Войти
Автомобильный портал - Двигатель. Замена свечей. Подсветка. Права и вождение
  • Притча о лжи Почему сила в правде
  • Притча о мухе и пчеле Споры об истории муха и пчела
  • Ндфл исчисленный и удержанный – в чем разница 6 ндфл исчисленный налог меньше удержанного
  • Механизм сложных периодических расчетов
  • История изменений регистрации в налоговой инспекции собственной компании
  • Что такое средний заработок и когда он применяется
  • Для чего большевикам нужна была культурная революция. Начало "культурной" революции — Гипермаркет знаний

    Для чего большевикам нужна была культурная революция. Начало

    С 1920-х гг. культурную революцию стали называть «третий фронт» наряду с индустриализацией («первый фронт») и коллективизацией («второй фронт»). Целью культурной революции считалось формирование нового человека, нового типа личности.

    Главными тенденциями культурного развития в этот период были следующие.
    1. Полное огосударствление сферы культуры. Все в этой области финансировалось государством, контролировалось и направлялось им. Важнейшим инструментом контроля была цензура. В годы первой пятилетки было введено бесплатное обязательное начальное обучение. Во второй пятилетке вводилось неполное (семилетнее) среднее образование в городах, а затем и в сельской местности. В стране сложилась единая трудовая общеобразовательная политехническая школа. К середине 30-х гг. в учреждениях народного образования был установлен строгий внутренний распорядок, четко организован учебный процесс, введены единые учебники, экзамены, аттестаты зрелости, дипломы и т. д.

    2. Политизация и идеологизация культурной жизни заключались в ее подчинении идейному контролю ВКП(б). В литературе и искусстве после творческого плюрализма и борьбы различных направлений в 1920-е гг., и в начале 1930-х гг. художественной интеллигенции стала навязываться идейно-творческая платформа социалистического реализма. Формалисты, модернисты и другие течения подверглись гонениям и были вытеснены из художественной жизни. Большое значение придавалось системе политического просвещения, через которую происходило распространение марксистско-ленинской идеологии, а фактически - сталинизма.

    3. Демократизация культуры проходила под лозунгами «Культуру - в массы!», «Искусство принадлежит народу» и т. д. В стране массовыми тиражами издавались произведения признаваемых классиков русской и зарубежной литературы. В столичных театрах бронировались места для рабочих промышленных предприятий («рабочая полоса»). В областных центрах, в Средней Азии, на Кавказе открывались вузы, театры, спортивные сооружения. К середине 1930-х гг. в стране была ликвидирована неграмотность населения в возрасте от 9 до 60 лет. Получило распространение образование без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки и т. д.),
    В связи с принятием Конституции СССР 5 декабря 1936 г. Сталиным был сделан вывод о том, что в СССР в основном победил социализм.

    В конце 1930-х гг. произошли изменения во внешнеполитическом курсе страны. Заключены советско-германские договоры 1939 г., в соответствии с которыми позднее в состав СССР были включены Западная Украина и Западная Белоруссия, в 1940 г. - страны Прибалтики, Бессарабия и Северная Буковина. В результате начатой СССР советско-финляндской войны (30.11.1939 - 12.3.1940 гг.), которая нанесла сильный удар по международному авторитету страны, к СССР отошел Карельский перешеек и др.

    22 июня 1941 г. Германия, нарушив договоры, напала на Советский Союз, что стало началом Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Великая Отечественная война, пройдя в своем развитии 4 крупных этапа - начальный (22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г.); коренного перелома (19 ноября 1942 г. – 1943 г.); освобождения СССР и разгрома фашистской Германии (1944 г. – 9 мая 1945 г.); советско-японской войны (9 августа – 2 сентября 1945 г., стала суровым испытанием для советского многонационального государства, его общественно-политической системы и вооруженных сил.

    С окончанием Второй мировой войны крутой поворот от сотрудничества к конфронтации, совершенный во внешней политике недавними союзниками, незамедлительно сказался как на внешней, так и на внутренней политике советского государства. Надежды на всестороннее послевоенное сотрудничество стран антигитлеровской коалиции рухнули, мир, разделенный «железным занавесом», вступил в эпоху «холодной войны », которая, то затихая, то обостряясь, продолжалась около полувека (1946 – 1991 гг.).

    Со смертью В.И. Сталина начинается новый этап в жизни страны, связанный с решениями ХХ съезда КПСС (1956 г.), либерализацией политической жизни страны, «оттепелью». Определенные успехи были достигнуты в науке и технике: создана первая в мире атомная электростанция (1954 г.), запущены первый спутник Земли (1957 г.), первый космический корабль с летчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным (12 апреля 1961 г.); расширились международные связи СССР, уменьшилась угроза ядерной войны (Договор о запрещении ядерного вооружения, 1963 г., и др.).

    1970-е гг. в жизни страны могут быть охарактеризованы таким понятием как «застой», связанный с именем Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежневым. С 1985 г. М.С. Горбачев и его сторонники начали политику перестройки, резко выросла политическая активность народа, сформировались массовые, в т. ч. национальные движения и организации. Попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране, была предпринята попытка государственного переворота (август 1991 г.), потерпевшая крах.

    В декабре 1991 г. Белоруссия, Россия и Украина констатировали прекращение существования СССР и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) (8 декабря 1991 г.). 21 декабря 1991 г. Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Украина в Декларации заявили о приверженности целям и принципам Соглашения о создании СНГ.

