор дани с конца ХIII в. был передан в руки
    русских князей.

    Последствия монгольского завоевания и
    золотоордынского ига для Руси
    Разные точки зрения
    1) Монгольское нашествие не оказало на Русь
    никакого воздействия, что ее культура, которая
    сложилась до времени нашествия, сохранила свой
    национальный облик, европейский по своей
    направленности.
    Во многом был прав Пушкин, заметивший, что
    “татары не походили на мавров. Они, завоевав
    Россию, не подарили ей ни алгебры, ни
    Аристотеля”. Монгольское нашествие не принесло с
    собой ни просвещения, ни культурных ценностей,
    значащих больше, чем те, которые были разрушены.
    Этой же точки зрения придерживались историки
    Сергей
    Соловьев
    (1820-1879)
    Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
    Василий
    Ключевский

    2) Противоположные взгляды высказывали писатель и автор “Истории государства
    Российского” Н. М. Карамзин (1766-1825) и историк Н.И.Костомаров
    (1817-1885).
    Карамзину принадлежит фраза: “Москва обязана своим величием ханам”,- в
    чем тоже есть своя доля истины. Сторонники этой точки зрения отмечали влияние
    монголов на юридические и политические стороны российской действительности.
    Н. М. Карамзин
    Н.И.Костомаров

    Монгольское иго привело к потере демократического управления на Руси.
    Прекратили существование городские собрания, народные вече (за исключением
    Новгорода и Пскова). Но когда русские вассалы получили от хана право самим
    собирать для него налоги, компетенция Великого князя Руси расширилась. Еще
    больше она выросла при Дмитрии Донском, который стал фактически единым и
    автономным правителем.
    За монгольский период великий русский князь стал более сильным правителем,
    чем его предшественники.
    Таким образом, монголо-татарское иго было одним из факторов
    образования самодержавия на Руси.

    Монголо-татары укрепили на Руси идею верховной власти. При этом
    власть монгольского хана была ничем не ограничена, носила абсолютный,
    деспотический характер. И этот принцип единовластия стал все глубже внедряться
    в политическую культуру русского народа. Власть, стоящая в центре всего, сама
    порождает право, находится вне и над правом.
    Царь стал понятием не правовым, а вероучительным (власть от бога).
    Титул «царь» был принят с 1547 по 1721 год.
    Грамота константинопольского
    патриарха об утверждении за
    Иваном IV царского титула

    Русский народ, уже почти два века живший в условиях непрерывных войн, устал
    от шаткости и непредсказуемости своего существования и возжелал надежного
    защитника. В картине мира в качестве спасителя возник - имевший к тому
    времени уже глубокие христианско-православные и ордынские корни - образ
    авторитарного правителя.
    Н.С.Трубецкой считает, что Московское государство возникло благодаря
    татарскому игу. Дескать, монгольское иго вывело русский народ из бытия мелких
    разрозненных племенных и городских княжеств на широкую дорогу
    государственности. Монголы, по его мнению, дали покоренным русским землям
    основы политической культуры, централизм, самодержавие, крепостничество. Это
    привело к созданию нового этнотипа, психологии русского человека.

    Г. В. Вернадский считает, что именно монголы привели к исчезновению
    демократических элементов в жизни городов: усилилась власть князя в городской
    области, затем Москва смогла расширить свое влияние за счет других, соседних
    городов и земель.
    Когда же Москва поглотила все удельные княжества, они оказались во власти
    московского князя. Бояре, владевшие крупными земельными наделами, потеряли
    право переходить к другому князю в случае недовольства своим правителем.
    Монголы, обладавшие большим опытом единоличного правления и жестокого
    безоговорочного подчинения верховному хану, наглядно продемонстрировали силу
    этого устройства. Со своей стороны население чувствовало, что добиться
    освобождения можно только объединившись вокруг сильного правителя.
    Г. В. Вернадский отмечает, что под влиянием монгольских порядков в
    московском княжестве были введены смертная казнь и телесные наказания, а
    впоследствии и воинская повинность.