    Первый российский президент Б.Н. Ельцин находился на своем посту с 10 июля 1991 г. по 31 декабря 1999 г. Главной особенностью социально-экономического развития России в 1990-е годы была экономическая реформа, которая обеспечила переход страны от плановой экономики к рыночной, от социализма к капитализму.

    К концу 1990-х гг. была проведена радикальная экономическая реформа, составными частями которой стали: свобода цен, свобода торговли, приватизация (разгосударствление, денационализация) государственной собственности и, таким образом, в стране сложилась многоукладная экономика.

    В пока еще непродолжительной истории современной многопартийности можно условно выделить несколько этапов. Первый этап охватывает время с конца 1980-х гг. до 1991 года. Он характеризуется возникновением первых альтернативных политических объединений: от неформальных групп – до массовых партий и объединений. Перестройка, гласность, демократизация политической системы и возможность проведения альтернативных выборов во второй половине 1980-х гг. привели к возникновению множества политизированных групп.

    Относительная легализация альтернативных общественно-политических структур произошла в период выборов на I Съезд народных депутатов СССР весной 1989 года. Второй относительно непродолжительный этап охватывает период с момента распада СССР до 1993 года. Основная тема общественно-политического дискурса в это время перемещается с борьбы против компартии к проблеме выбора определенной социально-экономической модели.

    Третий этап российского партогенеза охватывает десятилетний период: с конца 1993 по 2003 гг. Он знаменуется проведением электоральной реформы (сентябрь-ноябрь 1993 г.) и введением так называемой «смешанной несвязанной» (мажоритарно-пропорциональной) электоральной формулы. Новое избирательное законодательство было включено Б.Н. Ельциным в известный Указ № 1400 от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в РФ».

    Период, последовавший за выборами в Государственную Думу первого созыва, может характеризоваться как время относительной стабилизации партийной системы, когда на политической арене устойчиво доминировали 4-5 объединений.

    Четвертый этап в истории новой российской многопартийности отсчитывается с начала работы IV Думы (2003 г.) и продолжается по сей день. С начала 2000-х гг. кардинально меняются правовые основы современной российской многопартийности, а само партийное строительство превращается в важный фактор государственной политики. Повышается правовой статус партий как особого субъекта политического процесса, впервые введено их государственное финансирование. В 2005 г. в результате принятия нового Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы» осуществился переход к пропорциональной системе, что дало партиям исключительную привилегию на выдвижение кандидатов в нижнюю палату парламента. Вместе с тем, государство ужесточило критерии «партийной селекции»: был повышен до 7% электоральный барьер (в 2005 г.), запрещены электоральные блоки в период подготовки к выборам, увеличены требования к минимальной численности партии и необходимому количеству региональных отделений. Следствием этого стало резкое сокращение числа политических партий РФ.

    Важной особенностью современной российской партийной системы стало доминирование так называемой «партии власти» в лице «Единой России». Другие партии оказались отодвинуты на периферию политической жизни. 26 марта 2000 г. состоялись досрочные выборы Президента РФ, на которых был избран В.В. Путин, находившийся в этой должности до 7 мая 2008 г. «Опорными точками» нового этапа развития государства и консолидации российского общества были названы рыночные отношения, патриотизм, социальная солидарность. Результатом социально-экономических реформ 90-х годов стало развитие рыночной экономики в России, начало интеграции страны в мировой рынок, но «шоковая» терапия имела негативные последствия: обнищание громадных масс населения, инфляцию, разрыв уровня доходов и потребления. Зарождение рыночной экономики изменило социальные условия жизни и ценностные ориентации людей.

    Избранием в 2000 году президентом страны В.В. Путина было положено начало выхода России из затянувшегося кризиса. Приоритетными направлениями стали: укрепление власти в стране, восстановление территориальной целостности России, усиление её позиций на международной арене.

    Культурная жизнь в СССР в 1920-1930-е годы.

    В культуре 1920-1930-х гг. можно выделить три направления:

    1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.

    2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками .

    3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).

    Культурная революция - изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В.И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации».

    Цели культурной революции:

    1. Перевоспитание народных масс - утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

    2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.

    3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

    4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

    5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

    6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

    Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населения. Перепись населения 1920 г. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населения). В 1919 г. был принят дек-рет Совнаркома «О ликвида-ции неграмотности ». В 1923 г. учреждено обще-ство «Долой не-грамот-ность » во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым . От-крылись тысячи изб-читален, где обу-чались взрослые и дети. По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51%. Открылись новые клубы, библиотеки, музеи, театры.

    Наука. Власть стреми-лась использовать техническую интеллигенцию для укрепления эко-номического потенциала Советского государства. Под руко-водством академика И.М. Губкина велось изучение Курской магнитной анома-лии, раз-ведка нефти между Волгой и Уралом. Акаде-мик А.Е. Фéрсман вёл геологические изыскания на Урале и Даль-нем Востоке. Открытия в области теории исследования космоса и ра-кетной техники сделали К.Э. Циолковский и Ф.А. Цáн-дер . С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Теорией авиации занимался основопо-ложник самолётостроения Н.Е. Жу-ковский . В 1929 г. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент - Н.И. Вавилов ).

    Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интелли-генции участ-вовать в политической жизни, влиять на об-щественное созна-ние. В 1921 г. упразднили автономию высших учеб-ных заведений. Про-фессоров и препо-давателей, не разде-лявших коммунистические убеж-дения, увольняли.


    В 1921 г. сотрудник ГПУ Я.С. Агрáнов сфабриковал дело о «Петроградской боевой организации». Её участниками была объявлена группа учёных и деятелей культуры, в том числе профессор В.Н. Таганцев и поэт Н.С. Гумилёв . Был расстрелян 61 человек, в том числе Гумилёв.

    В 1922 г. был создан специальный цензурный коми-тет - Главлит , осуществлявший контроль за «враждеб-ными вы-падами» против по-литики правящей партии. Затем создан Главрепет-ком - комитет по контролю репертуаров театров.

    В 1922 г. по инициативе В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого на двух «философских паро-ходах» из страны были высланы свыше 160 оппозиционно настроенных вид-ных учёных и деятелей культуры - философы Н.А. Бердяев, С.Н. Бул-гаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др. Был выслан П.А. Со-рокин (он учился в Ивановском крае, - впоследствии - крупнейший социолог США).

    В 1923 г. под руководством Н. К. Крупской прошла чистка библиотек от «анти-советских и антиху-дожественных книг». В их число попали даже произве-дения античного философа Пла-тона и Л.Н. Толстого . К сер. 1920-х гг. были закрыты ча-стные книгоизда-тельства и журналы.

    Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции. ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безогово-рочно пре-данной режиму. «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически, - заявлял Н.И. Бухарин. - И мы будем штамповать интеллигенцию, вырабаты-вать её, как на фабрике». В 1918 г. были отменены вступитель-ные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и уни-вер-ситеты (к 1927 г. - 148, в дорево-люционное время - 95). Например, в 1918 г. был открыт политехниче-ский институт в Иваново-Возне-сенске. С 1919 г. в вузах были созданы рабочие фа-культеты (раб-факи ) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей средне-го образования. К 1925 г. выпускники рабфа-ков со-ставляли половину студентов. Вы-ходцам из бур-жуазно-дворянских и интеллигентских «соци-ально чуждых» слоёв доступ к высшему об-разованию был затруднён.

    Школьная система 1920-х гг. Ликвидировалась трёхзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — реальное училище — коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы.

    Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 сту-пеней (1-я ступень - че-тыре года, 2-я - пять лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ), а кадры админи-стративного и технического персонала готовились в техникумах. Школьные программы были ориенти-рованы на коммунистическое воспитание. Вместо истории преподавалось обще-ствове-дение.

    Государство и церковь в 1920-е годы. В 1917 г. было восстановлено патриаршество. В 1921-1922 гг. под предлогом борьбы с голодом большевики начали изымать цер-ков-ные ценности. В г. Шуе были расстреляны прихожане, пытавшиеся воспрепятствовать изъятию церковных ценностей. В рамках политики «воинствующего атеизма» закрывались церкви, сжигались иконы. В 1922 г. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против служителей церкви, некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности.

    Возникла борьба между «староцерковниками» (пат-риарх Тихон ) и «обновленцами» (митрополит А.И. Введенский ). Патриарх Тихон был арестован и вскоре умер, пат-риаршество упразднено. В 1925 г. местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Пётр , но в декабре 1925 г. он был арестован и выслан. Его преемник, митропо-лит Сергий и 8 архиереев в 1927 г. подписали обращение, в котором обязывали священников, не признававших Советской власти, отойти от церковных дел. Против этого выступил митро-полит Иосиф . Многие священники были высланы на Соловки. Гонениям подверглись представители и других вероисповеданий.

    Литература и искусство в 1920-е гг. Продолжали публиковать свои произве-дения писатели и поэты «серебряного века» (А.А. Ах-ма-това, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.) В театрах работали режиссёры Е.Б. Вах-тангов, К.С. Станиславский , В.И. Немирович-Данченко, актриса М.Н. Ермолова. Устраивали вы-ставки последователи «Мира искус-ства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других объединений художни-ков (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др. ). Рево-люция дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского, А.А. Блока , С.А. Есенина. Большую актив-ность проявляли представители левомодернистских течений - футуризма, кубизма, кон-структивизма - в живописи, театре, архитек-туре (В.Э. Мейерхóльд, В.Е. Тáтлин и др.).

    Возникает множество новых литературных груп-п и организаций:

    Группа «Серапионовы братья » (М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Фе-дин и др.) искала новые художест-венные формы отражения послереволюционной жизни страны;

    Группа «Перевал » (М.М. Пришвин, В.П. Катаев и др.)выступала за сохранение преемственности и традиций русской литературы.

    Возникли литературно-художествен-ные объединения пролетарско-большевистской коммунистичес-кой ориентации:

    - Пролеткульт (1917-1932 г.) - формировал новую пролетарскую социалистическую культуру (А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский , Демьян Бедный );

    Литературная группа «Кузница » (1920-1931 гг.), вошла в РАПП;

    - Российская ассоциация пролетарских писа-телей (РАПП), (1925-1932 гг.) используя лозунг «партийности литературы» боролась с другими группами. Издавала журнал «На посту» ;

    Группа ЛЕФ «Левый фронт искусств » (1922-1929 гг.) - поэты В.В. Маяковский , Н.Н. Асеев и др.творили с учётом требований Пролеткульта, издавали журнал «ЛЕФ».

    Эти группы подвергли травле бес-партийных деятелей культуры, называя их «внутренними эмигран-тами» за укло-нение от воспевания «героики револю-ционных свершений». Критико-вались также «попут-чики» - литера-торы, поддержавшие Советскую власть, но допускавшие «ко-ле-бания» (М.М. Зощенко, А.Н. Толстой, В.А. Каверин, Э.Г. Багрицкий, М.М. Пришвин и др.).