    Возникло новое психологическое состояние народа, которое можно было бы
    назвать «национальной депрессией».
    Невозможность открытой борьбы с более сильным противником, тяготы и ужас
    подневольного состояния хорошо оправдывалось православной церковью - страдая
    на земле, обеспечиваешь в посмертии себе рай.
    Предельно жестокие ко всем, кто сопротивлялся им, монголы требовали только
    одного - полного, беспрекословного и раболепного поклонения. Однако Великая
    монгольская держава вовсе не было религиозной системой, а лишь культурнополитической. Поэтому она и навязывала покоренным народам только законы
    гражданско-политические («Чингисова яса»), а не религиозные.

    Для Орды была характерна широкая веротерпимость, более того -
    покровительство всем религиям. Требуя покорности и дани, полагая вполне
    естественным жить за счет побежденных народов, монголы не собирались
    покушаться ни на их веру, ни на их культуру. Они не только разрешали всем
    иноверцам свободное отправление религиозных обрядов, но и относились с
    определенным уважением ко всем религиям вообще.
    Вот почему православная церковь в России сохранила полную свободу
    деятельности и получила полную поддержку от ханской власти, что и было
    подтверждено особыми ярлыками (жалованными грамотами) ханов.

    В благоприятном положении оказались и монастыри - они были ограждены от поборов и
    разорений. Их число начало возрастать, но особенно бурный рост начался с середины XIV
    века, когда на Руси возникло сильное стремление к монастырской жизни. Отшельники бежали
    в дикие места, к ним присоединялись другие и так возникала обитель. Осваивались и
    заселялись все новые и новые земли вплоть до Северного моря.

    Последствия монголо-татарского ига
    1. Монгольское иго приостановило культурное развитие страны: были разорваны
    традиционные связи с Византией и Западной Европой.
    2. Русь во многом отстала от стран Западной Европы: здесь еще не сложился
    внутренний рынок, не было цехового объединения ремесленников, как на Западе.
    Феодальная раздробленность не способствовала созданию союзов феодалов, тем
    более образованию собственных политических институтов, таких, как парламент,
    который мог влиять на политику государства.
    3. Было уничтожено и угнано в плен большое количество населения
    4. Разрушены города.
    5. Пострадало от нашествия русское зодчество. Из-за отсутствия средств и
    мастеров-строителей на полвека полностью прекратилось каменное строительство.
    И даже возобновленное в конце XIII века, оно утратило многие прежние приемы
    строительной техники. Так, например, в XIV-XV веках московские мастера вновь
    вернулись к кладке стен из тесаного камня, хотя уже в первой половине XIII века
    владимиро-суздальские зодчие умели строить из камня и кирпича, плотного
    известняка и известкового туфа. Полностью исчезло самобытное искусство
    белокаменной резьбы, украшавшей строения ХП-ХШ веков.

    6. В ходе многочисленных набегов погибло огромное множество памятников
    письменности.
    7. Пришло в упадок летописание. По словам Д. С. Лихачева, оно «сужается,
    бледнеет, становится немногословным, лишается тех выдающихся политических
    идей и того широкого общерусского горизонта, которыми обладали русские
    летописи в XI и XII веках».
    8. Образованность и грамотность сохранял только тонкий слой православного
    духовенства, пощаженного «удивительной сметливостью татар» (А. Пушкин). Оно
    одно «в течение двух мрачных столетий питало бледные искры византийской
    образованности. В безмолвии монастырей иноки вели свою беспрерывную
    летопись». «Монголы, - писал Пушкин, - не походили на мавров. Они, завоевав
    Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля».
    9. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда
    освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные
    благодатные почвы получили название "Дикое поле".
    10. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание
    мелкотоварного производства и в конечном итоге задержало экономическое
    развитие.
    11. Замедлились темпы культурного развития русских земель.