    Культура рус­ского зарубежья

    Культурная жизнь в СССР в 1920–1930-е годы.

    В культуре 1920–1930-х гᴦ. можно выделить три направления:

    1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.

    2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками.

    3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).

    Культурная революция изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гᴦ. XX в., создание социалистической культуры. Термин ʼʼкультурная революцияʼʼ введён В. И. Лениным в 1923 ᴦ. в работе ʼʼО кооперацииʼʼ.

    Цели культурной революции.

    1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

    2. Создание ʼʼпролетарской культурыʼʼ, ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.

    3. ʼʼКоммунизацияʼʼ и ʼʼсоветизацияʼʼ массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

    4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

    5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

    6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

    Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населœения. Перепись населœения 1920 ᴦ. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населœения). В 1919 ᴦ. был принят дек­рет Совнаркома ʼʼО ликвида­ции неграмотности ʼʼ. В 1923 ᴦ. учреждено обще­ство ʼʼДолой не­грамот­ность ʼʼ во главе с председателœем ВЦИК М.И. Калининым . От­крылись тысячи изб-читален, где обу­чались взрослые и дети. По переписи 1926 ᴦ. грамотность населœения составила 51%. Открылись новые клубы, библиотеки, музеи, театры.

    Наука. Власть стреми­лась использовать техническую интеллигенцию для укрепления эко­номического потенциала Советского государства. Под руко­водством академика И.М. Губкина велось изучение Курской магнитной анома­лии, раз­ведка нефти между Волгой и Уралом. Акаде­мик А.Е. Фéрсман вёл геологические изыскания на Урале и Даль­нем Востоке. Открытия в области теории исследования космоса и ра­кетной техники сделали К.Э. Циолковский и Ф.А. Цáн­дер . С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Теорией авиации занимался основопо­ложник самолётостроения Н.Е. Жу­ковский . В 1929 ᴦ. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент – Н.И. Вавилов ).

    Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интелли­генции участ­вовать в политической жизни, влиять на об­щественное созна­ние. В 1921 ᴦ. упразднили автономию высших учеб­ных заведений. Про­фессоров и препо­давателœей, не разде­лявших коммунистические убеж­дения, увольняли.

    В 1921 ᴦ. сотрудник ГПУ Я.С. Агрáнов сфабриковал дело о ʼʼПетроградской боевой организацииʼʼ. Её участниками была объявлена группа учёных и деятелœей культуры, в т.ч. профессор В.Н. Таганцев и поэт Н.С. Гумилёв . Был расстрелян 61 человек, в т.ч. Гумилёв.

    В 1922 ᴦ. был создан специальный цензурный коми­тет – Главлит , осуществлявший контроль за ʼʼвраждеб­ными вы­падамиʼʼ против по­литики правящей партии. Далее создан Главрепет­ком – комитет по контролю репертуаров театров.

    В 1922 ᴦ. по инициативе В.И. Ленина и Л. Д. Троцкого на двух ʼʼфилософских паро­ходахʼʼ из страны были высланы свыше 160 оппозиционно настроенных вид­ных учёных и деятелœей культуры – философы Н.А. Бердяев, С.Н. Бул­гаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др.
    Размещено на реф.рф
    Был выслан П.А. Со­рокин (он учился в Ивановском крае, – впоследствии – крупнейший социолог США).

    В 1923 ᴦ. под руководством Н. К. Крупской прошла чистка библиотек от ʼʼанти­советских и антиху­дожественных книгʼʼ. В их число попали даже произве­дения античного философа Пла­тона и Л.Н. Толстого. К сер.
    Размещено на реф.рф
    1920-х гᴦ. были закрыты ча­стные книгоизда­тельства и журналы.

    Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции. ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безогово­рочно пре­данной режиму. ʼʼНам крайне важно, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически, – заявлял Н.И. Бухарин. – И мы будем штамповать интеллигенцию, вырабаты­вать её, как на фабрикеʼʼ. В 1918 ᴦ. были отменены вступитель­ные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и уни­вер­ситеты (к 1927 ᴦ. – 148, в дорево­люционное время – 95). К примеру, в 1918 ᴦ. был открыт политехниче­ский институт в Иваново-Возне­сенске. С 1919 ᴦ. в вузах были созданы рабочие фа­культеты (раб­факи ) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей средне­го образования. К 1925 ᴦ. выпускники рабфа­ков со­ставляли половину студентов. Вы­ходцам из бур­жуазно-дворянских и интеллигентских ʼʼсоци­ально чуждыхʼʼ слоёв доступ к высшему об­разованию был затруднён.

    Школьная система 1920-х гᴦ. Ликвидировалась трёхзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия - реальное училище - коммерческое училище) и заменялась на ʼʼполитехническую и трудовуюʼʼ среднюю школу. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы.

    Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 сту­пеней (1-я ступень – че­тыре года, 2-я – пять лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ), а кадры админи­стративного и технического персонала готовились в техникумах. Школьные программы были ориенти­рованы на коммунистическое воспитание. Вместо истории преподавалось обще­ствове­дение.

    Государство и церковь в 1920-е годы. В 1917 ᴦ. было восстановлено патриаршество. В 1921–1922 гᴦ. под предлогом борьбы с голодом большевики начали изымать цер­ков­ные ценности. В ᴦ. Шуе были расстреляны прихожане, пытавшиеся воспрепятствовать изъятию церковных ценностей. В рамках политики ʼʼвоинствующего атеизмаʼʼ закрывались церкви, сжигались иконы. В 1922 ᴦ. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против служителœей церкви, некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинœению в контрреволюционной деятельности. Возникла борьба между ʼʼстароцерковникамиʼʼ (пат­риарх Тихон ) и ʼʼобновленцамиʼʼ (митрополит А.И. Введенский ). Патриарх Тихон был арестован и вскоре умер, пат­риаршество упразднено. В 1925 ᴦ. местоблюстителœем патриаршего престола стал митрополит Пётр , но в декабре 1925 ᴦ. он был арестован и выслан. Его преемник, митропо­лит Сергий и 8 архиереев в 1927 ᴦ. подписали обращение, в котором обязывали священников, не признававших Советской власти, отойти от церковных дел. Против этого выступил митро­полит Иосиф . Многие священники были высланы на Соловки. Гонениям подверглись представители и других вероисповеданий.

    Литература и искусство в 1920-е гᴦ. Продолжали публиковать свои произве­дения писатели и поэты ʼʼсеребряного векаʼʼ (А.А. Ах­ма­това, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.) В театрах работали режиссёры Е.Б. Вах­тангов, К.С. Станиславский , В.И. Немирович-Данченко, актриса М.Н. Ермолова. Устраивали вы­ставки последователи ʼʼМира искус­стваʼʼ, ʼʼБубнового валетаʼʼ, ʼʼГолубой розыʼʼ и других объединœений художни­ков (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др. ). Рево­люция дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского, А.А. Блока , С.А. Есенина. Большую актив­ность проявляли представители левомодернистских течений – футуризма, кубизма, кон­структивизма – в живописи, театре, архитек­туре (В.Э. Мейерхóльд, В.Е. Тáтлин и др.).

    Возникает множество новых литературных груп­п и организаций:

    Группа ʼʼСерапионовы братья ʼʼ (М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Фе­дин и др.) искала новые художест­венные формы отражения послереволюционной жизни страны;

    Группа ʼʼПеревал ʼʼ (М.М. Пришвин, В.П. Катаев и др.)выступала за сохранение преемственности и традиций русской литературы.

    Возникли литературно-художествен­ные объединœения пролетарско-большевистской коммунистичес­кой ориентации:

    -Пролеткульт (1917–1932 ᴦ.) – формировал новую пролетарскую социалистическую культуру (А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский , Демьян Бедный );

    Литературная группа ʼʼКузница ʼʼ (1920–1931 гᴦ.), вошла в РАПП;

    -Российская ассоциация пролетарских писа­телœей (РАПП), (1925–1932 гᴦ.) используя лозунг ʼʼпартийности литературыʼʼ боролась с другими группами. Издавала журнал ʼʼНа постуʼʼ ;

    Группа ЛЕФ ʼʼЛевый фронт искусств ʼʼ (1922–1929 гᴦ.) – поэты В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев и др.творили с учётом требований Пролеткульта͵ издавали журнал ʼʼЛЕФʼʼ.

    Эти группы подвергли травле бес­партийных деятелœей культуры, называя их ʼʼвнутренними эмигран­тамиʼʼ за укло­нение от воспевания ʼʼгероики револю­ционных свершенийʼʼ. Критико­вались также ʼʼпопут­чикиʼʼ – литера­торы, поддержавшие Советскую власть, но допускавшие ʼʼко­ле­банияʼʼ (М.М. Зощенко, А.Н. Толстой, В.А. Каверин, Э.Г. Багрицкий, М.М. Пришвин и др.).

    Культурная революция» в 1920-е гг. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культурная революция» в 1920-е гг." 2017, 2018.

    4. «Культурная революция» в СССР

    культурная революция в СССР - совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры». Термин «культурная революция» введен В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»:

    «Культурная революция - это …целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы»

    Культурная революция была направлена на «перевоспитание» масс - на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.

    Культурная революция обусловлена такими преобразованиями в экономике и политике как установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.

    Культурная революция с одной стороны предусматривала ликвидацию неграмотности среди рабочих и крестьян, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование нового социального слоя - «социалистической интеллигенции», перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. С другой стороны - в системе народного образования ликвидировалась трехзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия - Реальное училище - Коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Таким образом, такие школьные предметы, как: логика, богословие, латинский и греческий языки, и другие гуманитарные предметы - из системы народного образования были удалены.

    В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты определенные успехи: по официальным данным переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70 %; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн чел.; до начала 1940-х гг. наблюдался расцвет науки и искусства, с 1960-х - рассвет советской космонавтики, высшие спортивные достижения, процветание сельской промышленности и многое другое. В культурном развитии, согласно официальной государственной информации, СССР вышел на передовые рубежи в мире.

    Главной задачей культурной революции была идеологическая пропаганда. Культурные преобразования находились под контролем коммунистической партии и государства. В области литературы и искусства, в средствах массовой информации основным художественным методом стал социалистический реализм.

    1. Философия. Не менее яростным было "наступление" большевизма на "философском фронте". Осенью 1922 г. из Советской России в Германию без суда и следствия были высланы десятки ученых, профессоров. Среди них - известные философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, социолог П. А. Сорокин, историк А. А. Кизеветтер и многие другие - всего около 160 человек.

    Власть сочла, что их деятельность - не более чем "литературное прикрытие белогвардейской организации". Отбором кандидатов на высылку занимался лично Ленин. В каком-то смысле это был гуманный шаг: все-таки они остались живы и могли творить, хотя и на чужбине.

    Сталин не оставил своим идейным противникам и этого шанса. В 30-х гг. это были "механицисты" (И. А. Боричевский, А. И. Варьяш, В. Н. Сарабьянов, А. К. Тимирязев) и "диалектики" во главе с А. М. Дебориным. Те и другие пытались развить марксизм применительно к идеологии большевизма.

    "Механицисты", склонявшиеся к позитивизму, цитировали Маркса: "Там, где прекращается спекуляция... начинается реальная положительная наука... Исчезают фразы о сознании, их место должно занять реальное знание. Когда начинают изображать действительность, теряет свои гагзоп сРе"Ьге самостоятельная философия" . Они полагали, что отрицание философии вполне адекватно умонастроению основателя марксизма.

    Их оппоненты - "диалектики", в свою очередь, находили опору для своих философских изысканий в тезисе Энгельса о том, что "из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика" .

    Ни один из этих подходов не устраивал Сталина. Принять позицию "механицистов" означало, что большевизм вообще отвергает философию, а следовательно, оставляет поле идеологической борьбы. По существу к такому же результату приводила и линия "диалектиков", сводивших философию к гносеологии и теории познания, т. е. отрывавших ее от политики. Поэтому Сталин распорядился не только "остановить механицистов", но и "перекопать навоз" деборинской группы. Постановление ЦК ВКП(б) «О журнале "Под знаменем марксизма"» от 25 января 1931 г. официально легализовало "борьбу на два фронта": уцелеть тогда удалось немногим участникам философской дискуссии.

    Чтобы пресечь всякое свободомыслие в философской сфере, Сталин в 1938 г. утвердил собственную схему диалектического и исторического материализма, которая на целые десятилетия стала краеугольным камнем партийной идеологии.

    2. Вопрос об интеллигенции. С целью ограждения марксизма от идейной критики в начале 20-х гг. были ликвидированы также гуманитарные факультеты в русских университетах . Их открыли заново только в 1934 г. За прошедшее время сложилось прямо-таки катастрофическое положение в историко-филологических науках:

    • была ликвидирована подготовка высококвалифицированных университетских кадров,
    • закрыты специализации по лексике, фонетике, морфологии, синтаксису русского языка, по русской литературе, фольклору,
    • не появилось ни одного фундаментального учебника по истории русской и советской литературы.

    Отрицательное отношение к прошлому привело к извращению и схематизму в освещении русского исторического процесса.

    "В настоящем своем виде, - отмечалось даже в официальных документах, - наши государственные университеты не только не являются подлинными социалистическими очагами науки, нередко они стоят значительно ниже обычных институтов и западноевропейских и американских университетов" .

    Вместо упраздненных факультетов создаются многочисленные "комвузы" и "партшколы", которые в соответствии с программой большевистских властей начинают "вырабатывать", "штамповать как на фабрике" новые кадры социалистической интеллигенции, чтобы они были "натренированы идеологически на определенный манер ". Интеллигентов же старой, дореволюционной формации объявляют "бревном, препятствием на пути развития по той простой причине, что они не понимали всего исторического масштаба происходивших событий" .

    Конечно, власть не могла обойтись без помощи интеллигентов-специалистов. Они нужны были в армии, на производстве, в сфере управления и образования. Но даже самые лояльные из них постоянно находились под угрозой репрессий, ибо, несмотря ни на что, признавались "в достаточной степени сволочью ", которая не верила ни в какое построение социализма и только и мечтала о том, как бы спустить большевиков "на демократическо-капиталистические рельсы" .

    Подобные подозрения в общем-то имели свой резон. И дело, разумеется, не в "контрреволюционности" интеллигенции. Обладая научными знаниями, она объективно сознавала бесперспективность "социалистического выбора" и всей своей профессиональной деятельностью пыталась ослабить разрушительные действия большевистской утопии .

    Фактически это ставило ее вне рядов "строителей коммунизма". По сути русская интеллигенция исподволь готовила события 1991 г., приведшие к развалу СССР.

    3. Наука. Недоверие к интеллигенции негативно отразилось и в подходе к науке. Идеологи большевизма, уверовав в абсолютную истинность материализма, не допускали и мысли, что наука может развиваться помимо всякой философской ориентации. Для них существовали только два критерия оценки научного знания -

    1. материалистический и
    2. идеалистический.

    Ученый может легко уклониться в идеализм (или в "поповщину", как говорил Ленин), если он сознательно не стоит на позициях материализма. Задача партии - помочь ему сделаться настоящим материалистом; при этом совершенно не принималась во внимание научная сторона дела.

    От такой партийной опеки русские ученые бежали без оглядки. Русский научный центр в Белграде установил наличие в эмиграции в 1930 г. около 500 ученых, в том числе более 150 бывших профессоров российских университетов и высших школ.

    Среди них были выдающиеся фигуры:

    • микробиолог С. Н. Виноградский, с 1922 г. живший во Франции и в течение тридцати лет возглавлявший там агробактериологическую лабораторию в Пастеровском институте;
    • палеоэколог, член Петербургской Академии наук Н. И. Андрусов;
    • почвовед В. К. Агафонов, автор работ по изучению почв и растительности Франции, Маньчжурии и Северо-Восточного Китая;
    • К. Н. Давыдов, автор капитальных трудов по сравнительной эмбриологии, и т. д.

    Невосполнимой потерей для России стал отъезд за границу ученых в области точных и технических наук:

    • химиков В. Н. Ипатьева, А. Е. Чичибабина и А. А. Титова,
    • авиаконструктора И. И. Сикорского, кораблестроителя В. И. Юркевича,
    • астронома Н.М. Стойко,
    • специалиста по электронной физике, одного из создателей телевидения В. К. Зворыкина,
    • крупнейшего ученого-механика С. П. Тимошенко и др.

    Власть периодически устраивала "чистки" научных рядов. Жертвами партийной бдительности в большинстве своем становились представители гуманитарных наук и наук о "живом" - биологии, физиологии, психологии и т. д. В массе своей невежественные, оторванные от реального процесса развития научного знания, большевики страшились любого, даже малейшего изменения в той "картине мира", которую они восприняли от Энгельса и Ленина. Им казалось, что все нужное для сохранения их идеологии открыто и исследовано, а все новое - это только почва для антипартийных "уклонов" и заблуждений. И уж, конечно, не могло быть и речи о сближении этого нового с философией марксизма.

    Достаточно остановиться на двух моментах - насаждении

    • "павловщины" в физиологии и
    • "лысенковщины" в агробиологической науке.

    Довоенные годы ознаменовались небывалым бумом в области изучения проблем физиологии и психологии. Наряду с павловской школой, считавшейся твердыней материализма, развивается ряд новых направлений, таких как бихевиоризм В. М. Боровского, "культурническая" психология Л. С. Выготского и А. Р. Лурии, "реактология" К. Н. Корнилова и др. Сторонники традиционной физиологии усмотрели в этом рост сопротивления идеологии марксизма-ленинизма и потребовали "разгрома буржуазно-идеалистических теорий" .

    Война 1941-1945 гг. на время ослабила напряжение в физиологической науке, но с приходом мирных дней все возобновилось с прежней силой.

    В 1948 г. была созвана специальная сессия Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), на которой учение И. П. Павлова провозглашается единственным надежным противовесом всей западной науке, "отравленной чуждой советским людям идеологией и политикой". Кроме того, оно принципиально противопоставляется всей предшествующей истории физиологии и психологии. "Нужно признать, - отмечалось в материалах сессии, - неправильной ту точку зрения, что Павлов якобы дал только дополнение к физиологии или что он создал еще одну главу этой науки.

    Правильнее будет, если мы всю физиологию разделим на два этапа - этап допавловский и этап павловский. Так же можно разделить и историю психологии. Психология допавловская построена на идеалистическом мировоззрении, психология павловская - по существу своему материалистическая. Это разделение по этапам касается и таких наук, как морфология, особенно морфология нервной системы" .

    Вряд ли сам великий физиолог согласился бы с такой оценкой его учения. Он прекрасно понимал, что даже при самых глубоких проникновениях в природу человека всегда "остаются физиологические подробности, требующие дальнейших разъяснений их механизма". И еще не факт, что эти разъяснения будут в пользу именно материализма.

    Канонизация "павловщины" привела к стагнации русской физиологии: имевшая в начале своего развития двух лауреатов Нобелевской премии - самого Павлова и Мечникова, она с тех пор не поднималась уже выше среднего уровня.

    Негативные последствия для развития другой биологической науки в СССР - генетики - имело и утверждение "лысенковского режима" в агробиологии.

    Своим взлетом Т. Д. Лысенко всецело был обязан поддержке Сталина: последнему нравилось, что "яровизатор", как называл себя сам Лысенко, прежде всего мыслит в понятиях противоположности, существующей между "социалистической" и "буржуазной" наукой.

    Не отвергая на словах селекционную теорию наследственности, Лысенко вместе с тем выступил за "построение нашей генетико-селекционной теории на основе материалистических принципов развития, действительно отражающих... диалектику наследования". Это приводило к отказу от главного постулата научной генетики, а именно от признания передачи свойств или признаков организма от предков к потомкам.

    Для Лысенко первостепенным фактором служили отношения организма с окружающей средой. Наследственность он определял как "свойство живого тела требовать определенных условий для своей жизни, своего развития и определенно реагировать на те или иные условия" . Это звучало материалистически, но не выдерживало критики с точки зрения законов творца генетики - Г. Менделя.

    И не только Менделя. Взгляды Лысенко противоречили логике дарвинизма, сочетавшего естественный отбор с видовой наследственностью. Сталинский "яровизатор" останавливался лишь на первой стороне теории английского натуралиста.

    Генетики, объединившиеся вокруг академика Н. И. Вавилова, бывшего тогда директором Всесоюзного Института растениеводства, пытались как-то обезопасить свою науку от "невежества" Лысенко, но тщетно. Лысенко был в силе и мог делать все, что хотел. Будучи президентом ВАСХНИЛ, он созвал 25 мая 1939 г. заседание президиума Академии, посвященное изобличению "генетиков-идеалистов". Вавилов решил дать бой. В докладе ученого звучала похвала генетике, подчеркивалось ее родство с дарвинизмом, со всей мировой биологической наукой.

    Тогда один из лысенковцев недовольно спросил: "А нельзя ли вам поучиться у Маркса... Марксизм - единственная наука. Ведь дарвинизм только часть, а ведь настоящую теорию познания мира дали Маркс, Энгельс, Ленин. И вот, когда я слышу разговоры, относящиеся к дарвинизму, и ничего не слышу о марксизме, то ведь может получиться так, что с одной стороны все кажется правильно, а если посмотреть с другой стороны, то окажется совсем другое". Лысенковец намекал на то, что если генетика связана с дарвинизмом, то и дарвинизм следует пересмотреть идеологически.

    Вавилов воспротивился такому "навешиванию ярлыков", но тут последовал "оргвывод" Лысенко: "Вы мне не подчиняетесь идейно, а раз не подчиняетесь вы, не подчиняется и ВИР (т. е. вавиловс-кий институт. - А. 3.)... Я говорю сейчас, что нам нужно принять какие-то меры, так нельзя, так дальше работать нельзя" .

    Вскоре великий ученый был арестован и приговорен к смертной (!) казни. Погиб он в 1941 или 1942 г. в саратовской пересыльной тюрьме.

    Окончательно генетика была добита на упоминавшейся выше сессии ВАСХНИЛ 1948 г.

    4. Суды чести. Участь генетики и физиологии разделили и другие науки - политэкономия, языкознание, эргономика, теория литературы и т. д. Казалось, власть мстила науке за свою необразованность , оторванность от мировой культуры, насаждая "единомыслие" и "упрощенство".

    Все должны были быть только "марксистами-ленинцами";
    всякая иная идеологическая позиция либо подводилась под "статью",
    либо подлежала "суду чести".

    Последнее новшество появилось в 1947 г. по прямому указанию Сталина и было призвано, в дополнение к официальным судам, осуществлять "общественный" контроль за умонастроением и поведением интеллигенции. "Суды чести" проводились в государственных учреждениях, институтах, трудовых коллективах. Они, по словам одного из тогдашних партийных чинов, "заряжали" работников умственного труда "огромной большевистской страстью", вызывали у всех "рвение, искреннее стремление покончить со старыми приемами, навыками в научной, публицистической и организаторской работе" .

    Так насаждалась "сталинократия" - система произвола властей и рабского бессилия общества.

    По такой же схеме создавался и послевоенный социалистический лагерь, представлявшийся новым шагом на пути построения коммунизма -"светлого будущего всего человечества". Методы "культурной революции" в странах "народной демократии" полностью копировали советский образец.

    5. Гулаговские ученые. Но, конечно, не одним террором держалась советская система. Большевики всячески поддерживали развитие научно-технических знаний, создавали разветвленную систему профессионально-технической подготовки.

    Лозунг "овладеть техникой" был одним из главных мотивов довоенных пятилеток. Сталин часто повторял его. Первая речь на эту тему была адресована им молодежи весной 1928 г., когда началась индустриализация страны. "Пора большевикам самим стать специалистами. Техника в период реконструкции решает все", - говорил он, выступая перед хозяйственниками 4 февраля 1931 г. Был определен и срок реализации этой задачи: "Максимум в десять лет мы должны пробежать то расстояние, на которое мы отстали от передовых стран капитализма" .

    Сперва избиение кадров, а потом война помешали осуществлению этого замысла. Победа стоила десятки миллионов жертв. Власть это восприняла как дополнительный аргумент в пользу развития новых технологий. Способ же достижения цели остался прежний - гулаговский. В "энкеведевских" лагерях создаются закрытые лаборатории и КБ, которые впоследствии разрастаются в мощные научные центры, обслуживающие на условиях секретности и анонимности советский ВПК - военно-промышленный комплекс.

    Там начинали "ученую карьеру" многие светила официальной науки - создатели атомных и водородных бомб, специалисты в области ракетостроения и космонавтики, авиаконструкторы, военные химики и биологи, т. е. все те, кто обеспечивал "конкурентоспособность" СССР в "холодной войне" с мировым капитализмом.

    Война эта была безобразно проиграна, а секретные научно-технические монстры быстро развалились один за другим. Попытки адаптировать их к гражданской жизни успеха не имели.

    Таким образом, даже "выдающиеся достижения" советской науки оставались в кругу партийных интересов. Они фактически не оказывали влияния на преобразование и совершенствование общественных отношений, культуры. Народ как был, так и оставался беден, производство сковывалось путами устаревших технологий и управления, образование с каждым годом утрачивало связь с общими тенденциями развития современного знания и все более превращалось в простое средство идеологического воспитания молодежи.

    6. Школа. О материальном положении советской школы не приходится и говорить. В августе 1930 г. в СССР вводится обязательное начальное обучение детей в возрасте 8-10 лет. С конца 40-х и до конца 50-х гг. осуществляется переход на семилетнее, или неполное среднее образование. В 1958 г. вместо семилетнего вводится всеобщее обязательное восьмилетнее образование молодежи. Наконец, в 70-х гг. намечается программа перехода на полное среднее образование, которая в основном реализуется к 1985 г.

    Вместе с тем финансирование школы, на первых порах вполне удовлетворительное, все более переходило на "остаточный принцип". Так, если до начала 60-х гг. на школу выделялось до 20 % государственного бюджета Российской Федерации, то затем расходы на школу начинают устойчиво сокращаться и достигают 7,3% в 1975 г. и 5,2% в 1985 г. Можно сказать, что введение всеобщего среднего образования по сути дела не было обеспечено соответствующими финансовыми условиями, материальной базой. Отставание средней школы сказывалось и на качестве подготовки специалистов в вузах.

    Словом, вся политическая система СССР, ядром которой была коммунистическая партия, как это ни парадоксально, работала на самоуничтожение. Несмотря на то, что русский народ, воодушевленный победой над фашизмом, оказал "доверие советскому правительству" , власть нисколько не изменила своей сущности . Страшась любого проявления нелояльности к себе, она вновь раскрутила маховик репрессий и преследований. Этого народ простить больше не мог и, отвернувшись от режима, предоставил его собственной участи. Время довершило падение тоталитарной системы.